Социалистическая партия России
[[Image:|285px|Фотография]]
Год образования: 1898 – РСДРП; 1918 – РКП(б);

1956–1966 – Бюро ЦК КПСС по РСФСР; 1988-1990 – Российское бюро ЦК КПСС; 1990 – КП РСФСР (РКП); 1991 – СПР.

Лидер партии: Н.И. Осадчий, Первый секретарь ЦК СПР
Штаб-квартира: Москва
Количество мест в парламенте: 410 из 700 мест в Верховном Совете (2018)
Девиз: "Демократия, труд, социализм"
Партийная печать: "Советская Россия" (с 1989 года)

Социалистическая партия России (СПР) — российская левоцентристская партия, официальной идеологией признаёт "новую социальную демократию" (иногда "кооператизм"). СПР (до 1991 — РКП, КП РСФСР) стала второй (после эстонской) из коммунистических партий в Советском Союзе, открыто занявших антисоюзную позицию, а также первая из республиканских компартий, официально отказавшаяся от марксизма-ленинизма.

Костяком СПР в период реформ в 1990-ые годы и в последующие годы считается фракция националистов, представлявших Россию в качестве высшей ценности и отрицавших грубое посягательство на независимость других государств.

История СПР

На начало Перестройки каждая из союзных республик была представлена собственной коммунистической партией, самыми старыми из которых были белорусская и украинская компартии. Единственным исключением оставалась крупнейшая республика — РСФСР.

Если уходить в историю и исходить из общей позиции консерваторов, то интересы России были представлены непосредственно КПСС, которая произошла от ВКП(б), а эта в свою очередь — от РКП(б), Российской коммунистической партии (большевиков). То есть у России своя компартия изначально была; эта партия победила в Гражданской войне и объединила страну. Но её ведущее положение было сохранено лишь до 1925 года. С момента образования Всесоюзной компартии, партийная работа внутри Российской Федерации оказалась возложена непосредственно на органы КПСС — Съезд и Центральный комитет.

В первые десятилетия такая ситуация не вызывала проблем, но с развитием экономики и укреплением производственных цепей внутри России был поднят вопрос о целесообразности восстановления в РСФСР собственной компартии. В 1956–1966 годах союзное руководство даже пошло на встречу пожеланиям россиян, введя Бюро ЦК КПСС по РСФСР, объединявшую в себе все парткомы и парторганизации внутри России. Брежнев, борясь против усиления "российской группировки", наиболее активно поддерживавшей косыгинскую реформу, ликвидировал Бюро.

С 1987 года, когда Перестройка вошла во второй этап — начало кризиса, — этот вопрос лишь обострился. Начатая политика "гласности" позволила партийным секретарям умеренно-реформаторского толка впервые заявить о своих политических претензиях к руководству СССР. Возмущение усиливалось сохраняющимся дискриминированным положением России перед центром. Эту ситуацию активно поджигал и Вячеслав Кулагин, лидер "русской партии" — почвенников-левоцентристов в РСФСР. Пользуясь своим положением второго человека в партии, он добивался легализации русских националистов в КПСС и потворствовал созданию движения за суверенитет Российской Республики. Центральная власть, которая фактически спускала на тормозах борьбу против сепаратизма на окраинах, также упускала из виду зреющий заговор и у себя под носом. Расчёт был на то, что такие устремления не смогут никогда реализоваться.

Но раздражение русских почвенников не могло просто так сойти на нет, как бы ни надеялся Горбачёв. В июне 1988 года, во время XIX всесоюзной конференции КПСС, секретарь по идеологии ЦК КПСС В.Д. Кулагин, дал возможность высказаться группе первых секретарей и председателей исполкомов различных регионов России. Они прочитали групповое письмо с призывами о справедливости, осторожно обвиняя центр в нежелании идти навстречу российскому народу, а в конце призвали создать коммунистическую партию для России. Испугавшись обвинений в авторитаризме, но понимая опасность главного требования возмущённых, генсек сдался после длительных уговоров Кулагина и дал согласие на формирование Российского бюро ЦК КПСС; секретарём был назначен он сам, хотя фактически руководство бюро осуществлял Кулагин.

