Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История
Российская Империя
Российская директория.png Герб РИ.jpg
Russian Empire (orthographic projection).svg.png
Год основания: 1721
Официальный язык: Русский
Гимн: Боже Царя Храни
Столица: Санкт-Петербург
Форма правления: Абсолютная Монархия (1721-1866)

Дуалистическая Монархия (1866-1897)

Парламентская Монархия (с 1897)

Глава государства: Николай III Романов
Глава правительства: Премьер-Министр
Правящая партия: Правое Дело
Государственная религия: Православие
Территория: 1 717 854 км² км²
Население 225 миллионов человек чел.
Валюта: Рубль

Цесаревич

Николай II 1843-1919

В июне 1865 г. Цесаревич вернулся на родину и 25 июня женился на Дагмаре наречённой в православие Марией Фёдоровной.

Увидев Европу, Николай понял, что Россия отстает от передовых стран, и что половинчатые реформы отца не спасут монархию. Цесаревич считал,что нужны радикальные изменения устройства России. Николай был сторонником конституционной монархии. К его сожалению, отец не был таким радикальным, как он сам. Из-за этого Николай был в депрессии. Неизвестно, чтобы было бы, если бы не случилась Чёрная Среда.

Чёрная Среда

Дмитрий Каракозов

Убийство Александра 2 Дмитрием Каракозовым 4 апреля 1866 г

Дмитрий Каракозов давно мечтал убить царя.В прокламации «Друзьям-рабочим!», которую Каракозов распространял накануне покушения, революционер объяснял мотивы своего поступка: «Грустно, тяжко мне стало, что… погибает мой любимый народ, и вот я решил уничтожить царя-злодея и самому умереть за свой любезный народ. Удастся мне мой замысел — я умру с мыслью, что смертью своею принес пользу дорогому моему другу — русскому мужику. А не удастся, так всё же я верую, что найдутся люди, которые пойдут по моему пути. Мне не удалось — им удастся. Для них смерть моя будет примером и вдохновит их…»

Всё закончилось фатально для императора. Каракозов стрелял в Александра II у ворот Летнего сада. Спешно затесавшись в толпу, Каракозов выстрелил в царя в упор. Попытка спасти Александра Осипом Комиссаровым не удалось.После выстрела царь упал. Через несколько часов Александр II умер.

Когда эту новость сообщили цесаревичу, он закрылся в своем кабинете и несколько часов не выходил. Цесаревич Николай Александрович думал о том, почему так произошло. Обдумав произошедшее, уже теперь царь Николай II пригласил к себе в кабинет:

  • Профессора Московского университета Б. Н. Чичерина;
  • Министра Внутренних дел П. А. Валуева;
  • Председателя Кабинета Министров П. П. Гагарина;

Александр 2 на смертном одре

  • Главу Третьего отделения полиции В. А. Долгорукова.

На этом совещание Николай принял решение о создание Конституционного комитета.

Внутренняя политика России в конце 60х-70х годов XIX века (реформы Николая II)

Реформа органов центрального управления

Законосовещательный орган

Главной целью Конституционного комитета была создание конституционной монархии в России. Членами комитета были Борис Чичерин, Пётр Валуев, Константин Романов, Николай Бунге.

Проблема заключалось в том, что как и полвека назад большая часть дворянства была за абсолютную власть монарха, поскольку знать не хотела делится своими привилегиями с "плебеями".

Но в 1866 году ситуация резко поменялась. Народ впервые увидел, что царя убили. Хоть революции и не случилось, но были волнения в городах и крестьянские восстания в деревнях против "самодержавия". Дворянство сильно испугалось революции. Многие среди свиты царя требовали прекратить бессмысленные реформы Александра II и начать репрессии, но у Николая II был другой путь. Царь считал, что именно радикальные реформы спасут государство от революционного террора."Нужна революция сверху, а не снизу" - говорил Николай II.

Первый такой проект был подготовлен министром внутренних дел П. А. Валуевым ещё в 1863 г. Суть его сводилась к образованию при Государственном Совете съезда государственных гласных, состоявших из выборных от всех частей империи (кроме Польши и Финляндии): по 1-3 человека от губернских земских собраний, по 3 - от Петербурга и Москвы и по 1-от 12 крупных городов.

