ФЭНДОМ

237372Над статьёй ведётся работа.
Российское государство
ФлагРоссияГодуновых ГербРоссииГодуновы
Год основания: 1547
Официальный язык: Русский
Форма правления: Сословно-представительная монархия
Титул правителя: Государь, Царь и Великий князь всея Русской Державы
Правящая династия: Даниловичи (1547—1598)

Годуновы (1598—1645)

Годуновы-Шуйские-Рюриковичи (1645—1701)

Законодательный орган: Земский собор
Столица: Москва (с 1547 года)
Религия: Православие
Площадь: 15 000 000 км²
Население: 19 500 000 чел.
Валюта: Деньга
Северо-восточная война (1654-1662)
Борис Годунов призван на царство

Бориса Годунова уговаривают принять бремя власти

Русское царство (Великое государство Всероссийское) — царство, основанное на месте Великого княжества Московского в 1547 году. Основателем нового государственного образования выступил Великий князь Московский Иван IV, принявший по совету митрополита Московского и всея Руси Макария царский титул. Царь являлся равным по статусу турецкому султану, а также императору Священной Римской империи.

Столицей государства провозгласили златоглавую Москву, являющейся до этого момента столицей Великого княжества Московского. Наиболее крупные города — Москва, Новгород, Ярославль, Казань, Киев, Смоленск (на 1665 год). 

Предыстория

7 января 1598 года скончался Царь всея Руси Фёдор Иоаннович. Детей у него не было, а единственная дочь его, царевна Феодосия Фёдоровна, умерла в младенческом возрасте. Московская линия династии Рюриковичей пресеклась. Фёдор Иванович перед смертью завещал царский престол своей жене Ирине Годуновой, но царица Ирина от трона добровольно отказалась, чтобы тихо закончить свою жизнь в монастыре. Именитые семейства желали видеть на троне именно Ирину, кабы не допустить возвышения её брата Бориса, приблизившегося к престолу ещё при покойном Фёдоре.

Решение Ирины было окончательным, а патриарх Иов благословил вдовствующую царицу на принятие пострига. В срочном порядке собралась Боярская дума, совет высшей аристократии. Члены думы должны были решать, кому же достанется царский венец. Решение бояр должен был формально утвердить Земский собор, главный совещательный орган на Руси.

Основными кандидатами на правление выступили: Василий Иванович Шуйский, боярин, воевода, род которого восходил к суздальской ветви Рюриковичей; Фёдор Иванович Мстиславский, князь из рода Гедиминовичей; Фёдор Никитич Романов, племянник царицы Анастасии, матери усопшего царя Фёдора; и Борис Фёдорович Годунов, главный думный боярин при правлении Фёдора, зять Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского.

Выборы государя переросли в жаркие споры, мнения разделились. Одна часть бояр во главе с Богданом Яковлевичем Бельским поддержала кандидатуру колебавшегося Бориса Годунова, а другая часть нашла законными и обоснованными права на трон Василия Шуйского. Возникшее напряжение прервал святейший патриарх Иов, заметивший в окне огромную людскую толпу, направляющуюся к вратам царского дворца. Василий Шуйский приказал стрельцам силой разогнать собравшийся люд, но те воспротивились несправедливому приказу. Народ пожелал воцарения на русском престоле Бориса Годунова, способного реформировать страну, а также вытащить её из пучины хаоса.

17 февраля 1598 года Земский собор практически единогласно избрал на царствование Бориса Годунова. Все, кто был там, и кто лицезрел эту процессию, принесли ему присягу на верность. 1 сентября того же года Борис венчался на царство шапкой Мономаха. Годунов уже давно управлял страной, руководил Россией совместно с болезненным Фёдором Иоанновичем, последний же всецело доверял своему советнику.

Правление Годуновых

Борис I Фёдорович Годунов (1598—1611)

Начало пути

Трон под Борисом был ещё шаткий. Первое, что сделал новый царь, так это объявил своим наследником сына, девятилетнего царевича Фёдора. На случай малолетства новоиспечённого царя регентом и опекуном при нём должна была выступить мать — властная царица Мария. Сию грамоту Борис всегда держал при себе.