Но российским коммунистам этой подачки было крайне мало. РБ ЦК КПСС стало платформой для дальнейших требований к центральному руководству с целью добиться восстановления Российской Компартии на всём пространстве РСФСР. Вокруг этой цели были объединены все коммунисты из умеренного, реформаторского и либерального крыльев партии, на их стороне активно выступали "прорабы Перестройки" Кулагин и Яковлев, причём если первый всецело добивался легализации официальной оппозиции внутри КПСС, имея влияние на Горбачёва, то другой, с одной стороны, опасался появления нового центра помимо того, в котором он сам состоял, а с другой стороны, в угоду собственному либерализму, полагал, что это будет соответствовать демократизации общества и изменению роли КПСС в стране.

Кулагин, одобрив формирование Российского бюро, рекомендовал в дальнейшем повысить его до уровня союзно-республиканской партии. И весь год, что существовало Российское бюро, Кулагин неоднократно поддерживал его сотрудников, разъезжал по регионам России, оказывая им своё покровительство. В октябре 1988 года Вячеслав Дмитриевич был назначен на пост Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР, первым лицом России, что существенно повысило его власть в республике, несмотря на потерю поста секретаря по идеологии ЦК КПСС. К тому времени он позволил зародиться условиям для создания Народного фронта России и был нацелен на полный разрыв с центром в ближайшее время.

После долгих споров и размышлений, М.С. Горбачёв согласился с требованиями российских почвенников: 26 сентября 1989 года Центральный комитет КПСС издал постановление "Об образовании Коммунистической партии РСФСР", в состав которой автоматически вошли все партийные комитеты Российской СФСР, членство в неё обрели все коммунисты РСФСР, включая и большинство членов Политбюро и ЦК КПСС. Учредительный съезд был назначен на май следующего года. Причиной этого решения был внезапный страх Горбачёва потерять контроль над ситуацией перед II Съездов народных депутатов СССР, и он рассчитывал, что Кулагин всё ещё является его сторонником и всецело выступает за сохранение существующего строя. Это была ошибка: на самом деле российские коммунисты и фактически присоединившиеся к ним националисты видели своим лидером не Горбачёва, а Кулагина, которому они были обязаны появлением российской оппозиции.

19–21 мая 1990 года состоялся I (учредительный) Съезд КП РСФСР, широко освещавшийся в СМИ. На нём торжественно был избран состав первого ЦК и другие органы. Первым секретарём ЦК был избран действующий глава парламента Вячеслав Кулагин, а среди членов ЦК большинство принадлежало к лояльным регионалам и реформаторам. В качестве альтернативы из ЦК КПСС выдвигали Ивана Кузьмича Полозкова, который однако придерживался ортодоксальных марксистских взглядов и был крайне неугоден Съезду; тем не менее, в члены ЦК его всё же пришлось принять.

20 мая, с трибуны съезда, редактор газеты "Советская Россия" Валентин Васильевич Чикин зачёл проект "программы Российской коммунистической партии", в котором прямо был указан весь список претензий:

а) экономический волюнтаризм организаторов Перестройки;

б) ущемлённое положение российского народа как крупнейшей и государствообразующей нации;

в) изъятие средств из бюджета РСФСР на дотации другим республикам, которое тормозит развитие России и пагубно сказывается на уровне жизни граждан;

г) пораженческая внешняя политика.

