ФЭНДОМ

«Даешь Союз по Романовски!» — альтернативный вариант развития событий с 1985 года. Многие политологи предполагают, что при определенных обстоятельствах, после смерти К.У.Черненко ко власти в СССР мог прийти Григорий Васильевич Романов. Как-же изменится мир, если Генеральным Секретарем компартии СССР станет не Михаил Горбачев, а Григорий Романов?

Развилка

Основная статья: Избрание Романова Генеральным секретарем

Поворотным моментом в истории стал пленум ЦК КПСС 1985 года, на котором генеральным секретарем ЦК, в обход Михаила Горбачева, избрали Григория Романова. Это произошло в связи с присутствием на пленуме политических союзников второго - Кунаева, Щербицкого, Тихонова и Гришина.

Таймлайн

Правление Григория Романова

1985 год

Гибель Черненко

Похороны советского руководителя - Константина Черненко, 1985 г.

10 марта — скончался Генеральный Секретарь ЦК КПСС и Председатель Президиума Верховного Совета СССР — Константин Устинович Черненко. Похороны Константина Устиновича состоялись в среду, 13 марта на Красной площади. С 11 по 13 марта в СССР был объявлен траур, в момент погребения были произведены орудийные залпы в Москве, в столицах союзных республик, в городах-героях, в крепости-герое Бресте и ещё в 10 крупнейших городах, на пять минут была приостановлена работа всех предприятий и организаций по всей территории Советского Союза. Председателем комиссии по похоронам Черненко был назначен Михаил Сергеевич Горбачев.

С вечера 10 марта, начался двухдневный мартовский пленум ЦК КПСС, на котором шесть из десяти членов Политбюро избрали новым Генеральным Секретарем - Григория Васильевича Романова. Впервые, руководителем правящей партии стал политик, не отвечающий за похороны предыдущего генсека.

6 апреля — после массовых беспорядков в Анголе, социалистический президент — Джафар Ниймери был свергнут, после чего к власти пришел главнокомандующий вооруженными силами генерал Абдель Рахман Свар аль-Дагаб. Распущены Национальное собрание и правящая партия Суданский социалистический союз.

11 апреля — после смерти многолетнего лидера Албании Энвера Ходжи, пленум ЦК Албанской Партии Труда утвердил его официального преемника Рамиза Алию на пост первого секретаря ЦК Албанской Партии Труда.

Со стороны СССР, в Албанию было отправлено письмо с соболезнованиями и стремлением поддержать Албанию «в столь тяжелые, для всех нас, дни». Рамиз Алия был приглашен в Москву с дипломатическим визитом.

23 апреля — был открыт Апрельский пленум ЦК КПСС. Андрей Громыко и Михаил Соломенцев выведены из Политбюро, после чего отправлены на пенсию. (Громыко в последствии, будет присуждена пенсия союзного значения). Министром Иностранных дел стал Владимир Щербицкий, а обязанности Председателя Комитета партийного контроля были переданы заведующему общим отделом КПСС, то есть Клавдию Боголюбову. Николай Рыжков, в свою очередь был переведен на работу в УССР, после чего, на должности заведующего Экономическим отделом ЦК КПСС, был заменен Борисом Пуго.

Владимир Щербицкий выступает

Выступление Владимира Щербицкого на Апрельском пленуме ЦК КПСС.

На пленуме было объявлено, что Романов будет продолжать жесткую линию Андропова по борьбе с тунеядством, ослабленную при Черненко. Впервые был поднят вопрос о недостатках экономической системы СССР, что не очень понравилось консервативному крылу КПСС, в лице Гришина, Тихонова, а также поддержавшему их Горбачева. Помимо этого, Владимир Щербицкий впервые зачитал доклад, об истощении государственного бюджета СССР. (Вероятно, именно шокирующие данные этого доклада, заставили ярого сторонника поддержки коммунизма по всему миру — Григория Романова, временно отказаться от спонсорства зарубежных компартий)

26 апреля — Варшавский Договор продлен на 20 лет. На встрече руководителей стран-участниц ОВД, Романов внес предложение о политических и экономических реформах внутри организации. Главным аргументом генерального секретаря стала проводимая, в течении многих лет, убыточная дотационная политика СССР в отношении стран соцблока. После короткой дискуссии, было решено назначить заседание ПКК (Политического консультативного комитета) на 1 июня 1985 года.

