Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История
Третья Силезская война
Красивая каритнка
Время 7 апреля 1754 — 13 марта 1760
Место Европа, Новый Свет, Ост-Индия
Итоги Победа австро-британского блока
Причина Англо-французское соперничество, претензии Пруссии на всю Силезию
Участники
Флаг Франции Франция
Флаг Испании 1701-1760 Испания
Флаг Пруссии 1750 Пруссия
Флаг Османской Империи Османская империя

Флаг Моголов Империя Великих Моголов

Великобритания Великобритания
Флаг Священной Римской Империи Священная Римская империя
Флаг Габсбургов Австрия
Курфюршество Саксония Саксония
Курфюршество Бавария Бавария
Флаг Ганновера 1692 Ганновер
Другие государства Германии
Флаг Российской империи 1 Россия (с 1757)

Третья Силезская война - крупный военный конфликт XVIII века, один из самых масштабных конфликтов Нового времени. Третья Силезская шла как в Европе, так и за океаном: в Северной Америке, в странах Карибского бассейна, в Индии, на Филиппинах. В войне приняли участие все европейские великие державы того времени, а также большинство средних и мелких государств Европы и даже некоторые индейские племена. Войну считают колониальной, так как в ней столкнулись колониальные интересы Великобритании, Франции, Португалии и Испании, а также первой окопной — из-за применения в войне большого количества редутов и других быстровозводимых укреплений — и первой артиллерийской войной: число пушек в ней с 1754 года — 2 на 1000 штыков, с 1756 года — 3—4 пушки на 1000 штыков и 5—6 пушек в 1760 году.

Основное противостояние в Европе происходило между Австрией и Пруссией из-за Силезии, потерянной Австрией в предыдущих Силезских войнахЮ к которым и отсылает название. В Канаде известна  как «Завоевательная война» (англ. The War of the Conquest) и в Индии как «Третья Карнатикская война» (англ. The Third Carnatic War). Североамериканский театр войны называют Франко-индейской войной.

Свое обозначение война получила в 1780-х годах, до того о ней говорили как о «недавней войне»

Предыстория[]

Любимчик Семена

Далеко не все были довольны итогами войны за Австрийское наследство. Фридрих II Прусский, получивший по миру в Дрездене Нижнюю Силезию, вовсе не хотел останавливаться на этом, в то время как Австрия хотела вернуть свои владения в этом регионе. Однако очевидно, что для полного осуществления своих амбиций Фридриху необходимо было разорвать союз между Россией и Австрией или, по крайней мере, отвлечь Россию от европейского фронта. Послы Фридриха усердно работали как в самой России, так и в соседних странах - в Шведском королевстве, где король Карл XIII был большим поклонником прусского визави и в Османской империи, чьи крымские вассалы жаждали реванша за опустошительную войну 1735-39 годов. Кроме того, он надеялся начать переговоры с Англией, с помощью которой считал возможным оторвать Россию от союза с Австрией.

Со своей стороны Австрия также предпринимала усилия по политической изоляции Пруссии. В 1749 году граф Кауниц, глава австрийской делегации в Ахене и будущий канцлер, выразил идею о большой выгоде франко-австрийского союза, но так и не смог добиться своей цели - французы все еще не готовы были идти на сближение с Веной и в 1753 году Кауниц был вынужден вернуться из Франции ни с чем. Таким образом, несмотря на очевидную невыгодность союзов, сохранившихся со времен войны за Испанское наследство (1700-1714), они все еще продолжили свое существование. Неизвестно, сколько бы продлилось такое положение без дальнейших событий, однако с осени 1753 года началась война между Россией и Турцией, причиной которой было в том числе и французское подстрекательство. Быть может, большая осторожность сумела бы отвратить конфликт, однако Петр II, человек довольно эмоциональный, жаждал реванша за прежнюю русско-турецкую войну и легко довел дело до конфликта.

