ФЭНДОМ

Таймлайн

Советский период (1935-1990)

1935 - рождение Э.Д Комарова.

1969 - Комаров вступает в КПСС

1975 - Комаров переведен на партийную работу в Ульяновский обком.

1983 - 1986 - Эдуард Даниилович становится первым секретарем Ульяновского обкома. Он смог организовать развитие области и превратить ее в образец для других областей Советского Союза. А в 1986 году даже началось строительство Ульяновского метрополитена (в позднесоветские годы были и такие планы, но тут их воплотили в реальность).

1986-1989 - работа Комарова в ЦК КПСС. Там, он обретает влияние, однако в 1989 году раскритиковал действия партийцев, за что был исключен из партии.

12 июня 1990 - Комаров предлагает переформатировать Советский Союз в Союз Советских Суверенных Республик - демократическое государство, мягкую, децентрализованную федерации. Чтобы подтолкнуть правительство СССР к этому, была предложена декларация о независимости РСФСР (в которой была прописана идея реорганизации Союза, а не настоящая независимость РСФСР от СССР). Однако, это привело к "началу конца СССР" - из его состава выходят Азербайджанская ССР и Грузинская ССР, уже объявившие о суверенитете. Затем, независимость объявляют Армения и Молдавия. О суверенитете объявляет УССР. Появляются самопровозглашенные Гагаузская и Абхазская ССР. Южная Осетия объявляет себя АССР. Михаил Горбачев соглашается с инициативой Комарова и предлагает "остановиться и переформатировать СССР". 8 республик - Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан на это согласились. Начата подготовка к подписанию нового союзного договора, оно назначено на лето 1991 года.

Произошла отставка Вадима Бакатина с поста министра внутренних дел СССР за отказ применить силу в Закавказье и Молдавии с целью пресечь их отделение. Начата подготовка к выборам президентов РСФСР и УССР.

12 сентября 1990 - Комаров избран президентом РСФСР, обогнав своего ближайшего соперника - Б.Н Ельцина. Вице-президентом становится бывший МВД СССР - Вадим Бакатин, так же поддерживающий переход к рынку и сохранение Союза, но в новом виде. Однако, кандидатура Ельцина была выдвинута в СНД РСФСР и ВС РСФСР на пост премьер-министра РСФСР.

В Украине же победу одержал Черновол, который на волне отделения Азербайджана и Молдовы так же продвигал идею независимости республики. Первым же его действием стало принятие решения о проведении референдума о независимости. Сентябрь 1990 - Комаров предложил Съезду Народных Депутатов и Верховному Совету разрешть частную собстваенность в РСФСР, переименовать РСФСР в Российскую Демократическую Федеративную Республику в честь нереализованного государства, которое хотели создать эсеры, а так же провести выборы в новое Учредительное Собрание, чтобы "народ выразил свою волю", однако этим он лишь показать, что в реформированном Союзе будет существовать лишь . Эти предложения были приняты и конституция была изменена. Тем временем, украинцы провели референдум о выходе из состава СССР, окончившийся победой сторонников выхода. Это привело ко второй волне сепаратизма, что серьезно напугало правительство.

16-20 сентября - Сентябрьский путч. Попытка ряда консервативно-настроенных коммунистов из правительства, надавивших на Горбачева, остановить развал СССР и сохранить власть в своих руках. Однако, благодаря действиям народа, возглавленного Комаровым, удалось не допустить их победы.

О своей независимости объявляют БССР и среднеазиатские республики. КПСС окончательно разваливается - из ее состава выходят все члены "Большевистской платформы" (чтобы "не соучаствовать в развале страны"), многие люди, вступившие в КПСС ради преимуществ (ибо стало уже невыгодно) и демократически-настроенные реформаторы (примкнули к СДПР, Российской Партии Трудящихся и прочим организациям такого типа, Руцкой и его сторонники создали новую организацию - НСР, но не успели создать альянс с другими силами). В итоге, в такую символичную дату, как 7 ноября 1990, ровно через 73 года, после октябрьской революции, Б.Н.Ельцин, В.М Черновол и С.С Шушкевич в Ленинграде подписали "Ленинградские Соглашения", ознаменовавшие распад Советского Союза. Правительство СССР было парализовано, и на следующий день, Горбачев объявил о прекращении существования Союза. Россия признает правоприемство от него для сохранения места в СБ ООН и ядерного оружия, а так же признавая достижения СССР, однако для легитимации продолжен курс на создание абсолютно новых, несоветских органов власти.

