ФЭНДОМ

Союзная Республика Югославия
Савезна Република Jугославиjа
800px-Flag of FR Yugoslavia.svg Герб Югославии (МРГ)
Карта Югославии (ЮЭ)
Год основания: 1992 год
Официальный язык: Сербохорватский
Форма правления: Федеративная республика
Столица: Белград
Глава государства: Момир Булатович
Глава правительства: Ивица Дачич
Правящая партия: Социалистическая партия
Государственная религия: Cветское государство
Территория: 173 935 км²
Население 13 131 244 чел.
Валюта: Югославский динар
Союзная Республика Югославия (сербохорв. Савезна република Југославија, Savezna Republika Jugoslavija) — государство в юго-восточной Европе, в центральной части Балканского полуострова и частично Паннонской низменности. Согласно конституции Югославии, в её составе находятся четыре республики: Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, Республика Сербская Краина. На севере Югославия граничит с Венгрией, на северо-востоке — с Румынией, на востоке — с Болгарией, на юге — Македонией, на юго-западе — с Албанией, на Западе — с Хорватией

Является членом ООН, ОДКБ, ЕАС.

История

После Первой мировой войны, были основаны государства Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, позже Королевство Югославия. После Второй мировой войны создана Социалистическая Федеративная Республика Югославия. В 1992 был ратифицирован новый союзный договор и страна начала называться Союзной Республикой Югославией

В 1991 году начался распад Социалистической Федеративной Республики Югославия. В республиках к власти начали приходить националисты. 25 июня 1991 года в один день, Словения и Хорватия провозгласили независимость от СФРЮ. Однако попытки вернуть Словению в состав Югославии провалились. Попытка вернуть Хорватию тоже складывалась неудачно. Тогда Краинские Сербы в Хорватии объявили о независимости, чтобы не дожидаться повторения усташского геноцида. 7 октября 1991 года ВВС Югославии нанесли удар в Загребе по резиденции Президента Хорватии, в результате чего президент Франьо Туджман погиб. В Хорватии наступил политический кризис. По ту сторону баррикад готовилось ноябрьское наступление сербов и ЮНА

Ноябрьское наступление сербов и ЮНА

Опасаясь усугубления положения, армия Сербской Краины, при поддержке ЮНА, идёт в наступление. С 22 по 27 ноября армия краинских сербов, совместно с 37-м Ужицким Корпусом ЮНА, в ходе ожесточённых боёв отбивает захваченные арсеналы в городах Сплит, Синь, Трогир и устанавливает контроль над данными городами. В ответ на наступление сербских сил (после дезертирства из ЮНА словенцев, хорватов, македонцев и большой чистке комсостава и генералитета, ЮНА преимущественно состояла из сербов и черногорцев), хорваты устраивают мобилизацию и оснащение армии оружием. Также, несмотря на эмбарго в отношении Югославии, Хорватия получает новое оружие (не считая трофеев ЮНА) и экипировку. До сих пор не известно, откуда хорваты получили оружие, однако эксперты считают, что хорватов снабжала Германия оружием армии бывшей ГДР. Так у хорватов появились истребители МиГ-21 (3 угнанных у ВВС Югославии и около 10 импортированных, предположительно из Германии), танки Т-55 и Т-72, гаубицы "Гвоздика" и
Югославская колонна

Ввод Югославских войск в Хорватию

"Акация", также у хорватов появились никогда не находившихся на вооружении Югославии ЗРК С-300, боевой вертолёт Ми-24В, РСЗО "Град" и экипировка стандарта НАТО. Данная модификация вертолёта Ми-24 никогда не был на вооружении армии ГДР, они были импортированы предположительно из Венгрии или Румынии. Хорваты не писали на авиатехнике бортовые номера до окончания противостояния, во избежании того, что югославским войскам будет известно количество самолётов и вертолётов. Сербы, захватывая вражескую технику, значительно пополнили запасы военной техники.

