237372.jpgНад статьёй ведётся работа.

Митинг 25 марта на Октябрьской площади

Весной 2006 года на территории Республики Беларусь происходили протесты против Александра Лукашенко, которые получили название "Васильковая революция". В итоге Васильковая революция потерпела крах, но что было бы если бы протесты все-таки удались?

Развилка

В отличие от реального мира, между оппозиционерами Александром Козулиным и Александром Милинкевичем не произошло конфликта и было принято решение о подготовке более масштабных протестных акций с 25 марта.

Продолжение протестов

25 марта - Сразу после небольшой передышки на Октябрьской площади начался митинг, который, по разным оценкам, собрал от 60 до 80 тысяч человек, таким образом, это стало самым крупным выступлением в истории страны. Поздно вечером к месту сбора стала подтягиваться милиция. Александр Козулин призвал собравшихся на митинге людей не расходиться и вновь устанавливать палатки, где остались тысячи людей. Этой же ночью из-за опасности разгона митинга были созданы отряды самообороны. Всю ночь на площади звучали различные лозунги и песни с призывами Александру Лукашенко уйти в отставку.

26 марта - Вечером силами МВД была предпринята попытка штурма площади, которому предшествовало отключение света на площади. В итоге штурма погиб один протестующий и около 50 было ранено. Тем не менее правоохранители также понесли потери: около 10 милиционеров было ранено. Штурм закончился лишь утром 27 марта фактически ничем. Были задержаны лидеры оппозиции Григорий Костусев и Александр Милинкевич.

Бойня возле здания КГБ

27 марта - В ответ на попытку разгона палаточного городка на Октябрьской площади часть протестующих (преимущественно радикальных взглядов) направились к зданию Комитета Государственной Безопасности страны в попытке штурма. В 16:45 по местному времени протестующими был заблокирован вход в здание. Для предотвращения штурма к зданию было отправлено специальное подразделение "Алмаз" и многочисленные отряды милиции. В 19:00 протестующие ворвались в здание, куда вслед за ними направились силовики. В ходе штурма погибло 6 протестующих и 2 бойца спецподразделения "Алмаз". В 23:00 здание было освобождено от протестующих. При всем этом основная масса протестующих находилась на Октябрьской площади. После прошедших событий люди ожидали новой попытки штурма площади и вытеснения, а также ареста протестующих. В итоге несколько тысяч человек покинули площадь. Остальные же начали готовиться к обороне площади, поджигая покрышки и разбирая брусчатку для установления баррикад.

28 марта - Несмотря на ожидания протестующих штурма не произошло и большую часть времени стороны восстанавливали свои силы после попыток различных штурмов. В этот же день палаточный городок посетили представители российской оппозиции — Ирина Хакамада и Михаил Касьянов. В своем выступлении на Октябрьской площади Хакамада пожелала протестующим: "Вернуть себе страну" и "Освободиться от картофельного диктатора". Примерно в 17:00 члены российской оппозиции покинули площадь.

В период с 29 по 31 марта никаких столкновений между силовиками и оппозицией не происходило. Обе стороны выжидали.

Окончание протестов и смена власти

В ночь с 31-ого марта по 1-ое апреля у площади стали появляться новые милицейские части, что привело к беспокойству в лагере протестующих. В 3 часа ночи на Октябрьской площади был отключен свет, что ознаменовало начало штурма палаточного городка. Вооружившись подручными предметами (по типу камней и бутылок), протестующие заняли выжидательные позиции. Но в ближайшие несколько часов штурм так и не был предпринят. По некоторым данным силовики наотрез отказались выполнять приказ из-за возможно большого количества жертв.

Утром 1-ого апреля милицейских соединений стало значительно меньше, что позволило протестующим занять здание правительства. В 15:00 над зданием правительства был вновь вывешен бело-красно-белый флаг.

Вслед за Минском начались подобные захваты местных администраций и в других городах. Председатель Брестского Облисполкома Василий Долголёв отозвал милицию и объявил о своём несогласии с результатами президентских выборов, а также переходе на сторону народа.

