ФЭНДОМ

Страшные Времена (нем. Beängstigende Zeiten) - термин в историографии Германии для обозначения периода с свержения монархии вплоть до объединения Германии.

Свержение монархии

К весне 1916-ого года на фронтах Великой Войны для Германии сложилась критическая ситуация. В конце февраля французские войска взяли Мангейм и Карлсруэ, а русские смогли серьёзно продвинуться в Пруссии опираясь на поддержку уже контролирующему масштабные территории

Матросы в Киле

Революционные матросы в Киле

Польской Республики. На фоне этого по приказу Вильгельма II начали создаваться отряды из молодых подростков возраста от 13 до 17 лет для отправки на фронт, как на восточный так и на западный. Отряды начали отправлять в войска в середине февраля и несмотря на то что их боеспособность оставалась довольно низкой, они приводили к деморализации войск Антанты. В марте ситуация стала совсем катастрофической. Русские войска стояли в 30 километрах от Будапешта, крах Австро-Венгрии уже ничто не могло остановить.14 марта Вена запросила перемирие, на фоне перехода власти к местным "национальным комитетам". В самой же Германии активным образом работала запрещённая с 1897-ого года СДПГ. Видя невозможность продолжения войны в каком-либо виде, германские генералы видели совершенную бессмысленность этого пути. По этой причине военное руководство страны договорилось с СДПГ и другими крупнейшими немецкими партиями о свержении "Безумного" монарха.

Прекрасным поводом стало Кильское восстание матросов, в это время войска подвластные

Георг фон Гертлинг

Георг фон Гертлинг, последний рейхсканцлер Германской Империи

революционерам войска, в ночь с 20 на 21-ое марта, фактически блокировали Кайзера находящегося вместе со своей ставкой в Билефельде. В это же время в Берлине другие подвластные заговорщикам военные арестовали рейхсканцлера Бетмана-Гольвега, а на его место был назначен член Партии Центра - Георг фон Гертлинг. Именно он объявил о низложении Кайзера Вильгельма с Германского и Прусского престолов. В это же время после нескольких часов ожидания Кайзер был арестован. Уже утром 21-ого марта Георг фон Гертлинг, Филипп Шейдеман, Фридрих Эберт и гросс-адмирал Альфред фон Тирпиц обратились к германскому народу по радио, объявив о свержении тирана и начала переговоров о мире с Антантой, монархия была свергнута. Революция победила.

Но надежды германских революционеров на то что свержение Вильгельма спасет Германию от жесточайшего раздела, оказались неоправданными. Русско-польские войска на востоке и франко-английские на западе не остановились, а продолжили движение, в это же время немецкие начали массово возвращаться домой и по большей части направлялись на юг страны в Баварию, где присутствие иностранных войск было наиболее ограниченным. Вскоре стало понятно, что страны Антанты готовятся реализовать проект расчленения Германии и принялись активно создавать структуры вроде германского Ober Ost и создавать местные, альтернативные администрации по всей Германии. Фактически саботируя работу центрального германского правительства, главой которой стал социал-демократ Фридрих Эберт. Эберт стремившийся сохранить единство Германии и в ближайшее время провести выборы в Учредительное, выступал против создания альтернативных органов власти. Что неминуемо приводило к конфликтам с союзниками. 17 июня 1916-ого года после того как при содействии России была создана Временная Администрация Пруссии Эберт и все его правительство выступило с жестким протестом в результате чего был взят под домашний арест вместе с частью своего правительства. Россия, Франция и Польша, вовсе выступали против присутствия единой германской делегации на Версальской конференции, но благодаря содействию Великобритании германские дипломаты присутствовали на конференции, а Эберт и члены его правительства были выпущены из-под домашнего ареста. При этом немецкая делегация была существенная ограничена в правах на переговорах, в это же время прямиком перед переговорами страны Антанты сформировали делегации новых государств от Пруссии до Рейна. Все это происходили при жесточайшем давлении на официальные делегации Германии и Австрии, которые прекратили свое существование сразу после окончания конференции и фактической ликвидации единого германского государства.

Прусская Республика

Изначальные отношения прусских вооруженных сил и России оставляли желать лучшего, кроме того твердо стоял о форме правления, изначально в России рассматривали возможность коронации единственной дочери Вильгельма II 24-летней Виктории Луизы Прусской, но после того как стало ясно, что её отец будет приговорен к казни было решено отказаться от варианта с монархией и объявить в Пруссии Республику. Цвет прусской армии после этого действия России подал в отставку, а новым Канцлером Пруссии стал представитель Национал-либеральной партии Густав Штрезман.

Правление Штрезмана прозванное в народе "пивной диктатурой" из-за того что темой диссертации Штрезмана было "Развитие торговли бутылочным пивом в Берлине". Кроме помощи России Штрезман пользовался поддержкой крупных берлинских промышленников, будучи женатым на Кете Штреземан жене богатого промышленника Адольфа Клеефельда. При этом этот факт бил также и по самому Штрезману, родители Кете были еврейского происхождения. Наиболее сильна в Пруссии была правая националистическая оппозиция, в которой состояли многие высокопоставленные генералы. Действовала как легальная оппозиция так и террористические организации вроде организации "Консул", которые объявили Штрезмана одним из своих главным врагов. Особенно силен был террор в 1917-1918-ом годах, когда Канцлер пережил целый ряд покушений. Однако, после революции на юге Германии радикалы перестали столь ярко заострять внимание именно на Пруссии, хоть и продолжили террор в Бранденбурге.

