Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История
Российская Империя
Флаг Русского царства.png Русское царство.png
Год основания: 1672
Официальный язык: Русский
Форма правления: Абсолютная монархия
Титул правителя: Царь (до 1672)

Император (с 1672)

Правящая династия: Шуйские
Законодательный орган: Земский собор
Столица: Москва
Религия: Православие
Площадь: {{{Площадь}}} км²
Население: {{{Население}}} чел.
Валюта: Рубль
Карта страны

Российская империя (до 1672 года - Русское царство) - второе по площади государство государство мира, крупнейшее государство Евразии. Крупнейшие города - Москва, Казань, Ярославль, Колывань, Рига, Вильна, Киев, Хаджибей.[1]

Государственное устройство

Продолжение правления Александра IV

Московское восстание 1642 года

"Челобитная тридцати" 3 марта 1642 года привела к столкновению русской монархии с интересами посадских людей, стремящихся к расширению своих прав и влияния на российский политический курс. Хотя подобные устремления угрожали влиянию на политику дворянства и бояр, многие члены Боярской думы поддержали мятежников. Созвать дворянское ополчение также не удалось. Связано это было с тем, что многие бояре и дворяне надеялись, используя земство, ослабить царскую власть, а интересы других были тесно связаны с представителями российского купечества.

В такой ситуации Александр IV смог расколоть оппозицию, обещая даровать городам Русского царства самоуправление, аналогичное тому, что существовало в странах Западной Европы, и увеличить представительство горожан на Земских соборах. Однако оппозиция требовала от царя также регулярных ежегодных созывов Земских соборов и права Земских соборов утверждать или отклонять новые налоги, на что Александр идти опасался, опасаясь превращения России в новую Речь Посполитую и ослабления монаршьей власти.

Обстановка в столице накалялась, особенно из-за требования части недовольных представителей низших слоев прекратить непопулярную церковную реформу митрополита Петра Могилы. 8 мая 1642 года в Москве вспыхнуло восстание под лозунгом "старой веры" и расширения прав земства. Но мятеж быстро перерос в нападения представителей простонародья на дома зажиточных горожан, которые зачастую были столь же ненавистны низам общества, что и представители власти и вообще знатные люди.

В такой ситуации представители купечества, испугавшиеся анархии, перешли на сторону власти, "перекупив" также недовольных стрельцов. Задействовав стрелецкие части и "полки нового строя" под командованием Александра Лесли, Александр IV подавил восстание. Тем не менее, теперь он уже не мог отвергнуть запросы верхушки посада, позволившей ему сохранить власть. В 1643 году был созван Земский собор, на котором было принято новое Соборное уложение, ставшее своего рода "конституцией" Русского царства XVII века. На нем царь и представители посада, пойдя на взаимные уступки, сумели всё же придти к своего рода сделке.

Реформы 1640-ых годов

Соборное уложение 1643 года так и не вводило регулярного созыва Земских соборов, однако предоставляло ему права утверждать или, наоборот, отклонять проекты новых налогов. Кроме того, оно предоставляло большинству русских городов право избирать администрацию - т.н. магистраты, во главе которых стояли т.н. бурмистры. По требованию представителей городского населения, недовольных глубоким проникновением германских и английских торговцев в русскую экономику, были введены высокие таможенные тарифы. Вместе с тем, Соборное уложение закрепляло закрепощение крестьян, а также окончательно утверждало церковную реформу Петра Могилы и государственное преследование старообрядцев как "раскольников".

В 1648 году в Москве была учреждена Славяно-Греко-Латинская академия, чьей задачей стало обучение дворянства и зажиточных представителей земства иностранным языкам и европейским наукам. Вместе с тем, другой её функцией была борьба с "расколом", а также с проникновением в православную среду "лютеров" и "латины" - в первую очередь в Великом княжестве Литовском и Ливонии, и насильственное обращение в православие язычников и мусульман Поволжья. Фактически Академия стала инквизиционным органом, получившим карательные полномочия. Вместе с тем, жители России, уже исповедовавшие католицизм или протестантизм, могли исповедовать свою веру свободно, хотя оставление православия каралось смертью.

Уже в 1640-ые годы Александр IV начал активно стимулировать переселение в Россию православных - в основном сербов и болгар - с Балканского полуострова, а также выходцев из Германии, стремясь ускорить колонизацию вошедших в состав России по итогам Тридцатилетней войны украинских степей; по тем же причинам царь, несмотря на все настояния своих приближенных и аристократии в целом, не поддержал на Земском соборе 1643 года введение бессрочного сыска беглых, что позволяло многим крепостным уходить в пограничные земли и со временем "натурализовываться" там. Также правительство стимулировало отток приверженцев "старой веры" в Сибирь и Поволжье, что способствовало русской колонизации этих земель.

Казацкая проблема

Хотя по итогам Тридцатилетней войны Великое княжество Литовское и Малороссия вошли в состав России, сепаратистские настроения там сохранялись, особенно среди протестантской и кальвинистской части аристократии. Так, в 1645 году был раскрыт заговор крупнейших литовских магнатов-кальвинистов - Януша и Богуслава Радзивилла - с целью провозгласить независимость Литвы. На Украине угрозу представляли не только польские землевладельцы Волыни и Подолии, но и казацкая старшина, недовольная попытками царской власти ограничить автономии Запорожской сечи, а также "нереестровые" казаки и бежавшая на Сечь голытьба из крепостных (так как роспуска "нереестровых" и выдачи беглых требовала знать Малороссии).

Политика царской власти по привлечению в "украинные" степи переселенцев из Европы также вызывала недовольство казаков; переселенцы часто вступали в конфликты с местными жителями. Всё это привело к тому, что в 1657 году вспыхнуло восстание казаков во главе с гетманом Юрием Выговским. Посланный на подавление мятежа царский шурин Иеремия Вишневецкий нанес бунтовщикам ряд поражений, но в самый разгар военных действий неожиданно умер, вследствие чего война длилась следующие два года. Вынудить казаков сложить оружие и выдать Выговского удалось лишь ценой подтверждения автономии Сечи.

Чтобы не допустить повторения восстания, царское правительство взяло курс на приравние прав казачьей старшины к правам православной малороссийской аристократии, что способствовало их постепенному слиянию. Вместе с тем, было очевидно, что Запорожская сечь - потенциальный источник не только сепаратизма, но и социального протеста, и началась подготовка к постепенной ликвидации её автономии...

Правление Ивана V

Правление Василия VI

<references>

Advertisement