15 ноября - на КПСС было заведено уголовное дело. Тем временем, в ВС РДФР перед самороспуском был принят закон о реабилитации жертв политических репрессий. Этот закон в т.ч содержал норму, согласно которой работники ЧК, ГПУ-ОГПУ, НКВД, МГБ и прокуратуры, а также судьи, участвовавшие в расследовании и рассмотрении дел о политических репрессиях, должны были понести уголовную ответственность. Все члены КПСС, не покинувшие партию после Ленинградских соглашений до судебного решения были лишены права избираться.

25 ноября - самороспуск Верховного Совета РДФР и Совета Народных Депутатов. Подготовка к выборам в Учредительное Собрание. Начата регистрация партий и блоков на выборы в Учредительное Собрание, которое должно быть избрано на выборах в мае 1991. На них были зарегистрированы многие организации:

  1. Народно-Демократическая партия России (либерализм, регионализм) - партия сторонников Эдуарда Комарова. Благодаря авторитету лидера и свежим идеям, обрела популярность в народных кругах, наибольшие рейтинги имела в Ульяновской области (народ которой помнил Комарова как хорошего управленца), Москве и Петербурге (где было большинство политически-активных людей).
  2. Народные Социалисты России (демократический социализм) - политическая партия Руцкого и его сторонников.
  3. Выбор России (либерализм) - избирательный блок, созданный вокруг Бориса Ельцина.
  4. ЛДПР (национализм, патриотизм)
  5. Аграрный союз (аграрная политика)
  6. Народ за демократию (Демократическая партия России и  Республиканская партия России в одном блоке)
  7. Демократический союз (демократия)
  8. Левый Блок (СДПР (социал-демократия) и Российская партия трудящихся (демократический социализм) в одном блоке)
  9. Коммунистическое движение (коммунизм, сталинизм) -  одно из немногих допущенных на выборы в УС коммунистических движений, основанное на базе "Большевистской платформы КПСС". Было возглавлено Н.Андреевой и С.Рузановым. Так же, в составе движения были писатель Проханов, политик Авалиани, военный Туруло и многие другие "истинные коммунисты". Основной целью ставили "возрождения истинного коммунизма" 
  10. Коммунистический альянс (марксизм-ленинизм) - возглавлен А.Крючковым
  11. Блок Явлинского (социал-либерализм)
  12. Народно-Трудовой Союз (солидаризм)

По иронии судьбы, адекватные коммунистические силы и НСР Руцкого не создали коалиции, что ослабило их.

12 декабря - Гагаузия объявляет независимость от Молдовы. В Приднестровье происходит попытка сделать то же самое, однако происходит поход на Тирасполь под лозунгом "Русских — за Днестр, евреев — в Днестр", в результате которого, начинаются уличные бои, продолжавшиеся 4 дня и окончившиеся введением милиции, а затем и армии в город. Сепаратисты были повержены (большая их часть арестована), но предотвращены и "русский" и "еврейский" погромы в городе, да и пыл националистов был умерен. 

16 - 17 декабря 1990 - протестные акции в Приднестровье, приведшие к эскалации конфликта. Начало Приднестровской войны .

25 декабря 1990 - выборы в Учредительное Собрание.

Результаты выборов в УС
Партия Процент Количество мест
НДПР 19% 70
ЛДПР 17% 60
НСР 16% 45
Выбор России 10% 30
Левый блок 10% 30
Коммунистический альянс 9% 35
Демократический союз 6% 20
Народно-Трудовой Союз 6% 20
Аграрный союз 3% 10
Коммунистическое движение 2% 5

(остальные набрали менее 2% и не прошли)

декабрь 1990 - июль 1992 - Война между Приднестровской Республикой А.З Большакова и Украиной с одной стороны, правительства Молдовы, с третьей выступили сторонники Костенко, которые были недовольны излишней проукраинскостью политики Большакова. В ее ходе, обе стороны творят произвол, но особо этим отличились иррегулярные проукраинские бандформирования, в т.ч "арестовавшие" (захватившие в заложники) Жириновского, который приехал в Приднестровье, чтобы пропиариться. Все, как и недовольство безумной политикой Черновола привело к вводу росссийских войск в Украину, принуждении Черновола к миру, восстановлении территориальной целостности Молдовы и независимости Крыма, который решил присоединиться к России 18 марта 1992. Победа в войне и возвращение в состав России Крыма сильно прибавили рейтинг Комарову. Однако, это дало старт развалу Украины.

