Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История
Русско-Польская война
Часть Русско-Польские войны
Битва с поляками.jpg Битва с поляками
Решающая битва под Зеленцами
Время 18 мая - NN NN 1792
Место Речь Посполитая
Итоги Люблинское перемирие
Причина Нежелание России признать конституцию 3 мая в Речи Посполитой. Нежелание России усиления Речи Посполитой
Участники
Флаг Речи Посполитой1 Речь Посполитая Flag of Russia.svg Российская Империя
Командующие
Флаг Речи Посполитой1 Станислав Август Понятовский

Флаг Речи Посполитой1 Юзеф Понятовский

Флаг Речи Посполитой1 Юзеф Юдицкий

Флаг Речи Посполитой1 Юзеф Беляк

Флаг Речи Посполитой1 Станислав Костка Потоцкий

Флаг Речи Посполитой1 Тадеуш Костюшко

Flag of Russia.svg Михаил Каховский

Flag of Russia.svg Михаил Кутузов

Flag of Russia.svg Михаил Крещетников

Flag of Russia.svg Иван Ферзен

Flag of Russia.svg Иван Дунин

Flag of Russia.svg Борис Меллин

Силы сторон
51 000 пехоты

29 000 кавалерии 300 орудий

Около 90 000 человек

Русско-польская война 1792 года — война между Российской империей и Речью Посполитой, явившаяся следствием первого раздела Польши и несогласия России с введением Конституции 3 мая в Речи Посполитой. Боевые действия в основном велись на территории Речи Посполитой, а также герцогства Курляндского, вассала Речи Посполитой который формально не принимал участия в войне.

Причины[]

Ход Боевых действий[]

Боевые действия на территории ВКЛ[]

Битва под Опсой[]

В начале войны крупное войско Генерала Раутенфельда двинулось на Север ВКЛ. Когда Раутенфельд взял Браслав, главные силы корпуса Ю. В. Долгорукова двинулись на Опсу - стратегически важный город на Севере Речи Посполитой. В авангарде русских войск шли 100 донских казаков во главе с капитаном Белгородцевым. Идя в авангарде корпуса Долгорукова, Белгородцев отправил отряд из 7 человек на разведку, который наткнулся на такой же отряд разведки из татарского полка Михаила Киркора. Вскоре начались боевые действия, в которых полк Киркора сражался с отрядом донских казаков под командованием полковника Киреева. После нескольких часов боя литовский полк вынужден был отступить на более выгодные позиции, откуда начал обстрел Русских войск. У поляков взят в плен ротмистр Милошевич, а поручик Ахматович был тяжело ранен. Шимон Забелло утверждал, что в бою были убиты несколько десятков русских, кроме того, он обвинял в предательстве одного еврея, давшего ложную информацию о русской кавалерии. В итоге, битва не дала успеха ни одной из воюющих сторон, а ее результат был расплывчатым.

Битва под Столбцами[]

После битвы под Опсой, Речь Посполитая решила нанести удар Русским войскам в центральной части ВКЛ. Генерал-лейтенант Юзеф Юдицкий, назначенный 7 июня 1792 года главнокомандующим войск Великого княжества Литовского, имел под своим командованием корпус из 7700 солдат при 10 пушках. 7 июня Ю. Юдицкий получил информацию о приближении к Койданову русского корпуса под командованием генерал-лейтенанта Б. П. Меллина (9600 чел. и 13 орудий). Литовский главнокомандующий решил отступать под крепость Мир, оставив в арьергарде конные отряды под руководством генерал-майора Ю. Беляка, который должен был прикрывать отступление главных сил литовского войска. Юзеф Беляк должен был стоять на левом берегу р. Неман под Столбцами и постараться помешать русским переправляться через реку. В состав группы Беляка входили татарская конница и бригада народной кавалерии Сулистровского, а также польско-литовские ополченцы-крестьяне (косиньеры).

Утром 10 июня Юзеф Беляк расставил свои силы на берегу реки, ожидая переправы русских сил. Вскоре под Столбцами через Неман переправились 10 сотен русских драгун. Когда драгуны переправились, Ю. Беляк, оставив народную кавалерию Сулистовского и косиньеров на месте, во главе татарской конницы атаковал русских. Татары под руководством Юзефа Беляка рассеяли русских драгун, сломив их боевой дух и заставив отступить за Неман. В погоню за отступающим противником устремились татарские полки и недисциплинированные крестьяне. В это время ниже по течению р. Немана переправился второй драгунский полк, который неожиданно ударил на левое крыло литовским полкам. На помощь татарам прибыла литовская народная бригада кавалерии, которая вскоре смешалась с отходящими татарами и преследующими их русскими. В таком критическом положении генерал-майор Юзеф Беляк собрал вокруг себя 100 солдат и бросился в отчаянную кавалерийскую атаку, заставив русских драгун остановиться. Тогда же другие литовские полки прекратили панику и по примеру своего командира устремились в атаку. Русские драгуны стали отступать к реке, где многие из них утонули. От полного разгрома русскую кавалерию спасло прибытие русской пехоты. Позже, новоприбывшая русская артиллерия заставила литвинов отступить к Мирскому замку. Однако битва предрешила исход обороны Мира, позволив полякам укрепить старую крепость и запастись припасами на случай осады, которая была одной из решающих в войне.

Оборона Мира[]

Литовский главнокомандующий Юзеф Юдицкий собрал главные силы литовской армии в Мире. Вскоре к ним присоединился генерал-майор Юзеф Беляк со своей группой, отступивший после боя под Столбцами.

Русский главнокомандующий граф Борис Петрович Меллин, занявший позиции под Залужьем, утром 11 июня отправил две колонны солдат, по 2 тысячи в каждой, для того, чтобы они обошли севернее и южнее позиции литовских войск под Миром. Одной колонной командовал генерал-майор Фёдор Буксгевден, а второй — полковник Леонтий Беннигсен. С остальной частью корпуса Борис Меллин ждал второй половины дня, чтобы потом вместе с двумя колоннами, которые он отправил в тыл противнику, ударить на литовцев с трёх сторон. В то же время, благодаря задержке русских под Столбцами, Юдицкий успел выстроить несколько редутов около города и восстановить старые бастионы и стены многовекового замка. Хотя у Юдцикого было на две тысячи солдат и на 3 орудия меньше, чем у противника, он расположил их с умом, так, чтобы каждый угол недалеко от замка обстреливался. Также, Юдицкий отправил сильный отряд, состоящий из 900 человек, под руководством генерал-майора Станислава Костки Потоцкого разведать русские позиции. Когда Потоцкий около двух часов дня подошёл незамеченным к русскому лагерю, он оценил, что российские войска слабы и сообщил об этом главнокомандующему, оставшись полностью незамеченным. Литовские войска расположились в замке (около тысячи), а также на бастионах и редутах (около 6600).

Литовский главнокомандующий Юзеф Юдицкий боялся вступать в битву и посему ждал, пока русские войска сами начнут штурм.

Продолжение следует....

Осада Бреста[]

Перенос войны в Польшу[]

Битва под Зеленицами и реванш Речи Посполитой[]

Битва с поляками

Люблинское перемирие[]

Advertisement