Кроме выборных, в состав съезда должны были войти и лица, назначаемые правительством, а также представители высшего духовенства. Общая численность назначаемых членов съезда должна была составлять 1/5 от всех выборных. Предполагалось, что этот съезд будет рассматривать бюджет, сметы, а также вопросы, решение которых связано с изучением новых законов, уставов или изменением действующих актов. После съезда все эти вопросы должны были направляться в общее собрание Государственного Совета, состоявшего из назначенных царем членов, но с участием избранных съездом 16 гласных.

Хотя в проекте Валуева и предусматривалось создание своеобразной двухпалатной представительной системы, однако сам Государственный Совет был лишь законосовещательным органом и его решения носили характер рекомендаций и нисколько не ограничивали самодержавной власти императора. Александр II отверг проект Валуева. В апреле 1866 г. новый проект выдвинул великий князь Константин Николаевич.

Великий князь Константина Николаевича-Автор новой конституции.'Председатель Совета Министров РИ (1866-1878)

По предложению великого князя Константина Николаевича была принят новый конституционный проект.

Его идея заключалась в создании при Государственном Совете двух съездов гласных: земского (избранного губернскими земскими собраниями) и дворянского (избранного губернскими дворянскими собраниями). По существу это было в какой-то мере повторением проекта Валуева только в еще более ограниченном варианте, так как, во-первых, вводилось сословное дворянское представительство, а, во-вторых, съезды гласных должны были заниматься лишь разбором жалоб и ходатайств местных органов самоуправления и вопросами местной хозяйственной жизни.

Государственный Совет остаётся высшим законосовещательным учреждение Российской империи, его состав расширяется с 35 до 60 членов. В него в входят все главы министерств (без права голоса), представители духовенства, губернских земств, дворянских собраний, академики и профессора университетов, председатели крупнейших промышленных и торговых организаций, высшие сановники, общественные деятели. Государственный контролер или его товарищ так же обязательно присутствовал на заседаниях Госсовета. Председателем Госсовета являлся Государь, его заместителем становился председатель Совета министров. Члены Госсовета избирались на 9 лет, каждые 3 года обновлялась 1/3 состава. Так же добавлялся новый департамента к уже существующим 4-м. 

Структура Государственного Совета:  

1. Департамента законов, рассматривавшего законопроекты общегосударственного значения;  

2. Департамента гражданских и духовных дел, ведавшего вопросами юстиции,полиции и духовного ведомства;  

3. Департамента государственной экономии, занимавшегося вопросами, касавшимися финансов, торговли и пр.;  

4. Департамент по делам территорий (преобразован из департамента по делам Царства Польского), ведал вопросами, касающимися Польши, Финляндии, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока;  

5. Новообразованный департамент промышленности, железнодорожного строительства и наук. 

Членам Госсовета предоставлялся чин статского советника, Главам департаментов – действительных статских советников. Фактически Госсовет становился аналогом Общественной палаты во Франции. Впервые в империи появились хоть мнимые, но демократические институты. 

Министерская реформа

Совет Министров, из нерегулярно созываемого совещания высших сановников под председательством царя, становится высшим административным и исполнительным органом власти в Российской Империи, обладая так же правом законопредставительства. Комитет Министров упразднялся, и его структуры были реорганизованы и переданы в Совет Министров. 

Структура Совета Министров:  

1. Министерство внутренних дел; 

2. Министерство иностранных дел; 

3. Военное министерство; 

4. Морское министерство; 

5. Министерство финансов; 

6. Министерство торговли и промышленности;  

7. Министерство путей сообщения, почты и телеграфов; 

8. Министерство народного просвещения и духовных дел; 

9. Министерство государственных имуществ;  

10. Министерство императорского двора. 

Во главе каждого министерства был министр, назначенный Государем. Были так же введены должности Начальника Канцелярии и Председателя Совета Министров (назначался из действующих Министров), должности чисто организационные. Начальник Канцелярии готовил повестку заседаний Совета и отвечал за документооборот между Советом Министров, Госконтролем и Госсоветом, а так же предоставлял отчёты Государю о заседаниях, состоявшихся в его отсутствие. Председатель утверждал повестку заседаний и проводил заседания Совета Министров в отсутствие Государя.  Председатель Совета Министров имел чин действительного тайного советника первого ранга, Начальник Канцелярии - действительного тайного советника. 