Фридрих решил, что его звездный час настал и в декабре 1753 года подтвердил все договоренности с французским правительством, тайно начав подготовку к выступлению против Австрии. 7 апреля 1754 года его войска пересекли австрийскую границу, двинувшись на Верхнюю Силезию.

Ход войны[]

Европейский театр войны[]

Удару подверглась далеко не только австрийская Силезия: в тот же день прусские войска вторглись в Саксонию, разгромив саксонские войска под Пирной (10 апреля). Курфюрст бежал, а саксонские солдаты были взяты в плен и зачислены в армию противника. Саксония имела большое значение для Фридриха как богатая и

Несмотря на то, что в рамках франко-прусского союза было бы разумно двинуть армию из Саксонии на запад, в Ганновер, Фридрих не спешил туда, сосредоточивши все силы на австрийском фронте. Сначала ему и его союзникам способствовала удача: австрийская армия разгромлена при Бреслау (31 июня), а оставшиеся силы - осаждены в Праге. В июне после инцидента у Грейт-Медоуз к войне подключились французы - армия под командованием Луи де Эстре оккупировала Австрийские Нидерланды, в то время как герцог Ришелье выдвинулся на Ганновер, захватив его к сентябрю.

Битва при чем-нибудь, но тут пруссаки

После Колина

Но вскоре положение изменилось: в январе 1755 года у города Колин, неподалеку от Праги, австрийское войско под командованием фельдмаршала Дауна разгромило пруссаков. Фридрих был вынужден спешно отступать в Силезию, для сбора новых войск. В тоже время Даун развернул армию против вступивших на территорию Чехии французских войск Эстре и 15 апреля разгромил их у Пильзена, совершенно рассеяв вражеские войска. Гарнизоны пруссаков все еще занимали города северной Моравии, которую освободили лишь к концу 1755 года. Несмотря на удачные действия при Хохкирхе (5 июля) и Бреслау (3 августа), австрийцы не стремились наступать далее в Силезию, опасаясь флангового удара французов. Впрочем, последние оказались крайне бесполезными союзниками для пруссаков: в октябре 1755 года французский отряд был разгромлен баварцами при Зульцбахе.

Активизировались противники в Италии: испанские и неаполитанские войска вторглись в принадлежащую германскому императору Тоскану, легко ее заняв и двинувшись на Миланское герцогство. Австрийские войска Лаудона, выдвинувшиеся в ноябре 1754 года, разгромили противника у Гвасталлы, очистив к середине 1755 года Тоскану от испанских войск. Попытки испанских войск взять реванш остаются неудачными вплоть до конца войны, поскольку основное внимание испанцев было сосредоточено на морской войне с британцами.

В ноябре 1755 года в войну на суше решили вступить и британцы, до того ограничивавшиеся лишь субсидиями австрийцам и их союзникам. В мае 1756 года в Нидерландах высадилась 30-тысячная английская армия под командованием сына короля Георга, Уильяма Камберлендского. Вскоре эта армия выдвинулась на юг, в занятую французами Бельгию, разгромив французскую армию у Намюра, после чего последних ждал в Нидерландах лишь ряд унизительных поражений, после которых к началу 1757 года территория австрийских Нидерландов была очищена от противника.

В 1756 году начался новый этап прусской кампании - Фридрих во главе 40-тысячной армии в апреле вновь вторгся в Богемии, встретившись с войсками Дауна близ городка Мельник к северо-западу от Праги. В ходе крайне ожесточенного боя Фридриху удалось разгромить противника, однако потери его были столь велики, что продолжать эту войну он не мог. Кроме того, от агентов в Петербурге приходили тревожные известия о том, что Россия готова вмешаться в войну в ближайшее время, что вынуждало Фридриха держать 20-тысячную группировку войск в Восточной Пруссии.

Опять переименовываем

Битва при Инстербурге

Информация подтвердилась и в январе 1757 года Россия объявила войну Прусскому королевству. Сделано это было после субсидий австрийской стороны и договора с ней о поддержке территориальных претензий в отношении Турции. 30-ти тысячный корпус в Лифляндии 15 июня вступил на землю Восточной Пруссии. Для Фридриха вновь появилась угроза войны на два фронта. Войска под командованием самого императора и Виллема Фермора разгромили прусскую армию у Инстербурга (14 июля), к концу года быстро заняв всю Восточную Пруссию. Положение Фридриха становилось критическим, а спасти его могло лишь только чудо.