Лидеры оппозиции идут к правительственному кварталу

Эмблема Центральной Всебелорусской Рады

Вечером 2-ого апреля Александр Лукашенко в окружении своих родственников направился в аэропорт "Минск-1" и около 10 вечера покинул территорию Республики Беларусь. Через пару часов лидеры оппозиции объявили о том, что президент покинул страну. После чего оппозиционеры двинулись к правительственному кварталу с целью его захвата, и как следствие, около 4-х утра он стал подконтролен им.

Образование Центральной Всебелорусской Рады

4 апреля - Пришедшие ко власти оппозиционные силы объявили о создании некого временного правительства под названием "Центральная Всебелорусская Рада". В тот же день рада издала свои первые декреты "О создании Учредительного собрания Республики Беларусь" и "Об возвращении национальной символики". Преимущественно в Раду входили оппозиционные политики и журналисты.

Промежуток между заседаниями ЦВР

После победы революции на повестке дня стал вопрос об отношениях с Россией. Мнения на этот счёт разделились. Более радикальные участники выступали за разрыв Союзного государства и выход из ОДКБ, а также за постепенное перемещение своих товары на европейский рынок. Умеренные силы также выступали за разрыв Союзного государства и выход из военного блока, но при этом они желали сохранить партнерские отношения с восточным соседом. Но из-за возможных в будущем экономических проблемах инициатива сторон была отклонена.

Политические партии после протестов

По прошествию Джинсовой революции некоторые бывшие оппозиционные партии стали объединяться (в частности БНФ и КХП-БНФ, обе БСДГ и ПКБ с КПБ). Первыми из партий объединились социал-демократы. Это было обусловено тем, что из-за смены власти в стране у обеих партий исчезли разногласия насчёт политики властей. Таким образом и была образована единая Белорусская Социал-Демократическая Партия. Коммунисты же и вовсе были поглощены ПКБ из-за своей непопулярности, а позже были преобразованы во внутрепартийную фракцию. Что касается националистов и консерваторов, то их преобразование во Всебелорусское объединение "Народное движение" случилось перед парламентскими выборами с целью выиграть их сообща.

Выборы в Учредительное собрание Республики Беларусь

В июле 2006 года прошли выборы в Учредительное собрание, которое должно было написать новую конституцию молодой страны. Выборы проводились по пропорциональной системе с заградительным барьером в 2 процента голосов. Основными кандидатами на в Учредительное собрание стали ВО "Народное Движение", БХД, ОГП, БСДП, Молодежное движение "Зубр" и ПКБ. Данный орган состоял из 200 депутатов и вместе с полномочиями по разработке имело право на формирование Центризбиркома и назначение даты выборов и референдумов.

18 июля - Явка на парламентских выборах составила 72,55%. Голоса были распределены между следующими партиями:

Учредительное собрание Белоруссии на диаграмме

БСДП - 70 мест (35% голосов), ВО "Народное движение" - 38 мест (19% голосов), БХД - 29 мест (14,5% голосов), ОГП - 25 мест (12,5% голосов), ЛДП - 15 мест (7,5% голосов), ПКБ - 12 мест (6% голосов), Общественное объединение «Движение «За Свободу» - 5 мест (2,5% голосов), Белорусская партия женщин "Надежда" - 3 места, Независимые - 3 места.

Конституционный референдум

Акция против новой конституции в Минске.

Агитация за новую конституцию.

Состав Сейма I созыва на диаграмме

Александр Козулин - 7-й премьер-министр Белоруссии.

После основания ЦВР стал вопрос об изменении конституции. Начало конституционной реформы ознаменовал Декрет №1. В середине июля 2006 года прошли выборы в Учредительное собрание. Вариант конституции был представлен в январе 2007 и делал Беларусь парламентской республикой, в которой президент играл чисто формальную роль. Парламентом страны стал бы Сейм, состоящий из 150 депутатов, избираемых по пропорциональной системе сроком на 4 года. Референдум был назначен на 4-ое мая.

4 мая - В Беларуси начался общереспубликанский референдум. Лукашенко, а также его сторонники объявили референдум незаконным. В этот же день сторонниками бывшей власти был организован митинг против новой конституции, но не оправдал своих ожиданий из-за небольшого количества участников от 500 до тысячи человек.