Внутри каждого Министерства была назначена следующая организация – во главе стоял Министр, у него в подчинении были Товарищ (заместитель) министра, Глава законопредставительского комитета (подготовка новых законопроектов), Начальник канцелярии министерства (документооборот, отчёты, статистика) а также Главы департаментов (отвечали за конкретные управления работы). По чину Министр являлся действительным тайным советником, его Товарищ, Глава законопредставительского комитета, Начальник канцелярии министерства – тайными советниками, Главы департаментов - действительными статскими советниками. Так же при каждом Министерстве существовала Счетная экспедиция Государственного Контроля. 

Причём Глава законопредставительского комитета и Начальник канцелярии министерства были обязаны отчитывать не только перед министром. Глава законопредставительского комитета представлял законопроекты министерства в Сенате и Госсовете. Начальник канцелярии министерства отчитывался перед Госконтролем по статистике министерства и о размере финансовых трат.  

Все государственные учреждения получают право нанимать сотрудников вне зависимости от их чина и происхождения лишь при условии наличия у них высшего образования, в «Табели о рангах» принцип выслуги лет заменяется принципом поощрения за заслуги. Фактически чины приводятся в соответствии с занимаемой должностью инизводятся до части системы по выплате довольствований (аналог нашей бюджетной «тарифной сетки»). Восстанавливается отмененный ранее образовательный ценз для чиновников. 

Государственный контроль усиливается и становится для Министров тем же, чем для простых граждан стало Все Третье Отделение (Охранка). 

Государственному контролеру были даны все права министра Российской Империи, и поручено высшее наблюдение за поверкой счетов по всем министерствам и государственным учреждениям. Все законопроекты, а так же сметы расходов министерств сначала попадали на стол Государственного контролера, и уже вместе с представление Государственного Контролера вносилось на рассмотрение Государя и Государственного Совета. Значение имело и то, что Государственный контролер получил право непосредственного доклада императору. 

Государственный контроль:  - наблюдал за законностью и правильностью распорядительных и исполнительных действий по приходу, расходу и хранению капиталов, находящихся в заведовании отчетных перед ним учреждений,  - составлял соображения о выгодности или невыгодности хозяйственных операций, независимо от законности их производства;  - рассматривал финансовые сметы и представления об ассигновании сверхсметных кредитов министерств и главных управлений, ревизовал отчетность по оборотам денежных и материальных капиталов, находящихся в заведовании отчетных установлений;  - производит, по особым положениям, фактическую проверку денежных и материальных капиталов, сооружений, построек и других операций, а также некоторых предметов, подлежащих оплате налогами и иными сборами, и эксплуатации казенных и подчиненных его надзору частных железных дорог;  - наблюдал за правильностью разассигнования и передвижения по кассам и сметным подразделениям назначенных по финансовым сметам или дополнительно открытых кредитов, а также за правильностью и целесообразностью сметной классификации всех отчетных перед ним капиталов;  - изыскивал меры к усовершенствованию правил и форм счетоводства и отчетности, а также устанавливает, по соглашению с подлежащими ведомствами, необходимые в этом деле порядки, не требующие законодательного разрешения.   - собирал и подготавливал статистические материалы на основании ревизий и отчётов счётных экспедиций подготавливал  И соответственно имел следующую структуру. 

Структура Государственного Контроля:  

  • 1. Департамент внутреннего контроля; 
  • 2. Департамент государственной экономии; 
  • 3. Департамент государственной ревизии счетов; 
  • 4. Департамент фискальной ревизии;  
  • 6. Департамент кредитного и банковского контроля;  
  • 7. Департамент счётного законодательства и отчётности; 
  • 8. Департамент финансовой статистики. 

Кроме того, в состав Государственного контроля входили товарищ Государственного контролера, Совет государственного контроля, Канцелярия Государственного контроля и состоящий при ней Архив центральных учреждений Государственного контроля, Центральная бухгалтерия, Комиссия для проверки денежной и материальной отчетности установлений Государственного контроля, Комиссия для проверки годовых отчетов частных железных дорог. 