Хотя запись данного выступления не проводилась, поскольку Кулагин пытался оттянуть возможное вмешательство центра в дела республики, до Горбачёва дошли сообщения обо всём обговоренном на съезде, что было весьма негативно воспринято. Валентина Чикина под громкие аплодисменты избрали секретарём по идеологии, а вверенная ему газета скоро стала рупором антисоюзных лево-патриотических сил в Российской Федерации, выступающих за большую самостоятельность страны и ликвидацию "сторожевой башни КПСС", как выразился сам Чикин. Заместителем Первого секретаря избрали пока малоизвестного Геннадия Зюганова, предложившего идею построения рыночного социализма по китайскому опыту.

22 мая Кулагин был избран Председателем Верховного Совета РСФСР, будучи поддержанным коммунистическим большинством и националистами. Другими вариантами были Александр Власов и Иван Полозков, оба из консерваторов. Получив полный контроль над Российской Республикой, Кулагин сумел развернуть на полную подготовку к кардинальным реформам, которые а) должны были повернуть компартию в сторону социал-демократии, и б) реорганизовать народнохозяйственный комплекс СССР от плана к рынку.

Созданная несколько позже группа С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского разрабатывала проект "500 дней", одновременно в России Особая комиссия по экономической реформе во главе с Л.И. Абалкиным создавала собственный проект, рассчитанный на период с 1991 по 1996 годы. Между двумя группами шли активные переговоры и совещания по всем вопросам, выходить на общесоюзный уровень было решено единым блоком. Глава государства одобрил проект "500 дней" и заявил о готовности вынести его на Съезд народных депутатов уже в декабре того года.

Ситуацию резко изменила трагическая гибель М.С. Горбачёва на парада в честь годовщины революции. Пришедший ему на смену А.И. Лукьянов не был столь проперестроечно ориентирован и поддержал Н.И. Рыжкова с его программой медленного реформирования, которая по факту означала построение не рыночной, а государственно-капиталистической экономики, ещё в большей степени, чем план Абалкина. Это вызывало недовольство Кулагина, который добился от Съезда народных депутатов России отказа от проведения всесоюзного референдума о сохранении СССР, однако одобрил вариант создания нового Союзного Договора. Комиссия по новому договору была создана в начале 1991 года.

Однако КП РСФСР и Народный фронт России продолжали единым блоком выступать с целью сорвать попытки центра провести государственную реформу. Пропагандируя идею национального возрождения и рыночных преобразований, перехода к социал-демократии как выбору современного Запада, российские коммунисты провели решение о перевыборах в Съезд. На внеочередных выборах в Съезд народных депутатов России 2-ого созыва 25 апреля 1991 года националисты и социал-рефораторы одержали победу, что позволило избрать Вячеслава Кулагина на пост Президента РСФСР 6 июня того же года. Став президентом страны, Кулагин поклялся защищать целостность и суверенитет Российской Федерации, способствовать рыночным реформам, прекращению негативных итогов Перестройки, превращению СССР в союз равноправных государств, ликвидации всевластия КПСС. В его речи были следующие:

"Если КПСС и Лукьянов продолжат проявлять недальновидность в деле реформ, будут пытаться запугать Россию или принимать меры по её ослаблению, я не исключаю разрыва между Российской Компартией и КПСС, между Россией и Союзом. Это никому не нужно, тем более России, но мы должны знать, с кем имеем дело. Россия является государством-основателем СССР и имеет право на справедливую долю всех его богатств".

12–18 июня 1991 года на II (внеочередном) съезде Российской коммунистической партии социал-демократическое крыло вышло в открытую конфронтацию с консервативным крылом, обвинив их в торможении реформ и подрыве национального пути России. Так как у консерваторов не было видных защитников, кроме Ивана Полозкова, оно было обречено на поражение. Партия была переименована в Социалистическую партию России, идеология марксизма-ленинизма была признана утопической и несбыточной, в качестве идейной основы была взята германская социал-демократия с социальной рыночной экономикой и государством, ответственным за поддержание социального равенства.

