Туркестанское восстание
Original1.jpg
Киргизские повстанцы
Дата

1900-1901

Место

Туркестан

Причина

Мобилизация местного населения, принудительная массовая реквизиция (за бесценок) скота у местного населения на нужды фронта. Повышение налогов. Нежелание коренного мусульманского населения участвовать в тыловых работах, нищета, сильное влияние разведслужб Британии, Турции и Германии, антироссийская политика коренных элит, вытеснение коренного населения переселенцами

Итог

Разгром повстанцев, массовый исход тюркского населения в китайские земли

Противники
TsardomOfRussia.svg Российская Империя

540px-Bandera de Khiva 1917-1920.svg.pngХивинское Ханство

Green.jpg Киргизско-казахские повстанцы

400px-Flag of the Emirate of Bukhara.svg.png Бухарский Эмират

540px-Bandera de Khiva 1917-1920.svg.pngХивинские повстанцы

При поддержке

Flag of the United Kingdom.pngВеликобритании

1280px-Flag of the German Confederation (war).svg.png Германской Империи

Osman.png Османской Империи

Командующие
TsardomOfRussia.svg Михаил Александрович Фольбаум

TsardomOfRussia.svg 400px-Flag of the Emirate of Bukhara.svg.png Мир Хайдар Мирбадалев

540px-Bandera de Khiva 1917-1920.svg.png Асфандияр-хан

Green.jpg Али-Бей Джангильдин

Green.jpg Исохон Ширинхужаев

400px-Flag of the Emirate of Bukhara.svg.png Сеид-Абдул-Ахад-хан

540px-Bandera de Khiva 1917-1920.svg.pngДжунаид-хан

Силы сторон
неизвестно неизвестно
Потери
неизвестно неизвестно

Туркестанское восстание 1900-1901 года — вооружённое выступление коренного мусульманского населения среднеазиатских владений Российской империи против центральной власти, вызванное трудовой мобилизацией и осложнённое межэтническим насилием.

Непосредственным толчком к началу восстания стал указ о мобилизацию и привлечении на тыловые работы в прифронтовых районах мужского населения в возрасте от 19 до 43 лет включительно. Недовольство восставших также было обусловлено отъёмом правительством земель и передача её в собственность русским переселенцам, нищетой, стычками с вооружёнными отрядами казаков и новыми переселенцами, насильственной реквизицей (за бесценок) скота у коренного населения. Оно также подогревалось религиозным и политическим экстремизмом со стороны некоторых представителей духовенства.

Восстание началось 24 сентября 1901 года в Ходженте Самаркандской области (ныне Худжанд, Таджикистан). Но оно охватило всё же не все среднеазиатские владения Российской империи с более чем 10-миллионным многонациональным населением. Например, текинцы в Закаспийской области дали рабочих для тыла русской армии. 17 октября 1916 года в Туркестанском военном округе было объявлено военное положение. Восстание началось стихийно и развивалось неорганизованно, без единого руководства, тем не менее его подавление заняло длительное время.

Согласно современным российским историкам, в организации восстания приняли участие турецкие, германские и особенно британские спецслужбы, тесно сотрудничавщие с религиозными и политическими лидерами из местного населения.

Предыстория

После окончания Гражданской войны в России, император "Петр III" (Емельян Пугачев) перенес свою столицу в Симбирск, что вкупе с расширением прав купечества (как волжского, так и купечества в целом) дало толчок для развития Поволжья, Урала и Западной Сибири и открывало путь к освоению Туркестана. Уже при Петре IV, полузависимые от России Младший и Средний жузы к началу 19 века были превращены в полностью покорных вассалов, начато их освоение яицкими и сибирскими казаками при частичном участии так же некоторых казаков других войск (Донское, Волжское и т.д), а в 1804 году они были официально присоединены к России, что привело к очень жестокому казахскому восстанию. Казаки в ответ на него устроили резню, что привело к уходу некоторых казахских семей на земли Старшего Жуза или вообще на земли, где проживали узбеки и другие народы. Оставшиеся на исконных землях казахи, а после аннексии Старшего Жуза еще и ушедшие серьезно ухудшили свое отношение. Через некоторое время, был покорен и остальной Туркестан. К 1900 году, в Туркестанском и Степном генерал-губернаторстве накопились много социальных, земельных и межэтнических противоречий вызванных переселением русских переселенцев, начавшиеся еще в 19 веке. Волне переселения предшествовали ряд земельных и законодательных реформ. Все обострила начавшаяся Первая Мировая Война. Британские войска, дислоцированные в Афганистане устроили несколько рейдов на Туркестан, и хотя они были отбиты, но превратили Туркестан в горячую точку. Это привело к массовой мобилизации коренного населения в русскую армию, а так же к ужесточению экономического гнета. Тем более, на связь с недовольными элементами вышли разведки Британской и Османской Империй.

Ход восстания

Непосредственным поводом для начала восстания стало решение парламента от 20 августа 1900 года о «реквизиции инородцев» в возрасте от 19 до 43 лет включительно, на тыловые работы в прифронтовых районах первой мировой войны, а затем указ императора Михаила II от 12 сентября 1900 года о мобилизации населения Туркестана (включая представителей разных национальностей и религий). Недовольство людей подогревало несправедливое распределение земли, а также призывы мусульманских лидеров к священной войне против «гяуров»-русских. Волнения начались 24 сентября 1900 года в Ходженте, где произошло столкновение полиции и толпы сартов, требовавшей уничтожения списков мобилизованных. По официальным данным уже в октябре 1900 г. в Самаркандской области произошло 25 выступлений, в Сырдарьинской — 20 и в Ферганской — 86.