Местными учреждениями Государственного контроля являлись контрольные палаты и специальные местные учреждения Государственного контроля. Контрольные палаты были в каждой губернии.  Специальные местные учреждения Государственного контроля делились на постоянные и временные. 

К числу постоянных относились органы Государственного контроля на казенных железных дорогах, проверявшие операции, связанные с эксплуатацией дорог, и органы Государственного контроля, находящиеся в торговых портах, проверявшие операции, связанные с эксплуатацией этих портов.   К временным специальным местным учреждениям относились органы контроля по постройке государственных железных дорог и тех частных железных дорог, которые сооружались за счет гарантированных государством средств, а также органов контроля по возведению крепостных сооружений. К числу временных специальных местных учреждений Государственного контроля относился также Полевой контроль, функционировавший во время войны. 

От ревизий отдельные учреждения и мероприятия освобождались лишь по распоряжению императора. Единственное исключение составляло Министерство императорского двора, которое не было обязано отчитываться перед Госконтролем, и имело свой собственный департамент особого контроля.   

Экономическая реформа

Николай Христианович Бунге-Министр Финансов и главный инициатор экономических реформ

Главным по экономической реформе был министр финансов Николай Бунге. Главной задачей для министра было развитие капитализма. Проблема крестьянства заключалось в том,что было недостаточно размеров их земельных наделов для успешного сельскохозяйственного производства, и в том, что невозможно получить долгосрочный кредит для покупки новых земель.

План Бунге был следующим:

  • 1.Прощение всех недоимок по подушной и оброчной подати;  
  • 2. Отмена подушной и оброчной подати. Эти налоги были основаны на феодально-помещечьей системе землевладения и их отмена была закономерным итогом Манифеста 1861 г.;
  • 3. Уменьшение выкупных платежей приблизительно в 3 раза за 8 лет. Выкупные платежи выводятся из бюджета и ставка платежа определяется ежегодно перед сбором урожая;
  • 4. Увеличение поземельного налога в 10 раз за 8 лет. Ввод прогрессивной ставки налога;   
  • 5. Изменение принципа взимания земского и мирского сбора. Мирской сбор вливается в сбор земский, земский увеличивается и взимается со всех землевладельцев. 
    Т.е. происходит уравнивание в правах всех землевладельцев.  

Поземельный налог становится государственным земельным налогом. Его величина будет постепенно повышаться. 

  • 1867 – 0,18%,   
  • 1870 – 0,25%,   
  • 1875 – 0,35%,  
  • 1876 – 0,50%,  
  • 1877 – 0,70 %,  
  • 1878 – 1,00 %, ввод прогрессивной ставки.  
  • 1879 – 1,25 %,  
  • 1880 – 1,40 %,  
  • 1882 – 1,50 %, 

Ставка в 1878 г.  До 20 десятин (волостная или крестьянская ставка) – 1 % (что приблизительно составляет 25% доходности земли на 1878 г.);  От 20 до 50 десятин – 1,25 %;  От 50 до 200 десятин – 1,5 %;  От 200 десятин – 2,5 %; 

Ставка в 1882 г.  До 20 десятин (волостная или крестьянская ставка) – 1,5 % (что приблизительно составляет 28% доходности земли на 1882 г.);  От 20 до 50 десятин – 2 %;  От 50 до 200 десятин – 3 %;  От 200 десятин – 5 %; 

Земельный налог будет делиться на две группы взимания: сельские общества и частные владельцы. Для сельских обществ налог будет взиматься со всей земли общины и его величина будет единой нижней ставкой (в 1886 - 1%, в 1890 - 2%). С частных владельцев – в соответствии со ставкой налога. 

Произошла Постепенная отмена подушной подати, реобразования оброчной подати в выкупные платежи и перевода государственных крестьян на обязательный выкуп. Снижение выкупных платежей, перераспределение налоговой нагрузки с крестьянства на «достаточные» сословия и введение косвенных налогов. Произошло широкое распространение кредитования, акционерных обществ. Повсеместное изменение налогов с переходом с уравнительной на подоходную систему. 