С 1 по 4 мая — визит Рамиза Алии в СССР. Первомайскую демонстрацию в Москве открывали два, неприятных друг-другу крыла КПСС. Со стороны консерваторов-реформаторов: Гришин и Горбачев, со стороны прагматиков-сталинистов: Романов и Пуго. Демонстрация прошла без инцидентов, а после торжественного приземления Рамиза Алии, прошел марш «албано-советской дружбы», с поднятыми советскими и албанскими флагами.

Рамиз Алия в 1985

Глава Албании - Рамиз Алия.

После демонстрации, для Алии была организована персональная экскурсионная программа по достопримечательностям Москвы, рассчитанная на три из четырех дней прибывания Рамиза Алии в СССР. В последний день визита, Романов и Алия все-таки встретились в Кремле, где обсудили вопросы установления дружеских албано-советских отношений.

В результате переговоров, были дипломатические отношения между двумя странами были полностью нормализованы, а албанский лидер пообещал вновь учредить Общество албано-советской дружбы, ликвидированное в 1961 году. Хоть разговоры о возвращении Албании в СЭВ и ОВД имели место быть, Алия с Романовым не смогли прийти к компромиссу.

Михаил Горбачев

Михаил Горбачев - главный соперник Г. Романова.

17 мая — было организовано заседание ЦК КПСС. Первым вопросом, поставленным на заседании, стал вопрос о снятии Михаила Горбачева с должности секретаря по идеологии. В ходе обсуждения, Романов твердо заявил о «ревизионистских взглядах» Горбачева, и был поддержан большинством партии. (Сторонники Горбачева не участвовали в заседании по причине отсутствия в столице). Вступившегося за Михаила Сергеевича, Гришина, Романов также обвинил в «ревизионизме» и снял со всех должностей. Незапланированно, членом Политбюро был избран Борис Пуго, с целью пополнения «поредевшей» партии. В свою очередь, кандидатами в члены, стали: главный редактор журнала «Коммунист» — Ричард Косолапов, секретарь Красноярского крайкома — Олег Шенин.

После чисток, был констатирован факт технологического отставания СССР от стран запада. Косолаповым, была, с изменениями, процитирована фраза И. Сталина —«Мы отстали от передовых стран на 10–20 лет. Нам вновь необходимо пробежать огромное расстояние в пять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

Также, была рассмотрена текущая ситуация в Афганистане. Все сошлись во мнении, что нынешняя политика СССР в отношении ДРА заведомо проигрышная. Это доказывает опыт с 1979 по 1985 года, когда огромные средства бессмысленно направлялись в Афганистан, для поддержки огромного военного контингента.

После признания советской политики ошибочной, Политбюро поставило вопрос о пересмотре способов победить в Афганской войне. Были согласованы вывод советских войск с территории ДРА, но при этом, активная моральная и материальная поддержка правительственных сил. Возникло предположение, что при таком раскладе, удастся подорвать военный дух исламских сил. «Вот оккупант покинет территорию – они наконец задумаются, стоит-ли воевать!». Также, Политбюро сделало возможным факт сотрудничества правительства ДРА с определенными исламскими группировками, путем небольших уступков или подкупа. Но, понятно, что нынешний Афганский лидер крайне категоричен и некомпетентен, из-за чего СССР тайно взял на себя обязательство инициировать отставку руководителя ДРА – Бабрака Кармаля, с последующей заменой на более «гибкую» кандидатуру.

Помимо этого, стало понятно, что афганскую оппозицию необходимо ослаблять любыми способами. Политбюро пришло к выводу, что необходимо переключить внимание Пакистанских правительств с Афганистана, на внутренние проблемы. Было решено взять под свой контроль подрывную деятельность на территории Пакистана. В перспективе, договориться с Индией на совместное расшатывание ситуации в ИРП.

29 мая — Романов распорядился прекратить глушение албанского «радио Тирана». Официальная советская пропаганда отныне называла Албанию — союзническим государством.

ОВД

Страны-участницы Организации Варшавского Договора в 1985 году.