Начало 1991 - Учредительное собрание приняло новую конституцию, сделало страну "союзом равноправных республик" (как национальных - те же, что были в составе РСФСР, их границы почти не изменились: ЧИАССР разделена на Чеченскую Республику и Ингушетию, в которую по результатам референдума, прошедшего одновременно с выборами в УС, так же по референдуму были ликвидированы Горный Алтай, Адыгея, Пригородный Район вошел в состав Ингушетии+была воссоздана Республика Немцев Поволжья (да простит меня Сталин2, я не хочу плагиатить его идею).

Попытка Татарстана заявить о суверенитете окончилась введением в Казань дополнительных отрядов милиции и даже военные частей.  Шаймиев сохранил свою власть, однако был вынужден пойти на переговоры с федеральным центром.

Армия защищает от резни и жителей Пригородного района во время референдума и некоторое время после него.

Несмотря на масштабные споры и даже драки между депутатами, был решен вопрос о приватизации - было объявлено о "реальной передаче земли народу, путем приватизации колхозной и совхозной земли", приватизации части предприятий работниками и продаже остальных (в т.ч и иностранным фирмам), а так же о грядущей реституции, однако от реституции в итоге пришлось отказаться из-за противодействия левых сил. Была принята абсолютно новая конституция (не связанная с конституцией РСФСР). Частично был разрешен импорт в страну иностранных продуктов, что ослабило проблему дефицита - полки ряда магазинов оказались наполнены импортной продукцией. Наличие качественного импорта (пусть и не везде) так же подстегнуло конкуренцию и привело к улучшению качества отечественной продукции (пусть пока и к незначительному). 

Президентство Эдуарда Комарова (НДПР, 1991-1999)

23 февраля 1991, года - избрание Комарова президентом (56%). Одновременно с этими выборами, прошли референдумы в Ленинграде, Ульяновске и Куйбышеве проведенные благодаря  действиям НДПР и националистов (ЛДПР и ко). Окончились возвращением названий. А вот Свердловск получает новое название Иседонск, ибо Комаров заявляет, что: "Лучше уж Ленин, который хотя бы на народ ориентировался, чем монархи, ничего для страны не сделавшие и жировавшие за счет народа. Лишь Петр I и Александр II делали Россию великой". Он предлагает вернуться многим диссидентам, остающимся за рубежом. Например, вернулась Людмила Алексеева. Многие вступили в НДПР.

зима 1991 - отмена гос.регулирования цен Комаровым. Массовые протесты со стороны КПР и других левых сил. Собрано первое "Комаровское правительство", включавшее в себя и ряд оппонентов. Например, министром ЖКХ и строительства стал бывший президент Ельцин, министром сельского хозяйства лидер Аграрного союза Михаил Лапшин, а министром спорта стал вообще националист Юрий Власов. Постепенно, проходили и многие важные реформы как например бюджетная и налоговая.

весна 1991 - лето 1992 - Проведена люстрация. Дела "оборотней в рясах", "фальшивых демократов" и "денежных мешков" - первое в церковных структурах, второе среди агентов КГБ среди бывших диссидентов, третьье против коррупционеров в Ленинграде/Петербурге. (подробнее, читайте тут

март -  июль 1991 - в Южной Осетии и Абхазии начинается война. Россия не оказывает поддержку сепаратистам, добровольцы осуждаются. С территории России туда едут в основном свои же сепаратисты с Кавказа. В итоге, сепаратисты были сокрушены. После - была проведена спецоперация в Абхазии, ликвидировавшая сепаратистов и там. Популярность Гамсахурдии в народе велика, в Грузии складывается типичный мягкоавторитарный режим. Начаты репрессии против сепаратистов (затронувшие и простой народ). В Южной Осетии они даже перерастают в геноцид. Сама Грузия превращается в унитарное государство.

12 июня 1991 - НКР объявляет независимость. Начало Карабахской войны.

июнь 1991 - март 1993 - Карабахская война. Азербайджан сокрушает НКР и армянскую армию.

13 января 1992 - рейтинг Комарова вновь начал снижаться в связи с ростом коррупции, в т.ч среди его соратников. В ответ, он начинает очищать партию от коррумпированных элементов. Среди исключенных из партии лиц, был начальник управления МБЭС М.Д Прохоров.

