ФЭНДОМ

Священная Римская империя
Флаг СРИ Герб СРИ ЖиЗ
Год основания: 962
Официальный язык: Латынь
Форма правления: Выборная монархия
Титул правителя: Римский император
Правящая династия: Пржемысловичи
Законодательный орган: Гофтаг
Столица: Рим (формально)
Религия: Католицизм
Площадь: 940 000 км²
Население: 30 000 000 чел.
Валюта: Грош
Holy Roman Empire - 1300
Священная Римская империя (лат. Sacrum Imperium Romanum, нем. Heiliges Römisches Reich) — государственное образование в Центральной Европе, охватывающее территории Европы от Балтийского моря до Средиземного и от устья Рейна до Карпат. Крупнейшие города — Регенсбург, Рим, Майнц, Кёльн, Прага, Трир, Шпайер.

Империя была основана в 962 году восточно-франкским королём Оттоном I Великим и рассматривалась как прямая правопреемница античной Римской империи и франкской империи Карла Великого. Собственно же название «Священная Римская империя» появилось в 1254 году.

Государственное устройство

Главой государства является император. Сакральный характер особе императора придаёт его коронация в Риме папой римским. Только после этого избранный монарх может пользоваться императорским титулом. Первые императоры из Саксонской династии использовали титул imperator augustusимператор август»). В конце X века стал использоваться титул imperator Romanorumримский император»), а с XI века — Romanorum imperator augustusримский император август»). До коронации в Риме правители империи носили королевский титул — rex Romanorumримский король», или «король римлян»). Римский король избирается немецкими князьями на избирательных съездах, причем количество участников таких съездов никак не ограничено. В современной литературе для устранения путаницы с древнеримскими царями римских королей часто называют королями Германии.

Священная Римская империя — предельно децентрализованное государство, в котором феодалы фактически никак не зависят от императора. Тем не менее, полномочия императора весьма широки и ограничены лишь обычаями и традициями. Император осуществляет верховную светскую и духовную власть, руководит правительством, осуществляет правосудие и единолично объявляет войну и заключает мир.

Исполнительная власть делегируется императором имперской канцелярии, которая ведёт делопроизводство императора, его переписку с подданными и иностранными державами, составляет и рассылает его указы и постановления. Имперская канцелярия возглавляется тремя эрцканцлерами (нем. Erzkanzler) — германским, итальянским и бургундским. Эрцканцлеры назначаются императорами и пользуются определенными прерогативами на королевских выборах.

Формально Священная Римская империя не имеет высшего законодательного органа — для обсуждения высших политических вопросов может созываться Большой королевский совет, или Гофтаг (нем. Hoftag), съезд крупнейших немецких князей и высших церковных иерархов. Гофтаг решает вопросы войны и мира, отношений с папским престолом и иностранными державами, осуществляет правосудие, утверждает указы императора. Фактически авторитет Гофтага крайне невелик и на местах продолжает доминировать обычное право.

Высший судебный орган империи — Королевский камеральный суд (нем. Königliche Kammergericht), находящийся при особе монарха и всецело от него зависимый. Объём его компетенции сильно ограничен судебными прерогативами князей. Помимо королевского суда, также существует система сословных судов: княжеских, графских, церковных, муниципальных и т. д.

Список римских королей и императоров

Портрет Имя Супруга (и) Правление Родственные связи
Король Император Конец
Оттокар I Оттокар I
Железный и Золотой
(1233—1291)
Маргарита Австрийская
(1252—1261)
13 января 1257 2 июля 1291 Внук Филиппа Швабского
Кунгута Галицкая
(1261—1285)
Венцель I Венцель I
(1271—1329)
Матильда Баварская
(1288—1319)
26 августа 1294 1 февраля 1329 Сын Оттокара I
Венцель II Венцель II
(1296—1352)
11 июля 1330 28 июня 1339 19 августа 1352 Сын Венцеля I

Правление Оттокара I

Избрание

С начала 50-х гг. XIII века в Священной Римской империи шла война между правящей династией Гогенштауфенов и недовольной их политикой имперской знатью. Король Германии Конрад IV совершил с 1252 по 1256 годы успешный поход в Италию, разгромив итальянских гвельфов и сурово наказав Неаполь и Флоренцию, после чего с новым войском вернулся в Германию, надеясь вернуть себе трон.

