ФЭНДОМ

ALGgd9FeHng

Пётр Алексеевич - первый Император Всероссийский (1721-1742)

Предисловие

Для начала хочу сказать что в мире будет две точки расхождения, но и та, и другая будут в самом начале таймлайна, так же, мир будет порой пропитан абсолютно нереалистичными моментами, некоторые сделаны для интересности сюжета, другие же — пасхалки или сатира и местами откровенный стёб на РИ. Если всё будет совсем плохо, тогда Вешайте Инопланетных Летучих Мышей. Что же, вот наверное и всё что я хотел сказать перед началом повествования, итак, поехали.

Всем известно о деяниях Петра I: при нём Россия вышла на мировую арену, европеизировалась, стала империей, приобрела регулярную армию. В целом перечислять можно долго, однако после смерти Петра в 1725 году, страна вошла в эпоху дворцовых переворотов и вернулась к относительной стабильности лишь в царствование Екатерины II. А что бы было если бы Пётр I прожил дольше? Ведь если бы он прислушивался к врачам и вёл более здоровый образ жизни, то смог бы прожить ещё, как минимум, лет 10 . Но как бы не старался Пётр Великий, даже проживи он дольше, полностью догнать Европу Россия тогда вряд ли бы смогла. Основной источник богатств тогдашних ведущих стран - колонии, которых у нашей страны тогда не имелось.

Так что бы было, если бы у России тоже появилась возможность бесплатно получать ресурсы неразвитых земель Африки, Северной Америки, Островов Карибского бассейна, Океании. Тут многие скажут, что куда нам колонии, у нас вон Сибирь какая большая, нам её бы развить да и Россия никогда не была колониальной страной, менталитет дескать у нас другой, не можем мы грабить чужие земли подобно Британии. На это я отвечу, что нет придела совершенству, чем больше земель тем лучше. Про менталитет же, отвечу следующие: грабёж неразвитых стран был тогда нормой и даже просвещённая Франция не гнушалась этим.

К тому же, колонии у России имелись и в РИ и речь не только о всем известной Аляске, но самое главное в истории у нас была куча шансов получить под свой контроль и другие заморские земли, но наши правители по тем или иным причинам отказывались от них. Но давайте представим что Петру Великому удалось привить в России не только Европейские порядки, но и главный Европейский способ развития экономики того времени — колонизацию. (Нет ну точно мышей придётся вешать))

Первая точка расхождения

Приехав из Великого посольства, царь Пётр узнав о выгодах, которые несут колонии ведущим Европейским странам решил так же заполучить колонии для России. Однако, Пётр решил вернуться к этим планам позже, так как образовалась почва для возвращения выхода в Балтийское море, утерянного во время Смуты. Война со Швецией шла 21 год и была сложным испытанием для России, вошла в войну она государством практически со средневековыми порядками, вышла же одной из самых передовых стран начала XVII века.

Конец 1721 года, Пётр, ставший теперь Императором, счёл это время идеальным для получения колоний.
Information items 1524

Адмирал Даниэль Вильстер, 1723 год

Весь следующий год Пётр думал куда обратить свой взор, и наконец, придумал над какой частью земли будет реять русский флаг. Помог императору найти объект для колонизации Даниель Вильстер — бывший Шведский адмирал оставшийся в России после Северной войны . Его проект заинтересовал Императора, Вильстер предложил не много ни мало — колонизацию острова Мадагаскар у юго-восточных берегов Африки.

В 1723 году, в разгар войны с Персией, Пётр поручил адмиралу возглавить экспедицию, однако расстояние до острова было слишком велико: нужно было проплыть через всю Европу , а затем, и через Африку. Во время долгого и опасного путешествия русский флот угодил в шторм. Уцелевшие колонисты вернулись ни с чем. Император решил найти другой, более короткий путь на Мадагаскар.