Бунге усиливает гос.регулирование инвестиций через фабричное и финансовое законодательство, несколько ослабляется таможенные пошлины ( 10%), чтобы избежать трений с Германией заключается торговый договор в 1868-1870 гг., расширяются число инвесторов (не оказывая никому предпочтений - в порядке убывания инвестиций Германия, Франция, Англия, Голландия), Бунге вводит акцизную питейную монополию, начался переход с прямых налогов на косвенные и перераспределяемых их с крестьян на другие сословия, старые налоги переводят на доходной принцип с уравнительного, уменьшаются выкупные платежи.  

При Бунге была отменена крестьянская община.Министр отвергал аргументы сторонников общины, утверждающих, что она спасает крестьянство от обезземеливания и кулацкой эксплуатации.

«Хотя для каждого мыслящего человека должно быть ясным, — писал он, — что и при общинном владении возможно также кулачество, спаивание мира, обирание бедных богатыми и, наоборот, разорение достаточного населения мироедами и гнет мира; хотя обезземеление не есть последствие частной собственности, а, как все признают, — возрастания населения».

Бунге активно финансово поддерживал крестьянство.Для это был создан Крестьянский поземельный банк(1871) и Дворянский земельный банк(1873), который выдавал ссуды  лишь тем дворянам-землевладельцам, которые сами ведут хозяйство на своей земле.

Алапаевский завод

При Бунге  велась работа по изданию фабричного законодательства. В 1874 году вступил в силу закон, запрещающий труд малолетних на фабриках и регламентирующий продолжительность труда детей и подростков от 12 до 15 лет, которая была ограничена восемью часами. В 1876 были изданы «Правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности», в которых ограничивался произвол работодателей в отношении работников, а также усиливались репрессивные меры за участие в стачках и подстрекательство к ним, угрозы в адрес администрации и отказ от работы. Бунге проводил ясно выраженную протекционистскую политику. Многие его считают отцом «Русской промышленности».

Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали

Активно поддерживал переселение населения в Сибирь. Поддерживал строительство железных дорог. При Бунге началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали.

Дмитрий Милютин Военный министр. и главный руководитель военной реформы

Военная реформа

Поражение России в Крымской войне наглядно продемонстрировало ветхость её военной машины и необходимость всеобъемлющего реформирования. В результате реформ в России вводилась воинская повинность вместо рекрутского набора, а также отменены телесные наказания в армии. Создаются  гласные и состязательных военные суды. Было осуществлено перевооружение армии и флота.

Социальная реформа

BogdanovBelsky UstnySchet.jpg

Одной из основной задачей правительства и императора было насаждение либеральных ценностей. Царь хотел сделать бесплатное начальное образование, как в Швеции, но Николай II не мог этого сделать,так как не хватало средств на поддержку бесплатного образования.

Поэтому было решено развивать Земства(школы, больницы,органы местного самоуправления), надеясь, что земства будут улучшать жизнь народа в своих регионах.

Процесс шёл медленно, но финансовая поддержка в регионы шла. В результате активно развивалось инфраструктура земских школ, больниц в центральной части России. Увы на развитие земств в Сибири не хватало средств. Бесплатное начальное образование в России примут только в начале XX века.

Еврейский Вопрос

1878 году новым премьер-министром стал Бунге, своей целью считал решить национальный вопрос. Главным из национальных вопросов был еврейский вопрос. Бунге считал что евреев надо сделать русскими. Премьер министр считал, что этой цели можно было достигнуть, сделав доступными для евреев низшие и средние учебные заведения, и под условием, чтобы еврейский закон божий преподавался по разрешенным правительством руководствам на русском языке и учителями, выдержавшими установленные испытания. Все исключительно еврейские школы, если только они могут быть терпимы, не должны иметь никаких прав. Закон об Еврейском образовании(1879) был плохо воспринят обществом.

С одной стороны Бунге был националистом,который давил права иногородним, а с другой давал им права принимать участие выборах земств и открывал карьеру в государственной службе. Правда при условии знания русского языка. Но это "половинчатая" политика Бунге не нравилась ни либералам, ни консерваторам. Тем не менее Николай II защищал своего премьер-министра как только мог и не отправил его в отставку.