Борис Годунов Избранный Государь

Борис I Годунов в золотых одёжках. В правой руке мужчина держит скипетр, на верхушке которого сидит расправивший крылья орёл, а в левой руке державу – символ государственной власти

Борис Годунов желал упрочить отношения России с западными державами. Из-за границы в Россию приглашали иностранных педагогов, врачей, мастеров разного дела. Царь озвучил боярам идею о создании университета по западному образцу, но благородные персоны отнеслись к этим намерениям весьма скептически. Борис решил начать с того, что стал отправлять на учение за границу видных государственных мужей, дабы те принесли в Россию новые знания.

Во внешней политике Борис Фёдорович придерживался сохранения драгоценных союзнических отношений с датской короной, предоставлял взаимовыгодные льготы купцам из Англии, установил постоянные дипломатические отношения с Францией, а также через дипломатов пытался склонить османского султана Мехмеда III-го на сохранение мирных отношений между странами. В последнем русский царь одержал блистательный успех — крымский хан Гази II Герай почувствовал давление со стороны своего повелителя из Стамбула, и поэтому был вынужден отказаться от планов по завоевательному походу на Москву, но разорительные набеги на русские владения не прекратились, чем сильно обеспокоился новый властитель России, желавший обезопасить южные границы.

Трон Царя Бориса

Седалище царя Бориса

Иные отношения сложились с Персией. Персидский шах из династии Сефевидов Аббас I выказал царю Борису своё уважение как к равному себе, а в знак почтения отправил в Москву деревянный трон, над которым трудились лучшие иранские мастера. Подарок был обшит золотом, усеян драгоценными камнями. Такой знак доброй воли обрадовал царя, он не мешкая одарил посланников, а их покровителю передал благодарственное письмо. Однако это оказалось не так просто, как казалось. В подношении был скрытый смысл: шах Аббас хотел, чтобы Россия отказалась от своих интересов на стратегически важном Кавказском регионе, чего царь Борис по всем политическим соображениям допустить не мог.

Внутренняя политика

Издавна в Русском государстве процветало местничество. Чем выше знатность рода, тем выше занимаемая человеком должность. Борис Годунов не раз сталкивался с проявлениями местнического права, что его очень злило, но покамест государь при всём своём желании не мог предпринять радикальных мер, ведь это без промедления настроило бы бояр против него, а Борису требовалось их поддержка.

С марта 1601 года на самые влиятельные боярские семьи обрушились репрессии. В опалу попали ненавистные князья Шуйские. Василий, Андрей, Дмитрий и Иван Шуйские лишились всякой царской милости. Василий и Андрей отправились командовать войсками на дальние рубежи, Дмитрия Шуйского отослали воеводой в город Трубчевск. Младший из четырёх братьев, Иван, остался в Москве, но за ним установили тайную слежку.

Больше всего не повезло роду Романовых — Фёдора Никитича сначала с позором прогнали из дворца, лишили всех занимаемых должностей, а потом разлучили с семьёй. Фёдора и его жену Ксению Шестову насильно постригли в монахи, а сына их, малолетнего Михаила, отобрали.

Мстиславские на фоне своих оппонентов сумели удержаться на плаву. Взаимоотношения между Борисом Годуновым и Фёдором Ивановичем Мстиславским наладились, Фёдор Иванович смог сохранить за собой должность главнокомандующего столичным гарнизоном, но на короткое время. На смену Фёдору пришёл полководец Михаил Борисович Шеин, участник Серпуховского похода, воевода Пронский. Шеин с одобрением отнёсся к деяниям русского единодержавца.

Всё это явилось следствием подковёрных интриг рыжеволосой царицы Марьи. Мария обладала влиянием на мужа, а доносы её сторонников помогли расправиться с врагами воцарившейся династии, что в конечном итоге привело к неразберихи среди управленческого аппарата.