12 марта 1992 - в Таджикистане начинается Гражданская война. Комаров объявляет о нейтралитете России, однако, оружие продается обеим сторонам, а оппозиция получает еще и пропагандистскую поддержку . Подробнее об этой войне, в одноименной статье. Стала причиной усиления миграцию в России, однако, благодаря ужесточению миграционного законодательства, в Россию в основном переселились русские, немцы Таджикистана и наиболее обеспеченная и образованная часть таджиков. Стала одной из масштабнейших ошибок Комарова.

5 апреля 1992 - после долгих обсуждений, УС был принят закон "о коррупции", расширяющий права следствия при расследовании коррупционных дел и ужесточающий наказание за коррупцию. Был принят и Закон о банкротстве, вступивший в силу с 1993 года. Он способствовал повышению ответственности хозяйственных руководителей в финансовых вопросах. Закон установил процедуру ликвидации неплатежеспособных предприятий: суд определял сроки, порядок, очередность погашения долга и принимал решения о приватизации, о том, что производство приостанавливается, если предприятие в течение трех месяцев не может удовлетворить претензий кредитора.

4 июня 1992 - Коммунистическое движение объединяется с рядом различных мелких коммунистических организаций - как всероссийских, так и местных, а так же с организацией, ставшей третьей по значимости фракцией в УС - Народными Социалистами Руцкого в Коммунистическую Партию России (КПР). Учредительный съезд КПР, на котором были созданы прогрессивная (социал-демократическая) и реакционная (коммунистическая) фракции партии во главе соотвественно с Руцким и Умалатовой, решаются вопросы идеологического характера, создается ЦК партии. В итоге, лидером становится Руцкой, своим замом он назначает Геннадия Селезнева. Произведен отказ от ряда советских догм, признаны демократия и рыночная система, однако партия выступает за сохранение гос.контроля за природными ресурсами и частью тяжелой промышленности. В ЦК от Прогрессивной Фракции приглашаются левые диссиденты как Рой и Жорес Медведевы, Борис Кагарлицкий, Александр РомановАлександр Тарасов, а так же новые, но харизматичные люди как Геннадий Гудков или Александр Невзоров. Реакционеры же проводят в основном малозаметных людей, как Владимир Тихонов (Ивановская область), Игорь Родионов (Москва), Левон Чахмахчан (Калмыкия) и т.д За счет первой группы, партия набирает популярность среди оппозиционно настроенных граждан, причем не вызывая ассоциаций с негативными сторонами советской жизни.

21 августа 1992 - Учредительное Собрание объявляет об окончательном выполнении своей миссии перед Россией и самораспускается.  Начинается подготовка к выборам в Государственную Думу и Совет Республик. Участвуют:

  1. Народно-Демократическая партия России (либерализм, регионализм) - популярность немного снижается за счет роста коррупции и последствий приватизации
  2. Выбор России (либерализм) - Ельцин и его сторонники многим надоели, к тому же, они были затмлены Комаровым и его партией, и частично сторонниками Явлинского.
  3. ЛДПР (патриотизм, национализм) - так же, потеряли часть популярности из-за популизма.
  4. Аграрный союз (аграрная политика)
  5. Демократическая партия России (демократия)
  6. Республиканская партия России (демократия)
  7. ЯБЛоко (социал-либерализм) - бывший блок Явлинского, выехавший на потере популярности многих других правых сил.
  8. Коммунистическая Партия России (официально - коммунизм, де-факто - социал-демократия, демократический социализм) - новая организация, созданная Руцким и стремительно набиравшая популярность.
  9. Патриотический Блок (социал-консерватизм, национализм, "патриотизм", в составе блока были и некоторые коммунисты во главе с Прохановым) - союз бывших членов депутатской группы "Россия", РХДД, Русской Партии Национального Возрождения, Русского Национального Собора и сторонников Проханова и т.д. Избрался от них и Эдуард Лимонов, назвавший их единственной патриотической силой.
  10. Левый Блок - продолжил свое существование.
  11. Коммунистический альянс (марксизм-ленинизм) - поблек на фоне КПР, к тому же, в отличии от прогрессивного Руцкого, бывший глава КГБ Крючков выглядел неприглядно.
  12. Патриотический Союз России (блок НТС и различных ультраправых сил)
  13. Консервативная Партия (консерватизм) - ее создали Убожко и Гершуни.