Перед голосованием по таким жизненно важным поправкам, шли многонедельные переговоры с представителями консервативного и умеренного крыльев партии. Со стороны Кулагина были даны гарантии свободы и безопасности, сохранения мест в ЦК и на местах, а также всех привилегий. Поэтому консерваторы в массе своей также проголосовали по всем выставленным на съезд вопросам. Был учреждён новый высший орган партии — Президиум СПР.

Таким образом, обновлённая Социалистическая партия России стала не только правящей партией в России (вместе с Народным фронтом, который был теперь официальной парламентской фракцией), но и независимой политической силой. Она способствовала распаду СССР в декабре-январе 1991-1992 годов и преобразование его в Союз Независимых Государств, её реформаторское крыло легло в основу нового поколения руководителей, обеспечивших стабильность и развитие российскому государству после 1992 года.

Идеология

Официальной идеологией РКП(б), ВКП(б), КПСС в период их существования был марксизм, позже марксизм-ленинизм, что является синонимом термина "коммунизм". Название идеологии возводит к идеям Карла Маркса и Владимира Ленина о мировой социалистической революции, обобществлении труда и собственности, постепенной реорганизации социалистического общества в коммунистическое, где "от каждого по способностям и каждому по потребностям". Утопичность такой концепции лишь одна из причин, почему социализм советского типа стал буксовать после смерти И.В. Сталина и потерпел историческое поражение в 1991 году.

КП РСФСР, воссозданная в 1990 году перед XXVIII съездом КПСС, также приняла марксизм-ленинизм в качестве своей основы. Но уже в декабре того же года под влиянием своего лидера В.Д. Кулагина в идейную концепцию партии были внесены правки: помимо марксизма-ленинизма признавался социализм с национальной спецификой, допускавший рыночные отношения и отрицавший однопартийную диктатуру как легальный способ осуществления власти. В течение 1991 года произошло окончательное отмежевание российских коммунистов от союзных, вплоть до того, что партия на II съезде отказалась от цели построения коммунизма вообще и провозгласила следующие идеологические позиции:

1) социал-демократия;

2) социализм с национальной спецификой.

В 1993-1994 годах к уже принятым формулировкам добавилась третья — "новая социальная демократия", по сути дела та же социал-демократия, но с упором на исторические, национальные и культурные особенности России, совмещение рыночной экономики, гражданского общества и сильной централизованной власти как средства решения насущных проблем страны в переходный период (завершение национальной перестройки допускается не раньше 2005 года).

Вместе с вышеуказанными идеями зачастую в официальных заявлениях руководства партии мелькают такие слова как "кооператизм" (или "кооперативизм") и "социальный корпоративизм". Первое восходит к кооперативному движению в рамках идеологии отрицания социализма и капитализма ("третий путь") и выстраивания социального государства на основе свободного труда кооперативов как основной организационной ячейки общества. Второе используется значительно реже из-за негативного восприятия в демократической среде, поскольку считается идеологией управления массами посредством жёсткой корпоративной культуры и трудовой иерархии. Противники этой позиции утверждают, что "социальный корпоративизм" основывается на совмещении иерархической структуры труда с надёжными социальными гарантиями, исходящими из связки государства и крупных корпораций. "Социальный корпоративизм" считается мягкой формой авторитарного социализма, допускающей парламентаризм, многопартийность, свободу слова и самовыражения при неуклонном доминировании одной политической силы, которую поддерживают смешанные (государственно-частные) корпорации.

