ФЭНДОМ

Речь Посполитая
Речь П Gerb rech pospolitaya
Год основания: 1569
Официальный язык: Польский, латинский, западнорусский
Форма правления: Выборная монархия
Главы государства: См.Список монархов Польши и Литвы
Столица: Варшава
Религия: Римско-католическая церковь, Русская униатская церковь
Площадь: 878 000 км км²
Население: 11 млн чел чел.
Валюта: Злотый
[[Image:{{{Карта страны}}}|285px|Карта страны]]
Речь Посполитая (польск. Rzeczpospolita) — государство в Восточной Европе. Занимает территорию Польши, Литвы, части Белоруссии и Украины, омывается Балтийским морем.

Официально государство именуется Королевством Польским и Великим княжеством Литовским, хотя чаще говорят просто Польша. Столица - Варшава.

Крупнейшие города - Варшава, Краков, Вильно, Люблин.

Государственное устройство

Речь Посполитая считается общим государством «обоих народов» — польского и литовского, под которым понимается совокупность представителей шляхетского сословия королевства Польского и великого княжества Литовского. Верховная власть принадлежит пожизненно избираемому монарху, однако сильно ограниченная со стороны шляхты.

Законодательная, а также судебная (не полностью) принадлежит Сейму, который состоит из двух палат — Сената и Посольской избы. В состав Сената входят высшие государственные сановники и духовенство. Посольская изба состоит из депутатов, которые именуются послами.

Избрание монарха происходило на проводившемся в окрестностях Варшавы элекционном сейме, принять участие могли все шляхтичи. Право быть избранным имел каждый шляхтич, но в большинстве случаев на престол восходили представители иностранных династий. Избираемый монарх не имел права предавать престол по наследству. Королевская власть также ограничивалась генриковыми артикулами, которые монарх принимал при вступление на престол.

Политические и финансовые обязанности монарха определялись ещё одним обязательным соглашение известным как Pacta conventa. Подписав этот договор монарх отказывался от передачи трона по наследству, обязывался править в согласии с советом из 18 сенаторов, не реже раза в два года созывать Сейм, без разрешение которого не объявлять войны, не вводить новые налоги. На территории Великого княжества Литовского правление князя определялось положением специального статуса.

Список монархов Польши и Литвы

Портрет Имя Супруга (и) Правление Родственные связи
Герб династии Ваза Ваза
Король Швеции-Польши-Литвы Сигизмунд III

(1566—1632)

Анна Австрийская

(1592—1598)

18 сентября 1587 19 апреля 1632 Племянник Сигизмунда II Августа

Констанция Австрийская

(1605—1631)

Владислав 4 Владислав IV

(1598—1648)

Цецилия Рената Австрийская

(1637—1644)

8 ноября 1632 20 мая 1648 Сын Сизигмунда III

Анна Мария Гонзага

(1645—1648)

Кароль Фердинанд Кароль I

(1613—1655)

Нет 9 декабря 1648 9 мая 1655 Сын Сигизмунда III, брат Владислава IV
Последний Ваза

Сигизмунд IV

(1646—1693)

Клавдия Фелицита Австрийская

(1673—1676)

6 февраля 1655 2 октября 1668 Сын Владислава IV
Wiśniewski Вишневецкие
Михаил Михал I

(1640—1673)

Элеонора Мария Австрийская 

(1670—1673)

19 июня 1669 10 ноября 1673 Избран на польско-литовский престол
House of Lorraine Лотарингские
Charles5Lorraine Кароль II

(1643—1690)

Элеонора Мария Австрийская

(1678—1690)

21 мая 1673 18 апреля 1690 Избран на польско-литовский престол
Конти Конти
АИ Конти Францишек I

(1665—1727)

Анна Елизавета Французская

(1689—1727)

3 марта 1691 22 ноября 1727 Избран на польско-литовский престол
ЛуиПольша Людвик II

(1694—1766)

3 июля 1728 14 марта 1766 Сын Францишека I

История

Правление Сигизмунда III

561489

Сигизмунд III - монарх польско-литовской унии.

Будучи потомком польско-литовской династии Ягеллонов по женской линии, молодой шведский принц Сигизмунд после смерти Стефана Батория, был избран польским королём, также для осуществления передачи трона Сигизмунду, хорошо постаралась его тетка - Анна Ягеллонка и великий коронный гетман Ян Замойский.

