ФЭНДОМ

Ещё в сентябре 1991 года на встрече глав РСФСР, Белоруссии и Казахстана были предложены идеи, легшие в основу военно-политического альянса и экономического союза бывших советских республик после разделения СССР, — Союза Независимых Государств.

Межгосударственное объединение демократических и суверенных республик, которые ставят своей целью защиту национальной независимости, развитие культуры, экономики и систем социального обеспечения. Бывшие союзные республики подтвердили намерение и в дальнейшем строить социализм, но "с человеческим лицом", то есть с отказом от тоталитарной однопартийной системы.

Это устраивало многих. Массы рабочих и крестьян на первых порах смогли вздохнуть с облегчением, почувствовав, что не потеряли свою опору. Коммунистическая Партия Советского Союза продолжила своё существование, преобразовавшись в Коммунистическую Партию Союзных Государств. 9 марта 1992 года она стала первой официально признанной партией Союза Независимых Государств и заявила о намерении бороться за власть в СНГ. Вслед за ней сформировались СДПСГ (социал-демократы) и ЛДПСГ (либерал-демократы), другие партии разных толков и направленностей.

Однако ещё незадолго до этого, у новообразованного союза оказалась проблема в том, как относятся граждане бывшего СССР к формированию нового союза. Эту проблему должен был решить референдум.

Суть дела

В декабре 1990 года на заседании Верховного Совета СССР инициативной группой из Демократической платформы КПСС была предложена концепция обновления Советского государства через превращение его в федерацию равноправных суверенных республик, объединённых новым союзным договором. Старый должен был быть отменён, а легитимность нового Союза должна была быть утверждена на референдуме, который следовало провести в марте-апреле того же года.

Но решение по референдуму не было принято, чему причиной был принципиальный отказ семи республик от участия в голосовании, в том числе и Российской Федерации. Председатель Верховного Совета РСФСР Вячеслав Кулагин жёстко раскритиковал подход центрального руководства по данному вопросу. Именно с его подачи большинство в парламенте проголосовало против предложения советского руководства.

В течение нескольких месяцев усугублялись дезинтеграционные процессы, лишь заторможенные Новоогарёвским процессом. Советский Союз медленно, но верно распадался. Местные руководители не стремились содействовать Лукьянову в его усилиях сохранить единство СССР как федерации суверенных республик. Основной причиной, как считается сейчас, было и нежелание лидера РСФСР сохранять государственное единство Советского Союза и открытый курс на суверенную и независимую Россию. Ему удалось убедить главы Беларуси и Казахстана в утопичности идеи спасти СССР, взамен им было предложено основать военно-экономический союз полностью независимых государств.

Такой расклад устроил восемь государств, и соответствующий Договор был подписан 9 декабря 1991 года в Ново-Огарёво. Был сформирован Союз Независимых Государств.

2 февраля 1992 года, — через день после окончательного роспуска СССР, — из глав правительств, министров (преимущественно внутренних дел и обороны), сотрудников спецслужб, секретарей обкомов КПСС, председателей региональных исполкомов, а также общественных деятелей союзных республик, вошедших в СНГ, был образован временный Оперативный центр СНГ, в задачи которого входила координация действий по охране безопасности Союза и предотвращение конфликтов в переходный период. Главой Оперативного центра стал Гейдар Алиевич Алиев, старый друг Кулагина.

14813743053533532785 1000x669

Г.А. Алиев зачитывает доклад Оперативного центра СНГ.

13 февраля Высший Совет СНГ провёл свою первую встречу в Новосибирске. По очереди Г.А. Алиев и В.Д. Кулагин зачитали обширные доклады, посвящённый проблеме сохранения межгосударственного единства в новых условиях. В частности, Кулагиным было упомянуто общественное отношение к идее СНГ, которое оказалось расколото на безусловных сторонников и безусловных противников. В частности, умеренные националисты и социал-реформаторы одобряли конфедеративный характер союза, тогда как радикальные демократы и радикальные националисты видели в новом Союзе либо угрозу восстановления СССР в любой форме, либо опасность для национального развития народов. Либеральная оппозиция считала недопустимым сохранение Союза в любой форме, хотя российское руководство уже ранее заявляло, что все обязательства СССР перешли только к России, а остальные республики обладают правом на самоопределение. Среди прочего были упомянуты экспертные оценки и мнения отдельных граждан, в которых утверждается, что ввиду отсутствия всенародного решения любые органы СНГ нелегитимны, а их решения — незаконны.

