ФЭНДОМ

Сербско-болгарская война
Сербско-Болгарская война
Время 14 ноября - 5 декабря 1885
Место Западная Болгария и Восточная Сербия
Итоги Победа Болгарии
Причина Претензии Сербии к Болгарии
Территориальные
изменения
Присоединение Пиротского округа к Болгарии
Участники
Флаг Сербии Королевство Сербия Болгарское княжество Болгарское княжество
Командующие
Флаг Сербии Милан I Обренович

Флаг СербииМилойко Лешанин

Флаг СербииПетр Топалович

Болгарское княжествоАлександр I Баттенбергский

Болгарское княжествоАтанас Узунов

Болгарское княжествоДанаил Николаев

Болгарское княжествоАврам Гуджев

Сербско-болгарская война - вооруженный конфликт между Сербским королевством и Болгарским княжеством, боевые действия велись с 14 ноября по 5 декабря 1885-ого года, а мирный договор в Бухаресте был подписан 11-ого июля 1886-ого года. Война стала продолжением Болгарского кризиса и фактически одним из итогов её стало признание объединения Болгарии. 

Болгарский кризис

По результатам Берлинского Конгресса, который пересмотрел итоги Сан-Стефанского мира так и не удалось добиться единства Болгарских земель, в результате чего часть территорий Болгарии оставалась в составе Османской империи (Восточная Румелия). Турецкое правительство не выполняло условий Берлинского трактата в отношении Восточной Румелии. Султан сузил права местной администрации, население было фактически лишено свободы слова, печати, петиций. В Южной и Северной Болгарии все слои населения стремились к объединению, первоначально в России к этим планам относились негативно, считая личной инициативой князя, но после событий 1882-ого года, Петербург стал подталкивать Болгарию к активным действиям.

В августе 1885-ого года в Восточной Румелии произошло восстание поддержанное Болгарией, 8-ого сентября 1885 года в Филиппополе (Пловдив) было провозглашено её объединение с Болгарией, Россия и Франция поддержали объединение, в то время как Германия и Австро-Венгрия объявили о поддержке Османской империи, Австро-Венгерская империя особенно волновалась по этому поводу,

Единая Болгария

«Объединённая Болгария», литография болгарского художника

так как усиление Болгарии угрожало австрийскому влиянию на Балканах. Вена всячески подстрекала Сербию к началу войны против Болгарии, не желая сама вступать в конфликт.

Боевые действия

Непосредственной причиной для боевых действий послужил незначительный пограничный спор из-за реки Тимок, болгарская сторона несколько раз пыталась урегулировать конфликт, но все они оканчивались неудачей, Сербия была настроена на войну. Хорошо экипированная сербская армия, тем не менее, находилась в тяжелом состоянии, во многом из-за странных действий сербского короля и катастрофической нехватки патронов, во главе армии стояли молодые неопытные офицеры, а солдатам было объявлено, что они идут воевать на помощь болгарам для войны с турками. В таких условиях сербы, не могли ничего противопоставить болгарской армии, подготовленной российскими военными советниками, несмотря на то что на случай войны Болгария держала большую часть войск в Восточной Румелии.

После нескольких дней сербского наступления, уже на третий день войны у небольшого города

Баттенберг у Сливниц

Князь Александр у Сливниц

Сливницы началось одно из важнейших сражений в войне, несмотря на более чем двухкратный перевес в живой силе, сербы потерпели от войск под личным командованием Александра Баттенберга уверенное поражение и были вынуждены уже 18-ого ноября отступить обратно за сербские границы. После этого Болгария начала наступление, которое не прекращало до самого конца войны. Поражением под Сливницами не позволило сербам бросить войска на Софию и привело к тому, что вся приготовленная для этого военная группировка оказалась необходима для обороны города Пирота. Тем не менее, уже через неделю, когда болгарские войска оказались около Пирота, стало ясно, что город сохранить не получится и большая часть войск была отведена в сторону Ниша.

