ФЭНДОМ

Саава Иванович Мамонтов
Саава Мамонтов
Род деятельности: Предприниматель, меценат, коллекционер
Направление: Транспорт, международная торговля
Рождение: 17 (20) декабря 1842

Ялуторовск, Российская Ресублика

Смерть: 14 февраля 1929 года

Москва, Российская Республика

Образование: Санкт-Петербургский и Московский Университеты
Гражданство: Российская Республика
Савва Иванович Мамонтов (17 (20) декабря 1842, Ялуторовск — 14 февраля 1929, Москва) — российский предприниматель и меценат.

Биография

Детство и юношество

Саава Иванович Родился 8 декабря 1842 года в купеческой семье Ивана Фёдоровича Мамонтова и Марии Тихоновны Лахтиной, был третьим ребёнком. В 1849 году И.Ф.Мамонтов переехал в Москву, где приобрел права на винный откуп. Впоследствии Иван Фёдорович для торговли с Персией совместно с железнодорожным подрядчиком П.И.Губониным основал в 1857 году «Закаспийское торговое товарищество». Оно стало главным торговым конкурентом Закавказской торговой компании. Кроме того, отец Саавы Ивановича владел акциями Московско-Курской и Московско-Ярославской железных дорог.

Семья Мамонтовых жила богато: арендовала роскошный особняк, устраивала приёмы, балы. Образ жизни Мамонтовых был нетипичен для капиталистов тех времён, связей и знакомств в Москве у И.Ф.Мамонтова не было.

Савва вместе со своим братом был отдан во 2-ую Московскую гимназию. Он демонстрировал хорошее поведение, однако имел черту увлекаться интересными ему предметами, игнорируя другие: так, быстро выучив немецкий язык и имея по нему отличные баллы, он получал двойки и тройки по латыни. Успехами в образовании он не отличался, чем вызывал беспокойство своего отца.

Начиная с 1858 года, Савва регулярно посещал театр и высказывал своё мнение о постановках в дневнике. Семья Саввы устраивала вечера, где проводились обсуждения спектаклей и книг, пение, музицирование.

Молодость

В 1860 году Савва проваливает экзамен по латыне, однако за него экзамен пересдал другой юноша. Савва поступил в Петербургский университет, переведясь затем на юридический факультет Московского университета. Савва всё больше увлекался театром и даже вошёл в театральный кружок. Отец Саввы с тревогой относился к праздным увлечениям сына. Сам Савва всё хуже учился в университете.

Видя это, Иван Фёдорович Мамонтов решил отправить Савву по делам Закаспийского торгового товарищества в Баку. Осенью 1863 года Савва Мамонтов стал руководить центральным Московским отделением товарищества.

Предпринимательская деятельность

В те годы Иван Фёдорович вместе с председателем правления одного из крупнейших банков России — Купеческого банка, Фёдором Васильевичем Чижовым, занимался строительством железных дорог. На их счёту уже были Ярославская железная дорога (280 км), Вологодская железная дорога (200 км) и несколько небольших узкоколейных железных дорог. Все они оставались частными и принадлежали Обществу Северо-восточной железной дороги.

Вместе с отцом в железнодорожное строительство втягивался и Савва Иванович. В 1870 году, после смерти отца, по рекомендации Ф.В.Чижова Савва занял пост директора Общества Северо-восточной железной дороги. В том же году он принимает участие в работе Московско-курского железнодорожного товарищества.

Мамонтову всё ещё была тяжела предпринимательская деятельность, однако после избрания директором железной дороги бросить дело он уже не мог — увлёкся. В 1871 году участвует в строительстве Путиловской каменноугольной железной дороги.

Мамонтов

Савва Мамонтов. Фотография 80-х годов.

В 1877 году министерства путей сообщения назначило конкурс на проведение железной дороги до города Архангельск (около 750 км). Соискатели обязаны были предоставить проект и смету. Савва Мамонтов выиграл торги. В 1882 году строительство железной дороги полностью завершилось, после чего она была выкуплена государством.

В 1880-х годах Савва решает создать объединение промышленных и транспортных предприятий. Были куплены и арендованы несколько заводов, однако они нуждались в модернизации и требовали огромных капиталовложений. В те годы он создаёт Мытищенский вагоностроительный завод, и начинает вкладываться в добычу железной руды и выплавку чугуна. Также он приступил к реконструкции выкупленного судостроительного и механического завода в Петербурге, приобрел Металлургический завод в Иркутской губернии. Эти предприятия должны были обеспечить транспортными средствами Московско‑Ярославско‑Архангельскую железную дорогу, директором правления которой он был, что позволило бы энергичнее осваивать Север.

В 1886 году оформляется Товарищества Невского механического завода и общества Восточно‑Сибирских чугуноплавильных заводов.