ФЭНДОМ

Как известно, основным соперником Москвы за право объединения земель Северо-Восточной Руси была Тверь. В декабре 1317 г. произошла Бортеневская битва, в которой войско князя Михаила Ярославича Тверского (тогда Великого князя Владимирского) разбило объединённую рать князя Юрия Даниловича Московского и ордынского темника Кавгадыя. В ходе этой же битвы тверичи пленили жену Юрия и сестру хана Узбека Кончаку, которая вскоре умерла при невыясненных обстоятельствах. В следующем году обоих князей вызвали в ханскую ставку. Юрий прибыл быстрее и сумел убедить своего тестя, чтобы тот казнил его соперника (который позднее был канонизирован как святой), после чего великокняжеский престол отошёл к Юрию и "переехал" из Твери в Москву. А что было бы, если б Михаил успел приехать в Сарай раньше Юрия и убедить хана в своей невиновности?

Другое решение Узбека

Михаил Ярославич прибыл в Сарай в ноябре 1318 г. на несколько дней раньше Юрия Даниловича. В результате ему в ходе долгого разбора удалось убедить "царя Узбека", что тверичи сделали всё возможное, чтобы уберечь Кончаку, однако она умерла из-за тяжёлой болезни, и ей ничем не могли помочь. Когда Юрий приехал в ставку, он стал обвинять тверского князя в смерти жены, но эти обвинения выглядели голословными. В результате хан после долгих раздумий принял решение оставить великокняжеский престол за Тверью, но передал ярлык на него 18-летнему сыну Михаила - Дмитрию. Сам Михаил мог теперь быть только советником своего сына. Юрий же оставался лишь московским князем, из-за чего его злоба по отношению к Твери только усилилась.

В 1319 г. Михаил и Юрий вернулись на Русь. Задача сбора дани теперь лежала на юном Дмитрии Михайловиче. Он надеялся на помощь со стороны отца, однако уже в мае 1319 Михаил Ярославич умер при невыясненных обстоятельствах. До сих пор среди историков нет единого мнения, что это было: одни считают, что он был отравлен людьми Узбека, так до конца и не поверившего в его непричастность к смерти Кончаки, другие утверждают, что убийство организовал Юрий, желавший ослабить главного соперника. Как бы то ни было, но данное обстоятельство сильно осложнило и так напряжённые отношения между Тверью и Москвой, и оба княжества пытались привлечь на свою сторону Узбека.

В 1322 г. Дмитрий заключает договор с Новгородом, по которому город признавал тверского князя и обязывался не принимать сторонников Москвы. В ответ Юрий обвинил Дмитрия в том, что Тверь не отправила в Орду московскую дань (что отчасти являлось правдой), и оба князя снова отправились разбираться к Узбеку. Дмитрий же предъявил Юрию обвинение, что он отравил его отца, указав на неких "московских людей", пойманных в Твери вскоре после смерти Михаила. Разгневанный Узбек передал ярлык на княжение Москве, но не Юрию, которого было приказано убить (одним из мотивов и сейчас считается, что Узбек не видел Юрия как сильного правителя и держал на него сильную обиду), а его младшему брату Ивану.