7-го мая были объявлены результаты референдума. Большинство избирателей проголосовало за принятие новой конституции, но из-за всё ещё высокой поддержки Александра Лукашенко за вариант "Нет" проголосовало 40% белорусов. В этот же день Учредительным собранием был избран новый состав ЦИК и Конституционного суда. Те в свою очередь объявили о начале сбора подписей на выборы в Сейм страны. Голосование было назначено на 12 ноября.

Предвыборная гонка и парламентские выборы

Сразу же после объявления о начале сбора подписей для выборов в новоиспечённый белорусский парламент, ведущие партии начали активную агитацию и сбор подписей.

Несмотря на пропорциональную систему, заградительный барьер составил всего лишь три процента, что позволило небольшим партиям с легкостью пройти в парламент.

14-го августа в стране стартовали парламентские выборы. В голосовании приняло участие 8 организаций, из которых не было сторонников бывшей власти. Явка была довольно высокой и составила 75,5% граждан страны. На них было замечено большое количество международных и независимых наблюдателей. Голоса были распределены следующим образом:

БСДП - 44 места (29,33% голосов), ВО "Народное движение" - 27 мест (18% голосов), БХД - 20 мест (13,33% голосов), ОГП - 14 мест (9,33% голосов), ПКБ - 12 мест (8% голосов), ЛДП - 11 мест (7,33% голосов), Общественное объединение «Движение «За Свободу» - 8 мест (5,33% голосов), Белорусская партия женщин «Надежда» - 6 мест (4% голосов), Cамовыдвиженцы (Депутатская группа аграриев) - 4 места, Самовыдвиженцы - 4 места.

Формат листовки ЛДП.

После парламентских выборов

5-го сентября было проведено первое заседание Сейма Республики Беларусь. Одной из главнейших задач этого заседание было избрание нового правительства, но из-за того, что ни у одной фракции не было хотя бы относительного большинства с этим возникли большие проблемы. Таким образом, были основаны несколько коалиций: "Справедливая страна" (БСДП, "Надежда", ПКБ, Аграрии) и "Свободная Беларусь" (ВО "НД", БХД, ОГП, движение "За свободу"). Государственным страны был избран довольно компромиссный политик Александр Козулин. Вместе с тем на заседании обсуждались и другие вопросы. К примеру, несколько депутатов от христианских демократов предложили провести паспортную реформу. Тогдашняя система паспартов создавала бюрократически проволочки и затраты. Реформа предполагала замена паспортов на биометрические и появление ID-Карт. В итоге на всеобщем голосовании в первом чтении был принят проект паспортной реформы.

Реформа правоохранительных органов

Новая фуражка сотрудников полиции.

Белорусская правоохранительная система из-за своей бюрократичности и коррупционности нуждалась в реформировании. Проект реформы спецслужбы и МВД взяли на себя депутаты БНФ, БХД и БСДП. Депутатами была предложена новая система правоохранительных органов. Данная программа предполагала замену Милиции на новый и дебюрократизированный орган "Национальная полиция", ликвидация ГАИ и создание новой Дорожной полиции по американскому образцу, усложнение критериев для попадания на службу (обязательное высшее юридическое образование, хорошая физическая подготовка), преобразование КГБ в Службу Национальной безопасности. В конечном итоге программа была принята 136 из 150 голосов. Реформа вскрыла множество коррупционных преступлений сотрудников правоохранительных органов и достаточно снизила расходы на органы.

Экономические реформы и приватизация

Ярослав Романчук - новый Министр финансов Республики Беларусь и будущий премьер-министр.

Новый логотип телеканала "Нива" (бывш. БТ)

В сентябре 2008-го года разгорелся Мировой экономический кризис. Естественно, он не мог обойти Белоруссию стороной. Уже сразу после отставки старого Министра финансов (продолжателя финансовой политики Лукашенко) во всё том же сентябре 2008 в должность вступил член Объединенной Гражданской Партии Ярослав Романчук. В своём выступлении на заседании Сейма он представил с программу по либерализации экономике и спасению страны от коллапса. Данная программа предполагала в себе приватизацию государственной собственности, проведение налоговой, пенсионной и судебной реформы. Первыми реформами стали приватизация и налоговая реформа. Приватизировалось огромное количество государственного имущества: от квартир и домов - до некоторых ведущих государственных предприятий и телеканалов.