Внешнеполитическая обстановка 60-70x годов XIX века

Экспансия Средней Азии

Семидесятые годы продолжалась экспансия Российской империи в Средней Азии.

Хивинский поход 

В 1873 году под командованием генерала Кауфмана были сформированы 4 отряда (туркестанский, красноводский, мангышлакский и оренбургский), общей численностью около 13000 чел., при 4600 лошадей и 20000 верблюдах, выступившие в конце февраля и начале марта тремя колоннами, из Джизака, Казалинска и с берегов Каспийского моря (отряды мангышлакский и красноводский). Из отрядов не дошёл до Хивы только красноводский. После неимоверных трудностей пути, страдая от жары и пыли в безводных пустынях, соединившиеся отряды подошли к Хиве в конце мая. 28 мая 1873 года часть войск оренбургско-мангышлакского отряда, под начальством генерала Верёвкина, подошла к городу Хиве и овладела завалом и батареей из 3 орудий у самой городской стены; в 250 саженей от стен были заложены демонтирная и мортирная батареи, открывшие огонь по городу. В результате Хивинское ханство попадает в политическую и экономическую зависимость от России и теряет значительную территорию по правому берегу Амударьи.

Покорение Коканда

Абдуррахман Автобачи

В 1875 году во главе недовольных Худояр-ханом стал кипчак Абдурахман-Автобачи, сын казненного Худояром Мусульман-куля, (автобачи — придворный титул в иерархии ханства), последовательный противник перехода Коканда под власть России, и к нему примкнули все противники русских и духовенство. Худояр бежал и ханом был провозглашён Насир уд-Дин-хан. Восставшие провозгласили цель восстановить ханство в его старых границах от Ак-Мечети с одной стороны и до Пишпека — с другой. Была объявлена священная война, и многочисленные отряды кипчаков вторглись на новые российские территории, заняли верховья Зеравшана и окрестности Ходжента. Были разгромлены небольшие гарнизоны российских войск, почтовые станции, убиты российские чиновники. 8 августа 1875 года началась осада Ходжента. В Ходженте находились батальон и две роты пехоты, сотня казаков и батарея артиллерии под командованием полковника Савримовича, которые смогли продержаться до 10 августа, когда прибыло подкрепление из Ура-Тюбе во главе с майором Скарятиным, которое помогло отбросить осаждавших от городских ворот. 12 августа полковник Савримович во главе 4 рот, сотни казаков и дивизиона артиллерии начал наступление на 16-тысячное кокандское войско, находившееся под командованием Абдуррахмана Автобачи и стоявшее у селения Коста-Кола. В тот же день в Ходжент прибыл из Ташкента 1-й стрелковый батальон с дивизионом конных орудий под командованием подполковника Гарновского. Поняв бесперспективность дальнейшей осады восставшие отступили от Ходжента. К 18 августа русские войска во главе с Кауфманом сосредоточились в Ходженте. Абдурахман Автобачи с 50-тысячной армией расположился недалеко от Ходжента, у крепости Махрам на левом берегу Сырдарьи (44 версты от Ходжента), но 22 августа 1875 года генерал Кауфман (с отрядом из 16 рот, 8 сотен и 20 орудий) взял эту крепость и совершенно разгромил кокандцев, потерявших более 2 тыс. убитыми; потери российской стороны ограничились 5 убитыми и 8 ранеными. Автобачи бежал в Маргелан.

29 августа отрядом Кауфмана без выстрела был занят Коканд, где сдался Насир уд-Дин-хан, 8 сентября — был занят Маргелан. Лишаясь одного союзника за другим, Абдуррахман Автобачи отступал. В погоню за ним отправился отряд Скобелева. 10 сентября солдаты и казаки вступили в город Ош. Абдуррахман с небольшим количеством соратников укрылся в горах.

22 сентября Кауфман заключил договор с Насир уд-Дин-ханом, в силу которого хан признавал себя слугой русского царя, обязывался уплачивать ежегодную дань в 500 тыс. руб. и уступал все земли к северу от Нарына (Наманганское бекство на правом берегу Сыр-Дарьи); из них образован был Наманганский отдел. Договор был составлен по типу соглашений с Бухарой и Хивой. Он предусматривал отказ хана от непосредственных дипломатических соглашений с какой-либо державой, кроме России.