Фракции

В рядах Социалистической партии России в разное время существовали разные влиятельные группировки, в каждый из основных периодов в новой истории России в ЦК партии были представлены фракции в разном составе и количестве. С 2010 года СПР объединяет шесть основных групп (1-ая и 2-ая фракции обладают одинаковой политической силой, остальные четыре поставлены в порядке уменьшения влияния на принятие решений):

Фракции Всероссийской народной партии и их мнения по ряду важных вопросов
Название фракции Восприятие СНГ Отношение к нацменьшинствам Отношение к Западу Отношение к КНР Распространение идеологии в мире Внутренняя политика Экономика Политический режим Отношение к СССР Связи с Народным фронтом Связи с несоциалистами Военная служба Смертная казнь Однополые браки
националисты военно-политический альянс ограниченная автономия прагматизм прагматизм отказ от распространения умеренная либерализация социальный корпоративизм "новая социальная демократия" негативное дружба терпимость ограниченный призыв за против
центристы конфедерация реальная автономия сотрудничество прагматизм мягкая пропаганда умеренная либерализация социальный корпоративизм "новая социальная демократия" взвешенное сотрудничество сотрудничество контрактная армия частично за смешанное отношение
умеренные левые мягкая федерация ограниченная автономия ограниченная торговля широкое сотрудничество активная пропаганда ограниченные свободы государственный капитализм советская демократия положительное сотрудничество терпимость ограниченный призыв против против
западники военно-политический альянс суверенитет сближение ограниченная торговля отказ от распространения либерализм свободная рыночная западная демократия резко негативное неприятие прагматизм контрактная армия против за
леворадикалы единое государство ликвидация автономий вражда широкое сотрудничество поддержка левых во всём мире ужесточение государственный капитализм авторитаризм положительное умеренное сотрудничество неприятие полноценный призыв за против
неоконсерваторы военно-политический альянс ограниченная автономия прагматизм прагматизм отказ от распространения либерализация свободная рыночная национал-демократия взвешенное сотрудничество терпимость ограниченный призыв за смешанное отношение

Сотрудничество

Переход к социал-демократии и победа фракции националистов позволили добиться окончательного слияния СПР и Народного фронта России в коалицию. В 1994 году обе партии учредили официальный союз партий — Единый демократический блок России (ЕДБР). СПР и НФР стали двумя официальными партиями в составе единого союза, куда позже присоединился и ряд более мелких социал-реформаторских, левонационалистических и национал-патриотических движений и организаций. Все члены ЕДБР сохраняют своё право вести самостоятельную агитацию и иметь собственные органы управления. Центральные органы ЕДБР по большей части утверждают решения СПР и НФР, заранее принятые в кулуарных переговорах.

СПР и СМИ

Регулярное издание СПР — газета "Советская Россия", издающаяся ежедневно с 1 июля 1956 года. В этой газете поднимаются все острые проблемы общества и обсуждения по заданным темам, публикуются отчёты от региональных парткомов о партийной работе и общественных объединений, сотрудничающих с Всероссийской народной партией, публикуются сведения о внешнеполитической деятельности разных государств.

Особое место занимает раздел "Голоса трудящихся". Там печатаются письма граждан России, посвящённые актуальным нарушениям в разных сферах; "Советская Россия" даёт возможность людям заявить на всю страну о нарушении прав со стороны исполнительной власти на местах, о милицейском произволе, других нарушениях законов. За это газету не раз пытались прикрыть разные группы недовольных, внутри Соцпартии газете противодействовали умеренные левые (с подачи региональных властей) и западники (упирая в презумпцию невиновности и вероятность клеветы), но контролируемый националистами Центральный комитет партии и редакция всегда настаивали на том, что вся политическая деятельность должна подвергаться гласности, а потому нет ничего преступного в том, чтобы напрямую говорить о провинившихся и зарвавшихся чиновниках, злоупотребляющих полномочиями. Именно раздел "Голоса трудящихся" является причиной возбуждения десятков тысяч расследований и уголовных дел в отношении государственных служащих от местного уровня до федерального.

Партия регулярно заказывает рекламу по телевидению (преимущественно на "Первом канале" и на канале "Россия-1"), она имеет официальный радиоканал, сайт в Интернете; Центральный комитет СПР ведёт свои страницы в социальных сетях.

Органы партии

Высшим органом СПР, осуществляющим свою власть один раз в несколько лет, является съезд Всероссийской народной партии. Избранные от партийных комитетов субъектов РФ, городов, районов и сельских поселений делегаты формируют съезд и принимают ответственные решения на последующие годы.

