ФЭНДОМ

Сны мистера Финли - роман российского писателя Василия Дмитриевича Бычкова написанный и изданный в 1969-ом году в журнале "Новый Мир", во многом благодаря этому роману молодой Бычков приобрел всесоюзную известность и признание. Как и многие последующие работы Бычкова эта исследует мир сновидений и сознание людей.

История создания

Работа над романов, по словам Бычкова началась ещё в 1967-ом году и в начале действие в нем должны были происходить не в Англии, а в Советском Союзе, однако, понимание того что советская цензура скорее всего не пропустит произведение привели к тому, что в 1968-ом году роман был полностью переработан, а действие из СССР было перенесено в Великобританию 1960-ых годов. Первоначальный вариант романа Бычков уничтожил. Позднее Василий Дмитриевич, жалел, что был вынужден перенести действие из Советского Союза, но в одном из интервью сказал: "В отличие от многих других вещей, которые я писал, я бы не сказал, что это книга там про соц. лагерь, про капиталистический мир или ещё про что-то. Она просто про ощущение людей, которое может случиться с кем угодно и где угодно. То как мне легко было её переделывать на новый лад, переносить место действие, по-моему ярко об этом говорит". По словам самого Бычкова он вдохновлялся работами Джерома Сэлинджера, Альбера Камю, Фрэнсиса Скотта Фицджеральда и Владимира Набокова. По собственным словами идея о человеке, который во сне и реальности живет разными жизнями пришла к нему также во сне, из чего и зародилась идея романа.

Роман публиковался в четырех номерах журнала "Новый Мир" и пользовался большой популярностью, позднее повесть была перепечатана в 1972-ем году в двух номерах журнала. За роман редакция журнала "Новый мир" выдвинули "Сны мистера Финли" на соискание Ленинской премии за 1970-ый год, однако, она по неизвестным причинам Бычкову так и не была вручена. После того как Бычков в 1981-ом году окончательно попал в опалу к Советской власти "Сны" как и другие более ранние произведения Василий Дмитриевича были, негласно изъяты из публичных библиотек и уничтожались. Позднее роман был снова напечатан лишь с началом Перестройки в СССР, но роман Бычкова уже не пользовался такой популярностью и явно "потерялся" на фоне его новых произведений.

Персонажи

Основные персонажи

Джек Финли - главный герой романа, молодой мужчины 1943-ого года рождения, мелкий банковский служащий из Лондона, с детства испытывал проблемы с бессонницей, которую неожиданно для самого себя благодаря некоему экспериментальному лекарству преодолел за несколько месяцев до начала романа. Неуверенный в себе мужчина, который ненавидит свою работу и окружающих себя людей, тайно мечтающий о своей соседке. Единственной радостью в жизни Финли являются сны, в которых он видит себя богатым, успешным и уважаемым членом общества, женатым на своей соседке. По мере событий романа, Финли все сильнее теряет связь между реальностью и снами, неожиданно, но именно это помогает ему стать более успешным в реальной жизни, однако, эти успехи все равно не способны удовлетворить его так как сны. Дальнейшая судьба Финли в концовке романа остается неизвестной.

† Чарли Картрайт - 1943-ого года рождения, знакомый Финли ещё с детства и фактически единственный друг Джека, которого тот на самом деле презирает, фактически единственный полностью положительный персонаж романа. Знимает с Финли одну должность, но во снах Финли видит его своим подчиненным. Когда Финли получает повышение Чарли оказывается одним из попавших под сокращение сотрудников банка, потерявший работу и средства к существованию Картрайт, который вынужден содержать большую семью, кончает с собой.

Тобиас Морган - 1908-ого года рождения, Вице-президент банка в котором работает главный герой, его непосредственный начальник. Злобный и тираничный мужчина, склонный к скандалам и жестокости, выпивоха. При этом Морган, любящий рассказывать житейские истории, которые все сотрудники банка ненавидят. Во снах Финли неоднократно видит как он увольняет Моргана и вынуждает его стать чистильщиком обуви. Первоначально презирает Финли, однако, разглядев его "таланты" и после того как Джек спасает Моргану жизнь активно продвигает его вперед по карьерной лестнице.