Протесты против правительства

После приватизации многих государственных предприятий началось массовое сокращение рабочих мест. Вместе с тем обстановку подогревал и рост цен на продукты. Градус общественного недовольства достиг предела, и в начале февраля 2009-го в стране начались массовые протесты. Один только марш в Минске 15-го февраля набрал около 25 тысяч участников. Целью протестующих являлась отставка Романчука и снижение цен на продукты. Но правительство не останавливалось в проведении реформ несмотря на народное недовольство. Следующая налоговая реформа переломила ход протестов: некоторая часть тарифов была убрана и часть снижена. С этого момента начался спад протестных настроений, но рейтинги как Романчука, так и в целом правительства оставались низкими.

Пенсионная реформа и монетизация льгот

Система льгот была большой проблемой для экономики Белоруссии. В апреле 2009-го Министр Труда и Социальной защиты выступил в Сейме с проектом монетизации большинства льгот. Согласно программе, перед началом монетизации правительство должно было подготовить региональные бюджеты и провести разъяснительную работу с населением. Данная программа была учреждена парламентом страны. На её выполнение требовалось около 2-ух лет.

Пенсионная система в Беларуси была унаследована от СССР. Она не способстовала экономическому развитию страны и морально устарела. За её реформирование взялся уже упомянутый Ярослав Романчук. В его программе говорилось о переходе от распределительной пенсионной системы к накопительной, реформирование пенсионного фонда страны.

Эффект от всех вышеупомянутых реформ не заставил себя долго ждать. Налоговая система стала гораздо более прозрачной и простой для обывателя, уменьшив количество бюрократии. Вместе с тем был выведен из тени малый и средний бизнес. В целом, реформа была встречена белорусским обществом положительно, обеспечив Объединенной Гражданской Партии новый электорат. Пенсионная реформа была так же довольно успешной, снизив коррупцию и неравенство населения.

Парламентские выборы 2011 года

Агитация "Народного движения" в газете

По прошествию четырех лет после выборов в Сейм начались новые выборы. В общей сложности было зарегистрировано семь политических партий: Белорусская Социал-Демократическая Партия, БНФ "Свобода", БХД, Либеральные демократы, ПКБ, Объединенная Гражданская Партия и Белорусская партия "Зелёные". Всё время кампании происходили различные дебаты в СМИ, за что эти парламентские выборы освещались сильнее, чем прошлые.

8 ноября - В стране стартовали парламентские выборы. Явка составила рекордное значение за последние несколько лет, составив 83,56%. Уже 10-го ноября были опубликованы результаты парламентских выборов:

Состав Сейма II созыва на диаграмме

БСДП - 35 мест (23,3% голосов), ВО "Народное Движение" - 26 мест (17,33% голосов), ОГП - 22 места (14,6% голосов), БХД - 20 мест (13,3% голосов), Белорусская партия "Зелёные" - 17 мест (11,33% голосов), ЛДПБ - 15 мест (11% голосов), ПКБ - 10 мест (6,6% голосов), Самовыдвиженцы - 2 места.

Первое заседание парламента страны нового созыва прошло 5 декабря. На нём были основаны коалиция "Свободная Беларусь" между фракциями ОГП, БХД, БНФ, ЛДП. Президентом страны был избран кандидат от БСДП и один из лидеров протестов 2006 года Александр Милинкевич, а государственным министром стал популярный в Белоруссии политик и министр финансов Ярослав Романчук.

Реформа образования

Система образования Беларуси, унаследованная от советского союза, являлась одной из самых устаревших и коррумпированных систем и перед новым правительством встала задача её реформации.

Проект новой системы образования базировался на основе чешской и польской систем. Благодаря реформе образования в Беларуси была полностью изменена система школьного и университетского обучения, в школах и университетах было введено самоуправление, убраны поборы и многое другое.

Отреставрированная польская школа в Минске

Вместе с тем многие школы начали реставрироваться за счёт бюджета и частных подрядчиков, что дало старым советским школам новую жизнь.

Белорусизация

Во время правления Александра Лукашенко в сфере языковой политики применялась русификация, из-за чего началось постепенное вымирание белорусского языка. Правительство Ярослава Романчука представила Сейму проект под название "Возрождение". Проект предполагал в себе распространение белорусского языка через рекламу, государственное телевидение, а также уделение бóльшего времени урокам белорусского языка в школах, детских садах и гимназиях.