Битва за Шибеник

Наступление РСК и ЮНА под Шибеником началось 12 декабря 1991 года. Начавшиеся столкновения вылились во фронтовую операцию с применением танков, тяжёлой артиллерии и реактивных систем залпового огня. Ожесточённые бои проходили под Цетиной, Дрнишем, Обровацем. Для успешного наступления войск РСК и ЮНА, нужно было ликвидировать плацдарм хорватских войск, хорошо закрепившихся в дельте реки Крка. 16 декабря в ходе боёв, со стороны дельты реки, город Шибеник оказался наполовину окружён с юга. В окрестностях города находилось порядка 3000-5000 хорватов. Началось временное затишье. Из-за опасения мирных жителей Шибеника и близлежащих населённых пунктов, что сербы возьмут город в окружение, начался поток беженцев в Центральную Хорватию. Хорватская армия отступала. 20 января РСК и ЮНА взяли под контроль мост между Шибеником и Водице, трассу, которая проходит через город Скрадин. Когда сербы захватили эту трассу, хорваты оказались "в котле". Некоторые хорватские командиры пошли на переговоры с РСК и ЮНА. В ходе переговоров, сербы согласились предоставить 2 коридора для Хорватской армии и Национальной гвардии, и 3 коридора для мирного населения. Противнику давалось 2 дня на выход из "котла". Те военные, кто не вышел из города, был уничтожен в ходе зачистки города. Трофеи сербов были значительными. В распоряжении РСК появились корабли ВМФ Хорватии (бывшие корабли ВМФ Югославии), 4 бывшие военные части ЮНА.

Операция "Коридор-92"

Чтобы соединить территории контролируемые сербами и ЮНА (Славония и Далмация были оторваны от Западного Срема), командованием РСК обсуждалась операция т.н. "коридора" между вышеперечисленными землями. югославские власти тоже была заинтересованы помочь РСК, поэтому начальником 5-го Корпуса ЮНА Момиром Таличем был разработан план пробить коридор. Вместе с ним в разработке "коридора"  участвовал командир спецназа МВД РСК генерал Боривое Джукич. Перед офицерами стояла практически нерешаемая задача — во-первых, согласно канонам военной стратегии, атакующих сербов должно было 

1424349973 c mu0bsuifc

Танк Т-72 Югославской Народной армии в городе Славонски-Брод

быть как минимум в три раза больше, чем солдат противника, но создать такое численное превосходство было невозможно. Во-вторых, частям РСК и отрядам ЮНА предстояло действовать в полном оперативном окружении, которое они должны были прорвать. К середине июня работа была завершена — по 

выкладкам военных, уже к концу месяца блокада должна была быть прорвана — других вариантов для пробития  "коридора" просто не было. Перед частями РСК и ЮНА стояла следующая задача — атаковать противника вдоль границы с СФРЮ в направлении Осиек — Славонски-Брод — Сисак, занять эти города, после чего установить и удержать контроль над автодорогами региона, обеспечив тем самым беспрепятственное транспортное сообщение западных районов Далмации, Славонии и Западного Срема. Благодаря плану генерала ЮНА Талича, хорватов удалось ввести в заблуждение и в результате кровопролитных боёв коридор был пробит.

Мирный договор

15 февраля Генеральный Секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали призвал воющие стороны к миру и заключении мира. По его предложению, лидерам воюющих сторон сторон было предложено подписать соглашения в Афинах (Греция). Условия соглашений были такие:

  1. СФРЮ признаёт Хорватию независимым государством
  2. Армия РСК и ЮНА отводят технику на позиции, по состоянию на январь 1992 года
  3. Дубровник передаётся в состав СФРЮ (позже он вошёл в состав СР Черногории)
  4. Территория Республики Сербская Краина обозначается южными границами бывшей СР Хорватия, а северные границы линией фронта, по состоянию на январь 1992 года
  5. После отделения РСК от Хорватии, международным сообществом признаётся её территориальная целостность Хорватии, её южные границы определяются линией фронта, по состоянию на январь 1992 года, а северные границы определяются границами бывшей СР Хорватия

На этом кровопролитие в Хорватии окончилось.

Новый союзный договор

30 января 1992 года Президиум СФРЮ (оставшиеся Сербия, Черногория и Босния и Герцеговина) проголосовали за проведение референдума о новой конституции. Новая конституция предусматривала радикальное изменение конституции, передача республиканских полномочий автономиям Боснии и Герцеговины, Сербии, восстановление статуса Воеводины и Косово как автономных краёв, формирование новых органов власти, переименование Социалистической Федеративной Республики Югославии в Союзную Республику Югославию. На югославский референдум 1 марта 1992 года был вынесено 2 вопроса:

  1. Cчитаете ли Вы необходимым сохранение Югославии как обновлённой федерации республик?
  2. Одобряете ли Вы проект новой конституции Югославии?

Референдум был проведён в тех республиках Югославии, которые не провозгласили независимость. В целом по стране проект одобрили все республики (74,9%), за исключением некоторых районов Боснии и Герцеговины и РСК, население которых составляли хорваты, и некоторых албанских районов Косово, где референдум не проводился.