Сара Гэмбл - 1947-ого года рождения, студентка одного из Лондонских университетов и соседка Джека Финли, является объектом его тайных мечтаний. Сама ведет довольно свободный образ жизни, встречаюсь сразу с двумя молодыми людьми, часто заигрывает с Финли, но дальше этого ничего не происходит, при этом во снах Финли видит себя женатым на Гэмбл.

Элизабет Форлон - 1949-ого года рождения, сестра Роджера Форлона, по словам Финли приятная и добрая девушка, тем не менее, помешенная на дорогих вещах, влюбляется в Финли и ближе к концу романа становится его женой, тем не менее, Джек не испытывает рядом с ней никакого счастья и со временем она начинает его лишь раздражать.

Роджер Форлон - 1941-ого года рождения, ещё один сотрудник банка, единственный человек на работе приятный Финли, с которым тот хочет выстроить дружеские отношения, однако, сам Форлон презирает Финли и общается с ним максимально холодно, во снах Финли видит Форлона своим партнером по игре в гольф. По мере продвижения Финли по службе Форлон, действительно начинает дружить с Финли и Роджер даже заискивает перед ним, знакомя и сводя Форлона со своей сестрой.

Доктор Гаррисон - 1926-ого года рождения, лечащий врач Финли, который помогает ему бороться с бессонницей, ветеран Второй Мировой Войны, Финли высокого мнения о докторе, который помог ему с помощью некоего лекарства побороть многолетнюю бессонницу, однако, ближе к концу повести выясняется, что Гаррисон давал Финли лишь плацебо. Ближе к концу романа, из-за слишком высокой стоимости аренды Гаррисон вынужден оставить практику в Лондоне и уехать из города.

Эпизодические персонажи

Маргарет Финли - 1911-ого года рождения, мать Джека, живет дома в Манчестере, появляется только в воспоминаниях главного героя о детстве, после гибели мужа на войне практически все время находилась в прострации и мало обращала внимания на сына. Во снах Джека Маргарет уже мертва и главный герой, несмотря на отсутствие каких-либо чувств к родной матери открыл на место её захоронения огромный памятник.

† Алистер Финли - 1909-ого года рождения, отец Джека, погибший на войне. Его голос (при этом не видя лица), Джек неоднократно слышит во сне, единственное, что у Джека осталось от отца это его старый пояс и дорогие часы, оба предметы важны для повествования и неоднократно привлекают внимание главного героя.

Мистер Пибоди - 1893-ого года рождения, пожилой продавец овощей недалеко от дома Джека, с необычно красивым выговором, во снах Джек видит Пибоди своим личным дворецким.

Мэри Картрайт - 1944-ого года рождения, подруга детства Джека и Чарли, а сейчас жена последнего. В детстве Джек был влюблен в Мэри, но она выбрала его лучшего друга, во снах Мэри приходит к Джеку предлагая себя в обмен на финансовую помощь со стороны богатого Джека, но главный герой её отвергает. В реальности после самоубийства мужа уезжает вместе с детьми в Манчестер.

Брайан Коннели - 1940-ого года рождения, один из ухажеров Сары Гэмбл, достаточно успешный делет из Сити, вероятно именно с ним Сара уехала в конце повести.

Ричард Вэнстон - 1932-ого года рождения, бармен и хозяин бара "Третий угол", получил свое заведение в наследство от отца, во снах очень уважает Джека, в реальности практически не узнает его.