Дата Число делегатов Число членов ЦК
I 19-21 июня 1990 1208 205
II (чр.) 12–18 июня 1991 1044 194
III 20–25 июня 1995 1116 212
IV 3–6 августа 2000 1275 238
V 19–25 мая 2004 1345 246
VI (чр.) 27 июля – 2 августа 2006 1403 240
VII 7–14 июля 2011 1839 285
VIII 20–25 августа 2015 2090 306
IX июль-август 2020 ~1900 (?) ~300 (?)

Примечание. (чр.) — чрезвычайный, внеочередной.

Съездом образуются нижестоящие органы, работающие на постоянной основе — Центральный комитет СПР, проводящий 3-4 пленума в год, и Президиум ЦК СПР В состав Президиума ЦК СПР входят 7 избранных членов и 14 должностных членов. Все они осуществляют руководство партией между пленумами и принимают решения, которые позже должны быть утверждены или отклонены Центральным комитетом. В условиях кризиса Президиум вправе принять решения о проведении внеочередного пленума ЦК или объявить новый съезд партии.

Центральным комитетом в течение съезда и на пленумах формируются органы ЦК, ответственные за функционирование внутрипартийной жизни. Каждый отдел возглавляется секретарём ЦК СПР — шестью людьми, ответственными за свои отделы и по должности входящими в состав Президиума:

1) секретарь по общим делам — Канцелярия ЦК СПР;

2) секретарь по идеологии — Идеологический отдел ЦК СПР;

3) секретарь по межпартийным связям — Международный отдел ЦК СПР;

4) секретарь по финансам — Финансовый отдел ЦК СПР;

5) секретарь по экономическому развитию — Экономический отдел ЦК СПР;

6) секретарь по внутренним делам — Особый отдел ЦК СПР.

Специальным органом партии является Военный совет ЦК СПР, куда входят партийцы от вооружённых сил и полиции. Они определяют политику СПР в отношении армии, флота и сил правопорядка России.

Наряду с ЦК СПР, с IV съезда СПР формируется Центральная дисциплинарная комиссия СПР, которая занимается делами коррупции, взяточничества и покровительства (кумовства). Этот орган подчиняется непосредственно съезду и Президиуму ЦК и не отвечает перед Центральным комитетом, проводя самостоятельные расследования.

Глава СПР

Съездом Социалистической партии России избираются секретари Центрального комитета и члены Президиума Центрального комитета, высшие лица партийного руководства, считающиеся коллективным главой партии.

На I съезде был избран Первый секретарь ЦК РКП, которым стал В.Д. Кулагин, будущий лидер Российской Федерации.

II съезд реформировал структуру управления партией и ликвидировал пост формального лидера, и в период II-VI съездах в СПР осуществлялось коллективное руководство, первым среди равных считался секретарь Канцелярии ЦК СПР.

VII съезд Социалистической партии восстановил должность единого главы СПР, которая вновь именуется "Первый секретарь Центрального комитета Социалистической партии России".

Имя Срок начала Срок завершения Примечания
1 Kulagin.jpg Вячеслав Дмитриевич Кулагин 19 июня 1990 6 апреля 1991 Первый секретарь ЦК СПР (1990-1991)

Президент РФ (1991-1996)

2 Zyuganov tribun.jpg Геннадий Андреевич Зюганов 6 апреля 1991 12 марта 1993 Секретарь по общим делам (1991-1993)

Вышел из СПР в 1997

3 В.а. ковалёв.jpg Валентин Алексеевич Ковалёв 15 марта 1993 16 марта 1997 Секретарь по общим делам (1993-1997)

Исключён из СПР в 1997

4 Ю.м. воронин.jpg Юрий Михайлович Воронин 20 марта 1997 20 мая 2004 Аудитор Счётной палаты (1992-1997)

