ФЭНДОМ

Социал-реформаторское движение в Российской Федерации и Союзе Независимых Государств представлено рядом партий, которые определяют себя как придерживающиеся социалистических, социал-демократических или коммунистических идей. К таким относят около сотни политических движений СНГ.

Крупнейшими носителями социалистической идеологии являются Всероссийская Народная Партия и  Социал-демократическая платформа СНГ (до 1992 года - Коммунистическая партия Советского Союза)

Социал-демократическая платформа СНГ

Положение СДП СНГ

Согласно уставу, Социал-демократическая платформа Союза Независимых Государств является партией-продолжателем Коммунистической партии Советского Союза. Отсчёт своего создания СДП ведёт с 1898 года, когда была основана РСДРП.

Ещё до того, как СССР окончательно прекратил своё существование как единое государство, Российская СФСР провозгласила себя государством-продолжателем СССР; ВНП (Всероссийская Народная Партия, бывшая Российская коммунистическая партия) также заявила о принятии на себя прав партии-продолжателя КПСС, тем самым создав условия для кризиса в постсоветском левом движении. КПСС не признала данного решения, потребовав от ВНП признать за собой статус партии-члена КПСС, но среди националистически настроенного руководства ВНП к этому требованию отнеслись сугубо негативно и отказались обсуждать вопрос с позиции подчинённых, тем самым породив конфликт между ЦК КПСС (а затем ЦК СДП) и ЦК ВНП.

В период с декабря 1991 по март 1992 гг. существовала объективная угроза распада КПСС: многие люди покидали партию, не веря в её перспективы, среди руководства также не было единства, особенно на фоне политического отторжения ВНП, без которой КПСС теряла большинство членов. Другие партии-участницы, неуверенные в исходе противостояния, когда ситуация внутри КПСС оставалась шаткой, а власть Генерального секретаря Вячеслава Кулагина — номинальной, также принимали решения, которые фактически поставили их в независимый от центра статус.

Однако 15 февраля 1992 Политбюро ЦК ВНП выступило за примирение с КПСС и признание её ведущей роли в СНГ, а в ответ российские коммунисты потребовали отказаться от вмешательства КПСС в дела России. Центру пришлось согласиться. Кризис был частично улажен, а по сути дела замят: на внеочередном XXIX съезде КПСС, когда КПСС была реорганизована в Социал-демократическую платформу СНГ с переходом к демократическому социализму, коммунисты Российской Федерации отказались поднимать вопрос о своих отношениях с новой союзной компартией. Окончательно все препоны были разрешены в 1993 году на XX Всесоюзной конференции СДП в городе Красноярске, где члены Центральных комитетов СДП и ВНП официально договорились о единстве и сотрудничестве; ВНП вернула СДП газету "Правда", право на владение которой было отнято у КПСС решением российского правительства в январе 1992 года, обязалась поддерживать её политику в СНГ, а СДП обязана не вмешиваться во внутренние дела РФ.

Несмотря на свой более высокий статус, СДП не оказывает реального давления на власть в России: ни ВНП, ни новые российские руководители не заинтересованы в существовании центра, распоряжающегося экономикой и политикой страны, как это было во времена Советского Союза, поэтому участие СДП в делах РФ ограничивается совещательными функциями. Отдалённость центральных комитетов обеих партий друг от друга — одна из причин, почему во время кризиса левого движения в России в 2007 году ЦК СДП и ЦК компартий союзных стран почти не реагировали на происходящее.
CK KPSS

Здание Центрального Комитета СДП

В настоящее время обе партии придерживаются взаимного нейтралитета: Социал-демократическая платформа СНГ руководит делами Союза Независимых Государств, Всероссийская Народная Партия — делами Российской Федерации; принцип невмешательства исходит из позиции — "не критикуем друг друга, не посягаем на права друг друга". Принципиальное согласие обеих партий прослеживается в вопросах внешней политики: борьба с западным влиянием, укрепление позиций мирового социалистического движения и товарищество с социалистическими партиями других стран, поддержка русского языка и культуры, углубление интеграции СНГ.

