ФЭНДОМ

Софья Васильевна Ковалевская
Софья Ковалевская
Род деятельности: Учёный, общественный деятель
Направление: Математика, механика
Рождение: 3 (15) января 1850 года, Москва
Смерть: 24 ноября 1926 года, Москва
Образование: Высшее Московское Техническое Училище
Гражданство: Российская Республика

Софья Васильевна Ковалевская (урождённая Корвин-Круковская; 3 (15) января 1850 года, Москва — 24 ноября 1926 года, Москва) — российский математик и механик. Первая в России и в Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина — профессор математики. Кроме того, она первая женщина-член Верховного Собора (1886 — 1916).

Биография

Детство и юность

Софья Васильевна Ковалевская родилась 3 (15) января 1850 года в Москве. Её родители — генерал-лейтенант артиллерии Василий Васильевич Корвин-Круковский и Елизавета Фёдоровна (девичья фамилия — Шуберт). Дед Ковалевской, генерал от инфантерии Фёдор Фёдорович Шуберт, был выдающимся математиком, а прадед Фёдор Иванович Шуберт ещё более известным астрономом.

Свои детские годы Ковалевская провела в поместье отца Полибино в Псковской области, Северной Губернии. Первые уроки, кроме гувернанток, давал Ковалевской с восьмилетнего возраста домашний наставник, сын мелкопоместного шляхтича Иосиф Игнатьевич Малевич, поместивший в книге «Русская старина» воспоминания о своей ученице.

Знакомство Софьи Ковалевской с математикой произошло в раннем детстве: стены её детской в усадьбе Полибино были оклеены (случайно, из-за нехватки обоев) лекциями профессора Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении.

В 1866 году Ковалевская впервые поехала за границу, а потом жила в Санкт-Петербурге, где брала уроки математического анализа у А.Н.Страннолюбского.

Молодость

Корвин

Софья Васильевна в молодости

Успехи в математики побудили Софию отправиться в Москву. Несмотря на протесты отца, в 1869 году Софья Васильевна поступила в Высшее Московское Техническое Училище. Профессора удивленные смелостью и таланту студентки сравнивали её с Михаилом Ломоносовым. Следует сказать, что на тот момент ВМТУ имело высокий авторитет профессорско-преподавательского состава, что ставило его в ряд ведущих политехнических школ Европы.

В те годы она знакомиться со своим будущим мужем палеонтологом и Дарвинистом Владимиром Онуфриевичем Ковалевским. Спустя два года София Васильевна вышла за него замуж.

Научная деятельность

Профессиональная деятельность

В 1874 году Высшее Московское техническое училище, по защите диссертации «К теории дифференциальных уравнений», присвоил Ковалевской степень доктора философии. В 1878 она делает сообщение на VI съезде естествоиспытателей в Санкт-Петербурге. В 1880 Ковалевская избрана в члены Российского математического общества (приват-доцент).

В 1882 году она становится профессором кафедры математики в Высшем Московском Техническом Училище (современный Московский Технический Университет). Однако избрание её членом Верховного Собора России заставляет её бросить ВМТУ и переехать в Петербург, где она становится профессором Санкт-Петербургского Технического (Технологического) Института.

В 1887 году она получила премию Российской академии наук за исследование о вращении тяжёлого несимметричного волчка. В том же году Ковалевская избирается членом-корреспондентом на физико-математическом отделении Российской академии наук. А в 1888 — лауреат премии Парижской академии наук за открытие третьего классического случая разрешимости задачи о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки.

Научные работы

Наиболее важные исследования относятся к теории вращения твёрдого тела. Ковалевская открыла третий классический случай разрешимости задачи о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки. Этим продвинула вперёд решение задачи, начатое Леонардом Эйлером и Жозефом Луи Лагранжем.

Доказала существование аналитического (голоморфного) решения задачи Коши для систем дифференциальных уравнений с частными производными, исследовала задачу Лапласа о равновесии кольца Сатурна, получила второе приближение.

Решила задачу о приведении некоторого класса абелевых интегралов третьего ранга к эллиптическим интегралам. Работала также в области теории потенциала, математической физики, небесной механики.

Политическая деятельность

В 1886 году по инициативе коллектива Российской Академии наук и некоторых бояр Верховного Собора Российской Республики Софии Ковалевской выдвигается предложение о вступлении в должность члена Верховного Собора. Она принимает это предложение и переезжает с мужем в Санкт-Петербург.