Великий голод

1601 год начался с небывалых морозов. Зимний холод сменили многонедельные проливные дожди, а осенью начались заморозки, пошёл снегопад. Крупный неурожай вынудил помещиков дать многим своим крестьянам вольную, ведь кормить людей было не на что, а некоторые хитрецы просто гнали людей прочь, но не освобождали их, чтобы потом попытаться вернуть обратно. Холопы стали объединяться в разбойные банды, занимающиеся грабежами на дорогах и разбоем в городах. Честный люд устремился к Москве, где Царь всея Руси Борис раздавал милостыню. Государь оказался настолько щедрым, что приказал распахнуть ворота к царским складам с едой, дабы голодные могли прокормиться. Такой поступок привёл к тому, что Москву заполонили голодные, озверевшие от тяжёлой жизни люди.

Борис Годунов и бояре

Спор царя Бориса с боярами

Те, кому не повезло пробраться к царским подаяниям, были вынуждены заняться воровством. Появились случаи каннибализма, развились полномасштабные эпидемии, охватившие чуть ли не всю страну.

Летом того же года Борис Годунов созвал боярский совет и повелел своим подчинённым раздавать обголодавшему народу питьевую воду, хлеб в неисчислимых количествах, и зерно, но родовитые фамилии наотрез отказались, сославшись на собственные убытки. Их очередной отказ привёл царя в ярость. Доселе спокойный, Борис Годунов схватился за посох и поднялся на ноги, пригрозив: если бояре в тот же час не исполнят его приказ, то он будет готов обезглавить каждого по очереди. Бояре испугались и не стали гневить царя, согласившись.

Казалось, что ситуация в большинстве своём налаживается, но богатые дворяне прибегли к спекуляциям. Бояре прятали зерно и хлеб, а во всех навалившихся на их голову бедах обвиняли царскую семью. Борис Годунов собрал самые верные отряды стрельцов, а в командование ими поставил троюродного брата Степана Васильевича. Стрельцы обчистили дома аристократов, и тем самым доказали, что бояре преднамеренно прятали съестные припасы.

К середине 1602 года погода пришла в долгожданное равновесие. На смену прошлогоднему неурожаю пришёл обильный урожай. Крестьяне, получившие личную свободу, по инициативе царя Бориса обзавелись землёй, на которой могли работать и получать за свой труд ежемесячный оклад, а также завести семью. Число закрепощённых душ уменьшилось.

Борис и народ

Царское слово

Летом царь Борис обратился к люду московскому. Управитель призвал людей к порядку и доверию по отношению к царской власти. Борис Годунов произнёс прилюдную речь, в ходе которой извинился за все минувшие неудачи и пообещал защищать Русь от ворога, даже если он закрался среди своих. Авторитет бояр в глазах простого народа упал.

Смута

Голодные времена закончились, но власть не смогла обеспечить абсолютно всем крестьянам постоянный кров. Крестьяне, предоставленные сами себе, объединились под верховенством казацкого атамана Хлопка Косолапа, поднявшего в 1603 году восстание против царя и его свиты. Холопы не претендовали на власть, но и беспрекословно подчиняться Борису Годунову не собирались. Мятеж разразился на территории западных земель царства, где сохранились наиболее тяжёлые последствия от голода. В тех местах проходили торговые пути с западными соседями, что стало следствием частых нападений на заморских купцов. Царь Борис наказал не привлекать к поимке отряда Хлопка местное ополчение, чтобы то ненароком не переметнулось на сторону бунтовщиков.

В августе на подавление беспорядков выдвинулся из столицы воевода Иван Фёдорович Басманов. Царские войска в первом же столкновении без труда разгромили бандитов, а зачинщик бунта Косолапов кинулся в бегство, но его настигла правительственная конница. Басманов отделался лёгким ранением, после чего направился в Смоленск, чтобы препятствовать возможным народным волнениям в городе.