Состав СДП СНГ

Социал-демократическая платформа является крупнейшей по числу членов политической силой СНГ и важнейшей политической единицей в Союзе.

Социал-демократическая платформа СНГ
[[Image:|285px|Фотография]]
Год образования: 1898 - РСДРП;

1918 - РКП(б);

1925 - ВКП(б);

1952 - КПСС;

1992 - СДП СНГ

Лидер партии: В.А. Купцов, Председатель ЦК СДП
Штаб-квартира: Москва, Старая площадь
Количество мест в парламенте: 252 из 500 мест в Совете Союза Межгосударственного совета СНГ
Девиз: "Единство, прогресс, социализм"
Партийная печать: "Правда" (с 1993 года)

В настоящее время членством в СДП обладают 7.759.082 человека: членом партии автоматически становится любой гражданин государства-участника СНГ, вступивший в состав одной из партий-членов СДП СНГ.

Партии, входящие в состав СДП:

1) Всероссийская Народная Партия (+);

2) Социальная партия Республики Беларусь (+);

3) Коммунистическая партия Казахстана (+);

4) Социалистическая партия Узбекистана (+);

5) Социал-демократическая партия Кыргызстана (++);

6) Азербайджанская трудовая партия (+);

7) Демократическая партия Таджикистана (+);

8) Демократическая социальная партия Туркменистана (++)

Партии, которые являются официальными союзниками СДП, но не входят в её состав:

1) Трудовая партия Украины;

2) Молдавская партия труда (+);

3) Народная партия Армении (+);

4) Социалистическая партия Югославии (+);

5) Болгарская социалистическая партия (+).

Примечания:

"++" — является единолично правящей партией в стране;

"+" — формирует правящую коалицию в парламенте страны.

Съезд СДП

На съездах СДП решаются все важные вопросы партии, избирается её высшее руководство, задаются основные направления деятельности СДП, обсуждаются проблемы удержания власти в СНГ и в государствах-участниках за коммунистами, рассматриваются планы и пути развития Союза.

Номер Дата Число участников Число членов ЦК
XXIX 2-6 марта 1992 1879 254
XXX 14-20 мая 1997 2006 262
XXXI 17-25 апреля 2002 2288 304
XXXII 20-27 апреля 2007 2425 341
XXXIII 6-12 июня 2012 2490 356
XXXIV 11-17 мая 2017 2539 352
XXXV май-июнь 2022 ~2500-2600 (?) ~350-360 (?)

Органы СДП

Съезд СДП — высший орган партии, избирающий все её органы; последний Съезд проводился в 2016 году;

Центральный комитет — высший орган партии между Съездами; 328 делегатов и 401 кандидат в делегаты, избранные Съездом СДП; его главой и фактическим руководителем партии является Председатель Центрального комитета Социал-демократической платформы СНГ.

Политбюро ЦК — избираемые Центральным комитетом в количестве от 18 до 29 человек партийные руководители, которые принимают важные партийные решения между пленумами ЦК СДП

Центральная ревизионная комиссия — орган, отвечающий за финансовую отчётность партии, за быстроту и правильность прохождения дел в центральных органах партии;

отделы ЦК — по идеологии, по дисциплине, по безопасности, по архивам, по реформам, по внутренним делам СНГ, по связям с иностранными партиями, а также другие, меньшие отделы.

Близкими к СДП организациями являются:

1) ССМ СНГ (Социалистический союз молодёжи Союза Независимых Государств) — молодёжная политическая организация с социалистическим уклоном (комсомол); формально независима

2) ЕКПС СНГ (Единая конфедерация профессиональных союзов) — орган, объединяющий профсоюзную деятельность на территории Союза.

Коммунисты в России

см. статью Всероссийская Народная Партия

Помимо Всероссийской Народной Партии, чей официальный курс в 1990-ые годы был смещён с коммунизма и марксизма-ленинизма вправо, то есть к социалистическому реформизму и социал-демократии, внутри Российской Федерации действуют посторонние организации левого и социалистического толка, претендующие на звание "истинных коммунистов". К таким относятся:

1) "Русские коммунисты" — марксизм, маоизм;

2) Коммунистическая партия России — марксизм-ленинизм, реформизм (-);

3) Новая Коммунистическая партия России — еврокоммунизм, западничество (-);

4) Партия социалистического обновления — социалистический реформизм;

5) Трудовая партия России — социал-демократия;

6) "Свет Коммунизма" — троцкизм (-).

