ФЭНДОМ

Республика Босния и Герцеговина, Босния и Герцеговина, БиГ (босн. Republika Bosna i Hercegovina,

Республика Босния и Герцеговина
800px-Flag of Bosnia and Herzegovina (1992-1998).svg 521px-Coat of Arms of Bosnia and Herzegovina (1992-1998).svg
РБиГ
Год основания: 1992
Официальный язык: Боснийский
Гимн: Jedna si jedina
Столица: Бихач
Форма правления: Парламентская республика
Глава государства: Президент Боснии и Герцеговины
Глава правительства: Председатель Совета Министров
Правящая партия: "За Боснию и Герцеговину!"
Государственная религия: Светское государство (преобладает ислам)
Территория: 13 582,3 кв. км. км²
Население 1,076 млн человек чел.
Валюта: Боснийский динар
BiH) - государство в Юго-Восточной Европе, в западной части Балканского полуострова. Население - 1,076 млн. человек. Площадь - 13 582,3 кв. км. Имеет границу с Хорватией и Союзной Республикой Югославией. Столица - город Бихач. Крупнейшие города - Тузла, Бихач, Зеница, Мостар.

Государственное устройство

Политическая система

Босния и Герцеговина - демократическое унитарное правовое государство с президентской формой правления.

Административно-территориальное деление

Республика Босния и Герцеговина разделена всего на 4 кантона, которые делятся на 79 общин. Орган местного самоуправления кантона — собрание (skupština), исполнительно-распорядительный орган кантона — правительство (vlada), орган местного самоуправления общины — общинный совет (Općinsko vijeće), исполнительно-распорядительный орган общины — начальник общины (Načelnik općine).

В 1996 году выносился вопрос о увеличении числа кантонов путем раздробления старых на несколько новых. Однако, одобрения этот проект не получил.

История

Боснийская Война

На протяжении большей части Боснийской Войны Босния и Герцеговина контролировала лишь небольшую часть земель, на которые претендовала. Более половины этих территорий контролировали войска Республики Сербской, а ещё четверть - Хорватская Республика Герцег-Босна. Полностью силы Боснии и Герцеговины не были разбиты лишь потому, что основные свои войска Республика Сербская направила на их столицу - город Сараево. Лишь с падением Сараева в 1994 году из-за уничтожения сербскими диверсантами Сараевского туннеля войска Республики Сербской начали активное наступление на позиции боснийцев, взяв в осаду крупный город Тузла.

Дабы предотвратить окончательный раздел Боснии и Герцеговины и усиление Югославии, страны Запада организовали переговоры между воюющими сторонами, закончившиеся Вашингтонскими Соглашениями, которые установили новые границы на Балканах и определили государственное устройство Боснии и Герцеговины. Окончательно БиГ стало унитарной парламентской республикой.

Уход Алии Изетбеговича из политики, кризис девяностых

После фактического разгрома Боснии и Герцеговины её президент Алия Изетбегович уходит в отставку и покидает политику. Одновременно с этим главой Партии Демократического Содействия становится его сын Бакир Изетбегович, но из неё уходят старые политики и партия резко теряет популярность из-за проигранной войны. Фактически новую силу набирает популистская консервативная партия "Союз за лучшее будущее Боснии и Герцеговины" (в реальности основанная в 2009 году), к которой примкнули некоторые генералы Боснийской Войны, например Сефер Халилович, постепенно возглавивший её ультраправое крыло.

Из-за кардинального изменения политической ситуации и отставки президента было принято решение о новых президентских и парламентских выборов. Большее число мест получили две партии, сформировав в Боснии на долгое время двупартийную систему: лево-центристская демократическая Партия Демократического Содействия и радикальная право-консервативная партия Союз за лучшее будущее Боснии и Герцеговины (в народе просто Союз). Они получили примерно одинаковое количество мандатов с небольшим перевесом радикалов. Президентом же стал лидер Союза Фахрудин Радончич. При поддержке парламента он назначил премьер-министром генерала Сефера Халиловича, который сформировал лояльное президенту правительство.

Президент и правительство получили в свои руки страну, практически полностью разрушенную войной, которую было необходимо отстроить практически с нуля. Провести экономические реформы было решено по образцу "шоковой терапии", которая отлично показала себя в странах Восточной Европы. Власти провели либерализацию цен, конвертировали валюту, сняли государственную монополию на внешнюю торговлю и позволили иностранным компаниям и частным лицам инвестировать в боснийскую экономику и экспортировать свою прибыль за границу. Кроме того, были введены пособия по безработице. Международный Валютный Фонд предоставил Боснии и Герцеговине стабилизационный кредит.

Первые годы наблюдались скачки роста производства, которые сочетались с повышающимся уровнем безработицы. Получив деньги Международного Валютного Фонда, Босния и Герцеговина начала массово выделять кредиты под низкий процент молодым компаниям. Одними из первых инвесторов в боснийскую экономику были страны бывшей СРЮ - Словения (наиболее крупный инвестор), Хорватия, Македония и Югославия. Наблюдались незначительные вложения итальянских компаний. Всемирный банк предоставил Боснии дополнительные кредиты для восстановления и модернизации экспортно-ориентированных предприятий. Кроме того, Босния получала международную помощь на восстановление добывающей промышленности и металлургии, а именно на добычу каменноугольного кокса и железной руды, выплавку чугуна и стали. Медленными темпами развивалась химическая промышленность.

Однако, в 1997-1998 годах безработица достигла огромных масштабов, снова выросла инфляция, которую правительство уже не могло контролировать. Реформы провалились и страна погрузилась в кризис. Не выплачивались пособия, пенсии, начался произвол на предприятиях, полки магазинов пустели. Ситуацию подогревали десятки тысяч беженцев из соседних стран, которые не могли получить работу. Значительно вырос уровень преступности. Рост производства продолжался, хоть и более медленными темпами, но уровень жизни сильно падал. В декабре 1998 года президент Радончич подал в отставку.

Босния и Герцеговина в новом тысячелетии

Гражданская война

Современность