Пригласив на трон последнего Ягеллона, который также являлся наследником шведской короны, польско-литовская сторона рассчитывала уладить со Швецией территориальные проблемы. Вскоре после того как Сигизмунда короновали, тот выступил против своего соперника, эрцгерцога Австрии Максимилиана Габсбурга, и в сражение под Бичиной победил его, взяв еще при этом в плен. Однако пробыл он в нем не долго, уже в 1589 году он был выпущен на свободу и по договору отказался от всяких притязаний на трон Польши и Литвы.

Сам Сигизмунд не нравился польско-литовской шляхте, особенно их возмутило то что Эстляндия, которую новый король обещал присоединить, так и не присоединил. Кроме того в 1592 году был созван инквизиционный сейм против короля, что ослабило королевскую власть, а также был отстранен Замойский, которого заменили иезуиты.

Карл Девятый

Карл IX, король Швеции и дядя Сигизмунда III.

Одно из самых главных задач короля являлось упрочение в Польско-литовской монархии Римско-католической церкви, и уничтожение православной и протестантской церквей. В 1591 и 1594 году вспыхнули два восстания, общей сложностью которые длились 2 года, и все были подавлены. В 1596 году активно способствовал заключению Брестской унии. После смерти своего отца Юхана III в 1592 году, Сигизмунд отправился в Швецию короноваться, по возвращении в Польшу, он был вынужден назначить регентом Швеции своего дядю Карла, герцога Седерманландского, который поддерживая протестантскую веру, приобрёл популярность среди народа. В 1598 году Сигизмунд отправился во второй раз в Швецию, где оттолкнул от себя сторонников, большинство были не довольны внутренней политикой Сигизмунда, который стремился осуществить Контрреформацию в Швеции.

Кроме того Сигизмунд имел поражения и во внешней политике, что не способствовало улучшению его репутации. В итоге знать отстранила его от шведского престола в 1599 году, на трон был избран его дядя Карл, принявший имя Карл IX. Не решив отказаться от своих прав на престол Швеции, Сигизмунд вовлёк Польско-литовскую монархию впоследствии в неудачные войны, которые длились в течении почти всего XVII века.

В отношении Востока, Сигизмунд III проводил экспансию, поддержал Лжедмитрий I и заключил с ним тайный договор, при воцарении в Москве самозванец обещал отдать Польше Чернигово-Северскую землю, после смерти царя-самозванца, монарх Речи Посполитой начал осаду Смоленска, а уже в 1610 году польские войска заняли Москву, многие бояре решили избрать на престол Москвы его сына - королевича Владислава, однако в 1612 году Москву освободило земское ополчение, война с Россией затянулась до 1618 года, которая было наконец-то заключено перемирие, по котором за Речью Посполитой осталась Смоленская, Черниговская и Северская земли. Умер король 30 апреля 1632 года.

Семья

В 1592 году женился на Анне Австрийской, дочь Карла II, эрцгерцога Австрийского. В этом браке родились пятеро детей, но лишь один достиг совершеннолетия:

  • Анна-Мария (1593—1600)
  • Катарина (1594)
  • Владислав IV  (1595—1648), король Польши и великий князь Литвы, также русский царь (1610—1613).
  • Катарина (1596—1597)
  • Кристофер (1598).

В 1605 году женился на сестре покойной жены - Констанции Австрийской, в этом брак родились:

  • Ян Казимир (1607—1608), умер в младенческом возрасте.
  • Ян Казимир (1609—1672), кардинал.
  • Ян Ольбрахт (1612 —1634), кардинал, епископ Кракова, князь-епископ Эрмланда.
  • Кароль Фердинанд (1613 —1655), король Польши и великий князь Литвы.
  • Александр Кароль (1614 — 1634), умер молодым от оспы;
  • Анна Констанция (1616), умерла в младенчестве.
  • Анна Екатерина Констанция (1619 — 1651), Муж Филипп Вильгельм, принц Пфальц-Нейбурга.

Правление Владислава IV

Владислава 4 Ваза

Владислава IV - король Польши и великий князь Литвы.

Владислав был избран на трон спустя всего несколько месяцев после смерти своего отца, уже 5 февраля 1633 году он был коронован. Смертью Сигизмунда III попытался воспользоваться русский царь Михаил Фёдорович, временная неразбериха дала шанс начать первому из Романовых начать войну против Речи Посполитой. Царское войско пересекло восточную границу Речи и в октябре 1632 году начало осаду Смоленска, который ранее отошел Польше по итогам перемирия 1618 года.