"-" — партия существует подпольно, не зарегистрирована.

Существует ряд более мелких организаций, не претендующих на то, чтобы именоваться партиями. В общем же говоря, ни одна из организаций коммунистической ориентации, кроме Всероссийской Народной Партии, не имеет веса в российской политике, не входит в состав Съезда народных депутатов, а делегаты этих партий проходят в региональные парламенты в качестве исключения.

Союз коммунистов Югославии

Союз коммунистов Югославии
1115px-New Union Treaty.svg
Год образования: 1919, 1920, 1952 (реорганизации одной партии)
Лидер партии: Томислав Николич, Председатель Президиума СКЮ
Штаб-квартира: Белград, Сербия, ДФРЮ
Количество мест в парламенте: 135 из 300
Девиз: Пролетери свих земаља, уједините се! (серб.)
Партийная печать: "Борба" (с 1922)
Важное место в мировой системе коммунистического и социалистического движения занимает Союз коммунистов Югославии (серб. Савез комуниста Југославије / Savez komunista Jugoslavije).

Её история берёт начало в 1919 году с момента организации Социалистической партии Югославии, всего через год ставшей именоваться Коммунистической. Эта партия не раз подвергалась значительным гонениям и преследованиям со стороны королевских властей тогдашней Югославии, была запрещена в 1929 году и длительное время вела подпольную деятельность.

История

В 1940 году Генеральным секретарём ЦК КПЮ был избран первый лидер будущей социалистической Югославии Иосип Броз Тито, хорват по национальности, оставивший важный след в истории этой страны. Под его руководством были объединены коммунистические и патриотические силы всех национальностей Югославии, и к приходу советских войск Югославия уже почти полностью освобождена от немецких оккупантов. Королевство Югославия преобразилось в Федеративную Народную Республику Югославия, в 1963 переименованную в СФРЮ — Социалистическую Федеративную Республику Югославия.

Уже на начальной стадии построения социализма между советской и югославской компартиями возникли трения, вызванные стремлением Тито присоединить к Югославии соседние страны — Болгарию и Албанию. Энвер Ходжа, глава Албанской Партии Труда, выбрал сторону советского руководства и осудил действия Югославии; сюда вскоре наложились и другие факторы, как, например, нежелание Югославии перенимать опыт СССР. Это привело к фактическому разрыву отношений. КПЮ была обвинена в правом уклонизме и фашизме. Внутри самой партии было много сторонников дружбы с СССР, поэтому Тито пошёл на ликвидацию КПЮ и превращению её остатков в СКЮ (Союз коммунистов Югославии), исключив из партии свыше двухсот тысяч членов и оставив только тех, кому мог доверять.

При Иосипе Броз Тито СФРЮ стабильно развивалась, опираясь на югославскую форму социализма: диктатура СКЮ и полный идеологической контроль государства, правительственное регулирование в ряде стратегических сфер при сохранении свободных рыночных механизмов в лёгкой промышленности и допущении малого бизнеса. Эта система работала хорошо лишь пока был жив Тито. После его смерти преемники не сумели удержать страну в старом русле. На фоне ухудшения в экономической сфере начались политические, межнациональные и межконфессиональные тёрки. Вспомнились старые обиды, каждая из населявших Югославию наций стала "тянуть одеяло на себя". Расчленение государства вступило в острую стадию в 1990 году, когда республики стали заявлять об отказе от социализма и расширении собственного суверенитета.