1 июня — Заседание ПКК ОВД. Со стороны СССР в заседании участвовал Владимир Щербицкий. На заседании был рассмотрен вопрос о прекращении Советским Союзом экономического контроля над странами соцблока. Владимир Щербицкий обосновал инициативу СССР возможным развитием экономического кризиса в стране. Руководители социалистических государств встретили данное предложение с непониманием, на что Щербицкий заявил, "Страны Варшавского Договора имеют право сами выбирать свой путь", при этом дал понять, что отойти от принципов марксизма СССР не позволит. Это вызвало еще большее несогласие среди глав государств. В результате дискуссии, Советский Союз и страны ОВД пришли к компромиссу и подписали неофициальную декларацию «О прекращении экономического контроля СССР над странами ОВД». В ней констатировалось:

  • Прекращение СССР строительства на территориях стран ОВД, на собственные средства.
  • Прекращение бескорыстного выделение средств СССР на развитие экономик стран ОВД.
  • Продолжение деятельности контингента Варшавских союзных войск на территории ОВД.
  • Разрешение странам ОВД на проведение любых экономических реформ.
  • Сохранение, странами ОВД, идеологии марксизма, как ведущей политической силой.
  • Сохранение участия стран соцблока, в СЭВ, а также в ОВД.
  • Проведение странами ОВД независимой внешней политики в рамках данной декларации. При отходе от документа, СССР имеет право силой изменить политический курс страны.
  • Приоритет как СССР, так и стран ОВД на торговлю друг с другом, нежели с иными государствами.

После заседания, практически в каждом государстве-участнике соцблока были проведены масштабные реформы. Чехословакия, Венгрия и Польша пошли по пути внедрения рыночных связей. ГДР и Румыния по усилению диктатуры, на подобии «сталинской». Болгария сохранила действующий режим, проводя в дальнейшем реформы, на подобии советских.

2 июня — в ангольском городе Джамба, находящемся под контролем УНИТА во главе с Жонасом Савимби, проходит международная конференция партизан-антикоммунистов. УНИТА, никарагуанские контрас, афганские моджахеды и лаосские повстанцы-хмонги учреждают "Демократический интернационал", призванный бороться с социалистическими идеями по всему миру. США дали понять, что будут поддерживать данную организацию.

15 июня — в связи с решением Политбюро, Верховный Совет принял положение «об урегулировании Афганского Кризиса». В документе констатировался постепенный вывод советских войск из Афганистана, при сохранении экономической и материальной поддержки. Это событие – положило конец «Эпохе развитого социализма Брежнева» и начало веку Григория Романова.

18 июня — телевизионная речь Григория Романова, посвященная внешней ситуации в мире, в частности агрессии американского президента Рональда Рейгана. Романов призвал людей вставать на защиту своей родины, давая отпор «ненасытному американскому президенту». В конце выступления, Романов обратился напрямую к руководителю Соединенных Штатов: «Уважаемый товарищ Рональд, вы называете Советский Союз злом, параллельно спонсируя кровопролитие по всему миру. Эти поступки, вы оправдываете нашим «тоталитарным, кровавым, коммунистическим режимом», но вы посетите СССР. Прогуляйтесь по советским улицам и спросите прохожих «Как им живется в Советском Союзе?» Будьте уверены, никто не пожалуется вам на недостаток заработной платы или на бедность. Наш народ уважает свою родину! Да, у нас есть недостатки, есть огромные минусы, провалы и ошибки нашего руководства – Политбюро, но повторюсь «ни один человек, не пожалуется вам на плохую жизнь в СССР! Своими-же действиями, поддержкой античеловечных режимов вы доказываете, что американский империализм – это не демократия и свобода, это вечная война, вечное кровопролитие и вечная смерть! Прошу, остановитесь пока не поздно. Наконец откройте глаза!».

В речи также, критике подвергся «Брежневский социализм с человеческим лицом», обвиненный в догматизме и отходе от принципов марксизма-ленинизма. Была констатирована деградация партийной верхушки, отсутствие механизмов смены власти. Романов пообещал исправить все ошибки советских руководителей прошлого, провозгласив курс на построение «Нового Социализма» не сильно отличавшегося от прошлого, но имеющего особенности: периодическое омоложение госаппарата, усиленная борьба с коррупцией, рост разнообразия национальных товаров за счет внедрения автоматизации, компьютеризации.