Но едва удалились русские войска, в ханстве вспыхнуло восстание. Абдурахман-Автобачи, спасшийся бегством в Узгент, низложил Насир уд-Дина, бежавшего в Ходжент, и провозгласил ханом киргиза Пулат-бека. Центром сосредоточения его войск стал город Андижан. В начале октября отряды генерал-майора Троцкого одержали несколько побед над киргизами, но не смогли взять штурмом Андижан. Вспыхнуло новое восстание в Коканде, и теперь уже Насреддин бежал под защиту русских в Ходжент. Кокандцы захватили Наманган и русский гарнизон, укрывшись в цитадели, едва смог отбить штурм.

Начальник Наманганского отдела Михаил Скобелев, подавил восстание, поднятое в Тюря-Кургане Батырь-Тюрей, но жители Намангана, воспользовавшись его отсутствием, атаковали русский гарнизон, за что вернувшийся Скобелев подверг город жестокой бомбардировке.

Михаил Дмитриевич Скобелев ) — русский военачальник и стратег, 

Затем Скобелев, с отрядом в 2800 человек, двинулся на Андижан, который штурмовал 8 января, войска обстреливали город из пушек, около 20 тысяч человек погибли под завалами зданий. 10 января андижанцы сдались. 28 января 1876 года Абдурахман сдался и был сослан в Екатеринослав. Наср-Эддин вернулся в свою столицу, но ввиду трудности своего положения задумал привлечь на свою сторону враждебную России партию и фанатическое духовенство. Вследствие этого Скобелев поспешил занять Коканд, где захватил 62 орудия и огромные запасы боевых снарядов (8 февраля).

19 февраля состоялось Высочайшее повеление о присоединении всей территории Кокандского ханства и образовании из неё Ферганской области. Военным губернатором области стал Скобелев. Насир уд-Дин был водворён на жительство в пределах империи, как и его отец Худояр, ещё раньше поселённый в Оренбурге. Захваченный Пулат-бек был повешен в Маргелане.

Несмотря на это, восстание киргизов, живших на Алае, то есть на высоком плато, образуемом двумя параллельными хребтами, замыкающими долину Ферганы с юга, продолжалось ещё полгода. Скобелев в апреле и июле-августе 1876 года предпринял экспедиции на Алай и принудил предводителя киргизов, Абдул-бека, спастись бегством в кашгарские владения, после чего киргизы окончательно приведены были к покорности. Итогом Кокандского похода стало ликвидация Кокандского ханства.

В итоге Россия получила под свой контроль всю Средную Азию.

Европейская политика России.

Александр Михайлович Горчаков-Министр иностранных дел Российской империи

Важной целью внешней политики России после поражения в Крымской войне стала отмена ограничительных статей Парижского мира. Воспользовавшись поражением Франции в ее войне с Пруссией, Россия в октябре 1870 г. оповестила европейские столицы об отмене нейтрализации Черного моря. И Европа вынуждена была признать права России в этой зоне (Лондонская конвенция 1871г.). Россия могла держать на Черном море неограниченное количество военных судов, вести военное укрепление своего черноморского побережья. Возрождались Черноморский флот и военно-морская база в Севастополе. Без единого выстрела дипломатия Николая II и Горчакова добилась крупного успеха.

Нуждаясь в конкретных союзниках, Россия приняла участие в Союзе трех императоров – австро-венгерского, германского и российского (1873 г.) – это расплывчатое объединение сыграло свою роль в выходе России из европейской изоляции.

70-х гг. ХIХ в. обострились взаимоотношения Турции и славянских народов Балканского полуострова, в связи с этим – отношения Турции и России. «Блистательная Порта» (так официально называли Турцию) властвовала над Боснией и Герцеговиной, над Болгарией, угрожала независимым Сербии и Черногории.В 1875-76 гг. в славянских владениях Порты на Балканах вспыхнули восстания. В ответ турки учинили страшную резню. Летом 1876 г. Сербия и Черногория объявили султану войну. Началась Русско-Турецкая война, в которой победила Россия.

В итоге у России появились новые союзники(Болгария,Греция) и базы ВМФ в Эгейском море.

Advertisement