27 апреля Скупщина СФРЮ ратифицировала данный проект конституции, теперь страна официально называется Союзной Республикой Югославия.

Miloshevich

1-й Президент Союзной Республики Югославия — Слободан Милошевич

Президентство Милошевича

В результате военной операции ЮНА в Хорватии, выявились её недостатки. После реформирования СФРЮ в СРЮ, была проведена реформа армии. В Генеральном Штабе и в МВД на ключевые посты начали назначать людей поровну из каждой национальности народов Югославии. Началось перевооружение армии: постепенно снимались с вооружения устаревшие виды техники, ставились новые. Например в 1997 году государственные испытания прошёл истребитель "Нови Авион". Изначально данный истребитель планировалось сделать основным в ВВС Югославии, однако от этой идеи пришлось отказаться, основу Югославских ВВС составляют самолёты советского и российского производства. Территориальная оборона была упразднена и переформирована во Внутренние Войска МВД Югославии.

Также Милошевич сделал вывод, что его политика упразднение в конце 90-х годов упразднение САК Воеводины и Косово только усиливает сепаратизм. Воеводине и Косово были возвращены статуты автономных краёв с частичной передачей полномочий. По предложению Президента Боснии и Герцеговины Фикрета Абдича, во всех многонациональных республиках Югославии, была проведена административная реформа, по которой республика с многоэтническим населением будет делиться на автономные края с частичной передачей власти. Босния тоже была поделена на автономные края Боснийцев, Сербов и Хорватов. Республика Сербская Краина также была поделена на Сербский и Хорватский автономные края.
549b18f7557df 1419450615

2-й Президент Союзной Республики Югославия — Момир Булатович

При правлении Милошевича, в городе Ниш (в Южной Сербии) была размещена бывшая ЗГВ-ГСВГ и российская авиа-группа. В городе Сплит (ЮНА в этом мире взяла под свой контроль город Сплит в Хорватии) была размещена Адриатическая флотилия. Это послужило усилением территориальной целостности Югославии. Российская группировка войск в Югославии помогала Югославии и Македонии бороться с албанскими боевиками в Прешевской долине.

Президентство Булатовича

В результате выборов Президента Югославии в 2004 году, к власти приходит черногорец Момир Булатович. Он начинает политику постепенного перехода югославской экономики от смешанной к рыночной (по примеру России - политики Президента Лебедя). В страну начали пускать иностранные компании и НКО, если они не направлены на нарушение суверенитета и целостности Югославии. Государственные предприятия продавали акции частникам. В результате чего 64% акций предприятий - принадлежат государству, 36% - частникам. Предприятия объединялись в  группы компаний. Также со стороны зарубежных чиновников и олигархов вкладывались большие инвестиции. Булатович считается отцом рыночной экономики новой Югославии.

Политическое устройство

Народная скупщина

Законодательный орган — Народное Собрание (Народна скупштина), состояло из Совета Республик (Веће република) и Совета граждан (Веће грађана), избираемого народом сроком на 4 года, глава государства — Президент (Председник), избираемый Федеральным Собранием сроком на 4 года, исполнительный орган — Федеральное Правительство (Савезна влада), назначаемое Федеральным Собранием, высшая судебная инстанция — Федеральный суд (Савезни суд), орган конституционного надзора — Федеральный Конституционный суд (Савезни уставни суд). Состояла из республик, республики — из общин. Законодательными органами республик являлись народные собрания (Народна скупштина), избираемые сроком на 4 года, главой республики — президент (Председник Републике), избираемый народом сроком на 5 лет, исполнительным органом — правительство (Влада), назначаемое народным собранием.

Политические партии в Народной скупщине:

  1. Социалистическая партия (180)
  2. Радикальная партия (48)
  3. Демократическая партия (12)
  4. Реформистская партия (10)

Президент

Президент Югославии (сербохорв. Председник, Presednik) избирается на пятилетний срок на всеобщих прямых выборах, может занимать эту должность не более четырёх сроков подряд. Согласно Конституции, является главнокомандующим Вооруженными силами Югославии, представляет Югославию в мире, назначает послов и дипломатических представителей, предлагает Народной скупщине кандидатов на пост премьер-министра, может распускать Народную скупщину и накладывать вето на принимаемые законы. Также среди обязанностей президента объявление чрезвычайного положения, а также вручение государственных наград. Президент обладает таким же иммунитетом, как и депутаты Народной скупщины.Список президентов Югославии:

  1. Бранко Костич (27 апреля 1992 - 15 июня 1992 года), исполняющий обязанности
  2. Слободан Милошевич (15 июня 1992 года - 13 июня 2004 года)
  3. Момир Булатович (13 июня 2004 года - н.в)

Экономика

После ратификации нового договора, и переименования в Союзную Республику Югославия, было решено не отказываться от смешанного типа экономики, как при СФРЮ. Приветствовалось создание малого и среднего бизнеса, осуществлялась поддержка малого и среднего бизнеса. Предоставлялось рабочее место в аренду по недорогой цене.