Перед союзными лидерами была поставлена задача легитимизировать формирование Союза Независимых Государств. Инициативной группой во главе с Сажи Умалатовой и Виктором Алкснисом было предложено провести консультативный референдум. Основная мысль исходила из того, что большинство не может проголосовать против, и это будет достаточным основанием.

К началу марта 1992 года общественная дискуссия проходила в конструктивном ключе. Большинство людей одобрительно воспринимала идею о проведении референдума, в том числе и представители демократических кругов. Была организована массовая кампания в поддержку референдума, которая проводилась Социалисической партией России и Народным фронтом России (в Российской Федерации) и союзными соцпартиями в других республиках. Верховные Советы восьми государств приняли постановления о проведении голосования.

292533

Антисоветская демонстрация на Красной площади, Москва.

Вместе с тем активизировались и диссиденты, принципиально настроенные против сохранения союза. Крупнейшая после Перестройки антигосударственная стачка имела место в Ленинграде 3 марта. Толпа народа (в основном, студенты и интеллигенция) громко скандировала антисоветские лозунги, был сожжён советский флаг, многие выступали с требованием "покончить с коммунистическим наследием" (в т.ч. переименовать Ленинград в Санкт-Петербург). Отметился на митинге мэр города Анатолий Собчак. Среди митингующих особенно бесновалась Валерия Новодворская, которая яростно критиковала Кулагина, называя его "кровавым директором тюрьмы народов" и "красно-коричневым мясником", требовала проведения суда над членами КПСС и СПР. Городскому совету Ленинграда пришлось дать добро на усмирение наиболее агрессивных митингующих после того, как Новодворская со сторонниками стали призывать к неповиновению и сожжению городского комитета СПР: были вызваны наряды милиции, которые оцепили все важнейшие государственные и общественные заведения, перекрыли дороги, поставили посты на въездах и выездах в город. Ситуация была взята под контроль, к вечеру 4 марта ажиотаж потух. Однако недовольство продолжалось всю следующую неделю.

Подобное имело место в Москве, Минске, Алма-Ате, Новосибирске, Свердловске, Горьком и других крупных городах бывшего СССР, наиболее отметились белорусские националисты во главе с Василем Быковым на антироссийской националистической демонстрации 6 марта.

Постановлением Высшего совета СНГ по согласованию с Оперативным центром СНГ и Верховными Советами республик был утверждён "Референдум о статусе Союза Независимых Государств", который был назначен на 20 мая 1992 года.

10 марта состоялась совместная конференция Кулагина и Назарбаева о будущем СНГ. Их речи в пользу союза и интеграции были перепечатаны всеми ведущими СМИ. Органы печати, телевидения и радио активно распространяли информацию об организационной структуре Союза, экономических и военных обязательствах государств в рамках альянса, особый упор делался на добровольный характер нового объединения и демократический характер руководства.

В самом бюллетене ставился вопрос "Признаёте ли Вы образование Союза Независимых Государств в качестве демократического объединения на добровольной основе?", внизу два варианта ответа — "Да" и "Нет".

Участники референдума

В референдуме приняли участие все республики, ранее подписавшие договор о Союзе Независимых Государств. Возражения заключались исключительно в сроках. Так, Узбекистан и Таджикистан упрашивали Москву перенести референдум на июнь, поскольку не имели средств организовать голосование в срок, из-за чего пришлось увеличивать расходы на референдум.

К 18 марта было оговорено и установлено участие в референдуме такого субъекта как Приднестровская Республика (отделившейся от Молдовы в марте 1991 года), и это несмотря на яростное недовольство центральной власти в Республике Молдова, которая вела военную операцию против сепаратистов. Схожие референдумы были назначены в Абхазии и Южной Осетии, где как раз шли конфликты против грузинского руководства и сторонников беглого президента Звиада Гамсахурдии.