Лжедмитрий

Григорий Отрепьев

Царевич, а на самом деле — Григорий Отрепьев

После подавления восстания Хлопка по стране пошли лживые слухи о чудесном спасении царевича Дмитрия, младшего сына Ивана IV-го от незаконного брака. Будто бы в 1591 году убили не царевича, а похожего на него мальчика, а весь этот обман разыграл Борис Годунов, воцарение на престол которого становилось незаконным. Распространением сплетен занимались обиженные Борисом бояре, попавшие в опалу. Поначалу царь не обратил на эти пустые разговоры внимания, но когда прознал, что уже по Москве поползли тёмные слухи, Борис всерьёз забеспокоился о легитимности своего правления в глазах людей. В то же время появляется самозванец, выдавший себя за дитя царской крови, сына самого царя Ивана. Лжедмитрий раскрыл своё истинное происхождение воеводе Сандомира Ежи Мнишеку, но Мнишек побоялся представить объявившегося царевича польскому королю. Ежи Мнишек согласился оказать поддержку лжецаревичу, но сообщить о нём королю Сигизмунду будет готов только тогда, когда Лжедмитрию удастся заполучить признание на родной земле. Самозванец стиснув зубы согласился, принял католическую веру и получил в распоряжение небольшое войско, состоящее из местных наёмников и польских ополченцев. Ежи Мнишек строго-настрого запретил самозванцу упоминать о его помощи.

Войско Лжедмитрия

Военный лагерь Лжедмитрия

С наступлением 1604 года самозванец пересёк границу и с ходу захватил пограничный Моравск. Без боя сдался Путивиль. Путивильский воевода с распростёртыми объятиями встретил самозванца, жаловал ему несколько осадных орудий и боевой стяг с изображением златокрылого двуглавого орла. Следом Лжедмитрий двинулся на Чернигов, но последний не предал законного царя. Чернигов держал оборону до того момента, пока одна из крепостных стен не разрушилась. В образовавшийся пролом хлынули воины авантюриста, захватившие город, а храбро сражающееся население перебили. К захваченному Чернигову с многотысячным войском подоспел воевода Фёдор Мстиславский, нанёсший лжецаревичу сокрушительное поражение в битве под Новгородом-Северским, но войско царское понесло значительные потери, сказавшиеся на дальнейшем исходе событий. Фёдор Мстиславский вознамерился отбить у самозванца Чернигов, но с этим решением был несогласен Пётр Фёдорович Басманов, также осуществляющий командование. Пётр Басманов в своих суждениях ссылался на внушительные потери среди военного состава. Завертелся спор, а в заключение решили, что измотанным боевыми действиями солдатам действительно нужно передохнуть, набраться сил, переждать, дождаться подкрепления, дабы с новыми силами выступить против неприятеля. Царские войска отступили в Курск.

К концу 1604 года самоназванный царевич контролировал Северщину, Черниговскую землю. На стороне Лжедмитрия сражался боярский сын Юрий Безубцев. Воскресший царевич привлёк на свою сторону донских казаков, пообещав им взамен на их поддержку в его притязаниях на русский престол вечную свободу. Но не всё складывалось благоприятно для претендента: многие наёмники из-за неуплаты положенного жалования покинули лагерь Лжедмитрия. Тем же временем Борис Годунов отправил на помощь Мстиславскому стрелецкие полки под командованием талантливого полководца Михаила Борисовича Шеина. Стрельцы соединились с армией Фёдора Мстиславского, а затем объединённая правительственная армия двинулась к деревне Добрыничи, предварительно пополнив продовольственные запасы в Курске. Лжедмитрию донесли о надвигающейся угрозе и он снял осаду с Севска. Самозванец развернул войска в сторону правительственных сил, чтобы дать бой.

Слава русского оружия

Враг повержен

21 января 1605 года Лжедмитрий подошёл к царским войскам. На стороне самозванца было двадцать тысяч человек, а у правительственных войск тридцать пять. Ощущался сильный перевес в пользу царской армии, но, несмотря на это, лжецаревич атаковал русских тяжеловооружённой польской кавалерией, ударившей прямо в центр обороняющихся. Царская рать была застигнута врасплох. Полки Шеина отступили к селу, а Мстиславский повёл своих людей за спины артиллеристов. Польская конница с воодушевлением понеслась вдогонку, как тут же пушки дают залп за залпом. Польские всадники за считанные секунды оказываются разбиты, а выжившие и раненые бегут с поля боя. Самозванец потрясён, но остаётся непоколебим. Отрепьев вместе с казаками и польскими пехотинцами наступает на русские позиции. Оглушительный огонь дают задние шеренги, казаки бросаются в бегство. Русское воинство переходит в контрнаступление, ранее отступивший Михаил Шеин окружает оставшиеся силы самозванца сзади. Лжедмитрий наконец осознаёт всю тяжесть своего положения и пытается покинуть место сражения, однако безуспешно. Самозванец попал в плен.

