Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История
Республика Норвегия
Flag_of_Norway.png Герб_Норвегии_РБ.png
Год основания: 1907
Официальный язык: Норвежский
Форма правления: Парламентская республика
Главы государства: Премьер-министр
Столица: Христиания
Религия: Светское государство
Площадь: 385 207 км² км²
Население: 5 328 212 чел.(2019) чел.
Валюта: Норвежская крона
[[Image:|285px|Карта страны]]

Норвегия (букмол Norge, нюнорск Noreg), официальное название — Республика Норвегия — государство в Северной Европе, располагающееся в западной части Скандинавского полуострова и на огромном количестве прилегающих мелких островов, а также архипелаге Шпицберген (Свальбард), островах Ян-Майен и Медвежий в Северном Ледовитом океане. Заморской территорией Норвегии является остров Буве в южной части Атлантического океана. Также Норвегия претендует на территории в Антарктике — Остров Петра I и Землю Королевы Мод.

Форма правления — парламентская республика, форма государственного устройства — унитарная. Норвегия подразделяется на 19 фюльке (губерний), которые объединяются в 5 основных неофициальных регионов.

Столица Норвегии и резиденция правительства — Христиания.

Норвегия входит в Рижское соглашение и Скандинавский паспортный союз.

С 2001 года до 2006 года и начиная с 2010 года, Норвегия возглавляет список стран по Индексу человеческого развития.

Государственное устройство

Норвегия — унитарное государство, основанное на принципах парламентской демократии. В стране действует конституция 1907 года с рядом позднейших поправок и дополнений. Премьер-министр является главой государства и исполнительной власти. 

Высшим законодательным органом страны является однопалатный парламент — Стортинг. По основному закону страны Норвегия провозглашалась «свободным, независимым и неделимым государством», имеющим «республиканскую форму правления»

Избирательное право не сразу было всеобщим, в период Датско-Норвежской Унии им обладали лица мужского пола, достигшие возраста 25 лет и проживавшие на территории Норвегии уже более 5 лет граждане, которые ещё должны были соответствовать имущественному и профессиональному цензу, которые постепенно сокращались, и к 1898 году к голосованию уже было допущено все мужское население страны. Женщины получали избирательные права поэтапно, сначала только имущая часть и в только коммунарных выборах (1901), а потом участие и в парламентских выборах стало возможным для всех женщин. Расширению избирательного права способствовало рождение и организация рабочего движения, которое привело к усилению влияния Рабочей партии.

Высшая законодательная власть в стране принадлежит парламенту — Стортингу, состоящему из 169 депутатов. Помимо основного парламента, существует и Саметинг — высший орган народности саамов, в который также проводятся выборы. Основными задачами Стортинга являются уже упомянутый контроль над работой правительства, принятие бюджета и издание законов. Для облегчения организации работы депутаты объединяются во фракции, членство в которых необязательно, что является одним из проявлений отсутствия императивного мандата. Стортинг избирается раз в четыре года путём всеобщего демократического тайного голосования по пропорциональной избирательной системе. Парламент делится на две палаты — верхнюю и нижнюю, Лагтинг и Одельстинг.

Список премьер-министров страны

# Фотография/Портрет ФИО Начало полномочий Окончание полномочий  Партия
1 800px-Oscar Nissen.png Оскар Ниссен 20 февраля 1907 20 апреля 1912 Норвежская Рабочая партия
2 Фритьоф Нансен.jpg Фритьоф Нансен 20 апреля 1912 20 апреля 1922 Венстре
3 Пророссийский.jpg Гуннар Кнудсен 20 апреля 1922 20 апреля 1927 Венстре
4 Товарищ Долинина.jpg Оскар Торп 20 апреля 1927 20 апреля 1942 Норвежская Рабочая партия
4 Герхардсен.jpeg Оскар Торп 20 апреля 1942 20 апреля 1947 Норвежская Рабочая партия
5 Arthur Nordlie.jpg Артур Нордли 20 апреля 1947 20 апреля 1952 Хейме