Однако попытка Татарстана поднять вопрос о государственном суверенитете (уже третья) и провести у себя референдум как в самостоятельной республике была встречена жёстким отказом и обещанием применить силу в случае новых сепаратистских акций. Минтимер Шаймиев, получив угрозу ареста, вынужден был заморозить конфликт.

К 11 мая 1992 года все государства были готовы проводить голосование по референдуму.

Процесс референдума

Референдум проходил в полном соответствии с законом СССР "О референдуме" при тщательном надзоре милиции за правопорядком и в присутствии тысяч наблюдателей во всех уголках бывшего СССР, где проходило голосование.

Выборные участки были организованы во всех городах и сёлах. Несмотря на всего лишь два с половиной месяца на подготовку, было сделано очень многое. Власть на местах выполнила все требования Высшего Совета СНГ по приготовлениям, списки избирателей были проверены, бюллетени прибыли с пермского завода Гознака СССР в начале мая в достаточном количестве. На местах до "дня тишины" проводилась активная агитация в пользу Союзного Договора и Союза Независимых Государств: плюс, по негласному распоряжению Высшего Совета митинги и публичные выступления противников Союза должны проводиться как можно реже и меньше по времени. Газеты регулярно перепечатывали заявления видных общественных деятелей о правильности выбора "за Союз".

Недовольные всё же были. Демократическая и либеральная оппозиция изначально взяла курс на непризнание как результатов, так и самого референдума. Только раз за разом повторяя, что "СНГ — это новая империя зла", не поясняя логически свою позицию, они лишь сыграли на руку юнионистам (сторонникам единства). Агрессивные выходки демократов сделали так, что вторые на их фоне казались разумным большинством.

Нарушения на выборах, конечно, имели место, но в ограниченном количестве. Поскольку у Кулагина и других лиц из руководства не было сомнений, что народ проголосует "против", потому вариант с фальсификацией итогов отметался с самого начала. Явка, в целом, проходила активно, и в итоге составила около 71,25 процентов от всей численности избирателей восьми государств. Наивысшая явка наблюдалась в следующих территориях:

Регион Явка За Против Недейст.
Ингушетия* 95,03% 97,94% 1,21% 0,85%
г. Севастополь** 94,25% 96,80% 2,83% 0,37%
г. Ленинград 93,61% 58,72% 40,73% 0,55%
г. Севастополь 92,38% 92,16% 7,53% 0,31%
Тувинская АССР 92,12% 39,48% 59,02% 1,50%
Татарская АССР 91,59% 41,85% 57,63% 0,52%
г. Москва 90,55% 71,51% 27,85% 0,64%
Приднестровская АССР 90,40% 90,89% 7,86% 1,25%

Примечание: 1) районы компактного проживания ингушей в западной части ЧИАССР; 2) город Севастополь в марте-апреле вошёл в состав России и получил статус города центрального подчинения.

Наибольшее число избирателей пришло там, где имел место политический конфликт ещё в перестроечное время, например, в Татарстане, который вели курс на отделение. Так, руководство "Чеченской Республики Ичерия" отказалось от проведения референдума, тогда как в ингушских районах, объединившихся в Республику Ингушетия, проголосовали большинством "за". Русское население практически полностью голосовало также "за Союз". Тем не менее, в автономиях большинство проголосовавших также выступили в пользу Союза. Для многих было очевидным, что Кулагин и его руководство не позволят автономиям обрести независимость, что было видно по примерам Татарстана и Чечни.

В целях поддержания порядка, на период референдума в регионах, где значительная доля граждан были "против Союза", были мобилизованы милицейские силы, части КГБ, существовал приказ на приведение в боевую готовность и регулярной армии, шла активная работа среди юнионистов, если придётся вводить чрезвычайное положение. Оперативный центр СНГ и Центральная избирательная комиссия СНГ, организовавшие референдум, отдавали себе отчёт, что может последовать за провалом или победой на местах сторонников любой из сторон, и были предприняты меры для предотвращения вероятных инцидентов.