20 июня 1605 года Лжедмитрий доставлен в Москву. Самозванца заковали в кандалы и посадили в клетку. Вдова Ивана IV-го Мария Нагая при столпотворение народа не признала в нём своего сына. Клетку с лжецаревичем поместили у Московского Кремля, а 1 июля Григория Отрепьева приговорили к казни через четвертование. Голову мертвеца отрубили, засунули в пушку и выстрелили в сторону Польши, откуда он и пришёл.

Осложнение отношений между Русским царством и Польско-литовской унией (1605—1609)

Сигизмунд из Польши

Сигизмунд III

Борис Годунов был крайне встревожен тем фактом, что Речь Посполитая вмешалась во внутренние дела Русского государства. Царь всея Руси требовал от Сигизмунда III-го соответствующего наказания для самоуправного воеводы Сандомира, но польский король и великий князь литовский хранил молчание. Опасаясь распрей и всевозможных неожиданностей, русский царь примирился с родовитыми боярами. В Москву с почестями возвратился Василий Иванович Шуйский с дочерью Анастасией. Осенью 1608 года состоялась пышная свадьба между наследником русского престола царевичем Фёдором Борисовичем и Анастасией Шуйской. Василию Шуйскому вернули прежний статус при дворе, пожаловали место главного думного боярина.

По инициативе самого царя увеличиваются вдвое таможенные пошлины для польских торговцев, а из Москвы они вовсе изгоняются восвояси. Борис Годунов захотел задушить супостата экономическим путём. Шведских, датских купцов всеми доступными способами заманивали в Господин Великий Новгород.

В 1606—1608 годах происходили небольшие изменения в рядах царской армии. Стрелецкое войско стало насчитывать в своём составе от 30 000 до 45 000 тысяч человек, из них около 18 000 находились в столице. На вооружении по-прежнему стояла пищаль, на смену которой постепенно приходил более совершенный мушкет. Наступательные подразделения использовали длиннодревковые боевые топоры с острым лезвием, пики, сабли. Стрельцов пытались обучить линейной тактике боя, ведению залпового огня, однако применяемые методы зачастую оказывались напрасны. За двухлетний период российские мастера-литейщики отлили около пяти десятков новых орудий.

Былая непопулярность русского народа по отношению к царю Борису сменилась на доверие. Государь доказал, что способен постоять за отчизну.

Смоленская война (1609—1611)

17 июля 1609 года с территории Витебского воеводства, Великое княжество Литовское, Речь Посполитая; с двадцати двух тысячной армией выступил польский повстанец Роман Рожинский, до этого участвующий в подавлении шляхетского восстания Рокош Зебжидовского, направленно против политики централизации власти Сигизмунда III-го, но спустя некоторое время с отрядом гусар он покинул своего покровителя. Захватчики действовали независимо от польской короны, однако Борис Годунов был очень разъярён повторившимся вновь индицентом, что заставило его подумать об объявлении войны докучающему соседу.

Войска Романа Рожинского захватывают Трубчевск. Сопротивление агрессору на подступах к Смоленску оказывают нерегулярные отряды ополчения, но из-за недисциплинированности они не могут дать должный отпор. В то же самое время Сигизмунд III посылает в Москву с предложением об совместных боевых действиях против воинства Рожинского посла, проведшего успешные переговоры с царём Русского государства.