История

Датско-Норвежская уния

После того, как датский король Христиан II, изгнанный из Дании и поддерживаемый Норвегией, был взят в плен датчанами и низложен, датский ригсдаг в 1536 году, вопреки Кальмарской унии, обратил Норвегию из равноправного члена союза в подвластную провинцию. Уничтожены были отдельный норвежский сейм, отдельные армия и флот, отдельные финансы и пр. Уничтожен был Верховный норвежский суд; все процессы решались в Копенгагене датскими судьями; там же рукополагались епископы, там училось юношество, посвящавшее себя государственной и церковной службе. Норвежские солдаты и матросы пополняли собой ряды датского флота и войска. Управление Норвегией было поручено датским фогтам, посылаемым датским правительством и совершенно самостоятельно распоряжавшимся в ней. Единственное, чего датчане не решились затронуть — это права на землю крестьян, «odelsret». Утрата политической самостоятельности подействовала угнетающим образом на развитие Норвегии. Она как бы застыла на месте, в особенности после реформации, которая была введена в Норвегии почти такими же насильственными путями, как и христианство. Торговля Норвегии была уничтожена всемогущей Ганзой; промышленность не развивалась. Как финансы страны, так и её население страдали от постоянных войн со Швецией, солдаты которой опустошали её пограничные области. При этом Швеция захватила три Норвежские области: Емтланд, Херьедален и Бохуслен. В умственной жизни водворился полный застой. Даже переписывание старинных рукописей прекратилось; можно, было думать, что норвежцы даже забыли читать, говорит один писатель. Но если в этих отношениях господство Дании оказывало неблагоприятное действие на Норвегию, зато в других оно действовало благодетельно, направляя жизнь Норвегии по тому руслу, по которому она начала идти, и укрепляя демократические начала, положенные в основание её государственного строя. Последние остатки феодализма исчезли в XVII веке, а новая аристократия не могла образоваться ввиду отсутствия двора, отсутствия короля и постоянной смены чиновников, которые являлись пришлым элементом и не могли пустить прочных корней в стране. После уничтожения зависимости от Ганзы, в 1613 году, торговля Норвегии сильно развилась, а также судоходство, рыбный и лесной промысел, и население значительно увеличилось, причём весь прирост населения устремлялся в города, способствуя их процветанию. В конце XVIII века, когда Норвегии пришлось много перестрадать во время войн Дании с Англией, дух национальности и любовь к свободе проснулись у норвежцев. Английские крейсеры и флот на целые годы прервали сообщение между Данией и Норвегией, и последняя уже тогда отделилась бы от Дании, если бы не привязанность к штатгальтеру принцу Августу Кристиану Гольштейн-Глюксбургскому, сумевшему своим управлением завоевать народную любовь. После его смерти, в 1809 году, мысль о восстановлении независимости проявилась вновь. Образовалось общество для блага Норвегии, деятельно работавшее в этом направлении. Ему удалось в 1811 году, после долгого сопротивления со стороны датчан, основать в Христиании университет, благодаря которому Копенгаген перестал быть центром норвежской культуры. 

После окончания Революционных войн и под влиянием "Весны Народов" в Европе (1848), в Норвегии возрастала роль сепаратистов. Преобразовано было сельское самоуправление, влияние на него администрации было устранено. Окончательно сформировались партии Хейре (консерваторы) и Венстре (либералы), выступавшие за независимость страны. В ходе Первой Великой войны, Норвегия была оккупирована шведскими войсками под командованием Пера Сильвана. Оккупация страны так же подняла национальное самосознание - практически все антишведские выступления были направлены на создание независимой Норвегии, а не на возвращение в состав Дании.

Борьба за свободу

Произошедшая 14 февраля 1907 года социалистическая революция в Дании, поддержанная Германией стала поводом для провозглашения независимости. 

После этого и распространения германской пропагандой слухов о шведской интервенции, в Христиании был собран Норвежский Конгресс, возглавленный лидером Норвежской Рабочей Партии, хирургом Оскаром Ниссеном, представлявшим правое крыло партии.

Так же, в Конгресс были включены представители левого крыла Рабочей партии (коммунисты и левые социал-демократы) и сепаратисты из числа членов партий Хейре (консерваторы) и Венстре (либералы). На первом же заседании было заявлено о "превращении датско-норвежской унии в равноправную конфедерацию Дании и Норвежской Республики" и отказе от подчинения как старому, так и революционному датским правительствам. При этом, левая фракция Рабочей партии была не против создания Скандинавской Социалистической Федеративной Республики, включающей в себя все три скандинавские страны на базе социалистической системы

Норвегия попросила у Швеции ввода войск "для защиты молодой демократии", что в итоге и было исполнено после переговоров с Россией и Францией, которые разрешили шведам "миротворческую операцию" при условии норвежской независимости, не опасаясь реваншизма. Силами Атлантического флота США под командованием героя Первой Мировой - адмирала Фрэнка Флетчера, была произведена оккупация Гренландии и Исландии - датских колоний, при этом в Исландию отправилась датская королевская семья, прежде интернированная норвежскими "отрядами самообороны" при попытке закрепиться на норвежском побережье, а так же было сформировано правительство Дании в изгнании под американским контролем.

Весь мир ожидал конфликта в Норвегии. Однако, все пошло совершенно не по плану - после "инцидента в Мальме", на юге Швеции вспыхнула социалистическая революция. После этого, Ниссен арестовал некоторых лидеров Норвежской Рабочей партии, обвинив их в шпионаже в пользу ГСР и подготовке восстания (впрочем, некоторые коммунисты успешно создали Норвежскую Коммунистическую партию) и направил добровольцев в Швецию в помощь белошведскому правительству. Проведены выборы в Учредительное Собрание Норвегии, на которых социал-демократы одержали победу.

Результаты выборов в Учредительное Собрание
Название партии Процент голосов
Норвежская Рабочая партия 37,4%
Венстре 35,2%
Хейме 21%
Беспартийные депутаты 4,4%
Норвежская Коммунистическая партия 2%
Advertisement