ФЭНДОМ

Священная Римская Империя германской нации
Флаг Священной Римской Империи Герб СРИ
Год основания: 962 год
Официальный язык: Немецкий
Форма правления: Выборная монархия
Титул правителя: Император
Правящая династия: Габсбурги
Законодательный орган: Рейхстаг
Столица: Вена
Религия: Католицизм (императоры)

Лютеранство, кальвинизм (некоторые княжества, после Реформации)

Площадь: 670 млн. км²
Население: 30 млн. чел.
Валюта: Германский дукат
9304305
Священная Римская Империя германской нации (лат. Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae, нем. Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation) — межгосударственное образование, включающая территории Королевств Германия, Богемия, Италия, а также территорию Южных Нидерландов.

Крупнейшие города: Вена, Прага, Берлин, Инсбрук, Зальцбург, Брюссель, Антверпен.

Список правителей

Австрийские Габсбурги

Портрет Имя Супруг(а) Правление Связь с предшественником
Arolsen Klebeband 01 043
Фердинанд III Мария Анна Испанская
Мария Леопольдина Австрийская
Элнонора Гонзаго
15 февраля 1637 года - 2 апреля 1658 года Сын Фердинанда II
Kaiser leopold5
Леопольд I Клавдия Фелисита Австрийская

Элеонора Нойбургская

18 июля 1658 года - 5 мая 1705 года Сын Фердинанда III
Bildnis Kaiser Joseph I
Иосиф I Вильгельмина Брауншвейг-Люненбургская 5 мая 1705 года - 17 апреля 1711 года Сын Леопольда I
Portrait of Charles III of Habsburg
Карл VI Елизавета Кристина Брауншвейг-Вольфенбюттельская 12 октября 1711 года - 20 октября 1740 года Брат Иосифа I

Война за Австрийское наследство

Maria Theresia of Austria 001
Мария Терезия I Фердинанд IV 20 октября 1740 года - 29 ноября 1780 года Дочь Карла VI
Charles VII, Holy Roman Emperor
Карл VII Мария Амалия Австрийская 24 января 1742 года - 20 января 1745 года Муж племянницы Карла VI

Государственное устройство

Священная Римская Империя являлась иерархическим государственным образованием феодального типа. Она никогда не приобретала характер национального государства, как Англия или Франция, не достигла и сколь-либо высокой степени централизации системы управления. Империя состояла из множества государств: полунезависимые обширные Курфюршества и Герцогства, Княжества и Графства, Вольные города, небольшие Аббатства и мелкие владения имперских рыцарей, — все они являлись полноправными субъектами империи (имперскими сословиями), обладающими разной степенью правоспособности. Власть императора не была абсолютной, а разделялась с высшей аристократией страны. Более того, в отличие от других европейских государств, жители империи не были непосредственно подчинены императору, а имели собственного правителя — светского или церковного князя, имперского рыцаря или городской магистрат, что формировало два уровня власти в стране: имперский и территориальный, зачастую конфликтующих между собой.

Каждый субъект империи, особенно такие могущественные государства, как Австрия, Пруссия, Бавария обладал широкой степенью независимости во внутренних делах и определёнными прерогативами во внешней политике, однако суверенитет продолжал оставаться атрибутом империи как таковой, а постановления имперских учреждений и нормы имперского права имели обязательную силу (иногда, правда, лишь теоретически) для всех составлявших империю государственных образований.

Законодательным органом Империи являлся рейхстаг. С 1489 года рейхстаг состоял из трёх палат:

  • Совет курфюрстов (нем. Kurfürstenrat), состоящий из курфюрстов империи под председательством эрцканцлера архиепископа Майнцского. «Золотой буллой» 1356 года права курфюрстов были предоставлены семи государственным образованиям в составе империи (Саксония, Бранденбург, Пфальц, Чехия, Майнц, Трир, Кёльн), Вестфальский мир 1648 года увеличил их число до восьми, а в 1692 году девятым курфюрстом стал Ганновер.
  • Совет имперских князей (нем. Reichsfürstenrat), состоящих из правителей имперских княжеств, архиепископов и епископов, которые имели по одному голосу в совете, и правителей имперских графств, аббатов и приоров имперских монастырей, которые вместе имели четыре и два коллективных голоса, соответственно. Председательствовали на заседаниях Совета попеременно архиепископ Зальцбурга и эрцгерцог Австрии. Общая численность имперских светских и духовных князей, представленных в совете, колебалась в разное время в пределах 75-100 человек, общая численность имперских графов и прелатов — 140-230 человек. В процессе секуляризации церковных владений число голосов духовных князей и имперских прелатов в рейхстаге постепенно сокращалось, поскольку по общему принципу секуляризация не влекла передачи права голоса в рейхстаге новым светским управляющим бывших церковных владений.
  • Совет имперских городов (нем. Reichsstädterat), состоящий из представителей свободных имперских городов под председательством бургомистра города, принимающего рейхстаг. Наивысшее представительство города имели в начале XVI века, когда в рейхстаге принимало участие до 84 городов, объединённых в две коллегии.