В январе 1990 года прошёл XIV съезд Союза коммунистов Югославии. Через два дня его покинули делегаты союзов коммунистов Словении, Хорватии, Боснии и Македонии. Это привело к кризису и дальнейшему развалу СКЮ. Новое руководство партии, где уже преобладали сербы, с одобрения главы Сербии Слободана Милошевича заявило о продолжении своей деятельности и смене государственной власти для сохранения единства страны. Но процесс развала Югославии был запущен. В условиях всеобщего хаоса и развала осколки СКЮ (включая некоторых делегатов от союзов коммунистов Хорватии и Боснии) провели XV чрезвычайный съезд Союза коммунистов Югославии 24-27 июля 1992 года, на котором провозгласили, что не признают распад Югославии и заявили о решимости бороться за сохранение суверенитета и единства тех частей страны, что ещё признавали союзный центр. За три месяца до того, СФРЮ была переименована в ДФРЮ (Демократическую Федеративную Республику Югославия), а Федеральной Скупщине была поставлена задача разработать и принять новую конституцию. В годы войн 1992-1994 году фактическим руководителем СКЮ (не состоящим в рядах данной партии) и реальным главой Югославии был Слободан Милошевич, Союз коммунистов Югославии оказал ему содействие в избрании на пост Президента ДФРЮ в 1996 году, Милошевич же опирался на СКЮ для укрепления личной власти.

В неизменном виде Союз коммунистов Югославии просуществовал до 2009 года. В январе 2010 года, меньше чем через год после объединения Югославии и Боснии, Социал-демократическая партия Боснии и Герцеговины восстановила своё историческое название — Союз коммунистов Боснии и Герцеговины — и объявила о вступлении в состав Союза коммунистов Югославии. Уже на новом съезде СКЮ боснийским делегатам выделили места в Центральном Комитете и Президиуме, члены СКБиГ обрели соответствующие права и обязанности как у всех югославских коммунистов.

Состав СКЮ

Союз коммунистов Югославии представлен несколькими подчинёнными ему партиями, которые осуществляют свою деятельность в пределах союзных республик ДФРЮ. Общая работа союзов коммунистов регулируется ЦК СКЮ и Съездами СКЮ.

Название Члены СК Члены ЦК
1 Союз коммунистов Сербии1 201.725 98
1.1 Союз коммунистов Воеводины 58.238 25
1.2 Союз коммунистов Косово 43.498 24
2 Союз коммунистов Черногории 42.903 79
3 Союз коммунистов БиГ1 64.672 32
3.1 Союз коммунистов края Сербского 45.915 19
ВСЕГО Союз коммунистов Югославии 456.951 277

Примечание: 1 — указано количество членов Союза коммунистов республики без учёта членов Союза коммунистов автономии в составе республики.

Органы партии

Высшим органом СКЮ является его Съезд, проводимый один раз в 4-5 лет.

Съезд СКЮ избирает Центральный Комитет СКЮ. ЦК СКЮ является руководящим органом Союза коммунистов Югославии, он осуществляет работу по всем направлениям, заданным Съездом, координирует деятельность союзов коммунистов союзных республик и автономий, ведёт контакты с другими коммунистическими и социалистическими партиями.

Коллективным главой СКЮ является Президиум ЦК СКЮ в количестве 12 человек. Председатель Президиума ЦК СКЮ является первым среди равных, он представляет союз коммунистов в Югославии и за границей, подписывает и заверяет важные документы СКЮ и Центрального Комитета. Председателя избирает Съезд, но он может быть снят с должности решением Центрального Комитета и заменён временным председателем либо Президиум будет осуществлять коллективное руководство и дальше без формального лидера.

Другое

Союзу коммунистов Югославии подчинён Союз коммунистической молодёжи Югославии (СКМЮ) — молодёжная организация левого толка, задача которого заключается в воспитании юных югославов в духе социалистического интернационализма и патриотизма, которые станут впоследствии новыми руководителями Союза коммунистов Югославии.

Партийная печать — газета "Борба" (серб. "Борьба"), пропагандирующая идеи коммунизма и югославского социализма, занимающаяся популяризацией политики СКЮ и обнародованием речей руководителей партии и писем простых граждан Югославии, поднимающая все самые важные темы общественной и политической жизни государства.

Другие партии левой направленности

(будет написано позже)