Югославия имеет выгодное ЭГП:
DXJhbGdpcHJvbWV6Lm5ldGFuZ2Vscy5ydS9pbWFnZXMvc3VwcG9ydF9nYWxsZXJ5LzE4OF9OVE1LLktvbGVzYS5qcGc X19pZD02ODQzOQ==

Новый корпус Металлургического комбината в городе Зеница (Босния и Герцеговина)

  1. Наличие крупной судоходной реки — Дуная
  2. Наличие выхода к морю (однако доступ из отдалённых районов страны к морю затруднён из-за гор)
  3. Большое число соседних государств с разными экономическими моделями:
  • Государства Европейского Союза (Албания, Италия, Германия, Румыния)
  • Государства ЕАС (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Греция, Кипр)

Довоенная Югославия была преимущественно аграрной страной. Для создания югославской промышленности и инфраструктуры, в первые послевоенные годы создали ударные молодежно-трудовые бригады, силами которых был построены более 500 объектов (металлургический комбинат в Никшиче, железная дорога Добой — Баня-Лука и другие).

В Югославии очень развита металлургия. Наличие руд цветных металлов определило развитие цветной металлургии в стране. Производство лёгких металлов тяготеет к источникам электроэнергии (крупный центр производства алюминия на побережье Адриатического моря). Центром чёрной металлургии стала Босния и Герцеговина, где находится самый большой в Югославии металлургический комбинат (город Зеница).

Население

Югославию населяют в основном славянские народы, но в автономном крае Косово большинство населения составляют албанцы, а в автономном крае Воеводина существует значительное венгерское меньшинство. Динамика населения Югославии:

  1. 1992 — 11 772 098 человек
  2. 1994 — 12 936 598 человек
  3. 1996 — 12 049 291 человек
  4. 1998 — 12 122 972 человек
  5. 2000 — 13 024 711 человек
  6. 2014 — 13 131 244 человек

Страна состоит из четырёх республик:

  • Сербия (сербы, албанцы, венгры, черногорцы)
    • Центральная Сербия (сербы)
    • Косово (албанцы, сербы, черногорцы)
    • Воеводина (сербы, венгры, словаки, румыны, хорваты)
  • Босния и Герцеговина (боснийцы, сербы, хорваты)
  • Черногория (черногорцы, сербы)
  • Республика Сербская Краина (сербы, хорваты)

Социальная политика

Правительство Югославии делает упор на создания новых рабочих мест. При помощи России строятся новые предприятия, Гидроэлектростанции, Атомная электростанция в городе Ягодина, постройка новых производственных помещений на автозаводе "Црвена Застава" в Крагуеваце, модернизация оборудования на металлургическом заводе в городе Зеница. Проводятся индексации зарплат, пенсий, пособий. Строятся новые панельные дома, с вместительными и комфортными квартирами. При добросовестном труде рабочего, государство оплачивает 25% стоимости квартиры, многодетным семьям - 50%.

Вооружённые силы

Вооружённые силы Югославии прошли долгий путь реформирования и переустройства. В 1992 году, после распада СФРЮ, были созданы Вооружённые силы Союзной Республики Югославии (серб. Војска Југославије). В 2000 году доля военных расходов составила 9,1 % ВВП (один из наиболее высоких показателей в Европе), а число военнослужащих — 150,2 тыс. человек. Каждая республика Югославии, как и раньше имела Территориальную оборону (ТО), однако в 1997 она была переоборудована во Внутренние войска

Вооружённые силы СРЮ после реформы насчитывают около 240 000 солдат и офицеров. Также в составе Армии Югославии отдельные батальоны военной милиции и связи. Корпуса и армии являются костяком Армии Югославии.