В сентябре 1723 года, Пётр решил потребовать от уже готовой капитулировать Персии, помимо ранее планируемой передачи России Северных Прикаспийских земель, право на проход войск и строительство флота на южном побережье Персии. Шах, возмущённой наглостью русского императора, отказался принимать такие условия и война была продолжена. Но уже в начале ноября того же года он был вынужден согласиться на унизительные условия России. Способствовало этому дальнейшее продвижение русских войск, которые контролировали к тому времени всё Каспийское побережье, а так же нападение на ослабленную войной Персию, Османской Империи. По итогу войны Россия получила новые земли и самое главное — доступ в Индийский Океан. Персия же фактически стала русской марионеткой.

Уже через месяц после подписания мира, на южных берегах Персии было начато строительство верфей, а через 2 года Русский колониальный флот был готов к отплытию.
Арап Петра Великого

Абрам Петрович Ганнибал, командующий Мадагаскарской экспедицией. Второй и последний Генерл-Губернатор Мадагаскара. Первый Генерал-Губернатор Русской Африки

В январе 1726 года, 3 тысячная Русская экспедиция, под командованием Вильстера и Ибрагима Ганнибала, посланного Петром присмотреть за адмиралом, потому как император не доверял до конца шведскому плуту. Фактически, с момента отплытия кораблей из Персии, командование экспедицией полностью взял на себя Ганнибал, а к Вильстеру, по распоряжению императора была приставлена охрана, чтобы он не наделал глупостей.

Прибыв на остров 19 (30) января, колонисты столкнулись с огромным количеством пиратов на севере и воинственных аборигенов на юге. Однако, ни те ни другие, по существу, ничего не могли противопоставить огромной, закалённой в боях Русской армии (Пётр специально отбирал для экспедиции ветеранов Северной войны и Персидского похода). Разбив , менее чем за неделю, и сбросив в море пиратов Абрам Петрович воткнул в землю русский флаг и торжественно заявил "Быть ныне здесь Русской земле", так было основано первое Русское поселение на Мадагаскаре, позже ставшее столицей Русской Африки. Город был назван Вильстербургом в честь адмирала Вильстера, который хоть на деле и не командовал экспедиционными войсками, сделал главное — подал идею по колонизации Мадагаскара Петру I. Уже спустя день Ганнибал приказал издать воззвание вождям пяти самых крупных племён Мадагаскара, оно гласило следующие:

 Мы прибыли изъ Великой Россійской Имперіи,
 Императору нашему, Петру Алексеевичу,
 угодно предоставить вамъ защиту отъ посягательствъ на вашу землю:
 Англіи, Голандіи, Франціи и прочихъ Европейскихъ державъ.
А такъ же, угодно Великому Императору поделиться съ вами
И вашими подданными плодами Русскаго прогресса.

Взамѣнъ же нашъ великодушный Императоръ проситъ отъ васъ принять Русское подданство.

Въ случаѣ согласія вамъ такъ же будетъ предоставлено дворянское званіе
и подарена императоромъ земля въ Россіи.

По вашему дальнѣйшему желанію вы сможете либо отправиться въ Россію и постигать русскія традиціи,
либо вы сможете остаться здесь и помочь установленной нами администраціи въ управленіи островомъ.

Въ случаѣ же отказа мы будемъ вынуждены применить силу и тогда, 
вы будете отстранены отъ правленія и всѣхъ титуловъ лишившись, будете подвергнуты наказанію 
какъ бунтовщики.

На раздумія у васъ имѣется равно одна неделя отъ сего дня,
по истеченіи которой вы должны прибыть въ Вильстербургъ или же прислать своего представителя.

Игнорированіе же вышесказаннаго, 
будетъ восприниматься какъ отказъ 
отъ предложенія нашего великодушнаго Императора
И мы немедля пошлемъ войска на захватъ вашихъ земель.