16 июля — была создана Команда Экономического Подъема при КГБ СССР, во главе с Косолаповым. Основной целью создания команды, стала подготовка к обновлению идеи автоматизации экономики — ОГАС, а также последующее ее внедрение. В состав команды были включены выдающиеся научные деятели 60-х, 70-х годов.

17 июля — было проведено заседание Политбюро. На нем из кандидатов, в члены Политбюро были переведены Ричард Косолапов и Олег Шенин. Виталий Воротников наоборот был переведен на второстепенную должность в РСФСР, путем голосования в Политбюро.

На заседании, в очередной раз, была обсуждена внешняя политика СССР. Романов объявил, что урегулирование внешней политики, за прошедшие 5 месяцев, проходит удачно. Генеральный секретарь впервые полностью озвучил свой план по преобразованию политики:

  1. Вывод войск из Афганистана. Последующий раскол моджахедов и переговоры с умеренной оппозицией.
  2. Урегулирование отношений с Албанией, Кубой, Югославией и Китаем.
  3. Бездотационная политика в отношении стран ОВД. Прекращение тотального контроля.
  4. Сокращение и ограничение расходов на поддержку зарубежных государств.

Выполнить последний пункт, Романов призвал на месте. В ходе обсуждения, тайно, был составлен список государств, которых «есть смысл снабжать средствами». В список вошли 7 государств в числе: Монголии, Ливии, КНДР, Афганистана, Ирака, Сирии, Кубы. Для остальных просоветских государств, политика снабжения переставала действовать.

17 июля — Государственный переворот в Уганде, отстранён от должности социалистический президент страны Милтон Оботе. Власть перешла к руководителю «Армии Национального Освобождения Уганды» — генералу Тито Окелло. Уганда, под давлением США, начала проводить проамериканскую политику.

Учебник по информатике

Учебник по информатике в СССР.

1 августа — Верховый Совет СССР принял директиву о внедрении «Системы бонусов и поощрений на производственных предприятиях», стремящуюся повысить стремление рабочих к повышению производительности труда. Директива стала первым документом, разработанным КЭП, что позволило участникам команды укрепить свои позиции. Немного позже, изменениям подвергнется структура команды. Из подчинения Комитета Госбезопасности, КЭП перейдет в подчинение Политбюро ЦК КПСС.

1 сентября — информатика становится обязательным предметом в курсе общеобразовательных школ Советского Союза. Предмет получил название "Основы информатики и вычислительной техники". 

12 сентября — В апреле 1985 года, была сформирована тайная Политическая Полиция по Делу Черненко, возникшая в связи с подозрениями Генерального Секретаря о намеренном убийстве прошлого руководителя КПСС. Без ведома ГРУ, КГБ и МВД, намеренно отвлеченных, в то время, борьбой консерваторов, реформаторов и сталинистов в Политбюро, ППДЧ, поддерживаемой Романовым, был установлен факт убийства Константина Черненко, путем отключения мужчины от аппаратов жизнеобеспечения. По делу Черненко, были арестованы Чебриков, Горбачев, Чазов, Алиев, а также некоторые их сторонники. (Громыко также арестовали, но позже он был оправдан). Горбачев, обвиненный также в отходе от принципов ленинизма и коррупции, как инициатор убийства, был приговорен к расстрелу. Соучастники преступления были приговорены к разным срокам.

Филипп Бобков

Филипп Бобков - председатель КГБ с 1985 года.

ППДЧ была расформирована, а ее лидер — Филипп Бобков занял пост руководителя КГБ, после чего в структуре начались масштабные чистки. (Немного позже, Бобков был включен в состав Политбюро ЦК КПСС). В народе, начали ходить слухи, что «Для чисток все и сделано…». На тему нового поколения репрессий, по союзным республикам уже начали расходиться анекдоты.

9 сентября — США объявляют о введении частичных экономических санкций против ЮАР, в связи с расизмом в действующим южноафриканском режиме — Апартеиде.

