ФЭНДОМ

Тибет
Государство Тибет
Флаг тибет Герб Тибета
Тибет
Год основания: 1913
Столица: Лхаса
Языки  
  Государственный тибетский
  Другие
Форма правления: теократическая монархия
Глава государства: Далай-лама
Глава правительства: премьер-министр
Государственная религия: тибетский буддизм
Другие религии:
Территория: ок. 1 200 000 км²
Население 9 500 000 чел.
Денежная единица: Шранг
Интернациональный автомобильный код
ТВ IVR oval
Тибет (тиб. བོད་, Вайли bod) — государство в Центральной Азии, на территории Тибетского нагорья. Граничит с Китаем, Индией, Бутаном и Непалом.

История

Начиная с монгольской империи Юань, между императорами в Пекине и Тибетом, который был и является мощным религиозным центром, сложились отношения охранителя и наставника в вере. После ввода китайских войск и амбаней в начале XVIII века, Империя Цин установила контроль над Тибетом. В XIX веке власть империи в регионе стала ослабевать с ослаблением самой империи, но Тибет по-прежнему оставался зависимым от неё.

В 1911 г. в Китае произошла Синьхайская революция и была провозглашена республика. В том же году провозгласила свою независимость Внешняя Монголия.

11 января 1913 г. посланник Далай-ламы Агван Доржиев, и. о. министра иностранных дел Монголии лама Равдан и другие уполномоченные лица подписали Монголо-тибетский договор о дружбе, в котором страны признавали независимости друг друга. Правительство Китая не признало этот договор.

23 января 1913 г.  Далай-лама XIII вернулся во дворец Потала в качестве признанного лидера Тибета. Там он издал Декларацию независимости, в которой говорилось, что на протяжении всей истории Китай и Тибет сотрудничали на основе отношений покровителя и священника, и что отношения Тибета и Китая не основываются на подчинении одного другому. В ней тибетцы назывались независимой нацией, которой предстоит трудиться для защиты своей независимой страны.

Под давлением Великобритании, новое китайское правительство в марте 1913 г. было вынужденно принять участие в переговорах с властями Тибета.  Но из-за отказа Китая признавать предложеные британцами границы преговоры провалились и независимость Тибета повисла в воздухе.

20-30 гг. были отмечены непрерывной борьбой сторонников реформ и консерваторов,  особенно обострившаяся со смертью Далай-ламы XIII 17 декабря 1933 г. и закончившаяся победой консервативного большинства элиты Лхасы в лице высшего духовенства и сохраненим традиционных порядков.

Избранный регентом  24-летний лама Джампэл Еше, настоятель монастыря Радэн не желал чтобы перерожденец был связан с лхасской аристократией, поэтому в 1937 г. делегация лам для поиска нового Далай-ламы была отправлена в район Амдо, в котором находился монастырь Радэн. Делегация обнаружила мальчика из крестьянской семьи Лхамо Дондуба, который по всем признака являлся перерождением Далай-ламы XIII. В то время территория Тибета, на которой нашли мальчика, была под властью Китая и для вывоза мальчика требовалось разрешение китайского губернатора, которое удалось получить только в 1939 г., заплатив за него в общей сложности 300 тысяч китайских долларов.

22 февраля 1940 г. в зале Всех Добродете­лей Сансары и Нирваны во дворце Потала прошла церемония интронизации нового Далай-ламы.

7 июля 1937 г. между Японской империей и Китайской республикой началась война, которая со временем стала частью Второй мировой войны. Во время войны тибетские власти придерживались нейтралитета, а территория Тибета почти не была вовлечена в военные действий.

В начале 1941 года новым регентом при малолетнем Далай-ламе стал Нгаван Сунрабон, настоятель монастыря Тактра, расположенного недалеко от Лхасы.

В апреле 1942 г. японские войска, оккупировавшие Бирму, заблокировали стратегически важную Бирманскую дорогу, соединяющую Китай с внешним миром, тем самым сделав невозможным транспортировку вооружений из Индии в Китай. Тогда в Тибет была отправлена союзническая военно-дипломатическая миссия во главе с  представителем президента Рузвельта капитаном Б.Доланом, которой удалось , в обмен на признание независимости и поставки вооружения, добится от тибетских властей разрешения на транспортировку грузов через территорию государства, что значительно облегчило снабжение китайской армии.

В послевоенные годы ситуация в Тибете оставалась нестабильной. Недовольство духовенства вызывала политика регента, который собирал недоимки с монастырей, открыл светскую школу с обучением английскому и русскому языкам и т. д. Лидером оппозиции стал бывший регент Джампэл Еше, а центрами — монастырь Радэн и дацан Дже. Внутренняя ситуация накалилась до предела к началу 1947 г., когда регент получил посылку из Кама с ручной гранатой внутри. В рузультате последовавших за этим, жестких действий правительства, силы консерваторов были разгромлены,а  позиции регента Нгавана Сунрабона укрепились и вокруг него стали объединятся сторонники независимости Тибета.

В 1946 г. в Тибете, по решению ООН, был проведен плебисцит по вопросу о независимости, на котором сторонники национального суверенитета одержали победу. Китайская республика была вынуждена признать результаты референдума.

17 ноября 1950 г., по решению Цогду, регент был отстранён и вся власть перешла в руки Далай-ламы XIV, которому на тот момент было  15 лет . Он освободил из тюрем всех  политических заключенных и объявил о провидении широких политических реформ.

В 1959 г. принята первая конституция Тибета, проведена реформа центрального и местного управления, аграрная реформа, при помощи иностранных специалистов разведаны и начали  разрабатываться  значительные запасы полезных ископаемых (каменный уголь, нефть, калийные руды и многие редкоземельные элементы). В 1969 г. в Лхасе открылся Тибетский университет.