Абрамъ Петровичъ Ганнибалъ, представитель Его Императорскаго Величества
 Императора Всероссійскаго Петра Алексеевича

Из пяти племён: Имерина, Бетсимисарака, Сакалава, Махафали и Антерморо, в Вильстербург прибыли лишь вожди первых двух, вождём племени Антеморо был послан представитель Ганнибалу, однако договориться ни о чём не удалось,
Madagascar-outline-map-credit-Matt-Rosenberg-About.com-geography

Карта на момент начала
войны с туземцами (Зелёный цвет - Русская Экспедиция, красный - местные племена)

Сакалава и Махафали вообще проигнорировали требование русских, как позже говорили сдавшиеся приближённые вождей этих племён, их владыки не собирались освободившись от гнёта Франции, попадать теперь под русский гнёт. Вожди аборигенов думали, что силы, которые пошлёт Россия будут не большими и они смогут с лёгкостью их сокрушить, подобно тому как изгнали с острова французов в 1670 году, но Пётр, отправляя на остров, 3000 хорошо экипированных и имевших боевой опыт с сильнейший армией Европы, солдат уже заведомо рассчитывал, что придётся брать его силой.

Русские войска по всем характеристикам превосходили туземные, единственное что могли противопоставить колонизаторам последние - это знание местности, чем русская армия похвастаться не могла, поэтому имели место скрытые атаки Мадагаскарцев под покровом ночи в русские тылы, которые слабо сказывались на исходе войны. Колонисты сразу взяли инициативу в свои руки и каждое прямое столкновение войск заканчивалось победой русской стороны, однако Туземцы не намерены были сдаваться на милость Русского Императора и вели войну до последнего: вожди постоянно перемещались, а Русская армия в течение года находила лишь пустые города аборигенов.

Иператор Мадагаскара

Иператор Пётр I в 1727 году

Наконец, 12 (23) февраля 1727 года остров полностью контролировался колонистами, вожди мятежных племён были схвачены и отправлены в Вильстербург для решения их дальнейший участи, а без них их подданные быстро сдались на милость победителю. В тот же день Абрам Ганнибал приказал снарядить корабль и уже 11 (22) мая, в Санкт-Петербурге он доложил Императору об успешной колонизации Мадагаскара. Император наградил Ганнибала орденом Андрея Первозванного и назначил его главой, в тот же день созданной Русско-Африканской компании, сам же добавил ко множеству своих титулов ещё один - "Царь Мадагаскарский".

Узнав о колонизации Россией Мадагаскара, Франция владевшая ранее островом и претендовавшая на него до сих пор обвинила Россию в захвате их колоний, на что Пётр ответил Французскому послу:

Путемъ неправильнаго управленiя вы потеряли свою колонію, нынѣ же Мадагаскаръ пренадлежитъ намъ и мы будемъ использовать сiю землю зѣло разумно, тамъ где одинъ разъ былъ поднятъ Русскій флагъ, тамъ опускаться онъ уже не долженъ.

После такого ответа отношения с Францией ухудшились, что способствовало смене внешнеполитического курса на союз с Австрией.

Вторая точка расхождения

В 1721 году, в Астрахани, во время подготовки похода в Персию, у царя впервые появились симптомы болезни почек. Лейб-медик Блюментрост, осмотрев государя, велел ему впредь не испытывать сильных физических
O Doctor, Doctor Help Me Please

Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост. Лейб-Медик Петра I в 1719 - 1742 годах

нагрузок и соблюдать определённый режим питания, так же для профилактики регулярно ездить на воды, а ещё лучше на какое-то время и вовсе сменить место проживания на другую климатическую зону.

Царь, серьёзно отнёсся к советам врача, теперь он старался следовать предписанной ему диете, хотя это и не всегда у него получалось. С 1721 года императорские ассамблеи стали проводиться лишь по особым поводам. Для приближённых, чтобы не показать свою слабость, Пётр аргументировал это тем что, деньги сэкономленные на банкетах можно использовать для более важных нужд, таких как строительство флота и увеличение армии.

В это же время закончилось и большинство экстравагантных дел Петра, таких как походы на кораблях под ледяными ветрами Финского залива.

Отбытие Петра I на Мадагаскар, Регентство Екатерина Алексеевны, Верховный Тайный Совет.

В 1727 году Российская Империя получила контроль над Мадагаскаром, после чего Пётр получил возможность исполнить, до этого совершенно ему недоступную, рекомендацию Блюментроста — поменять на некоторое время
Ему бы в единую Россию))

Светлейший Князь Александр Данилович Меньшиков, Генералисимус (с 1726 г.), Глава Верховного Тайного Совета (1727-1730), Фактически правитель России в этот период

климат холодного Петербурга на райскую жару Мадагаскара.