Сюжет

Действие повести начинается в летний четверг, главный герой - Джек Финли сидит в своей банковской конторе и испытывает тяжелый приступ головной боли, его соглашается подменить старый друг Чарли Картрайт, работник той же конторы, несмотря на показную дружбу и близкие отношения Джек терпеть не может Чарли и его склад характера. Выходя с работы Джек натыкается на Роджера Форлона ещё одного сотрудника банка, который насмехается на Джеком и угрожает ему рассказать о его прогулах начальнику мистеру Моргану. Пока Джек добирается до дома его голова практически проходит, прямо перед домом Джек встречает свою соседку Сару Гэмбл, они флиртуют между собой, а мысленно Джек признается, что влюблен в эту девушку. Попрощавшись у двери, Джек немного поразмыслив все же решает напроситься к Саре в гости, однако, открывая дверь видит, как Сара уходит с каким-то мужчиной. После этого разочарования головная боль неожиданно возвращается к Джеку, он смотрит на отцовский ремень висящий на стене и думает о самоубийстве, кое-как справившись с этими мыслями Джек принимает таблетки, которые ему выдал доктор Гаррисон и вскоре засыпает.

Во сне Джек просыпается в красивом особняке, а рядом с ним лежит его жена - Гэмбл. Они завтракают с видом на красивое озеро, а затем Джек едет на работу, где все окружающие рады его видеть, во снах его подчиненный Форлон предлагает Джеку съездить на выходных сыграть в гольф, Джек соглашается и предлагает Форлону также пригласить Вице-президента банка, мистера Моргана. После рабочего дня Джек едет в сторону дома, по дороге заходя в свой любимый бар, местный бармен и хозяин заведения Вэнстон жалуется на проблемы в бизнесе, на что Джек предлагает с легкостью погасить долг Вэнстона, в обмен на это получая статус особого посетителя, Вэнстон тепло благодарит Джек, а сам Финли для себя отмечает, что делает это не из-за желания помочь Вэнстону, а из-за собственной гордыни. Неожиданно старые часы, стоящие за стойкой Вэнстона начинают издавать странный звук и Джек просыпается. Пятница оказывается единственным днем, когда в конторе появляется Вице-президент банка мистер Морган, главный герой несколько раз пытается проявить перед начальником инициативу, но не решается, ближе к концу дня Картрайт приглашает Джека сходить выпить, но тот отказывается, сам же после работы идет к бар к Вэнстону, где он является постоянным гостем, тот пытается поздороваться с Вэнстоном, но бармен будто его не замечает. Вернувшись домой Джек принимает таблетки и тут же ложится спать. Во сне Джек вместе с Гэмбл едут на могилу его матери и посмотреть на памятник, который Джек построил на свои деньги, памятник оказывается действительно потрясающим, Сара восхищается Джеком и его любовью к матери, когда она уходит в машину, а Джек остается перед могилой один он признается, что не испытывает к покойнице никаких эмоций, а памятник кажется ему глупым и напыщенным, гудок машины знаменует будильник от которого Джек и просыпается.

Проснувшись утром, Джек обнаруживает письмо от вполне живой матери, однако, не желая его читать выбрасывает его даже не вскрыв. В субботу у Джека назначен прием у доктора Гаррисона, к которому Джек ходит вот уже год. Джек рассказывают, что таблетки доктора действительно действуют, а его сны стали яркими, бессоница практически осталась позади. Гаррисон доволен результатом и предлагает Джеку отказаться от таблеток, но тот слишком опасается, что без таблеток сны прекратятся, а потому просит доктора продлить время их приема. Вернувшись домой Джек рассматривает свои детские фотографии и в этот момент неожиданно засыпает, во сне он разговаривает по телефону с живым отцом и приглашает его на следующих выходных приехать к ним с Сарой в Лондон, отец ссылается на плохое самочувствие, но обещает приехать через несколько недель. Затем к Джеку на работу приходит Мэри Картрайт, его детская любовь, а ныне жена Чарли, та жалуется, что на зарплату Чарли невозможно содержать детей, а вся семья в долгах, в обмен на себя Мэри просит Джека погасить их долги, Джек колеблется, но все же выгоняет Мэри, ощущая новый приступ самодовольства и таким образом осуществляя месть своей старой возлюбленной. Сон Джека прерывает телефонный звонок, Чарли предлагает Джеку все же сходить в бар Вэнстона и выпить там, Джек нехотя соглашается, придя в бар, главный герой подходит к пустой барной стойке и наливает себе пива не дожидаясь Вэнстона, вернувшийся бармен в ярости чуть было не выгоняет Джека, несмотря на те попытки сказать, что он особый клиент бара. Однако, вскоре Джек понимает, что он уже начинает путать свои сны и реальность, придя домой подвыпивший Джек задумывается над тем, чтобы отказаться от таблеток, однако, затем вновь вспоминает о своей жизни во снах и принимает ещё одну, отходя ко сну.

