ФЭНДОМ

Савва Тимофеевич Морозов
Саава Морозов
Род деятельности: Политик, предприниматель, меценат.
Направление: Текстильная и химическая промышленность
Рождение: 15 февраля, 1862

Зуево, Российская Республика

Смерть: 2 марта, 1937

Москва, Российская Республика

Образование: Московский университет

Кембриджский университет

Гражданство: Российская Республика

Савва Тимофеевич Морозов (15 февраля 1862, Зуево — 2 марта 1937, Волгоград) — российский политик, предприниматель, меценат и благотворитель.

Биография

Детство и юношество

Савва Морозов происходил из старообрядческой купеческой семьи Морозовых.

Дед Саввы Морозова родился крепостным. Но уже в конце XVIII века этот предприимчивый крестьянин открыл первую мастерскую в селе Зуево, Богородского уезда (Владимирская губерния), выпускавшую шёлковые кружева и ленты. Позднее стал производить суконные и хлопчатобумажные изделия. Последствия войны 1812 года и разорения Москвы способствовали расширению морозовского дела. Увеличивались и доходы.

Будущий капиталист и вольнодумец воспитывался в духе религиозного аскетизма, в исключительной строгости.

Детство прошло в усадьбе в Трёхсвятительском переулке. Учился в 4-й московской гимназии у Покровских ворот. Савва не отличался особым послушанием. Еще в гимназии он научился курить и не верить в Бога.

Молодость

По окончании в 1881 году гимназии Савва поступил на физико-математический факультет Московского университета, который закончил в 1887 году с дипломом химика. В эти годы написал значительную работу — исследование о красителях, а позднее общался с Менделеевым.

Прослушав четырёхлетний курс, уехал в Англию и поступил в Кембридж. Одновременно с учёбой он знакомился с организацией текстильного дела на английских фабриках (в Манчестере).

В университете он успешно и фундаментально изучал химию и даже собрался защищать диссертацию, но необходимость возглавить семейное дело заставила его вернуться в Россию.

Предпринимательская деятельность

Становление империи Морозовых

В 1820 году Савва Морозов (дедушка Саввы Тимофеевича) вместе с сыновьями за 17 тысяч рублей получает вольную. За последующие двадцать лет Морозовы создали четыре хлопчатобумажных фабрики, которые во второй половине XIX века превращаются в четыре огромных фирмы.

Тимофей Саввич Морозов был грозным и жестоким хозяином. Он один из первых в России ввёл драконовскую систему штрафов за малейшее нарушение. Даже образцовые рабочие теряли на этих штрафах до 15% заработка, у некоторых вообще к выдаче оставались жалкие гроши. По этой причине Морозовская мануфактура одна из первых пострадала от забастовок рабочих.

Империя Саввы Морозова

Фабрика Морозова Волгоград

Текстильная фабрика Морозова на берегу Волги

Результатом забастовки стал нервный срыв отца Саввы Морозова после которого тот отошёл от дел. Молодой Савва Тимофеевич возглавил мануфактуру. В 1886 году Савва Тимофеевич Морозов был назначен директор-распорядителем Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко».

Следует отметить, что «Товарищества Никольской мануфактуры Саввы Морозова, сын и Ко» входило в тройку самых прибыльных производств России, а зарплата Саввы Тимофеевича, как директора составляла 250 тысяч рублей в год.

С 1887 года он уже был фактическим руководителем Никольской мануфактуры и первым делом ликвидировал введённые отцом притеснительные меры: отменил штрафы, построил для рабочих много новых казарм, образцово поставил медицинское обслуживание. Все эти улучшения он провёл на правах управляющего. Кроме фабрики Савва Тимофеевич владел многочисленными хлопковыми полями в Туркестане. Морозовские изделия вытесняли английские ткани даже в Персии и Китае.

Поскольку его текстильная фабрика занимала важное место в торговле и производстве Волгограда, то он достаточно быстро обрёл влияние в городе. В 90-х он становится председателем Всероссийского ярмарочного комитета. Эта должность позволяла ему оказывать непосредственное влияние на промышленное развитие России, решать конкретные вопросы социального сотрудничества предпринимателей и рабочих и даже разрабатывать государственные проекты развития здравоохранения и просвещения народа.