Пётр, будучи перфекционистом, не хотел оставлять столицу и останавливать преобразования, но его главный сторонник на протяжении трёх десятилетий, Князь Меньшиков убедил его поехать на Мадагаскар.

После 1724 года уровень доверия Императора к Меньшикову упал, он, наконец, лишился своих основных должностей: президента Военной Коллегии и генерал-губернатора Санкт-Петербургской губернии.

А мог стать Императором на 3 года

Пётр Алексеевич, Внук Петра I наследник престола де-юре в 1718-1722 годах, де-факто в 1718-1730 годах

Но в январе 1725 когда Император тяжело простудился и уже был готов писать завещание, думая что не выживет, он простил Меньшикова.

Однако благодаря соблюдению предписаний врачей, постоянно находившихся возле Петра с 1721 года, и усиленному лечению, Император вскоре встал на ноги.

После болезни Пётр I, по непонятной ни кому причине, вновь стал благоволить Меньшикову, ещё больше чем
Катя Скавронская

Екатерина Алексеевна - жена Петра I с 1727 года по 1729 год "Императрица" России

до 1724 года, апогеем этого стало дарование, в декабре 1726 года, князю звания генералиссимуса.

И идя на личную встречу с императором 15 июня 1727 года, светлейший князь, знавший о болезни Петра и о рекомендациях врачей, уже догадывался зачем император зовёт его.

Пётр рассказал старому другу о своей дилемме и спросил у князя совета, как ему поступить: ехать на Мадагаскар или нет, и если ехать, то на кого оставлять Россию.

Меньшиков посоветовал императору ехать на недавно приобретённый остров, сказав, что тем самым он поднимет
Ну пропала Россия

Пётр I оглашает об отбытии на Мадагаскар

дух колонистов, а так же увидит как выглядят его новые земли, да и новые подданные увидят своего Царя.

Пётр принял аргументы Александра Даниловича, как убедительные, однако оставалось решить второй вопрос — кто же будет править Россией до момента возвращения императора?

И на этот случай у хитрого генералиссимуса был свой туз в рукаве.

Меньшиков предложил кандидатуру Екатерины Алексеевны - жены Петра.

(по сути у Петра I были всегда хорошие отношения с женой. В 1722 году император своим манифестом отменил привычный порядок наследия и издал новый, по которому мог сам назначить себе приемника, очевидно Пётр хотел оставить трон жене, в 1724 году он даже короновал Екатерину, однако после того как уличил её в изменах с Виллим Монсом, их отношения ухудшились и оставались плохими до её смерти в 1729 году. P.S. по этой временной линии если что).

Пётр не хотел давать власть сыну предателя — Царевича Алексея, своему внуку Петру Алексеевичу.

Ну чё Пасаны в Африку

Пётр I в Персии, отбывает в Вильстербург, ноябрь 1727 года

Поэтому, всё же не доверяя до конца жене, он решил дать ей править, но при регентстве Меньшикова. Всё случилось ровно так, как и планировал светлейший князь.

Через неделю 22 июня 1727 года император созвал заседание сената, на котором объявил всем свою волю, присутствующие единогласно поддержали затею Петра.

Императорским указом 29 августа создан Верховный Тайный Совет, главой которого назначен Меньшиков, а уже 2 сентября император Пётр I отбыл на Мадагаскар. Народу было объявлено что "Царь вновь отбыл в заморские земли".

Так начались три года российской истории, которые позже назовут "Тёмным Пятном XVII века".

Пётр I на Мадагаскаре, Русский колониализм, Принцип "Участь по Способностям".

Отбыв из Петербурга 2 (16) сентября 1727, 18 сентября (3 октября) Пётр I уже был в Астрахани, от туда на корабле он доплыл до Табаристана, новой территории-полуанклава Российской Империи, полученного в ходе Персидского похода 1722 - 1723 годов, 10 (24 октября) в Тегеране дал аудиенцию шаху, на которой пообещал последнему защиту от Османской Империи в обмен на верность и следование условиям Петербургского договора, шах согласился. После этого царь, решивший немного отклониться от изначальной цели путешествия, отправился к южным берегам Персии, где его уже ожидали корабли из новой, заложенный три года назад индийской флотилии, а 16 (30) декабря государь прибыл в Вильстербург.

