Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История
Семилетняя война (Победа при Босуорте-2)
Семилетка.jpg
Время 17 августа 1665 года - 1 февраля 1672 года
Место Европа, Африка, Новый Свет, Южная Азия
Итоги Победа Франции, упразднение Великого Княжества Литовского, большей части феодальных владений Германской Империи и автономии Польского Королевства, объединение Италией почти всех населенных итальянцами земель.
Причина Вымирание династии Габсбургов, недовольство феодалов политикой централизации Германии
Территориальные
изменения
Часть Фландрии и Эльзас переданы Франции, Мемель и часть Червонной Руси - Русскому Царству, Истрия и Тренто - Италии.
Участники
Герб Карла V.pngГерманская Империя:
Герб королевства Венгрия.pngКоролевство Венгрия
Хорватия.png Хорватия
Богемия.png Богемия
Саксония.png Саксония
Русское царство.png Русское Царство
• Калмыцкое ханство
Герб Англии (1583-1640).png Англия
Герб Румынии.png Румыния
Иоанниты.png Госпитальеры
Рейнская лига(до 1668):
Курпфальц.png Курпфальц
Гессен.png Гессен
Flag Gannover.pngБрауншвейг
и другие
Французский герб.png Франция
Armoiries Suède moderne.svg.png Швеция:
Норвежский герб.png Норвегия
Герб ВКЛ.png Литва(до 1670)
Герб Пруссии.png Пруссия
Герб королевства Польша.png Польша (до 1671)
Флаг Османской Империи.png Османская империя
Войско Запорожское.png Запорожская Сечь(до 1670)
Командующие
Герб Карла V.png Анна Австрийская
Герб Карла V.png Саксония.png Иоганн III †
Герб Карла V.png Саксония.png Иоганн-Казимир II
Герб Карла V.png Хорватия.png Миклош Зринья†
Русское царство.png Иван V †
Русское царство.png Василий VI †
Русское царство.png Андрей V Шуйский
Французский герб.png Анри Тюренн
Armoiries Suède moderne.svg.png Норвежский герб.png Эрик XV Густав†
Armoiries Suède moderne.svg.png Норвежский герб.png Густав III †
Герб Пруссии.png Альберт Фридрих II
Флаг Османской Империи.png Селим III Гирей
Войско Запорожское.png Петр Дорошенко

Семилетняя Война (17 августа 1665 года - 1 февраля 1672 года) - вооруженный конфликт на территории европейских государств и их колоний, связанный с смертью последнего императора Священной Римской Империи - Карла VI Габсбурга. Семилетняя война является первой из серии вооруженных конфликтов, охвативших Европу в конце XVII - середине XVIII веков. 

Предпосылки:

После победы в Тридцатилетней Войне Священная Римская Империя начала стремительно двигаться к окончательной централизации. Теперь Габсбурги без каких-либо церемоний забирали земли выморочных родов к себе в домен, невзирая на наличие родственников по какой-либо линии. Так, в 1642 году Габсбурги включили в домен княжество Ольденбург, не обратив внимание на датского короля – родственника последнего князя Ольденбурга. Кроме того, в стране все более усиливалось «третье сословие» - быстро богатеющая буржуазия, главным сосредоточием которой был Антверпен – крупнейший порт и торговый центр Нижних земель, откуда отплывали корабли в Америку и Индию. Феодалы, притесняемые как центральной властью, так и зарождающимся капитализмом, были явно недовольны своим положением.

Но имелись проблемы и у самих Габсбургов: древний род со славной шестисотлетней историей медленно вымирал: у Иоанна II не было детей от силезской жены, у его брата, Карла-Филиппа – одна лишь дочь Анна, последняя представительница рода Габсбургов. Уже в 1640 году ее дядя-император подобрал ей жениха – Иоганна Эрнста Саксонского, наследника Саксонского курфюршества. Это был очень умный и правильно подобранный кандидат – самое крупное владение после имперского домена становилось важным инструментом в деле объединения страны. В 1645 году у пары родился сын – Иоанн Эрнст, первый представитель династии Габсбург-Веттинов.

Это был еще один сильный удар по удельным князьям, ведь союз Габсбургов и Веттинов легко бы раздавил всякое сопротивление князей без поддержки извне. Впрочем, пока живы были последние мужские представители рода Габсбургов, князья опасались выступать. Победоносный Иоанн Габсбург умер в 1655 году и переход престола к его брату Карлу-Филиппу (после коронации – Карл VI) обошелся без всяких эксцессов – даже Польша, где Карл-Филипп был наместником и сумел за годы добиться всеобщего уважения, не стала устраивать рокош. Десять лет спустя Карл VI также ушел из жизни (24.05.), оставив во главе государства выше упомянутую Анну. Вполне ясно, что и де-факто управлять государством от Амстердама до Люблина будет именно она - ее муж, Иоганн Эрнст, больше любил музыку, культуру и пиры, чем управление государством. Однако Анна не имела никакого авторитета в глазах народа – императрица любила роскошь, окружала себя странными людьми и, по слухам, подумывала о переходе в католичество под влиянием своего фаворита – испанского дипломата Пиментеля.

Недовольны Анной были не только германские князья, но и поляки – правление женщины их не слишком устраивало, и этот момент они полагали хорошо подходящим для организации рокоша и восстановления независимости. Солидарны с польской шляхтой были и некоторые литовские магнаты, которых уже тяготила власть русского царя. Все они искали помощи в Стокгольме – престарелый Эрик XV Густав, в ходе Тридцатилетней войны присоединивший Норвегию, теперь искал возможность расширить свою державу и на юге. Обращали к Густаву свои надежды и ливонские немцы, завоеванные Русским царством, в особенности население Риги. К Эрику же обратился и его зять Альберт Фридрих II, герцог Пруссии, двоюродный племянник императрицы Анны, который надеялся сам стать королем Польши или хотя бы расширить свои владения, вернув Курляндию и Бранденбург.

Advertisement