16 сентября — в Китае 10 членов Политбюро и 64 члена Центрального Комитета коммунистической партии уходят в отставку, чтобы освободить места для более молодых руководителей.

На ближайшем съезде КПСС, Романов возьмет систему смены власти в Китае, как «эталон» для советского общества. Он пообещает обновлять партаппарат «как можно чаще», на что члены КПСС отреагируют крайне одобрительно. (К этому времени, Романов практически полностью обновил Центральный Комитет на «своих» людей — идейных, твердых коммунистов)

22 сентября — по инициативе Генерального Секретаря ЦК КПСС, была начата подготовка к масштабной компании заимствования западных технологий. Помимо новой торговой программы «Ресурсы за технологии» для западных стран, руководством КГБ была разработана новейшая операция кражи американских разработок в различных сферах. Для ее исполнения, были задействованы все советские шпионы в ЦРУ и США в целом. Руководить операцией вызвались Ричард Косолапов, председатель КЭП, призванной «разработать» украденные технологии, и Филипп Бобков, председатель КГБ, совместно.

25 сентября — состоялся сентябрьский пленум ЦК КПСС. В пленуме также принимали участие представители КЭП. На основе их наработок, была спланирована массивная компания, по повышению цен на алкоголь. Программа была развернута в следующем виде: продажа алкоголя разрешалась не с двух часов, а с девяти утра; но цены на спиртное, в течении сентября-октября, повышались вдвое, при этом старые сорта были заменены новыми, более дорогими, созданными путем замены этикеток, но с одновременным распространением слухов, что это якобы экспортные сорта более высокого качества.

Пропаганду здорового образа жизни, в свою очередь, не свернули, а планомерно увеличивали и повсеместно распространяли. Так, постепенно в города внедрялись «зоны трезвости», где спиртное не продавалось и не употреблялось. В газетах, статьи о вреде алкоголизма стали публиковаться чаще. Было создано советское «Общество Трезвости», куда массово приглашали профсоюзы, творческие объединения и различные общественные организации.

Дружба СССР и КНР

Плакат советско-китайской дружбы времен Сталина. Именно этот плакат, будет перерисован на современный лад, в результате всесоюзного конкурса на лучший рисунок.

10 октября — состоялась встреча советской и китайской делегаций в Пекине. Инициатором встречи стал Советский Союз, после того как Владимир Щербицкий был направлен в КНР, с запиской от руководителя Политбюро КПСС. Основную мысль записки можно охарактеризовать цитатой из нее: «Из-за глупости придурка Хрущева, мы разрушили мощнейший в мире союз!» В Пекине, Щербицкий получил положительный ответ китайского руководства, после чего вернулся в Москву. 

Встреча прошла в благоприятной обстановке. Григорий Романов и Дэн Сяопин обсудили напряженные между государствами отношения. Китай, хоть и встал на рыночные рельсы, в отношении СССР продолжал курс Мао Цзэдуна, агитируя против последствий XX съезда КПСС. Этой позиции придерживался и советский генсек, что позволило руководителям стран прийти к консенсусу. Хоть формально, на встрече не было подписано никаких политических или экономических договоров, советско-китайские отношения действительно нормализовались.

Итак, за 1985 год, обстановка в мире значительно изменилась. Новый советский генсек, полностью заложил основу для своего дальнейшего правления, во всех структурах СССР были начаты масштабные чистки. Усилиями нового руководства, Советский Союз продолжает увеличивать доходы в госбюджет. Кровопролитная Афганская война постепенно переходит на новый этап, уже без прямого советского вмешательства. Страны соцлагеря, погрязшие в кризисах, осознали необходимость реформ и уже начали закладывать под них почву. США, после прихода к власти в СССР бескомпромиссного политика, продолжили активную антикоммунистическую политику, поддерживая восстания в странах третьего мира: в Анголе и Уганде были свергнуты социалистические режимы. На разработку СОИ, Соединенные Штаты продолжают стабильно увеличивать расходы. Экономика Китая растет, а отношения как с США, так и с СССР крепнут, что подогревает раскол в КПК. Информатика также развивается, некоторые уже кличут будущий 21 век – веком информационным. Похоже, Холодная Война вновь возвращается к напряженности времен «Карибского Кризиса»