Смоленск Изображение

Крепостные укрепления Смоленска

18 сентября 1609 года Роман Рожинсий берёт в кольцо осады Смоленск. Обороной города командует Михаил Борисович Шеин, прославившийся в сражении у деревни Добрыничи. Рожинсий требует от русских сдачи, но защищающиеся не прогибаются. За короткий промежуток времени Шеину удалось собрать крупное воинство, состоящее из служилых мужей, детей боярских, стрельцов, мастеров пушечного дела и добровольцев из народа. Удалось преодолеть любую возможность дезертирства, что каралось смертной казнью. Смоленский гарнизон был готов к долгосрочной обороне.

Семья Бориса Фёдоровича Годунова

В первом и единственном браке Борис Годунов женился на Марии Скуратовой-Бельской — дочери Малюты Скуратова, приближённого Ивана IV-го Грозного. В этой семье родились:

  1. Ксения Борисовна Годунова (27 августа 1582 — 30 августа 1647) — любимое чадо Бориса Фёдоровича. В 1602 году должна была выйти замуж за датского королевича Иоганна, но вскоре после бракосочетания муженёк заболел и умер. Царь Борис пытался выдать царевну за австрийского эрцгерцога, однако затянувшиеся переговоры зашли в тупик. Осенью 1604 года Ксения Борисовна вышла замуж за худородного боярина из Рязани Андрея Вячеславовича Подольского. Правнук Ксении и Андрея унаследует русский престол в 1701 году после кончины Юрия IV-го Ивановича.
  2. Иван Борисович Годунов (11 декабря 1587 — 23 сентября 1588) — погиб в результате несчастного случая.
  3. Фёдор II Борисович Годунов (28 июля 1589 — 29 августа 1645) — преемник отца на русском троне.

Правители Российского государства

Портрет Имя Супруга (и) Годы правления Статус
Годуновы
БорисIГодунов Борис I Фёдорович Годунов
(1551–1611)
Мария Григорьевна Скуратова-Бельская
(1571–1611)
17 февраля 1598 14 декабря 1611 Избран на царствование Земским собором
ФёдорIIГодунов Фёдор II Борисович Годунов
(1589–1645)
Анастасия Васильевна Шуйская
(1608–1642)
14 декабря 1611 29 августа 1645 Сын Бориса Годунова и Марии Григорьевны
ИванVГодунов Иван V Фёдорович Годунов
(1610–1671)
Анна Петровна Долгорукова
(1633–1639)
29 августа 1645 5 марта 1671 Сын Фёдора Годунова и Анастасии Васильевны. По линии матери приходился потомком династии Рюриковичей
Евдокия Дмитриевна Холмская
(1640–1642)
София Амалия Виттельсбах (Ярослава Борисовна)
(1642–1671)
ЮрийIIIГодунов Юрий III Иванович Годунов
(1639–1701)
Катарина Елизавета Васа (Ирина Ильинична)
(1665–1694)
5 марта 1671 23 октября 1701 Сын Ивана Годунова и Анны Петровны. Последний представитель прямой ветви рода Годуновых на русском троне
Надежда Семёновна Орлова
(1694–1701)
Царь Владимир Годунов Владимир I Константинович Годунов
(1671–)
Ульяна Никитична Морозова
(1690–)
23 (30) октября 1701 - Сын Константина Ивановича Годунова и Елены Даниловны Одоевской. После смерти бездетного дяди Юрия III-го взошёл на русский престол и окончательно поставил державу на европейский курс

Семьи правителей

Женой Фёдора II Борисовича стала Анастасия Васильевна Шуйская, дочь Василия Ивановича Шуйского. Брак с Шуйскими позволил упрочить положение династии Годуновых в России. В данном браке родились:

  1. Иван V Фёдорович Годунов (7 февраля 1610 — 5 марта 1671) — один из величайших правителей в русской истории.
  2. Софья Фёдоровна Годунова (19 июля 1613 — 8 сентября 1660) — никогда в брачные отношения не вступала, воспитывалась и проживала в царском тереме, но явилась советчицей старшему брату.
  3. Алексей Фёдорович Годунов (16 февраля 1615 — 25 ноября 1687) — военачальник, принимал участие в Русско-польской войне (1642—1650). Себе в жёны выбрал Прасковью Михайловну Волконскую, но супруга оказалась бесплодной. Алексей до безумия любил жену, поэтому прожил с ней всю свою оставшуюся жизнь.
  4. Мария Фёдоровна Годунова (21 мая 1619 — 1 января 1622) — умерла в раннем возрасте.
  5. Ирина Фёдоровна Годунова (17 апреля 1626 — 17 апреля 1626) — царевна скончалась спустя несколько часов после появления на свет.
  6. Елена Фёдоровна Годунова (22 июня 1629 — 18 ноября 1684) — скончалась бездетной.