Спустя несколько недель Джек возвращается с работы и перед домом встречает Гэмбл, которая купила множество новой мебели, тот вызывается помочь ей, а затем разговаривает с ней на протяжении нескольких часов до глубокой ночи, на неловкие попытки поцеловать её Сара лишь смеется над Джеком, после чего он уходит домой. Приняв таблетку Джек видит новый сон, в котором ему звонит Морган и предупреждает, что игра в гольф сорвалась и переносится на следующий день, уезжая с работы Джек видит мужчину продающего щенков и приобретает одного из них для Сары, тут сон прерывается звонящим будильников, Джек вынужден срочно бежать на работу, на подъездах к месту работу в поезде Джек засыпает и видит новый сон в котором он наконец презентует Саре собачку, после чего начинает собираться на игру с Морганом в гольф-клуб. Проснувшись Джек видит перед собой точно такого же щенка, которого он видел во сне, после чего он начинает считать, что он продолжает находиться во сне. Придя на работу и встретившись с Морганом, Джек как ни в чем не бывало предлагают Моргану съездить сыграть в гольф, на что после не очень ясной паузы, рассмеявшийся старик все же соглашается и впервые замечает Джека. Лишь через некоторое время по поведению коллег Джек осознает, что он все же не спит. Заняв деньги у Чарли и отнеся отцовские часы в ломбард, Джек покупает себе костюм для гольфа и отменяет завтрашний сеанс с доктором Гаррисоном. Ночью он видит новый сон, но на этот раз не продолжающий его прекрасную жизнь, а воспоминание из детства, когда они с Чарли на заднем дворе хоронили умершую от старости кошку Чарли. Выкопав яму Чарли начинает пристально глядеть в неё, Джек пытается растормошить друга, но резко просыпается, понимая что опаздывает на гольф к Моргану.

Джек опаздывает к Вице-президенту Банка почти на сорок минут, но тут оказывается настроен довольно благодушно, подчеркивая (в положительном смысле) наглость главного героя, затем Джеку, играющему в гольф в первый раз очень везет. Финли играет с Морганом (большим любителем гольфа, но как оказывается дрянным игроком) практически на равных, Моргану явно нравится Финли и тот приглашает его с ним в ресторан. В ресторане Морган большую часть времени рассказывает различные небылицы из своей жизни, в которые Джек совершенно не верит, ближе к вечеру изрядно выпивший Морган признается Джеку, что во время войны просто-напросто "откупился" от армии, в то время как большинство его друзей погибло на войне, Морган говорит, что до сих пор не может себя простить за это, Вице-президент Банка спрашивает презирает ли Финли его, ведь за него на войне умер другой человек, возможно отец Джека. Некоторое время поразмыслив Финли признается, что скорее всего, имей он возможность поступил бы также, Морган оказывается удивлен таким ответом. Провожаю Джека до такси Морган признается, что видит в Финли самого себя в молодости, а потому объявляет ему, что с понедельника Финли выйдет на работу уже с повышением. Придя домой и упав в кровать Джек видит новый сон, в котором он вместе с Сарой едет в Манчестер и долгое время не может найти свой старый дом, до тех пор пока на улице его не окликает отец. Проснувшись поздно днем Финли считает, что все произошедшее не более чем его сон, а потому не верит в свое повышение.