ФЭНДОМ

Социалистическая Народная Республика Турция
Йенитуркие [[Image:{{{Герб}}}|100px|{{{Герб}}}]]
[[Image:{{{Карта}}}|200px|{{{Карта}}}]]
Год основания: 1951
Официальный язык: Турецкий
Гимн: Интернационал, позже — "Революционный марш"
Столица: Антакья, Стамбул, Анкара,
Форма правления: Социалистическая республика
Глава государства: Председатель генерального совета Турецкой Трудовой Партии
Глава правительства: Глава народного собрания
Правящая партия: Турецкая Трудовая Партия
Государственная религия: Атеизм
Территория: {{{Территория}}} км²
Население 31 642 732 (1964 г.) чел.
Валюта: Турецкая лира
Социалистическая Народная Республика Турция — название турецкого государства в период с 1951 по 1983 годы. Государство образовалось в результате вооруженного переворота и недолгой гражданской войны.

История

Предыстория

После поражения Османской империи в войне это государство прекратило существование, а его территория была оккупирована союзными войсками Англии, Франции и России. Большая часть земель, населённых собственно турками, была захвачена русской армией, и лишь небольшая часть на юге попала под управление западных союзников. В планы русских входило постепенное вытеснение турков с этих территорий, так как по мнению властей они считались "вражеским" народом. Область проливов вместе с Константинополем вошла в состав России, в зону оккупации же началось переселение соседних народов — греков, болгар и других. Был даже создан специальный проект — "Новая Болгария", по которому многие тысячи болгар переселялись на черноморское побережье Малой Азии. Проект был выполнен лишь частично. По отношению к туркам в это время (особенно в западной части страны) проводилась дискриминационная политика, что привело к сопротивлению народа оккупационным властям. Партизаны уходили в горы и леса и проводили атаки на захватчиков. Довольно быстро повстанцы заручились поддержкой бывших союзников России, в особенности Францией. В ноябре 1938 года в Антакье (свободной от русских войск) было учреждено временное правительство Турции, поставившее своей целью освобождение страны. Вооруженные формирования этого правительства и турецкие партизаны сумели полностью осуществить эту задачу и освободили Константинополь ещё до переворота в России.

Образование республики

После того, как страна была освобождена от захватчиков, встал вопрос о полноценном возрождении турецкого государства. Был проведён всенародный плебисцит, на котором предлагалось 2 варианта — вернуться к османской монархии или перейти к республике. 86 процентов населения проголосовало за провозглашение Турецкой республики, что и было сделано.

В 1948 году президентом республики стал маршал Февзи-Чакмак, командующий осаободительными войсками во время вОднако во время его правления экономическое положение разоренной войной страны только ухудшалось, сотрудничество с большинством европейских государств отвергалось, лишь с Великобританией поддерживались отношения. Критика государственной политики была запрещена. В связи с этим стало расти недовольство среди прогрессивно настроенный части турецкого общества.

Реформы

Сразу же после установления в стране мира революционное правительство начало проводить реформы. Были приняты меры по облегчению жизни простого народа, исламская религия была отделена от государства, принято решение повысить грамотность населения и принять новый, латинизированный алфавит. Начали предприниматься меры по превращение страны из аграрной в индустриальную. С 1953 года республика состояла в ССН. В первые годы власти ТТП отличались либерализмом по сравнению с правлением Февзи-Чакмака и его приближенных. Хотя оно выступало за уменьшение влияния ислама, никаких радикальных шагов по этому вопросу в пятидесятые годы не предпринималось.

"Революция сознания" и репрессии в Турции

Свержение диктатуры

Государственное устройство

Социалистическая республика. Официальной идеологией был марксизм, председатель генерального президиума Турецкой Рабочей партии являлся главой государства.

Население

Абсолютное большинство населения составляли турки (ранее назывались османы). Также в стране проживали греки, курды, армяне, болгары. В первые годы стояла проблема переселившихся в 1930-е годы на территорию Турции греков и болгар. Большую часть верующих составляли мусульмане-сунниты. В конституции страны было отмечено, что "С. Н. Республика Турция является светским государством и гарантирует свободу вероисповедания всех её граждан, однако приветствует научно-атеистическое мировоззрение".

Права человека

Как указывали многие политики и международные организации, в Турции под предлогом борьбы с контрреволюцией часто ущемлялись права человека.

Культура

Кунерсдорфское завершение
Войны и сражения

Культура "На малоросских полях""Наш Народ"