Однако вскоре русская армия потерпела поражение от Владислава, который снял осаду со Смоленска и окружил противника. Россия была вынуждена пойти на мир, по итогам мира царство выплачивало 20 000 рублей в обмен на отказ Владислава прав на московский трон. Война дала возможность также Владиславу провести модернизацию армии, сделав упор на совершенствование пехоты и артиллерии.

После недолгой Смоленской войны, Польша вступила также в недолгую войну с Османской империей, по итогам которой оба государства договорились об урегулировании казаков и татар от рейдов, а также о совместном кондоминиуме над румынскими княжествами Молдавии и Валахии. На этом войны не закончились, Польше также угрожала угроза с севера, в лице Шведского королевства, однако вовлечённая в Тридцатилетнюю войну Швеция вскоре согласилась подписать перемирие, по которому Речи Посполитой переходили назад территории, который был ранее завоеваны Швецией.

Несмотря на договоренность со Швецией, он все еще пользовался титулом короля этой страны, хотя она никогда не находилась под его властью, кроме того он даже там никогда и не бывал, Владислав IV до конца жизни не оставлял попыток отвоевать трон Швеции, однако неудачно.

В честь победы над Шведорусскотурецкой гидрой

Медаль, созданная в честь победы над врагами Владислава - Россией, Швецией и Турцией.

Во внутренней политики король попытался усилить свою власть, чему само собой сопротивлялась шляхта, которая ценила свои привилегии участия в управлении государством. На пути короля постоянно вставали проблемы, которые формировались стремлением Сейма контролировать власть. Шляхта негативно относилась к военным планам Владислава IV, который могли бы укрепить позиции монарха.

Поэтому Сейм был против большинства военных задумок короля (например, война с Швецией и Турцией). Из-за чего складывалась и неудачная внешняя политика, попытки урегулировать конфликт между Швецией и Германией ни к чему не привели, поддержка австрийской династии Габсургов не давала ни каких плодов.

Были планы у короля по постройке флота Речи, но это к успеху так и не привело. Не все удачно было и в плане религиозной ситуации в стране, несмотря на поддержку веротерпимости в стране, он не сумел разрешить конфликт, возникший вследствие Берестейской церковной унии 1596 года, хоть и был самым терпимым монархом того времени. Имел также планы создать свое наследственное княжество, а также захватить Пруссию, Ливонию, Силезию и так далее. С его смертью де-факто закончился золотой век Речи Посполитой. Сам король умер 20 мая 1648 года.

Семья

В браке с Цецилией Ренатой Австрийской, дочерью императора Фердинанда II, родилось двое детей:

  • Сигизмунд Казимир (1640—1647), умер в детстве.
  • Мария Анна Изабелла (1642), умерла в младенчестве.

Во втором браке с Анной Марией Гонзага, также родились дети:

  • Сигизмунд IV (1646—1693), король Польши и великий князь Литовский.
  • Анна Изабелла (1648—1651), умерла в младенчестве.

Правление Кароля I

Karl Ferdinand Wasa

Кароль I.

В мае 1648 года умер Владислав IV, так как его единственному сыну было всего два года, тот не мог ни как быть избран на престол, вместо этого на вакантный престол положил глаз свободный брат Владислава - Кароль Фердинанд. Старший брат кардинал Ян Казимир не стал оспаривать права на престол, взяв вскоре под опеку племянника и племянницу, ибо вдова Владислава - Анна Гонзага, после родов дочери, и своего второго ребенка скончалась.

9 декабря 1648 года Кароль был избран королем польским и великим князем Литовским. Среди программ Кароля I была жесткое и решительное подавление казацко-крестьянского восстания под руководством Богдана Хмельницкого на территории Украины. Однако в оппозицию сразу новому королю вошли протестанты и литовские магнаты, особенно братья Радзивилл.

Время правления Кароля Фердинанда обычно связывают с негативными для Речи Посполитой событиями, особенно выделяется так называемое восстание Хмельницкого, которое длилось с 1648 по 1654 года, то есть до вхождения Гетманщины в состав Русского царства. Последнее стало причиной русско-польской войны, и последующей за ней уже войны с Швецией. Правда что середину, что конец войн с Россией и Швеции Кароль I так и не увидел, скончавшись в Варшаве, 9 мая 1655 года.

Семья

Кароль I никогда не был женат, и никогда не имел детей. Хотя были слухи о возможном браке с кем-то из иностранных принцесс, однако король отказался, считав что после его смерти на трон должен быть избран сын Владислава - Сигизмунд.

Правление Сигизмунда IV

Семья

Правление Михала I

Семья

Правление Кароля II

Семья

Культура