ФЭНДОМ

2Т «Сталкер» — белорусская гусеничная боевая разведывательно-диверсионная машина/лёгкий танк. Первая в роде гусеничных стелс-машин.

Описание

«Сталкер» предназначен для автономных операций в глубоком тылу противника, в том числе диверсий, разведки, эвакуации сбитых лётчиков, установки противотанковых мин в неожиданных местах, внезапных атак и прочее. Машина имеет пулемёт 7.62, 30-мм автоматическую пушку, 30-мм автоматический гранатомёт, ПЗРК «Игла», ПТУР-ы «Атака» и личное оружие экипажа.

Основой для БРДМ стало шасси ЗСУ «Тунгуска». 

История

Разработка машины занялась кампания «Минотор-Сервис» в 1990-х годах. В 2000 г. уже был готов первый готовый образец. Позже был создан второй. Одна машина имела пустынный камуфляж, а другая лесной. «Сталкер» возили по различным выставкам, но несмотря на высокие оценки БРДМ так и никто не купил. Для белорусской армии машина оказалась даволи дорогой, поэтому в конце 2000-х проект заморозили.

В 2012 году «Сталкером» заинтересовалось министерство обороны Ливии. Возобновление проекта было профинансировано по лично распоряжению Муаммара Каддафи. Летом—осенью в Белоруссии начали модернизацию БРДМ и выпуском более десятка единиц для ливийского спецназа. Эта партия поступила на вооружение уже в ноябре.

Ливийские инвестиции также помогли для снабжения техникой Белоруссией и продвижения машины на рынке. Уже в следующем году на экспорт ушло порядка пятидесяти единиц.

Последняя модернизация БРДМ прошла в 2019 году.

Боевое применение

«Сталкер» участвовал в конфликтах в Дарфуре, Чаде, Сирии, Йемене и Кот-д'Ивуаре. Отмечалась высокая эффективность деятельности машины, но при этом БРДМ нёс большие потери. Так, за 2017—2018 гг. ОАЭ в Йемене потеряли пять машин, Сирийская армия — два «Сталкера», Ливия в Кот-д'Ивуаре — один. Ещё один был взят в качестве трофея американскими военными в Ивуаре.

Модификации

  • 2Т «Сталкер-М»: оснащён более мощным двигателем и ПТРК «Шершень» вместо «Атаки».
  • «Сталкер-Э»: экспортный вариант, поставляемый во все страны, кроме Ливии и России, где использовалась модификация «М». Фактически, является первой модификацией.
  • 2Т «Сталкер-М2»: оснащён системой РЭБ «Гроза-Р», новой электроникой и динамической защитой.

Эксплуатанты

  • Флаг Китая: 30 единиц Сталкер-Э
  • Беларусь: 5 Сталкер-М и 6 М2
  • Flag of Russia.svg: 25 единиц Сталкер-М
  • ВНСЛАД: 12 Сталкер-М и 4 М2
  • Сирия Асада: 18 единиц Сталкер-Э
  • Флаг Ирана: 15 единиц
  • ОАЭ: 14 единиц
  • США2: 1 трофейный Сталкер-М