Бои за Пирот проходили также при превосходстве сербских сил, из-за того что часть болгарских войск,

Сербско-болгарская

Отъезд болгарских войск от турецкой к сербской границе

сдерживали неудачные сербские атаки на севере, при попытках сербов прорваться к Видину. Во время боев за Пирот сербы удачно распорядились большим количеством артиллерии, что однако, не помогло Сербии, 28-ого ноября, несмотря на большие потери город перешел под болгарский контроль. Войскам княжествам был открыт путь на второй по размерам город Сербии - Ниш. 30-ого ноября после взятия Пирота, Австро-Венгрия потребовала от Болгарии прекратить боевые действия,  в свою очередь Россия, пригрозила Вене, что если она вмешается в войну, то это для неё будет иметь большие последствия. В это время болгарские войска начали наступление на Ниш, одно проходила с юга со стороны Пирота, а второе с востока, которым командовал Атнас Узнов, будущий глава Болгарского правительства, которому за удачную оборону Видина было присвоено звание майора.

2-ого декабря начались бои за Ниш, благодаря большому количеству артиллерийских орудий сербам

Въезд в Ниш

Въезд болгарских войск в Ниш

удалось отбить первые атаки с юга, однако, те оказались не готовы к наступлению сил под командованием Узнова, из-за плохой координации военных действий подход Узнова оказался практически незамеченным для сил сербской обороны. 4-ого декабря бойцам Узнова удалось закрепиться в городе после чего на прорыв пошли и остальные болгарские силы, командовать которыми прибыл лично Александр I. После суток тяжелых боев сербская Нишская армия, покинула город, оставив болгарам большое количество артиллерийских орудий. Падение Ниша привело к тому что Австро-Венгрия, а вместе с ней и Германия всерьез начали готовиться к вступлению в войну против Болгарии, однако Александр Баттенберг, прекрасно понимавший, что Болгария не сможет вести войну против двух Великих держав, а все возможные цели в войне выполнены, вечером 5-ого декабря наконец согласился на перемирие, которое сербская сторона запрашивала ещё с момента падения Пирота.

Бухарестский мирный договор

Уверенная победа Болгарии не была ни для одной из сторон конфликта и великих европейских держав объектом спора, после взятия Ниша и подписания перемирия в Бухаресте начались долгие мирные переговоры. Болгария быстро добилась официального признания объединения страны, следующей своей задачей в Софии видели защиту своих завоеваний в восточной Сербии. Стремясь продемонстрировать свое покровительству Сербии, за неё активно вступалась Австро-Венгрия, во многом благодаря активной Австро-Венгерской дипломатии за сербами удалось сохранить Ниш, в то время как Пирот и одноименный округ вошел в состав Болгарского княжества. 3-ого марта 1886-ого года в присутствии представителей России, Турции и Австро-Венгрии был подписан мирный договор.

По большей части ответственность за поражение в войне вполне справедливо легла на плечи короля

Милан I

Милан I

Милана I, который по совету австро-венгерских советников в начале осени 1886-ого года отрекся от престола в пользу своего малолетнего сына Александра после чего Милан удалился в Вену. Однако, изгнание Милана было не слишком продолжительным уже, в 1891-ом году с началом Османской войны Милан нарушил обещание и вернулся в Сербию и сместив сына вновь возглавил страну. В первые годы после поражения в войне Сербия начала активно ориентироваться на Вену, но аннексия Боснии в 1889-ого годом не позволила хорошим отношениям перерасти в полноценный союз.

В то же время в Болгарии победа была встречена общенациональным триумфом, Александр I значительно улучшил свою репутацию как внутри страны, так и за её пределами. Болгария на долгие десятилетия вперед стала ближайшим союзником России на Балканах, при активном участии Петербурга началось сближение Болгарии с Греческим королевством, окончившееся свадьбой Александра и греческой принцессы - Александры.