Церковь на Мадагаскаре

Православный храм в Вильстербурге, наши дни

Сразу после его приезда произошёл курьёзный случай, Пётр желавший показать туземцам что такое Рождество, повелел найти ему найти ёлку, однако ему доложили что на Мадагаскаре отродясь елей не было, на что император ответил — нет елей, несите пальму. Так в южных колониях России появилась традиция наряжать на рождество пальмы.

Изначально рождество на острове отмечали только колонисты-христиане, однако позже, по мере того как местное население принимало православие, традиция прижилась и у многих туземцев, стремившихся следовать русским обычаям. Императору было нужно решить вопрос, который оставался нерешённым уже почти год — вопрос о статусе местного населения.

Однако и тут Пётр поступил экстравагантно: вместо того чтобы, как Европейские колониальные империи делать рабами всех без разбора, император руководствуясь меритократическим принципом, принципом которым он пользовался всю жизнь, заявил о так называемой "Участи по способностям". Она гласила следующие: Если кто владеет ремеслом, остаётся свободным, однако без права покидать остров, если ремеслом не владеет и тем более Русского языка не знает, станет рабом, и будет отправлен в метрополию на продажу.

Чёрный Господин фикс

Представитель Колониального дворянства. 1737 год.

Данный принцип однако распространялся только на туземцев присягнувших России, бунтовщики сразу попадали во второе состояние позже названное "Второй Категорий".

Пётр I лично, в течение месяца, принимал сотни людей в день и проверял их способности, естественно владевших ремеслом оказалось немного: это были в основном те, кто заинтересовался укладом жизни колонистов и возжелал научиться какому-либо ремеслу сразу по их прибытию на остров, но таких было мало, либо те, кто уже владел ремёслами до прибытия русской экспедиции, таких было ещё меньше. В итоге лишь 1/15 всех мадагаскарцев остались свободными, Остальные попали в рабство, и хоть их права и смягчат в дальнейшим, полностью они получат свободу лишь вначале XX века, а равными с белым населением в правах станут лишь к его концу.

Пётр таким отбором лишь укрепил принцип меритократии действовавший до самой его смерти, страна получила бесплатную рабочую силу, а свободные мадагаскарцы заняли нишу рабочих людей на острове.

Некоторых же из "второй категории" Пётр велел оставить на Мадагаскаре для освоения Колонии. Позже появилась ещё и "Третья Категория", так называемое колониальное дворянство, она состояла из мадагаскарцев (позже в других колониях России из местных жителей) которые жили по русским порядкам, освоили Русский язык и тонкости политики либо экономики и поступили на службу в колониальную администрацию, они могли позволить себе жить так как жило русское дворянство, однако они имели меньше прав чем последние, находясь в этой иерархии где то между дворянами из метрополии и городскими жителями России, многие из мадагаскарсих дворян покупали в рабы своих бывших соплеменников, которым впрочем, жилось легче чем у русских дворян. Последние ущемляли их даже больше чем из обычных крепостных.

Изначально единственным доходом от колонии было выращивание культур не растущих в России, таких как сахарный тростник, ваниль, какао бобы и т.д, позже в колонии стали добывать золото и драгоценные камни. Главной проблемой были, недобитые во время колонизации, мадагаскарские пираты. России приходилось постоянно сопровождать корабли плавающие с острова в метрополию, однако немногочисленная индийская флотилия с трудом справлялась с этим. Понимая что так продолжаться не может, в 1728 году Пётр повелел заложить в Вильстербурге верфь и начать строительство мадагаскарского флота (позже африканского). Однако окончательно устранить пиратство в регионе удалось лишь в середине XIX века.

Российская Империя в период правления Екатерины Алексеевны и Верховного Тайного Совета

Chancelor G.I.Golovkin by I.Nikitin (1720s, Tretyakov gallery)

Канцлер Гавриил Иванович Головкин, вместе с Андреевм Толстым, не поддержал затею Меншикова.