Ему принадлежат следующие слова, сказанные на Ярмарке: «Богато наделённой русской земле и щедро одарённому русскому народу не пристало быть данниками чужой казны и чужого народа… Россия, благодаря своим естественным богатствам, благодаря исключительной сметливости своего населения, благодаря редкой выносливости своего рабочего, может и должна быть одной из первых по промышленности стран Европы».

Савва Морозов фотография

Фотография Саввы Морозова. 90-е годы

На своих фабриках Морозов ввёл оплату по беременности женщинам-работницам. Имел своих стипендиатов в технических вузах страны, а некоторые из его стипендиатов обучались за границей. Морозовские рабочие были более грамотны, чем рабочие других российских промышленных предприятий.

Он был директором Трёхгорного пивоваренного товарищества в Москве, а также владельцем большей части акций Российского акционерного общество химических фабрик Морозова, образованного в 1893 году. Фабрики общества располагались в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Либаве (Балтийская область) и Иваново. Все они были рассчитаны на нужды текстильной промышленности. Часть акционерного общества принадлежала германскому капиталу.

В 1890 году Морозов приобрёл имение на Урале в Пермской губернии. Основной целью было наличие леса, как сырья для производства химических реактивов. Реактивы были необходимы для создания новых красителей, используемых в мануфактурном производстве.

Савва Тимофеевич Морозов всегда внимательно следил за состоянием рабочих на своей фабрике. Он лично просматривал списки принятых и уволенных с предприятия рабочих. В случае, если он обнаруживал нарушения и отступления, то требовал от своих управляющих объяснений. Как следствие, подобный управленческий подход обеспечивал длительный и устойчивый мир на предприятии. Увольняли в основном за серьезные нарушения (воровство, пьянство, драки, прогульщики и др.).

Во второй половине 90-х стремительно растёт промышленная империя Морозовых, которая расширяется за счёт разорявшихся старых мануфактур. Особую роль в росте компании играла реформа тарифов 1897 года, которая снижала пошлины на простые товары под которые подпадали ткани. Технологически отсталое производство некоторых других фабрик не могло справится с конкуренцией и в конце концов оказывались в руках Морозова.

Морозов в кабинете

Савва Морозов в своём кабинете

В начале XX веке включается в производство резины в России, основывая в 1903 году фабрику по производству резиновых изделий «Вулкан» во Владивостоке. Основной причиной строительства фабрики на Дальнем Востоке заключалась в том, что это был наиболее близкий морской порт к Новой Гвинеи из которой активно экспортировали дешёвые каучуки. Кроме того, Трансибирская железнодорожная магистраль позволяла доставлять резиновые изделия в Европейскую часть России быстрее, чем морской транспорт успевал доставлял сырьё для них из тропических стран. Вскоре фабрика начала экспортировать свои изделия в Японию, Китай, Калифорнию и Соединённые Штаты.

Основным кредитором промышленной империи был банк «Московский капитал», правление которого руководили сами Морозовы.

Меценатство

МХТ

Сцена Московского Художественного Театра

Благотворительностью занимались все Морозовы. Он, не считаясь ни с какими расходами, поддерживал всё, в чём предчувствовал важное влияние на отечественную культуру. В этом смысле показательно его отношение к Московскому художественному театру, для которого он сделал очень много. Так, Морозов регулярно вносил пожертвования на строительство и развитие МХТ, заведовал его финансовой частью.

Только строительство здания театра в Камергерском переулке обошлось Морозову в 300 тысяч рублей.

Политическая деятельность

Картина Морозов

Республиканец Морозов

В конце 90-х начинает принимать участие в политической жизни России. В его особняке на Спиридоновке, построенном в 1893 — 1898 годах для его жены З.Г.Морозовой, проходили заседания московских либералов. Финансировал издание политических газет «Воля» (либеральная) и «Факел» (социал-демократическая).

Участвовал в работе Волгоградского отделения партии «Гражданская Воля», финансируя предвыборную кампанию кандидатов партии. Также участвовал в дискуссиях относительно программы партии, обладая значительным влиянием на решения собраний.

Забастовки, по мнению Морозова, представляющие собой мирное оставление работы, не сопровождаемое ни убийством, ни угрозами, ни насилием, ни уничтожением или порчей имущества, не должны быть наказуемы ни административным, ни уголовным порядком.