Интригой для народа стало - кто займет первое место, НДПР, стремящаяся к новому пути развития, ЛДПР с их неординарными взглядами и харизматичным лидером, или КПР, желающая пойти путем сохранения лучших идей прошлого. Пропаганда в СМИ имела огромную роль - прокомаровская газета "Не дай Бог!", государственные канал ОРТ, и принадлежащие либералам Четвертый канал и Радио-1 поддерживали Комарова. А вот попавший в руки "патриотических" сил канал "Российское телевидение" (бывший 2 канал) активно агитирует против "предателей" и за Жириновского и ЛДПР, как "меньшее зло, по сравнению с "русофобами-коммунистами", "западниками-либералами" и "советскими псевдонационалистами Бабурина"). У коммунистов не было своих СМИ, кроме печатных, но зато им помогала их близость к народу и уважение со стороны старшего поколения.

Патриотический Блок набирает популярность как за счет образа фриков, так и за счет резких высказываний в адрес правительства в газетах как "День" и "Новый Взгляд". 

Несмотря на всю пропаганду, у КПР (23,4%) получается победить. Так же, в Думу прошли НДПР (22,98%), ЛДПР, Левый Блок, Патриотический Блок, ЯБЛоко, несколько депутатов от "Выбора России", АС и даже один представитель ПСР. Левый Блок, КА и другие невнятные движения не смогли добиться успеха. Естественно, эта Государственная Дума отличалась своей неоднородностью, пестростью и оппозиционностью - все, кроме "Выбора России" и, частично ЯБЛока не поддерживали политику НДПР и Комарова. Однако правым силам удалось оставить КПР и "Патриотический блок" в меньшинстве образовав "правительство широкой коалиции" в которое входили представители НДПР, "ЯБЛока", "Выбора России" и даже ЛДПР. 

Тем временем, экономический кризис только усиляется, продолжается разорение многих предприятий. Возникают и проблемы с выплатами пенсий, а так же зарплат бюджетникам, хотя их и меньше, чем в нашей реальности. Из-за всего этого недовольство нарастает. Усугубило недовольство коммунистов и ультраправых сил так же и то, что в Таджикистане Комаров "не поддержал законное правительство" (по его мнению, было выгодно продавать оружие всем и следить за конфликтом), позволил иностранцам участвовать в приватизации, а еще передал Японии часть Южных Курил при условии неущемления русских, взамен на инвестиции на строительство инфраструктуры ДВ. Комаров испытывает серьезные потрясения по результатам выборов и начинает решительные меры, как борьба с созданием монополий.

С целью решить многие проблемы, новый министр экономики - Григорий Явлинский, настоял на льготном кредитовании для нуждающихся в нем промышленных предприятий, ликвидации многочисленных льгот для гос.аппарата. Он же, а так же представители ЛДПР (особенно (должность name) В.В.Жириновский) надавили на "отделении бизнеса от власти" - с высших должностей были сняты прокомаровские олигархи. Все эти меры позволили снять напряжение.

Тем временем, к концу 1993 года Лимонов, Дугин и их сторонники все-таки разрывают с Патриотическим Блоком, перейдя к "нейтральным" депутатам. Они, а так же
Листовка НБП

Листовка НБП

Егор Летов объявляют о создании Национал-Большевистской партией.  Лимонов критикует ПБ в православном мракобесии, буржуазным мышлением и недостаточной храбрости в борьбе с системой. Выходят из ПБ и наоборот, умеренные социалисты, которые чаще всего примыкали к КПР и различным соцдемам. Однако, это не могло особенно помочь Комарову и, зная, что в 1995 году будут выборы, он решается на тот шаг, который всегда считался
333bc0322685

Бои за Грозный

способом усилить свое влияние - к маленькой и победоносной войне. Под предлогом того, что в Чечне нарушались права человека, как русских (лишение прав), так и чеченцев (установление личной диктатуры Дудаева), а так же после ряда перестрелок на фактической границе было решено начать Чеченскую войну.
220px-Evstafiev-checnnya-soldier-fire

Чеченский боевик

В итоге, в октябре 1994 года, началась Чеченская война. Той осенью, совместные силы антидудаевской оппозиции и русской армии смогли взять Грозный, однако фактически завалив город мясом. Диктатор Дудаев погибает в ходе этих событий, что приводит лишь к радикализации чеченцев. Наиболее сильными стали исламисты, поддерживаемые эмиссарами Саудовской Аравии и других арабских стран. Фактическая власть оказывается в руках Шамиля Басаева, который с особой жестокостью ликвидирует (Кадыровы, Ямадаев, Ахмадов) или вынуждает покинуть ЧРИ (Хамбиев) своих врагов, которые были за светский национализм. Он привлекает на свою сторонуАслана Масхадова и многих других полевых командиров. Именно он сумел организовать сопротивление русским, особенно в горных районах. Этому способствовала и значительная поддержка Ичкерии со стороны Грузии - ее президент Гамсахурдия во-первых сам сочувствал чеченским сепаратистам, а во-вторых считал недавние войны с нац. окраинами российским следом и потому жаждал мести. Он обеспечил их как снабжением, так и возможностью спокойного перехода чеченцами границы с Грузией.