Чудом этим могли быть нескоординированные действия союзников: русский император, осознавая ненадежность Вены, стремился закрепить за собой приобретение Восточной Пруссии и потому промедлил, принимая присягу местных жителей. Кроме того, российская армия нуждалась в пополнениях, а потому переступила польскую границу лишь в августе 1758 года. В этот же момент Фридрих, еще удерживавший Силезию и Саксонию, выступил против наступавших австрийцев, предупредив их попытки вернуть под свой контроль Бреслау и долину Одера. Австрийцам благоприятствовала слабость французских войск и их отвлеченность на боевые действия в Нидерландах, что позволило сосредоточить внимание Вены на Пруссии.

Армия фельдмаршала Дауна, продвигаясь на север, встретилась с войсками Фридриха у Лигница, где 20 августа и произошло самое ожесточенное сражение за всю войну. После целой серии маневров прусская армия была разгромлена, а Фридрих потерял около 14 000 солдат. По сути исчерпав мобилизационный потенциал своей страны, прусский король вынужден был отступить из Силезии в Саксонию, где начал собирать армию из военнопленных, надеясь успеть разгромить вторгающихся с востока русских, которые в конце октября, несмотря на погодные условия, вторглись в Померанию и осадили Кольберг.

Торгау-Лигниц

После Лигницкой битвы

Кольберг был сильнейшей крепостью прусской Померании и не собирался так просто сдаваться, в связи с чем его осада с суши и с моря длилась около года. С последними резервами, оставшимися у Фридриха, он выступил против русских войск, подошедших 7 декабря к Франкфурту-на-Одере, где надеялись соединиться с австрийцами и двинуться на Берлин. Дабы выиграть войну и сберечь свою страну, Фридриху нужно было разгромить русских, после чего уже истощенная и вынужденная воевать на два фронта Австрия пошла бы на мир.

Сражение, произошедшее 10 декабря у Франкфурта, также было одним из знаковых моментов войны. Только переправившийся на западный берег российский корпус столкнулся с атакой прусских войск, но, несмотря на неразбериху в начале, российская армия благодаря перевесу в численности смогла обеспечить исход сражения в свою пользу. Фридрих бежал с поля боя и путь на Берлин был открыт. Таким образом, к весне 1759 года положение Пруссии стало критическим. Генрих, брат Фридриха, смог на время отстоять завоеванную Саксонию, но 13 февраля русская армия заняла Берлин, а австрийцы, собрав новую армию, двинулись на Саксонию. Французский корпус, отправленный на помощь истощенному союзнику, был разгромлен при Хамме англо-австрийским войском. Кроме того, в 1759 году был заключен окончательный мир России с Турцией и Франция осталась одна. Несмотря на новые стычки в Бельгии и Германии, к 1760 году война прекратилась окончательно.

Североамериканский театр войны[]

Грейт-Медоуз

Разгром французов при Грейт-Медоуз

В Северной Америке также шла активная кампания - здесь соревновались за территории Франция и Англия. Началом войны послужила стычка у Грейт-Медоуз, где 10 июня с французским отрядом встретились солдаты Джорджа Вашингтона. Стычка положила начало официальной войне, но поначалу она шла неважно - у форта Дюкен в 1754 британский экспедиционный корпус, вторгнувшийся было в Восточную Луизиану, потерпел поражение. При поддержке своих индейских союзников французы даже попытались было проникнуть в долину Гудзона, однако потерпели поражение.

1756 год стал началом конца Новой Франции - в июне этого года англичане отправили большую армию в Америку, захватив канадский порт Луисбург, силы же с суши год спустя осадили и взяли Квебек, несмотря на мужественное сопротивление гарнизона. Хоть какой-либо реванш французов оказался невозможен после разгрома французского флота у берегов Бретани и Англия на некоторое время стала основной державой континента.