Югославские вооружённые силы состоят из сухопутных войск, ВВС и ПВО. Большая часть вооружения унаследована от СФРЮ. Периодически происходит приобретение новых образцов военной техники.
T90-Vladimir---rossiyskiy-osnovnoy-boevoy-tank

Т-90 армии Югославии возвращается с парада в Белграде

Например в 1996 году у России приобретено ещё 20 истребителей МиГ-29 (вкупе с 16 МиГ-29, доставшиеся от СФРЮ), в 2000 году, после авиашоу в Батайнице (под Белградом), Югославия приобрела 30 истребителей Су-30. В 2005 году у России были приобретены Самолёты МиГ-35 (модернизация МиГ-29) и Су-34, танки Т-72 и Т-90. Армия комплектуется на призывах. Срок срочной военной службы составляет 6 месяцев, альтернативной службы — 9 месяцев. Военные расходы в 2011 году составили 2,8 % от ВВП страны. Также Югославия является крупнейшим экспортером оружия в регионе.

Армия Югославии делится на округа:

  1. Белград (Воеводина и Центральная Сербия)
  2. Сараево (Босния и Герцеговина, Республика Сербская Краина)
  3. Ниш (Черногория, Южная Сербия, Косово)

На вооружении армии Югославии имеются виды вооружений СССР и России (танки Т-72, Т-90, бронетранспортёры и бронеавтомобили: БТР-80, БТР-82А, БТР-90, БМП-2, БМП-3, "Тигр", ПТРК "Хризантема", БРДМ-2, БРДМ-4, САУ: "Гвоздика", "Акация", "Мста-С", "Жало", самолёты: МиГ-29, МиГ-35, Су-30, Су-34 и Су-25, вертолёты: Ми-8, Ми-24, Ми-35 (экспортная модификация Ми-24), Ми-28, Ка-52), и собственного производства (Танки М-84 (югославская лицензионная копия советского танка Т-72), Бронетранспортёры М-80, BOV-VP, ПТРК BOV-1, бронетранспортёры "Лазар", самолёты J-22 "Орао"). Армия Югославии является самой сильной армией на Балканах после Греческой.

Внешняя политика

После реформирования СФРЮ в СРЮ, Югославия налаживает отношения со странами ЕАС и особенно с Россией. Россия стала одним из важнейших внешнеполитических и экономических партнёров Югославии. Является одной из стран-основательниц ЕАС (Евразийского экономического союза). Является правопреемником СФРЮ в политической и экономической сферах.

Наука и образование

Образование в Югославии регулируется Министерством науки и образования СРЮ. Процесс образования начинается либо в дошкольных учреждениях, либо в начальных школах. Дети поступают в начальную школу в возрасте семи лет и учатся там в течение восьми лет. После этого есть возможность либо посещать школу в течение ещё трёх лет, либо учиться в специальной школе от 2 до 4 лет или поступить в профессионально-техническую школу для обучения сроком от 2 до 3 лет. После окончания средней школы или специальной школы учащиеся могут поступать в университеты.

Крупнейшие университеты Югославии:

  • Белградский университет
  • Крагуевацкий университет
  • Нишский университет
  • Нови-Садский университет
  • Приштинский университет
  • Нови-Пазарский университет
  • Сараевский университет
  • Мостарский университет
  • Баня-Лукский университет
  • Подгорицкий университет

Белградский университет является старейшим и в настоящее время самым крупным университетом в Югославии. Основанный в 1808 году, он имеет 31 факультет и с момента создания подготовил около 330 000 выпускников.

Согласно закону, образование является общедоступным на равных условиях. Представители национальностей республик Югославии, национальных меньшинств имеют право на образование на родном языке.

Праздники

  • 1 и 2 января — Новый год
  • 5 января — Туциндан
  • 7 января — Рождество
  • 27 января — День Святого Саввы
  • 1 мая и 2 мая — День труда
  • 9 мая — День Победы
  • 9 июня — День ВМФ
  • 16 июня — День армии и Сухопутных войск
  • 28 июня — Видовдан
  • 21 октября — День памяти жертв Второй мировой войны
  • 11 ноября — День перемирия в Первой мировой войне
  • 24 декабря — День ВВС и ПВО

Административное деление

Административное деление Югославии

СРЮ состоит из республик; кроме того, в составе Сербии имеется два автономных края.

Официальное название Столица Площадь, км² Население, . чел
Республика Босния и Герцеговина Сараево 51 197 3 531 159
Республика Сербия Белград 88 407 7 041 599
Республика Сербская Краина Книн 20 519 1 936 268
Республика Черногория Подгорица 13 812 622 218

Республики делятся на общины, общины делятся на города и сёла, крупные города на городские районы. Представительные органы республики — народные скупщины, главы республик — президенты. Представительные органы уездов — окружные скупщины, каждая из которых состоит из окружного совета, исполнительные органы округов — председатели окружных собраний.