Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История
Революционные войны
Bitva pri fleruce
Время 20 мая 1792 года - 7 сентября 1812
Место Европа, Индия, Новый Свет и Мировой океан
Итоги Санкт-Петербургский конгресс
Причина Великая Французская революция, экспансия Французской республики
Участники
Франция (1790-94) Королевство Франция (1792)
Флаг Французской Империи Французская республика (с 1792)
Батавия Батавская республика (с 1795)
Рейнская республика Рейнская республика (с 1796)
Вюртемберг Швабская республика (с 1796)
Бавария Баварская республика (с 1796)
Флаг Циспаданской республики Циспаданская республика (1796- 1797)
Флаг Италии Транспаданская республика (1796- 1797)
Испания Испания (до 1811)
Флаг Пруссии Пруссия (1809-1811)
Флаг Священной Римской Империи Священная Римская империя
Флаг Габсбургов Австрия
Флаг Пруссии Пруссия (до 1795)
Флаг Королевства Русь Королевство Русь (1795-1811)
Великобритания Великобритания
Испания Испания (1793-1795)
Flag of Portugal (1750).svg Португалия (с 1793)
РСП Республика Соединенных Провинций (1793-1795)
Брабант Королевство Нидерланды (1792-1794)
Флаг Сардинии Сардиния
Сицилийское королевство Сицилия (с 1793)
Королевство Неаполь Неаполь (с 1793)
Другие итальянские государства

Революционные войны, также Европейские конфликты - серия кровопролитных и масштабных вооруженных конфликтов в Европе между Французской республикой и ее союзниками с одной стороны и альянсом противостоящих ей монархий во главе с Великобританией и Австрией. Эти войны были основным событием европейской истории начала XIX века, они оказали решающее влияние на развитие Европы и, косвенно, всего человеческого мира.

В противостояние на той или иной стороне оказались вовлечены практически все значимые европейские страны; единственным заметным исключением была Российская империя, чье руководство полностью посвятило себя восстановлению государственности, хозяйства и торговли. Состав коалиций менялся, некоторые правительства переходили на вражескую сторону в погоне за исполнением собственных целей; многие политические режимы в ходе конфликта серьезно изменились.

Финальным актом Революционных войн стал Санкт-Петербургский мирный конгресс, на котором французы, англичане, австрийцы, немцы и другие народы обсудили условия жизни в новой Европе. Мирный конгресс стал началом нового периода в истории Европы, замена которому придет лишь в результате Братской войны.

Предыстория[]

Королевство Франция продолжительное время выступала главным противником такой могущественной династии, как род Габсбургов; между правящими домами регулярно происходили напряженные вооруженные конфликты, каждая сторона мешала другой занять господствующее положение в Старом свете... И, по иронии судьбы, Бурбоны оказались одновременно и династией, приведшей королевскую Францию к самой последней ступени европейского доминирования, и династией, что похоронила собственные достижения. Ворох нерешенных социальных, политических и экономических проблем все рос, а политическая элита, люди, в теории призванные управлять нацией и врачевать ее невзгоды, предпочитала забыться в надменной роскоши, лени и всех возможных пороках. Тем временем, вопреки всему, обрело богатство презираемое аристократами третье сословие, у него появились потенциальные вожди - провинциальные адвокаты и другие юристы, маргинализированные дворяне, начинающие журналисты и другие интеллектуалы, болезненно чувствовавшие реальную или придуманную ими несправедливости, ознакомленные с cочинениями философов Просвещения и необычайно высоко ставившие идеологические ценности. Официальное французское правительство долгое время старалось сохранять хорошую мину при плохой игре, но в 1789-м году пришлось впервые за несколько столетий созывать Генеральные штаты для вотирования новых налогов, без которых правители отчаялись свести в бюджете концы с концами. Отказ аристократов и первосвященников из Совета нотаблей поддержать абсолютную монархию и платить из своих карманов, а равно и попытка задобрить третье сословие удвоив число его представителей (при попытке сохранить архаичное устройство представительного органа) привели французскую монархию на самую грань катастрофы.

В 1789-м году Старая Европа, Европа блестящих златом корон и покрытых пурпуром тронов, вошла в свой кризис. Революционные события в Париже постоянно ускорялись, столица Франции зажила новой жизнью, стремительной и непрощающей. Кабинеты формировались и падали за несколько месяцев; всемогущие временщики моментально теряли власть (нередко с головой), а некогда бесспорные владыки Франции стали лишь заложниками во дворцах и замках. Самые умные или удачливые из них успели уехать за границу, под защиту других монархов, приспособленцы попытались войти в состав новой элиты с различной степенью успешности, а безрассудные или верные присяге находили быструю смерть на городских улицах и полях деревень. В Париже принимаются законодательные акты, прорывные по меркам своего времени; Декларация прав человека и гражданина, ликвидация феодальных повинностей, обременявших крестьянство, защита интересов предпринимателей и буржуа через принятие рабочего законодательства в интересах именно их сословия и так далее и тому подобное . Постепенно революция принимала все более и более радикальные обороты: от нее отходили дворяне и священники, солидарность которых с третьим сословием в свое время позволила Штатам навязать свою волю монаршему двору.

Угроза Старому порядку стала очевидной в 1791-м году, когда французский король попытался сбежать из страны, но был перехвачен. Революционный ажиотаж во Франции вышел на принципиально иной уровень; популярность конституционных монархистов, умеренных, наконец, самого короля Франции, оказалась попросту уничтожена, зато все громче и сильнее раздавались голоса в защиту республиканского строя. De facto власть в стране окончательно перехватили депутаты, умело воспользовавшиеся окончательным морально-политическим банкротством Людовика XVII, и основные правители Европейского континента - император Священной Римской империи Леопольд II и король Пруссии Фридрих-Вильгельм II - подписали в августе 1791 года Пильницкую декларацию, в которой они призвали остальные европейские государства присоединиться к их альянсу, направленному на восстановление французской монархии в ее единовластном величии. Подобное заявление о своих намерениях привело скорее к обратному результату; как французское простонародье, так и революционные элиты восприняли декларацию как грядущее объявление войны - многие посчитали декларацию подтверждением слухов о предательстве Людовика XVII, а остальные боялись потерять свою новообретенную власть и оказаться на плахе за измену.

Они (европейские державы) не откажутся посильно принять, совместно с их величествами (императором Австрии и королем Пруссии), самые действительные средства, чтобы доставить королю Франции возможность свободно установить основы монархического правления, одинаково соответствующие как правам государей, так и благополучию французской нации. (Из Пильницкой декларации, август 1791)

Стоит отдельно отметить, что правящие кабинеты Вены, Лондона и Берлина пытались обратиться к Санкт-Петербургу за помощью, сыграть на традиционалистских симпатиях Павла I и привлечь его к борьбе с революционной заразой. На словах Павел Петрович действительно поспешил на выручку... Но только на словах, присоединившись к формальной антифранцузской декларации намерений и запретив ввоз из Франции новых книг, газетных изданий или любой иной публицистики. Правитель Империи, совсем недавно испытавшей новое Смутное время, не питал иллюзий насчет могущества или средств, находившихся в его распоряжении - их едва хватало для удержания контроля над вновь обретенными Романовыми землями. Ему предстояло решать множество проблем и трудностей дома, так что подавляющее большинство событий Революционных войн пройдет без участия Российской империи.

Ход военных действий[]

Война первой коалиции[]

Война второй коалиции[]

Санкт-Петербургский мирный конгресс 1812 года[]

Итоги и последствия[]

В культуре[]

Advertisement