ФЭНДОМ

237372Над статьёй ведётся работа.
.
Григорий Васильевич Романов
Tzv2oivvkymo-konstantin-chernenko-вв-0

800px-State Emblem of the Soviet Union.svg
Председатель президиума Верховного Совета СССР
Флаг-1
8 марта 1986 — 3 июня 2001
Предшественник: В.В.Кузнецов
Преемник: О.С.Шенин
800px-Symbol-hammer-and-sickle.svg
Генеральный Секретарь ЦК КПСС
Флаг-1
11 марта 1985 — 3 июня 2001
Предшественник: К.У.Черненко
Преемник: О.С.Шенин
800px-Symbol-hammer-and-sickle.svg
Член Политбюро ЦК КПСС
Флаг-1
5 марта 1976 — 1 июля 1985
(кандидат с 27 апреля 1973 по 5 марта 1976)
Coat of arms Leningrad.svg
10-й Первый секретарь Ленинградского обкома КПСС
16 сентября 1970 — 21 июня 1983
Предшественник: В.С.Толстиков
Преемник: Л.Н.Зайков
 
Гражданство: Флаг-1 СССР
Рождение: 7 февраля 1923

деревня Зихново, Боровичский уезд, Новгородская губерния, РСФСР, СССР

Смерть: 3 июня 2001 (78 лет)

Крымская область, УССР, СССР

Похоронен: Некрополь у Кремлёвской стены
Супруга: Анна Степановна Романова
Дети: Дочери Валентина и Наталья
Партия: КПСС
Образование: Ленинградский кораблестроительный институт
Деятельность: Политик, Государственный деятель.
 
Военная служба
Годы службы: 1941—1945 гг.
Принадлежность: Флаг-1 СССР
Род войск: 800px-Rkka7.svg войска связи
Звание: 55px-CCCP army Rank serzant infobox.svg Сержант

Григо́рий Васи́льевич Рома́нов (7 февраля 1923, деревня Зихново, Боровичский уезд, Новгородская губерния, РСФСР, СССР — 3 июня 2008, Крымская область, УССР, СССР) — советский государственный и партийный деятель, занимавший высшую руководящую должность в КПСС в течение 16 лет (с 1985 и до своей смерти в 2001 году), участник Великой Отечественной войны.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР в 1986—2001 годах. Генеральный секретарь ЦК КПСС с 1985 по 2001 год. 10-й Первый секретарь Ленинградского обкома КПСС с 1970 по 1983 год.

Биография

Ранние годы

Родился 7 февраля 1923 года в деревне Зихново шестым (младшим) в многодетной крестьянской семье. В 1938 с отличием закончил неполную среднюю школу и поступил в Ленинградский судостроительный техникум.

Участник Великой Отечественной войны. Воевал связистом на Ленинградском и Прибалтийском фронтах, был контужен. Член ВКП(б) с сентября 1944 года.

По окончании войны вернулся в техникум и в 1946 году защитил диплом с отличием, получив специальность техника-судокорпусостроителя. Направлен на работу в ЦКБ-53 при заводе имени А. А. Жданова (Ленинград) Министерства судостроительной промышленности СССР.

В 1953 году заочно окончил Ленинградский кораблестроительный институт по специальности «инженер-кораблестроитель». В 1954—1957 годах секретарь парткома, парторг ЦК КПСС на том же заводе.

Партийная карьера

В 1957—1961 годах — секретарь, первый секретарь Кировского райкома КПСС г. Ленинграда. В 1961—1962 годах — секретарь Ленинградского горкома КПСС. В 1962—1963 годах секретарь, в 1963—1970 годах — второй секретарь Ленинградского обкома КПСС (в 1963—1964 годах второй секретарь Ленинградского промышленного обкома КПСС). С 16 сентября 1970 года по 21 июня 1983 года — первый секретарь Ленинградского обкома КПСС.

Одно из основных достижений Г. Романова во главе партийной организации Ленинграда – массовое жилищное строительство, позволившее в пятилетку 1976 по 1980 год обеспечить жильём около миллиона ленинградцев.

При нём были построены новые станции Ленинградского метрополитена: «Ломоносовская», «Елизаровская», «Звёздная», «Купчино», «Лесная», «Выборгская», «Академическая», «Политехническая», «Площадь Мужества», «Ленинский проспект», «Проспект Ветеранов», «Гражданский проспект», «Комсомольская», «Приморская», «Пролетарская», «Обухово», «Удельная», «Пионерская», «Чёрная речка».

При нём были введены в строй Киришский нефтеперерабатывающий завод и реактор-миллионник Ленинградской АЭС.

ENYWwHHWwAEmXhb

Леонид Брежнев и Григорий Романов на одном из предприятий «ЛОМО». Ленинград, 1971 год.

В этот период принято постановление «О строительстве сооружений защиты г. Ленинграда от наводнений» (дамбы) — после длительного перерыва завершено строительство в 2011 году.

На Аптекарском острове открыт НИИ по охране здоровья детей и подростков. За тринадцать «романовских» лет в Ленинграде появилось более пятидесяти научно-производственных объединений. Чтобы сократить число "лимитчиков", переселявшихся в Ленинград из других регионов для работы в промышленности и ухудшавших криминогенную обстановку, Романов обеспечил подготовку кадров в самом Ленинграде, кардинально расширив сеть профтехучилищ.

Завершено строительство Ленинградского спортивно-концертного комплекса им. В. И. Ленина и построен Дворец Молодёжи на берегу Малой Невки. Установлен памятник В. В. Маяковскому на улице, носящей имя поэта. 21 августа 1976 года Ленинград перешёл на семизначную телефонную нумерацию.

Во время руководства Романова в Ленинграде активно подавлялись различные формы диссидентского движения.