В Америках Британия столкнулась далеко не только с французами - в 1758 году британский флот атаковал испанскую Гавану и после трех месяцев осады оной захватить город. В то же время не повезло и губернатору Ямайки, в 1757 году атаковавшему было Панаму. Кроме того, боевые действия шли и на островах Вест-Индии - в 1756 году была захвачена французские острова Мартиника и Доминика. На этом война в Северной Америке была в целом исчерпана.

Азиатский театр войны[]

Колонии европейцев в индии

Европейские колонии в Индии

Боевые действия коснулись и Индии, где кампания шла далеко не так просто. На 1754 год владетелем Французской Индии все еще оставался Жозеф-Франсуа Дюплекс - крайне активный политик и интриган, надеявшийся окончательно изгнать англичан из Индии. Прознав о начале войны, уже в августе 1754 года он вторгся в Ориссу, прогнав оттуда англичан. Также французы осадили Мадрас, который после неспешной осады взяли к январю следующего года. Таким образом, Дюплекс стал хозяином всего берега Бенгальского моря до собственно Бенгалии. В обмен британцы, пользовавшиеся поддержкой бенгальского Алаверди-хана, взяли и разрушили французский Чанданнагар до основания.

Роберт Клайв, служащий Ост-Индской компании, собственно и взявший Чанданнагар, решил было выступить на юг, дабы освободить Ориссу и Мадрас, а по возможности и вовсе вытеснить французов из Индии. В битве при Ангуле (9 января 1756 год) Клайв разгромил войско Дюплекса, вынудив его отступить на юг, однако был вынужден быстро отступить - оказалось, что новый наваб Бенгалии Сирадж-ад-Даула восстал против англичан, захватил их форты и совершенно перебил британские гарнизоны. Клайв вынужден был спешно отступать на север, дабы навязать мир непокорному правителю, что отвлекло его от французских владений вплоть до конца года.

Положение Дюплекса было также довольно шатким - ему с большим трудом хватало денег на все эти предприятия, а метрополия почти не помогала ему. Лишь в январе 1757 года в Пондишерри прибыла французская эскадра с 1200 солдатами на борту.

Разобравшись с навабом, Клайв вновь выступил против французов и 17 августа 1757 года разгромил французскую армию в горах Сиркарах к югу от Ориссы. Престарелый Дюплекс погиб в этой битве и сопротивление французов окончательно ослабло - к 1759 году капитулировал Пондишерри, а в начале 1760 года - Мадрас. Таким образом, все французские владения в Индии были потеряны.

Итоги войны[]

Заключенный 13 марта 1760 года договор в Париже окончательно урегулировал все спорные вопросы между государствами. Россия получала Восточную Пруссию, Австрия - Силезию. Англичане получили практически все французские колонии в Индии и Северной Америке. Тем не менее, эта война имела далеко не только территориальные последствия.

Франция, продемонстрировавшая крайнюю слабость в эту войну, оказалась перед лицом всех своих внутренних проблем и король Людовик XV был вынужден начать хоть какие-то реформы, дабы улучшить положение дел страны. Кроме того, такая Франция вынуждена была сильно сократить активность во внешней политике, вернувшись в нее лишь в 1776 году и поддержав американских повстанцев. Также явным пострадавшим от войны была Пруссия, лишившаяся своих ключевых регионов и на время оказавшаяся заключенной в пределах Бранденбурга. Фридрих, король Прусский, не пережил этого позорного разгрома и скончался в 1764 году.

Наибольшими выгодополучателями оказались Австрия и Британия. Австрия вернула себе не только Силезию, но и титул сильнейшей центральноевропейской державы, Британия же получила североамериканские колонии и гегемонию за пределами Европы. Усиление обоих государств заставило противников на время объединится и даже Россия, чаще поддерживавшая австрийцев, теперь начала проводить свою собственную политическую линию.

Advertisement