Императрица Екатерина (иногда её неофициально называют Екатериной I) все своё правление, чуть больше двух лет, фактически не занималась политикой. Всё время она проводила в застольях и празднествах, пила вино стаканами, меняла бесчисленное количество любовников, танцевала на балах ночи на пролёт. В придворный распорядок вернулись пышные ассамблеи без поводов, отменённые рачительным Петром, на которые тратилось огромное количество денег.

Всё полноту власти же, на время отсутствия императора, получил Верховный Тайный Совет (сокр. ВТС) учреждённый Петром незадолго до отъезда. В ВТС входили ближайшие соратники Петра: Президент Адмиралтейств-Коллегии граф Апраксин, Канцлер и Президент Коллегии иностранных дел граф Головкин, Начальник канцелярии тайных и сыскных дел граф Толстой, Вице-канцлер Остерман и светлейший князь Меньшиков. Хотя изначально совет был создан императором и подразумевал исполнение его воли, Меньшиков путём бесчисленных обещаний быстро склонил всех членов на свою сторону и начал гнуть свою линию.

В первым указом ВТС стало возвращение должности Санкт-Петербургского генерал-губернатора Меньшикову. Сразу после этого, князь развёл лихорадочную деятельность: в частности на Урале было заложено сразу 3 металлургических завода, вдобавок к 9 имеющимся, а так же на верфях Петербурга было заложено несколько новых кораблей, однако почти 1/3 всех бюджетных средств выделенных на эти проекты оказалась в кармане у Меньшикова.

Хитрый Жук

Андрей Иванович Остреман, заручившись поддержкой Фёдора Апраксина, попробовал шантажировать Генералиссимуса

В совете реакция но это была неоднозначной: Апраксин и Остерман ненавязчиво наменули Меньшикову, что мол, делится нужно, иначе Император не обрадуется что Светлейший князь не оправдал возложенных на него обязательств, Головкин и Толстой же, поняв что Меньшиков делает то, за что можно схлопотать виселицу и разочаровавшись в нём, предпочли временно сохранить нейтралитет.

Естественно Апраксин и Остерман не собирались докладывать об этом "инциденте" Петру, они просто хотели получить свою выгоду, Головкин и Толстой же, понимали что сейчас прямо пойти против Меньшикова - смерть , но решили ждать удобного момента, чтобы свергнуть предателя Петровских идеалов.

Так ВТС раскололся надвое, и именно этот факт сыграет важную роль в холодную осень 1729 года.

Перед отбытием Пётр огласил совету что отбывает на 5 лет, однако появились обстоятельства заставившие его вернуться в Россию раньше...

Две смерти в одном доме, предательство ВТС, падение Голиафа.

На протяжении двух следующих лет Меньшиков проводил примерно одну и ту же политику: начал великое множество проектов, а деньги по документам данные на них проекты клал в свой карман и испугавшись давал часть Остерману и Апраксину, при этом из трёх заложенных заводов на Урале с горем пополам был достроен лишь один, корабли же на верфях как будто не строились вовсе. И хотя со стороны было очень заметно что происходит в стране, ни кто не пытался ничего поменять: армия любила Генералиссимуса, остальные ждали возвращения Императора.

MariaMenshikova

Мария Александровна Меньшикова. несостоявшееся супруга великого князя Петра Алексеевича.

Ещё в 1726 году, Меньшиков просил Императора дозволения женить внука Царя, Петра Алексеевича на своей дочери Марии, таким образом он хотел ещё больше укрепить свои власть при дворе, и хотел получить влияние на будущего императора. Пётр I согласился, но с условием, что свадьба будет когда Петру Алексеевичу исполниться 14 лет. (ну да тогда вот так было) И вот этот день настал 14 (25) октября, Меньшиков объявил о помолвке Великого Князя Петра Алексеевича со своей дочерью (мнения последнего конечно ни кто не поинтересовался) и отправил гонца в Москву к Петру, который жил там с тех пор как его дед отправился на Мадагаскар. Потому как он абсолютно не интересовался политикой и решил уехать подальше от её центра - Петербурга (до 1727 года Пётр I позволял ему сделать этого). Помолвка была назначена на 19 (31) января 1730 года. Пётр Алексеевич, однако не пожелал покидать Москву, и сказал Меньшикову, чтобы до свадьбы тот не донимал его. Сам же продолжил бесцельно проживать свою жизнь, проводя всё время в застольях и на охоте с князем Иваном Долгоруковым, ставшим внуку императора близким другом.