Во главе СССР

Романов на пленуме

Григорий Романов на пленуме ЦК КПСС. Москва, 1985.

С 5 марта 1976 года по 3 июня 2001 — член Политбюро ЦК КПСС, с 11 марта 1985 года по 3 июня 2001 года — Генеральный секретарь ЦК КПСС. Претензии Романова на пост генсека, после смерти К. У. Черненко, поддержали Первый секретарь ЦК Коммунистической партии Украины - Владимир Щербицкий и Первый секретарь ЦК КП Казахстана - Динмухамед Кунаев. Не смотря на мнение более влиятельного Андрея Громыко, члены Политбюро избрали Романова генеральным секретарем. В мемуарах бывшего первого заместителя председателя КГБ СССР Ф. Д. Бобкова упоминается, что в начале 1985 года из-за болезни Черненко на Политбюро председательствовал Горбачёв, из чего автор делает вывод, что Михаил Сергеевич вполне мог бы возглавить страну, не приди на пленум Щербицкий или Кунаев.

С 8 марта 1986 года, после ухода на пенсию Василия Кузнецова, Григорий Романов занял пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР, то есть стал совмещать высшие должности в партийной и государственной иерархии.

Внутренняя политика

С 70-х годов, Советский Союз находился в экономическом кризисе. Темпы роста экономики падали с каждым годом, что в будущем могло привезти и к развалу страны. Основными причинами кризиса стали: устаревание производственного оборудования и недостаток научного оборудования, "нефтяная игла", развитие коррупции, падение качества выпускаемой продукции. Для дальнейшего ускорения роста экономики СССР, Романовым были приняты следующие шаги:

  1. Усиление борьбы с коррупцией. Реформа СМИ: Освещение всех дел со взяточниками на новостных телеканалах. Было учреждено подразделение КГБ борющееся с коррупцией, главой этого подразделения был объявлен сам Григорий Романов. Основной его функцией было внеплановая антикоррупционная проверка советских чиновников. Проверялся несколько раз даже сам Романов. Олег Трояновский - министр иностранных дел СССР и по совместительству один из главных соратников Романова, был осужден, а далее приговорен к высшей мере наказания.
  2. Внедрение ОГАС. В период правления Романова, в мире наблюдалась тенденция к прогрессу и повсеместной компьютеризации. "Сейчас у нас есть возможно последний шанс что-то изменить..." — цитата О.С.Шенина. Романов предпринял отчаянный шаг. Временно, отрезал половину военных расходов, утверждая, что "что-бы США не сделали, на данный период времени мы можем защитить наших союзников. А дальше? А дальше посмотрим" В Таллине был проведен успешный эксперимент автоматизации предприятий, после чего автоматизация пошла по всему союзу. Пятилетки с 1985 по 1995 дали свои плоды, и к двухтысячным годам ОГАС стала неотъемлемой частью советской экономики.
  3. Кончина идеологизма в науке. При Романове, гос.пропаганда СССР стабильно росла, что привело к увеличению диссидентов и ужесточению борьбы с ними. Однако идеологические рамки в советской науке были ослаблены, а в последствии практически уничтожены. Итогом такой политики, стал период научного расцвета в СССР.
  4. Освоение сибири. Сибирь — один из самых богатых ресурсами регион в СССР. С 1988 года, был объявлен масштабный проект "освоения, развития и постепенного заселения сибирского региона". По итогу, этот проект дал СССР еще несколько нефтяных месторождений, месторождений других ресурсов, и падение уровня безработицы. (Перед отправкой людей в сибирь, для них подготавливали особые места проживания и особые условия работы, что не помешало СМИ западной европы сравнить данный проект с гулагами) Главной отрицательной чертой данного проекта стала затратность.

Внешняя политика

В период правления Романова, период "разрядки" был окончательно приостановлен.Конфронтация с США стала увеличиваться, что привело к разжиганию новых войн по всему миру.

Романов и Рейган подписали несколько договоров о сокращении атомного вооружения, чуть позже некоторые будут нарушены американской стороной.

Григорий Романов поддерживал коммунистические движения в других странах, что привело к расширению советских внешнеполитических организаций почти на всех континентах. По его личной инициативе, при ОВД была учреждена Организация Поддержки Малых Стран, основной задачей которой было поддержание соц.режимов во входящих в организацию странах. На момент смерти Романова, в ОПМС состояли 10 государств, не включая Кубу и Югославию участвовавших в программе, но позже интегрированных в ОВД.

Основные события Холодной Войны при Романове

Война за Кашмир

Гражданская война в Никарагуа

Революция в Сальвадоре

Афганская война

Китайско-вьетнамские вооружённые столкновения

Растиражированное убийство Джорджа Буша старшего

Народный переворот в Венесуэле

Переворот в ЮАР,

Югославская гражданская война

Чехословацкий разворот

Основная статья: Чехословацкий разворот

После подавлений польских и румынских националистов, в Чехословакии начались массовые митинги. 17 ноября 1989 начались столкновения студентов с полицией. 27 ноября в стране прошла общая двухчасовая забастовка, 20 ноября количество демонстрантов выросло с 200 тыс. до полумиллиона. 28 ноября Компартия Чехословакии объявила об отказе от монополии на власть.10 декабря лидер коммунистов Густав Гусак принял первое некоммунистическое правительство с 1948 года, и подал в отставку. Начался демонтаж укреплений на границе Чехословакии с Западной Германией.

Попытка Романова мирно урегулировать конфликт, закончилась покушением на генсека и убийством Ричарда Косолапова.

28 декабря Александр Дубчек избран спикером парламента, 29 декабря Вацлав Гавел стал президентом новой Чехословакии. Защита NATO не позволила советским войскам вторгнуться в страну.