Секретарь по общим делам (1997-2004)

Заместитель Председателя Совета министров (1999-2000)

5 Arefiev.jpg Николай Васильевич Арефьев 21 мая 2004 21 августа 2015 Секретарь по общим делам (2004-2006)

Первый секретарь ЦК СПР (2006-2015)

6 Osadchiy.jpg Николай Иванович Осадчий 21 августа 2015 (в должности) Первый секретарь ЦК СПР

Члены партии и внутренние чистки

Членами КП РСФСР в июне 1990 года стали автоматически все члены КПСС — граждане РСФСР. На сокращение рядов партии повлияла как демократизация общества, когда членство в партии перестало быть гарантией высокого социального статуса (до конца 90-ых годов), исчезли преграды для участия в политике, появилась возможность высказывать отличные от социализма политические взгляды, так и деятельность новообразованного Отдела ЦК РКП (СПР) по дисциплине и надзору (впоследствии Центральной дисциплинарной комиссии), которому были даны полномочия исключать из партии любых людей, не несущих пользы при осуществлении государственной власти либо идеологического воспитания общества.

Вплоть до 2003 года число членов партии неуклонно падало. Кулагин и его преемники поддерживали полную ротацию членов партии, поощряя вступление в её ряды молодых и энергичных людей, необязательно согласных с идеями социализма, но готовых взвалить на плечи огромный пласт работы в различных сферах жизнедеятельности общества. Такой подход имел как плюсы, так и минусы, важнейшим из которых было формирование новой "элиты"иждивенцев и нахлебников, т.к. после раскола "Коалиции новой России" Соцпартия оказалась в положении единственной правящей силы (другие политические движения были в упадке из-за постепенного роста уровня жизни и ВВП).

Период власти националистов-изоляционистов был использован руководством СПР для радикального обновления её имиджа от социал-демократии с национальной спецификой к социал-либерализму (не формально, а по сути), ужесточения правил приёма в члены и предложением ко всем политическим силам России к деятельному сотрудничеству.

Год Число членов Рост
1989 10.291.885
1994 7.658.365 -2.633.520
1999 3.454.228 -4.204.137
2004 2.124.512 -329.716
2009 2.361.736 237.224
2014 2.802.448 440.712
2019 3.251.732 449.284

Молодёжное движение

Молодёжной организацией Социалистической партии России является Союз демократической молодёжи России (СДМР). Эта организация является непосредственным преемником РЛКСМ (Российского ленинского коммунистического союза молодёжи), в её задачи входит воспитание молодых граждан России в духе патриотизма, демократического социализма, уважения к закону и правам человека. Позиционирует себя как "кузницу кадров СПР".

Высшее руководство СДМР осуществляется на съездах СДМР раз в три-четыре года. На съезде избирается Центральный комитет СДМР в количестве 150–200 делегатов, из их числа также образуются Секретариат ЦК и Организационное бюро (Оргбюро) ЦК. Съездом СДМП также избирается Первый секретарь ЦК СДМР.

Членством в СДМР имеет право обладать любой гражданин России в возрасте от 14 до 27 лет, либо до 37 лет для тех, кто состоит в ЦК.

Обязанностями члена СДМР являются: 1) регулярные ежемесячные взносы; 2) участие в общественно-полезных мероприятиях по месту жительства; 3) участие в политической и идеологической работе; 4) следование идеям социализма; 5) непринятие любой антигосударственной идеологии и готовность противостоять ей.

Лица, замеченные в порочащем движение поведении — 1) нарушении дисциплины, 2) пьянстве, 3) клевете,4) отрицании социализма, 5) иных аморальных поступках, — либо в совершении антиобщественных деяний, попадающих под уголовную или административную ответственность, могут быть исключены из СДМР. Исключение может быть произведено на временной (за малые проступки), постоянной (за серьёзные проступки) или бессрочной (за особо опасные нарушения) основе.