В январе 1995, петербуржским депутатом и бизнесменом Владимиром Путиным была создана либерал-консервативная партия "Единство", оппозиционная Комарову, однако не сотрудничающая с "союзами Шариковых и Швондеров".

В феврале 1995 многие россияне были шокированы трагедией: исламисты совершили сразу два терракта: захват административных зданий и больницы в городе Нефтекумске, а так же массовым расстрелом мирного населения в Адлере террористами, пересекшими русско-грузинскую границу. Последнее событие привело к полному разрыву русско-грузинских отношений и стягиванию к грузинской границе войск. Так же, провалились попытки прекратить сопротивление в горах.  Терракты и поражения радикализовали как сторонников, так и противников войны. Так, например наиболее антивоенно были настроены члены Яблока и "Выбора России" (хотя основатель последнего, первый президент России Борис Ельцин и поддержал действия Комарова, но руководство партии во главе с Гайдаром оказалось миролюбивым). КПР, ЛДПР и НБП наоборот считало президента слишком пассивным и обвиняли его и командование в потерях, которых можно было избежать при более грамотном управлении.

Все это осложняло то, что на июль 1995 года были назначены президентские выборы, это заставляет его как верховного главнокомандующего убедить командование снизить потери, угрожая увольнениями и арестами. Так же, все большую роль против спускающихся на равнины террористов начинает играть авиация. В горах же действуют в основном хорошо-подготовленные контрактники, а не призывники. Это привело к смягчению критики и облегчении хода войны. 5 июля 1995 года, проходит 1 тур президентских выборов. Незначительное большинство (34,56%) имеет коммунист Руцкой, который объединяет левую оппозицию кроме НБП и сталинистов. Комаров получает 32,6%, следом идут Жириновский, Лимонов и Явлинский, а далее остальные. Это снова пугает власть имущих, они идут на контакт с остальными правыми. Кроме того, по страной причине, Лимонов после своего поражения призвал голосовать за Комарова как за меньшее из зол, ибо "если такие люди как Руцкой возьмут власть, тогда НБП будет запрещена", а в действиях Комарова в Чечне даже усмотрел элементы национализма.

В итоге, во втором туре, Комаров побеждает с 49,821%. И хотя на выборах были незнчительные нарушения, они прошли достаточно честно. Однако, Комаров знал, что второй срок - последний не только для него, но и для соратников ибо его роль реформатора абсолютно не близка многим жителям России.

Чтобы избежать конфликта с Западом, российское правительство передает США всю информацию о чеченских террактах. Вскоре, была проведена встреча Комарова с Клинтоном, на которой последний официально раскритиковал чеченских сепаратистов, призвав обе стороны к мирному урегулированию, что разумеется было нереализуемо. Это давало России индульгенцию на продолжение боевых действий. Попытки боевиков захватить Грозный и Гудермес были отбиты, но опять же - с большими потерями.

В 1996-1997 годах, окончилась наиболее горячая фаза войны в Чечне.

Была продолжена борьба с коррупцией. Проходила и избирательная кампания парламентских выборов. Несмотря на все успехи президента, в 1997 году, на выборах в Государственную думу, НДПР опять проиграла КПР, заняв 2 место, однако угрозы от ЛДПР и других популистских сил удалось избежать. Третье место смогла получить новая политическая партия - "Единство", возглавленная петербуржским политиком Владимиром Путиным. Другой новой политической партией в Думе (5 место) стал "Союз Социал-Демократов", возглавленный мэром Москвы Гавриилом Поповым, в который так же входили Яковлев и Федоров. Замыкал список пароаментских партий блок Ивана Рыбкина - еще одна левоцентристская и прокомаровская оргнизация: объединение рыбкинской партии " Регионы России", части "Аграрного Союза" (в котором комаровские политтехнологи спровоцировали раскол) и "Моего Отечества" Громова . Как ни странно, в Думу по одномандатным округам прошли национал-большевики Лимонов (по Дзержинскому округу, Нижегородская область) и Летов (по Омскому округу, Омская область).

Эти выборы стали известны тем, что в них приняло участие более 70 партий и объединений, что обычно объясняется действиями кремлевских политтехнологов.