Результаты референдума

Реф 12.06.92

Результаты по регионам СНГ: зелёным — более 80% "за"; жёлтым — 50-80% "за"; красным — меньше половины "за"; тёмно-серым — референдум не состоялся.

Голосование в союзных республиках
Государство За Против Недейст.
РСФСР 74,84% 24,15% 1,01%
Беларусь 75,29% 21,85% 2,86%
Казахстан 88,65% 9,43% 1,92%
Узбекистан 84,40% 14,74% 0,86%
Кыргызстан 87,73% 10,47% 1,80%
Туркменистан 94,89% 4,58% 0,53%
Таджикистан 71,13% 25,43% 3,44%
Азербайджан 90,61% 8,24% 1,15%

Голосование в отдельных регионах

Регион За Против Недейст.
Приднестровье 81,55% 17,21% 1,24%
Южная Осетия 96,04% 3,27% 0,69%
Абхазия 85,76% 13,35% 0,89%

Последствия референдума

Ещё до референдума, Гейдар Алиев и Евгений Примаков, выступая от лица СНГ, заявили, что голосование носит исключительно совещательный характер и Союз будет. Но, так или иначе, результаты этого референдума определяли степень доверия народов бывшего СССР к новому образованию. Вячеслав Кулагин сразу заявил, что он будет бороться за СНГ до конца. Многие даже после референдума пребывали в неуверенности, так как годы Перестройки существенно подточили возможности к сосуществованию бывших советских республик.

Подсчёт голосов и обнародование итогов референдума поставили всё на свои места. В восьми республиках создание СНГ было воспринято в массе своей положительно. В Казахстане, Турменистане, Кыргызстане, Узбекистане и Азербайджане "за Союз" отдали голоса более 80% жителей. В России, Белоруссии и Таджикистане — 70-80%. Положительный результат выявлен был в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье.

12 мая результаты ещё не были известны, но слухи об успехе референдума начали активно муссироваться средствами массовой информации. Оперативный центр организовал конференцию в Кремле, на которой была выражена уверенность в "правильном, успешном и надёжном выборе советских людей, отдавших свой голос за жизнь и мирное развитие".

12 июня 1992 года результаты референдума были озвучены на сессии Верховного Совета России и совещании Межгосударственного Совета СНГ, после чего переданы в публичное пространство. Для тех, кто выбрал вариант "за СНГ", это был очевидный выбор. Демократическая оппозиция, узнав новость, восприняла её в массе своей пассивным неприятием: кто-то с безразличием, зная исход заранее, кто-то сетовал, что "народам бывшего СССР уготовано возвращение в тоталитаризм".

В.Д. Кулагин поздравил народ России со сделанным выбором и заявил, что дальнейшая судьба России зависит именно от него: "Союз — это сознательный выбор миллионов, тропа к лучшему будущему демократических и суверенных держав".

Однако, несмотря на проведённый референдум, статус трёх республик — Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья, — так и остался неясным. Во многом это было связано с желанием присоединить к СНГ Молдову и Грузию либо выторговать более выгодные для СНГ условия лояльности. В том же году в Молдавии сменилось руководство, а новое согласилось подписать Союзный Договор: при условии федерализации в составе молдавских районов, гагаузской и приднестровской автономий, Молдова получает экономическую помощь СНГ и обязуется вступить в его состав.

С Грузией дело обстояло куда сложнее ввиду радикального неприятия общественностью "русского империализма", поэтому в 1995 году Абхазия и Южная Осетия были реинтегрированы в состав Республики Грузия, при этом на их территориях продолжали базироваться российские миротворцы.

Памятная дата

11 мая 1992 года стал важным днём в истории всех стран-участниц СНГ. Так, в Российской Федерации, Республике Казахстан и Республике Беларусь 11 мая стал государственным праздником, в остальных странах — памятной датой. В этот день Высший совет СНГ обращается с поздравлением к народам Союза и объявляет об итогах проделанной работы за первый квартал нового года и весь предыдущий год.