ФЭНДОМ

237372Над статьёй ведётся работа.
Северная война (МДС)
Время 1655-1659
Место Швеция Дания Литва Чехия
Итоги Копенгагенский мирный договор
Участники
Речь Посполитая

Дания-Норвегия Бранденбург

Швеция, Австрия

Гетманщина Русские сепаратисты

Командующие
Ян II Казимир

Фридрих Вильгельм I Фредерик III

Карл X

Антон Жданович

Силы сторон
Неизвестно Неизвестно
Потери
Неизвестно Неизвестно

Международная ситуация и причины войны

В 1654 видя угрозу для Дании, в связи с Воцарением на шведском престоле Карла X Король Фредерик III. В срочном порядке начал модернизацию датской армии на английские кредиты.  

В Швеции Карла X сильно беспокоила Польша, её стремительное расширение с начала века. А также личная неприязнь к польской ветви своей династии.

Компания 1655 года

Вторгшиеся в июле 1655 шведские войска с трудом овладели Лифляндией, но дальше им продвинуться им не удалось. Сложности шведов определялись прежде всего патриотической позицией польских магнатов и шляхты.

Осенью началось восстание русского дворянства, не желавшего быть в подчинении поляков, лозунгом было провозглашение независимой дворянской республики. Поддержка восставших шла контрабандными путями из Швеции, так как Карл X видел в них дружественную силу. 17 Октября дворянская армия захватила Тулу, ставшую основным центром борьбы, позже ей удалось захватить ещё несколько городов. 24 декабря восставшие осадили Москву. Вспыхнувшее восстание заставило Яна II перебросить часть своего войска на восток. 

Политика проводимая дворянством, в частности возрождённый феодальный гнёт, оттолкнула большую часть крестьян и казаков, и вынудила их встать на сторону короны. Тем самым дворяне лишились поддержки большей части населения.

Компания 1656 года

Так в начале года шведы были изгнаны с территории Речи посполитой, однако дальше перевеса не у одной из сторон не наблюдалась, до вступления в войну Австрии на стороне Швеции. Император Австрии верно рассудив, что Польша воюющая на два фронта с третьим вряд ли справится решил пока не поздно вернуть Чехию. 6 марта война была объявлена. Ситуация стала оборачиваться, против Польши. Войска расположенные в Чехии были не в силах противостоять Австрийцам. 2 апреля после осады австрийская армия захватили Прагу. К маю австрийцам удалось оккупировать всю Богемию. Ян осознавая, что дела у него ухудшаются начал искать себе союзников, так в июне благодаря подстреканиям польских дипломатов Бранденбург вступил в войну против Австрии.

В Русской провинции ситуация с восставшими оставалась напряжённой, на территориях подконтрольных дворянам, происходили крестьянские бунты, что не давало возможности восставшим пойти в наступление.

Компания 1657 года

Шведский король Карл X Густав со своей армией увяз в войнах с Польшей датский король Фредерик III увидел в этом хороший повод вернуть территории потерянные Данией в ходе предыдущей войны. Собравшийся государственный совет Дании выделил значительные средства на военные расходы. 23 апреля Фредерик получил согласие совета на атаку шведских территорий.

Получив в войне сильного союзника Ян направил на восток дополнительные силы к осени в русской провинции дела у сепаратистов серьёзно ухудшились. Так в тылу казаки наносили дворянам поражение за поражением, а с запада давили королевские войска. Так 4 ноября со взятием поляками Тулы удалось окончательно подавить мятеж, а всех его лидеров повесить.

Компания 1658 года

Благодаря улучшению ситуации на востоке, Ян смог сконцентрировать силы на Австрии. Однако ему к концу года удалось захватить Эстляндию и освободить северную часть Богемии. В июле Карл X стал понимать, что без активных действий ему войну не выиграть, и был разработал план по атаке Копенгагена. Однако в сентябре датчанам удалось упредить шведское наступление на Копенгаген, отразив его датская армия пошла в контратаку. 

Компания 1659 года

В начале года в поражении Швеции уже никто не сомневался кроме её короля, Карл X верил в свои войска и до последнего отвергал предложение о мире. Датско-Германская коалиция медленно, но верно продвигалась к Стокгольму, мешала ей отчаянное сопротивление шведских войск. 14 августа произошло подготовленное польским правительством восстание в Праге. Восставшие разоружили расположенный в городе гарнизон, и смогли отразить мелкие атаки австрийцев до подхода основных сил поляков. 19 сентября Карл X был вынужден заключить мир так-как к Стокгольму приближались войска Датско-Германской коалиции. 

Итоги и последствия войны

По итогам войны был заключён Копенгагенский мирный договор с участием стран победителей. Изначально планировалось образование зависимого государства Финляндия, однако разногласия союзников не позволили это сделать. Слаженность же военных действий между союзниками привели Швецию к разгрому, и лишили её развитых регионов. А наложенные контрибуции остановили развитие страны. Австрии удалось избежать потерь территории благодаря успешным боевым действиям в Чехии, а контрибуции были умеренные.