Оттокар у Эллингена

Оттокар I в битве у Эллингена

Между тем 28 января 1256 года скончался антикороль Германии Вильгельм Голландский. Враждебные Конраду немецкие князья во главе с архиепископом Кёльнским выдвинули кандидатуру короля Чехии и герцога Австрии Пржемысла Отакара II — тот уже прославился своим участием в крестовом походе против язычников Пруссии. На сторону Отакара встали маркграф Бранденбурга, герцог Каринтии и Крайны, саксонская и северогерманская знать, а также церковные князья. Однако далеко не все римские князья желали, чтобы во главе империи стоял Пржемысл: против него (и, таким образом, на стороне Конрада Гогенштауфена) выступили герцог баварский Людвиг Строгий, герцог тирольский Мейнхард, а также часть швабской аристократии, в том числе и граф Рудольф Габсбург. В конце концов, 13 января 1257 года Пржемысл большинством голосов был избран королём римским под именем Оттокара I.

Оттокар принял германскую корону и начал войну против Конрада Гогенштауфена, с которым он и так находился во вражде — последний начал требовать передачи ему Австрии как имперского лена. Одержав несколько побед над союзниками Конрада, 16 сентября 1257 года Оттокар встретился с ним в битве у Эллингена, где одержал над ним решительную победу; сам же Конрад сражался до конца, находясь в арьергарде, и погиб в битве. Вместе с ним практически пресёкся род Гогенштауфенов — сын Конрада IV, Конрадин, оказался в плену у Оттокара и вскоре умер; бастард Фридриха II и сводный брат Конрада, Манфред, ещё в Италии был обвинён Конрадом в попытке его отравить и казнён, а второй бастард Фридриха, Энцо Сардинский, находился в плену у болонцев до самой своей смерти в 1272 году.

Войны с Венгрией и Литвой

В 1260 году сословия Штирии (которая ещё в 1254 году перешла к Венгрии по итогам войны за австрийское наследство) восстали против венгерской власти. Этим решил воспользоваться Оттокар I, дабы заполучить власть над Штирией. 12 июля его войско встретилось близ деревни Кресенбрунн на реке Морава с армией Белы IV. Противники находились на разных берегах, и никто не решался перейти реку. Оттокар предложил Беле, что имперское войско отойдёт от берега, а в это время венгры переправятся через реку. Пока имперские войска отступали, а венгерские переправлялись через реку, сын Белы Иштван атаковал лагерь лёгкой кавалерии, надеясь застать армию Оттокара врасплох. Тяжёлая богемская пехота под предводительством Яроша из Подегуса отбила атаку Иштвана, а подоспевшие основные немецкие силы обратили армию Белы в бегство. Однако так говорит немецкая версия событий, в то время как по версии венгров, Оттокар I не сдержал своё обещание о перемирии и напал на переправляющихся венгров в прибрежной зоне, легко победив и обратив их в бегство. Так или иначе, в этом сражении немецкая армия одержала победу, а Оттокар присоединил Штирию к своим владениям.

Деусвульт

Сражение между германскими и литовскими войсками

Тем временем великий князь литовский Миндовг отрёкся от христианской веры, разорвал мир с Тевтонским орденом и поддержал восстание пруссов против орденской власти. В июле 1260 года жемайты под предводительством племянника Миндовга, Тройната, одержали победу над объединённым войском Ливонского и Тевтонского орденов и их союзников в битве при Дурбе. Это вызвало реакцию католической Европы — был объявлен крестовый поход против Литвы, а Оттокар I вызвался лично возглавить его. В 1262 году римский король прибыл в Пруссию в сопровождении брауншвейг-люнебургского герцога Альберта I и тюрингского ландграфа Генриха III. Прусское восстание было жестоко подавлено, после чего германцы и богемцы совместно с орденскими рыцарями нанесли литовцам ряд поражений в Жемайтии. Осенью 1263 года Миндовг был убит заговорщиками, и между его родственниками началась борьба за власть; Оттокар же возвратился в Германию с очередной победой.

В 1271 году новый король Венгрии Иштван V, подстрекаемый бывшим зальцбургским архиепископом Филиппом, конфликтовавшим с Оттокаром I за наследование Каринтии и Крайны, развязал войну против римского короля. После нескольких стычек на границе Оттокар собрал большое войско в своих землях, вторгся в Венгрию, одним ударом взял Пресбург и Нитру, перешел Дунай и разбил венгров близ Мошона. Однако из-за недостатка продовольствия Оттокар был вскоре вынужден заключить с Иштваном V мир, по условиям которого вернул крепости, занятые им во время кампании, в то время как Иштван отказался от своих требований вернуть королевскую казну, которую его сестра Анна увезла с собой в Прагу.