Однако случилось то, что в целом было предсказуемо, но ни кто не ожидал этого именно сейчас. Императрица Екатерина Алексеевна, проводя последние два года в бесконечных празднествах совершенно подорвала своё здоровье. Весь 1729 год, она часто чувствовала недомогание, но 10 (21) октября, императрица вовсе слегла с лихорадкой. Кашель, прежде слабый, стал усиливаться. Так продолжалось до 6 (17) ноября, когда Екатерина скончалась от абсцесса лёгкого.

Меньшиков, в чьи планы не входила потеря декоративной правительницы, спешно придумывал как ему удержаться у власти. Головкин и Толстой сочли это время идеальным, чтобы написать письмо императору на Мадагаскар, оно гласило следующие:

 Ваше величество, сочли мы что вамъ нужно спѣшно вернуться въ Санктъ-Петербургъ.
Скоропостижно скончалась супруга ваша Екатерина Алексѣевна, Алексашка чинитъ. 
Того и гляди ​разразиться​ смута великая, подобно той что была до правленія дѣда вашего великаго, 
Михаила Ѳедоровича. 
На васъ только уповаемъ не кому больше гада остановить.
 
Слуги твои ​вѣрные​, Гавріилъ Ивановичъ ​Головкинъ​ и Петръ ​Андревичъ​ Толстой.

Письмо в то же день было инкогнито отправлено в Вильстербург. Пётр, получив его, тот час же отправился в путь, отправив своим сторонникам в ВТС ответное письмо. В ним говорилось о том что прибытие императора нужно как можно дольше сохранять в тайне.

1200px-Moscow 05-2017 img20 Lefortovo Palace

Лефортовский дворец в Москве - место смерти Петра Алексеевича. Наши дни.

Наступил 1730 год, и тут произошло непредвиденное. 6 (20) января, за 12 дней до своей свадьбы, Великий князь Пётр Алексеевич отправился на водосвятие на Москве-реке. Князь Долгоруков предлагал Петру надеть тёплую одежду, однако тот не послушал Ивана и провёл 4 часа в лёгком камзоле в крещенские морозы, после чего слёг с жаром. Диагноз был неутешителен - чёрная оспа. Спустя неделю Пётр Алексеевич скончался в Лефортовском дворце. Меньшиков пришёл в отчаяние когда узнал что потенциальный будущий император скончался, все планы генералиссимуса рухнули. Последний каплей стал гонец, который 12 (28) февраля добрался к Меньшикову, несмотря на работу тайной канцелярии, перехватывающей до этого все сведения о перемещениях императора. Светлейший князь, узнав что Пётр I уже находиться на пути в столицу, экстренно созвал ВТС и заявил что снимает с себя полномочия регента. После этого он вместе с семьёй спешно покинул Санк-Петербург и отправился в сибирский городок Берёзов. Перед отъездом он заявил верховникам:

Много дѣлъ я наворотилъ, надѣюсь проститъ мнѣ ​Минхерцъ​ мои ​пригрѣшенія​. 
Съ простой жизни начиналъ, простой жизнью и закончу.

Самоотстронение Меньшикова стало триумфом Головкина и Толстого, содействующие же светлейшему, Остерман и Апраксин, теперь заняли сторону победителя. Император Пётр I торжественно вернулся в Санк-Петербург 3 (17) апреля 1730 года, сразу по приезду он распустил Верховный Тайный Совет. Император пришёл в ярость, когда узнал что произошло с Россией за время его отсутствия. Петру Великому теперь предстояло устранить ту катастрофу которую устроил в стране Меньшиков.

Возвращение Императора. Судьба Сребролюбцев. Новый наследник Петра Великого

Продолжение следует....