ФЭНДОМ

Салава́т Юла́ев (башк. Салауат Юлай улы; 16 (27) июня 1754, Текеево, Оренбуржская губерния, Россия — 21 сентября 1796, Уфа, Княжество Башкирское, Россия) — башкирский национальный герой, князь Башкирии, один из участников Гражданской войны в России., сподвижник Емельяна Пугачёва; поэт-импровизатор (сэсэн).

Биография

Салават Юлаев родился в 16 (27) июня 1754 (по другим данным в 1752 г.) в деревне Текеево Шайтан-Кудеевской волости Уфимской провинции Оренбургской губернии, эта деревня до сих пор существует, однако ее население невелико.

Салават Юлаев происходил из потомственных тархан рода Шайтан-Кудей, в каждом поколении которого были тарханы, муллы, абызы, батыры, возглавлявшие башкирские восстания.

Его отец — старшина Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги Юлай Азналин в 1772 году участвовал в боях с польскими конфедератами в составе трехтысячного отряда башкирской конницы, направленного в Польшу в помощь русской армии. Храбрость и отвага Юлая Азналина была отмечена военной наградой. Юлай Азналин боролся с губернскими чиновниками, которые склоняли башкир к продаже земель для строительства заводов. Отцу Салават был обязан и образованием: он писал на языке тюрки, владел и русским языком, не испытывая трудностей в командовании многонациональными повстанческими отрядами.

В 1768 году Оренбургский губернатор князь Путятин назначил Юлая Азналина старшиной башкирской команды Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги Уфимской провинции. Но вскоре у Юлая купцом Твердышевым, пожалованным в коллежские асессоры, незаконно была отнята земля под Симский завод и деревни, поэтому Юлай Азналин и его 19-летний сын Салават 11 ноября 1773 года в составе Стерлитамакского башкирско-мишарского карательного корпуса добровольно перешли на сторону повстанцев и встали под знамена Емельяна Пугачёва.

Война

Когда Салават Юлаев в Бердской крепости предстал перед Пугачёвым, ему было 19 лет. С этого дня и до ареста, 25 ноября 1774 года (всего 1 год и 15 дней) он находился в центре событий Крестьянской войны.

Салават руководил многими ключевыми событиями этой войны. Сохранившиеся документы свидетельствуют о личном участии Салавата Юлаева в более чем двадцати сражениях. Он отличился тем, что взял Симский и Катавский заводы, осаждал Челябинскую крепость, участвовал в осаде Оренбурга, сжёг Красноуфимскую крепость. За год с небольшим Салават участвовал в 28 сражениях, 11 из них он провёл самостоятельно, остальные в составе Главного войска Емельяна Пугачёва. Не все 11 самостоятельных сражений с регулярными войсками завершались победой Салавата. Были и поражения, но, в отличие от других предводителей Крестьянской войны, Салават долго не допускал полного разгрома своего войска. Ему каждый раз удавалось сохранить основные силы войска, в кратчайший срок восстановить боевые порядки и снова участвовать в сражениях.

Салават Юлаев руководил восстанием в Башкортостане до ноября 1774 года. 18 января 1774 со своим отрядом присоединяется к отряду Канзафара Усаева, полковника армии Емельяна Пугачева, и они совместными усилиями штурмуют г. Кунгур. 3 июня 1774 года Пугачёв присваивает Канзафару Усаеву и Салавату Юлаеву чин бригадиров (генералов).

В 1775 году, его отряд участвовал в боевых действиях в центре, в т.ч во взятии Москвы. Принимал участие в Земском соборе, смог убедить Императора дать Башкирии широкую автономию в виде Княжества Башкирского. Добился официального права на хождение свой местной валюты, ослабления налогового гнета, проповедь Ислама и внутреннее самоуправление.

Башкирский князь

В 1775 году, получил в наследственное владение титул князя Башкирского, однако вернулся на Родину лишь в 1776 г. Хотя официальной столицей была Уфа, но на деле он построил свой дворец в родной деревне, присвоил ей статус города и правил автономией оттуда. Смог объединить под своей властью большинство башкирских кланов. С одной стороны, начал весьма прогрессивные реформы, например в виде ликвидации "даруг" (подчиненных родоплеменным элитам территорий), заменив старейшин своими ставленниками. Тем временем, он вступает в брак с девушкой из одного из башкирских кланов.

Воспользовавшись фактической независимостью от России, он смог наладить постоянную торговлю как с соседними русскими регионами и такой же полунезависимой казачьей Яицкой Областью, так и с казахами. При этом, для покупки башкирской соли на русских и казаков были наложены огромные пошлины, что шло на пользу местной экономике.

Но что было опасно так это то, что князь Салават испытал попытку покушения в 1783 году: недовольные бывшие старейшины попытались отравить его, однако он выжил после тяжелого отравления и в ответ начал жестокие репрессии против этой самой старой элиты. Это напрочь уронило его авторитет в регионе и подготовило его смерть.

Убийство

21 сентября 1796 года, он отправился на соколиную охоту на которую его позвал былой соратник Канзафар Усаев. Выехав в чистое поле, они начали охоту. Поскольку охота была "дружеской", Салават Юлаев согласился отправиться без своей охраны, лишь с отрядом Усаева. И, в итоге, он был расстрелян лучниками. Его тело было сожжено, а народу было объявлено что он умер от оспы. Поскольку он не имел наследников  (все родившиеся три ребенка не прожили больше года), именно Усаев узурпировал всю власть в Княжестве.