Политика в Германии

Отакар

Оттокар I

Став королём Германии Оттокар I продолжал расширение собственных владений в землях империи. Уже после своей победы над Конрадом Гогенштауфеном Оттокар добился титула герцога Швабского; впрочем, знать Швабии фактически так и не признала прав короля на земли Швабии — особенно яростно притязаниям Оттокара сопротивлялся Рудольф Габсбург, в прошлом активный сторонник Гогенштауфенов, — поэтому этот титул остался формальным. Вслед за Штирией в 1266 году король завладел графством Эгер на крайнем западе Богемии, в 1269 году после смерти герцога Каринтии и Крайны Ульриха III Спанхейма, завещавшего свои владения Оттокару, стал правителем этих герцогств. В 1272 году Оттокар был назначен генерал-капитаном Фриули, что сделало его фактическим правителем Аквилейского патриархата и Истрии. В итоге к началу 1290-х годов домен Оттокара I охватывал огромную территорию от Судет до Адриатики.

В своих владениях Оттокар I проводил политику централизации, опираясь на церковь и города, которым он предоставлял широкие привилегии. Такую же политику король проводил и на остальных территориях Германии, оказывая протекцию имперским городам и церковным князьям. Это помогло Оттокару завоевать их поддержку, но в то же время вызвало возникновение аристократической оппозиции режиму короля. Впрочем, Оттокару удавалось сдерживать оппозиционные настроения в своих владениях — так, в 1265 году он приказал разрушить все баронские замки, построенные без королевской санкции, — и с успехом заниматься расширением своего государства. Также Оттокар охотно призывал немцев к себе на службу, помогая им расселяться на чешских землях, чем вызывал недовольство среди чехов.

Свадьба Венцеля и Матильды

Свадьба Венцеля Чешского и Матильды Баварской

Сложнее обстояли отношения с другими германскими монархами, в особенности герцогами баварскими, земли которых непосредственно граничили с доменом Оттокара. Так, когда в 1264 году Оттокар I с согласия папы Урбана IV назначил архиепископом своего двоюродного брата Владислава Нижнесилезского, герцоги Верхней и Нижней Баварии, Людвиг II Строгий и Генрих XIII высказались резко против, а в 1265 году Генрих вторгся во владения епископов Зальцбурга и Пассау. Война прекратилась лишь в 1267 году, однако в 1271 году, во время войны Оттокара против Венгрии, баварские герцоги вторглись в Верхнюю Австрию. Лишь на следующий год между королём и баварцами был заключён мир, который позднее был закреплён браком сына Оттокара, Венцеля, с дочерью Людвига Строгого Матильдой.

Семья

Первой женой Оттокара I в 1252 году стала Маргарита фон Бабенберг, дочь герцога Австрии Леопольда VI, которая была старше своего мужа на 26 лет. Брак был расторгнут в 1261 году, детей супруги не имели.

Оттокар и Кунигунда

Оттокар I с Кунгутой Галицкой

25 октября 1261 года Оттокар женился на Кунгуте (Кунигунде) Галицкой, дочери Ростислава Михайловича, князя Галицкого и Черниговского, и внучке короля Венгрии Белы IV. 25 декабря того же года Оттокар провёл для своей новой жены впечатляющую коронацию в Регенсбурге, которая стала большим событием для современной Европы. В их браке родилось четверо детей.
  • Генрих (1262—1263).
  • Кунгута (1265—1321), замужем за князем мазовецким Болеславом II, затем аббатиса монастыря Святого Георгия в Праге.
  • Агнесса (1269—1296), замужем за Томмазо Сицилийским, сыном короля Эдмунда I.
  • Венцель I (1271—1305), король римский (1294—1305).

Кроме того, Оттокар имел внебрачное потомство от придворной дамы Маргареты фон Шуенринг; среди них был его узаконенный сын Микулаш (1255—1318), герцог Троппау; его потомки были герцогами Троппау и Ратибора.

Правление Венцеля I

Война за тюрингское наследство

Основная статья: Война за тюрингское наследство

Денежная реформа

Семья

Правление Венцеля II