ФЭНДОМ

Тихоокеанская война
Сражение флота
Сражение у берегов провинции Ислей
Дата

28 декабря 1836 - 8 ноября 1839 года

Место

Южная Америка

Причина

Опасения Чили о нарушение Конфедерации регионального баланса

Итог

победа Конфедерации Перу и Боливии

Изменения

---

Противники
800px-Flag of the Peru-Bolivian Confederation.svg Конфедерации Перу и Боливии Чили Чили

Перуанские сепаратисты Перуанские сепаратисты

Командующие
800px-Flag of the Peru-Bolivian Confederation.svg Андрес де Санта Крус

800px-Flag of the Peru-Bolivian Confederation.svg Игнасио де Сатида

Чили Мануэль Бланко Энкалада

Чили Роберт Унитроп Симпсон
Перуанские сепаратисты Августин Гамарра

Силы сторон
неизвестно неизвестно
Потери
неизвестно неизвестно

Тихоокеанская война - война Чили против Конфедерации Перу и Боливии в 1836-1839 годах.

Предпосылки

В 1836 году президент Боливии, Андреас де Санта-Круз провозглашает объединение Боливии, республик Северного и Южного Перу в единое государство. Эти действия де Санта-Круза встречают смешанную реакцию населения: часть жителей Южного Перу приветствует подобное решение (надеясь на экономическое процветание объединенного региона), но население Северного Перу настроено критически и опасается утраты национального суверенитета. Многие влиятельные политики Северного Перу, недовольные идеей Конфедерации, бегут в Чили.

Отношения Конфедерации с соседями оставляют между тем желать лучшего. Отношения президента де Санта-Круза с Чили непрерывно ухудшаются из-за «тарифной войны» между странами. Ситуация становится окончательно плохой, когда бывший президент Чили, Раймондо Фиерре, при поддержке Конфедерации пытается устроить военный переворот.

Чили отвечает на эти действия рейдом против Кальяо в августе 1936 года, надеясь захватить (без объявления войны) стоящие там конфедеративные корабли. Благодаря бдительности капитана корвета «Перувиана» Игнасио де Сатида, нападение отражено, и чилийская бригантина «Аквиллес» становится трофеем конфедеративного флота. Президент де Санта-Круз обращает внимание на талантливого офицера, и продвигает его в командование флотом.

Пытаясь избежать конфликта с Чили, Андреас де Санта-Круз начинает мирные переговоры (которые, однако, быстро заходят в тупик). Одновременно, он прилагает большие усилия к повышению боеспособности армии и флота. Несмотря на хронические финансовые проблемы, ему удается повысить жалование моряков и обеспечить лояльность личного состава, а также заменить ряд старших офицеров из Северного Перу - южанами и боливийцами (более лояльными к Конфедерации).

28 декабря 1836 года Чили объявляет войну Конфедерации.

Боевые действия

Объявляя войну Конфедерации, Чили находилось не в лучшем положении. Режим де Санта-Круз был международно признан и пользовался поддержкой Британии, Франции и России. Союзники же Чили, Эквадор и Аргентина, заняли выжидательную позицию, между ними и Чили существовали сильные противоречия. С другой стороны, Чили могло рассчитывать на помощь сепаратистов в Северном Перу.

Однако, поначалу военные действия развивались довольно вяло. Лишь в сентябре 1837 года, Чили направило экспедицию под командованием адмирала Бланко Энкалады для захвата Арекипы. Адмирал ошибочно рассчитывал на поддержку со стороны местных недовольных режимом Санта-Круза, и пока он тянул время и вел бесполезные переговоры, его армия (ослабленная болезнями и дефицитом продовольствия) была окружена внезапно подошедшими войсками Санта-Круза. В результате, Чили было вынуждено подписать соглашение с Конфедерацией 17 ноября, которое предусматривало вывод чилийских войск с территории страны и восстановление торговых отношений. Неудача экспедиции вызвала грандиозный скандал в Чили.

Подписание соглашения с Конфедерацией вызвало волну недовольства в Чили. В итоге, чилийское правительство решило расторгнуть соглашение, и продолжить боевые действия.

12 января 1838 года, эскадрон чилийских кораблей был перехвачен у берегов провинции Ислей конфедеративным флотом, под командованием повышенного до адмирала Игнасио де Сатида. Полтора года тренировок, учений и адекватного финансирования (весьма дорого обошедшегося тощей казне Конфедерации) дали свой результат: чилийский эскадрон был разбит, фрегат «Монтегуадо» сдался конфедератам а корвет «Либертад» сгорел вскоре после боя. Сражение произвело критический эффект. Чилийский флот утратил возможность вести боевые действия на море, что в условиях региона играло решающую роль.

Тем не менее, летом 1838 года, чилийская армия попыталась вторгнуться в Перу, и, опираясь на поддержку северных сепаратистов, глубоко продвинулась по территории страны. Однако, отсутствие всякой возможности снабжаться по морю, привело в итоге к исчерпанию чилийских сил: хотя им удалось отбросить конфедеративные гарнизоны и даже взять Лиму в осаду, в итоге чилийская армия была окружена и разбита. Критическую роль сыграла быстрая переброска 2000 боливийских солдат по морю, проведенная конфедеративным флотом.

По инициативе протектора Санта-Круза, в начале 1839 года, конфедеративный флот приступил к блокаде побережья Чили. Несколько попыток чилийцев снять блокаду в итоге не увенчались успехом. Хотя Чили по-прежнему могло ввозить товары и необходимые материалы через границу с Аргентиной, морская блокада существенно сказалась на экономике страны, подрывая ее способность вести войну и (в свете прежних поражений) на поддержке войны населением.

Хотя потенциально блокада Чили могла испортить отношения Конфедерации с Великобританией, протектор пошел на этот риск, понимая зависимость Чили от морской торговли. Чтобы компенсировать возможные негативные эффекты, де Санта-Круз официально поручился возместить убытки английских торговцев, понесенные за время блокады. Это декларативное намерение в определенной степени способствовало итоговому разрешению конфликта.

Летом 1839 года, частично решив ситуацию на севере страны, протектор де Санта-Круз вторгся в Чили с 8000-ой армией. Наземное вторжение было поддержано высадками десантов с моря для блокирования ключевых оборонительных позиций и нарушения коммуникаций между частями страны. Хотя конфедеративная армия понесла серьезные потери от болезней и действий чилийских партизан, она, тем не менее, сумела нанести поражение деморализованной чилийской армии и отбросить ее вплоть до Сантьяго. Планировавшаяся осада города была снята по настоянию Великобритании, которая предложила обеим сторонам посреднические услуги в установлении мирного договора.

Итог

8 ноября 1839 года, окончательный мирный договор был подписан в Буэнос-Айресе при посредничестве Англии и Франции. Согласно договору, между обеими сторонами провозглашался мир на десять лет; конфедеративные войска выводились с территории Чили, и Чили обязывалось возместить Конфедерации военные издержки в обмен на отказ последней от аннексии чилийской территории. Большую часть этой суммы удалось списать путем взаимных соглашений о компенсации долгов Конфедерации: однако, Санта-Круз сумел оформить свои обязательства по компенсациям иностранным купцам как «военные издержки», что в итоге привело к значительному увеличению суммы выплат.