Армия всегда бывшая одной из главных опор Пруссии была не лояльна Канцлеру, из всех высокопоставленных немецких военачальников в прусскую армию вступил лишь Рюдигер фон дер Гольц, который и занял пост Военного министра. Штрезман был вынужден в короткое время выращивать новое офицерство, лояльное идеи разделенной Германии. Экономически Штрезман, будучи человеком либеральных взглядов отказался от классического "прусского социализма", это пошло на пользу России, которая активно вывозила прусские производства в Россию, а также в Пруссии не последнюю роль играли различные российские предприятия, например Русско-прусский банк (нем. Preußisch-Russische Bank), основанный в 1918-ом году российскими и прусскими предпринимателями. Экономика Пруссии нещадно эксплуатировалась, ситуация в государстве была чрезвычайно тяжелой, после того как в 1919-ом году в Баварии и Австрии у власти окончательно закрепились коммунисты, националисты вновь начали массированный террор против "Берлинского правительства предателей". Ещё одной причиной, которая добавляла масла в огонь был террор который вело правительство Польши против немецкого населения, немцев с запада Польши массово выселяли в том числе в Пруссию, что приводило к тяжелейшему социальному положению германского населения. Из-за "переселенных лиц" создавались настоящие гетто в окрестностях Берлина и других крупных городов Пруссии. В 1921 и в 1926 годах произошли крупнейшие восстания прусской бедноты против русского господства, немецких землевладельцев и власти Штрезмана в целом. Восстание 1911-ого года привело к тому что Штрезман официально отменил выборы, назначенные на весну 1922-ого года. Жители массово уезжали из Пруссии либо в более благополучные германские государства, либо в Россию, либо вовсе в США. Уезжали в том числе как просто искатели лучшей жизни, так и выдающиеся ученые, мыслители. С годами в Пруссии ситуация лишь ухудшалась, режим в Польше приобретал все больше националистических и авторитарных черт, массовое бегство немцев в Пруссию стало нормой после открытия множества концентрационных, восстание бедноты 1926-ого и новое покушение националистов на Штрезмана в результате которого тот потерял правый окончательно добили Канцлера.

21 февраля 1927-ого года Штрезман в возрасте 48 лет покончил с собой, на фоне продолжающегося уже несколько лет перманентного стресса и тяжелейшей депрессии, Штрезман несколько раз пытался уйти в отставку, но это просто игнорировалось Санкт-Петербургом и Штрезман был вынужден сохранять свою должность. После смерти Штрезмана пост Канцлера занял его Вице-Канцлер Фридрих Мюллера, но пользуясь Царьградской войной военный министр дер Гольц произвел в стране полноценный переворот, арестовав 14 марта Мюллера и практически все правительство. Изначально, в России к этому событию отнеслись с опаской, но дер Гольц, понимая, что Пруссия не в состоянии противостоять России уже в первых числах апреля подтвердил, что будет полностью следовать раннему внешнеполитическому курсу. После гибели Штрезмана напряженность в прусском обществе несколько снизилась, дер Гольц создал в обществе уже полноценную военную диктатуру, отказался от либеральных средств в экономике и начал постепенное возвращение к "прусскому социализму", при этом сохраняя решающее влияние России на Прусскую экономику.

Действия военной хунты дер Гольца смогли несколько улучшить положение прусской экономики перед грядущей Великой Депрессией, но сразу после её начала стало понятно, что для спасения прусской экономики требуются куда более жесткие и радикальные меры. Новое восстание охватившее Бранденбург зимой 1929-ого года привела к тому что дер Гольц покинул пост Канцлера Пруссии, передав бразды правления Курту фон Шлейхеру, одному из самых популярных прусских военных, которые в годы правления Гольца исполнял функцию связи между хунтой и не военными политическими организациями. Шлейхер которого за левые экономические взгляды прозвали "Красным Куртом", Шлейхер стал Канцлером Прусской Республики, а руководить реформами направил правого социал-демократа Густава Носке.

Саксонское Королевство

В Саксонии российские власти поддержали решение сохранить в стране монархию, однако, Фридрих Август III был вынужден отречься от престола в пользу своего старшего сына Георга. Георг длительное время не желал становиться королем Саксонии, желая стать католическим священником, но в конечном итоге под давлением саксонской общественности, в том числе католической церкви. Георг был мирным и спокойным человеком и мало уделял вниманию управлению государством. Саксонские военные были куда менее многочисленны и менее радикальны нежели пруссаки, а потому сразу приняли новый строй. Первым Канцлером Саксонии стал один из старейших военных Германии - Макс фон Хаузен, успевший послужить ещё в старой Саконской армии, Хаузен был тяжело болен и поэтому государство контролировалось Россией, чуть ли на напрямую. Экономически давление на Саксонию было куда меньше, однако, это не мешало оппозиции в стране быть чрезвычайно сильной. Если в Пруссии основу оппозиции составляли ультраправые силы. После успешной революции в Баварии и Австрии произошла консолидация левых социал-демократов и коммунистов, которые начали активное сопротивление режиму установившемуся в Саксонии.

Экономическая ситуация в стране не была столь плачевной как в соседней Пруссии как и давление со стороны Антанты, но близость с Польшей, в которой продолжались преследования германского населения сделали свое дело, в Саксонии на протяжении всех 20-ых годов появлялись множество гетто, жители гетто, из-за действий польских националистов потерявших все, легко радикализировались и вступало в ряды оппозиции, в том числе коммунистической.

Рейнская Республика

Швабская Республика

Ганноверское Королевство

Свободный Город Гамбург

Южно-Германская Федерация

Польские территории

Чехословацкие территории

Пангерманистское движение

Объединение