Иван V Фёдорович был многолюб, тем самым отличался от отца и деда. Первой и самой любимой супругой будущего государя всея Руси стала Анна Петровна Долгорукова, которая погибла от послеродовой инфекции.

  1. Юрий IV Иванович Годунов (3 мая 1639 — 23 октября 1701) — запомнился как высокообразованный, начитанный человек, но к пятидесяти годам проявились признаки расстройства интеллекта. Обезумел после гибели единственного сына в 1692 году.

Прогоревав около года, царевич Иван по настоянию отца решился на второй брак, ведь негоже мужчине в расцвете сил одиноким ходить. На этот раз его избранницей выступила Евдокия Дмитриевна Холмская, не оставившая после своей скоропостижной кончины детей. Пара относилась к друг другу холодно, после чего наследник престола без лишних раздумий женился в третий раз, но и здесь с дельным советом подоспел успевший овдоветь отец, а дамой сердца царевича стала иноземная красавица София Амалия из рода Виттельсбахов, в православии Ярослава. В этой супружеской паре родились:

  1. Александра Ивановна Годунова (29 апреля 1646 — 2 ноября 1700) — насильно пострижена в монахини в 1692 году по приказу единокровного брата Юрия IV.
  2. Константин Иванович Годунов (15 сентября 1648 — 10 мая 1692) — был женат на Елене Даниловне Одоевской. В 1692 году был бездоказательно обвинён потерявшим разум Юрием IV в умерщвлении престолонаследника, а спустя некоторое время по царскому наказу хладнокровно заколот стрельцами вместе с женой, тремя взрослыми сыновьями Владимиром, Семёном, и Александром, и маленькой дочерью Елизаветой.
  3. Наталья Ивановна Годунова (8 апреля 1651 — 19 мая 1651) — прожила чуть больше месяца.
  4. Михаил Иванович Годунов (6 октября 1653 — 23 марта 1667) — с ранних лет подвижный и впечатлительный, до 12 лет на здоровье не жаловался. В 1666 году у царевича без всякого повода отнялись ноги, а на следующий год мальчик скончался.

Первой женой Юрия IV Ивановича стала Катарина Елизавета Васа, в православии Ирина. На заключении брака настоял Иван V. Васа представляли из себя мощь на землях Польско-литовской унии и Шведского королевства. Юрий и Надежда стали родителями для:

  1. Борис Юрьевич Годунов (28 декабря 1666 — 16 марта 1669) — умер в раннем возрасте.
  2. Иван Юрьевич Годунов (5 августа 1670 — 22 января 1671) — назван в честь дедушки. Появился на свет настоящим богатырём, но к несчастью погиб по вине небрежной няньки, оставившей уснувшего мальчишку у открытого окна. Иван Юрьевич проснулся и самостоятельно вскарабкался на подоконник, и выпал с третьего этажа на улицу. Поначалу царевич подавал признаки жизни, но организм не выдержал такого потрясения. Иван V был так огорчён смертью внука, что умер через сорок два дня.
  3. Василий Юрьевич Годунов (19 февраля 1673 — 18 апреля 1692) — с малолетства будущий государь учился не покладая рук, готовился стать царём, но жизнь царевича прервалась в девятнадцатилетнем возрасте в результате несчастного случая на соколиной охоте.

Ирина Ильинична скончалась от горя в 1694 году. Прямых наследников у Юрия IV не было, неожиданная смерть правящего монарха грозила смутой всему государству, поэтому государь принял решение жениться во второй раз. Второй супругой царя повезло стать Надежде Семёновне Орловой, но её долгожданная беременность оборвалась в 1699 году.