К 11 августа конные отряды киргизских мятежников нарушили телеграфную связь между Степным (город на месте реальной Алма-Аты/Верного), Бишкеком, Ташкентом и европейской Россией. Волна межэтнического насилия захлестнула Семиречье. Банды дунган безжалостно вырезали мирные русские села Иваницкое и Кольцовка в окрестностях Святомихайловска.

Восставшие жгли мирные деревни русских переселенцев, казаков, рабочих. Оставшиеся без мужчин (которые были на фронте), те не смогли организовать сопротивления. В начале восстания погибла значительная часть переселенческого населения — в основном, женщины, старики и дети. В телеграмме военному министру от 16 октября туркестанский генерал-губернатор и командующий войсками Туркестанского военного округа Михаил Александрович Фольбаум сообщал: "В одном Святомихайловском уезде в имущественном отношении пострадало 6024 семейства русских поселенцев, из коих большинство потеряло всю движимость. Пропало без вести и убито 3478 человек.

В ряде мест, особенно в Ферганской долине, восстанием руководили дервиши-проповедники, призывающие к газавату. Очевидец восстания И.Ахмедов рассказывал (октябрь 1900 года), что лозунгами у повстанцев были:

Долой белого царя и русских! Не бойтесь! Если будете убитыми, станете шахидами, то есть жертвами во имя ислама, если убьете — то будете газы — героями! Бейте русских, сделаем мусульманабад — мусульманский мир! Убьем русских и создадим мусульманское государство!

Одним из первых объявил о начале «священной войны» против «неверных» Касым-Ходжа, имам главной мечети селения Заамин,

Повстанцы ведут суд

провозглашённый «Зааминским беком». Он организовал убийство местного пристава Соболева, после чего назначил «министров» и объявил поход на станции Обручево и Урсатьевскую. По дороге его отряд убивал всех попадавшихся на пути русских. Особые волнения произошли и в Ташкенте, который оказался охвачен стихийным восстанием. Там оно так же сопровождалось убийствами русских и грабежами. Особой проблемой стало то, что восстали не просто плохо вооруженные иррегуляры, а мобилизованные полки, состоящие из местного населения.

Отряд бухарских повстанцев

Одновременно, повстанцев неожиданно поддержал бухарский эмир Сеид-Абдул-Ахад-хан, получивший уверения в поддержке со стороны британцев, которые обещали ему куда большую свободу под своим протекторатом. И пусть уже через несколько дней, Мир Хайдар Мирбадалев, первый узбекский офицер русской армии, свергает его, возведя на престол его сына Сейид-Алим-хана, а так же заявляя о поддержке России в войне, но его не поддержали многие жители Эмирата. В итоге, русские войска и сторонники нового Эмира с трудом наводят порядок лишь к декабрю 1900 года.

Тем временем, восстание перекинулось на Хивинское ханство - против "предателей и лицемеров", возглавляемых Асфандияр-ханом. Лидером восставших стал Мухаммед-Курбан, прозванный Джунаид-ханом. Повстанцы в столице Ханства уничтожали не только русских колонистов, но и местных чиновников, которых обвиняли в подыгрывании кафирам. Впрочем, бежавший из столицы хан, собрал в свою поддержку лояльные войска, а так же взял с собой отряд казаков, что позволило ему удержать часть территории.

Генерал-губернатор Степного края Николай Сухомлинов отсрочил призыв местного населения в армию и на на тыловые работы на

Отряд повстанцев

неопределенный срок, однако это не остановило восстание в крае. Не помогли и призывы лидеров местного движения «Алаш» к населению не оказывать сопротивления, чтобы уберечь безоружный народ от жестоких репрессий. Эти лидеры местного населения неоднократно пытались убедить администрацию не спешить с мобилизацией, провести подготовительные мероприятия, а также требовали обеспечить свободу совести, «правильную постановку просветительного дела», организовать обучение кыргызских и казахских детей на родном языке с созданием для них интернатов и пансионатов, учредить местные газеты. В то же время ряд радикальных представителей кыргызской и казахской интеллигенции решительно призывали народ к вооружённому сопротивлению.

Подавление

Картина А.П.Фомина "1901 год"

Против восставших были направлены карательные войска численностью около 30 тысяч человек с пулемётами и артиллерией. Вспомогательную роль играли местные казачьи и поселенческие ополчения, которые были неплохо вооружены. Уже в конце зимы восстание было подавлено в Самаркандской, Сырдарьинской, Ферганской и ряде других областей, а в январе-феврале 1901 года было подавлено восстание в Семиречье, а отряды Асфандияр-хана взяли Хиву, во время штурма которой погиб Джунаид-хан. Последние остатки сопротивления были подавлены в конце марта 1901 года в Закаспийской области.

При подавлении восстания нередки были случаи самосуда, в том числе совершённые населением, которое жестоко пострадало от восставших. За убийство своих родителей, жён и детей ополченцы порой мстили невиновным в тех зверствах людям или уже пленным. Приказом туркестанского генерал-губернатора при всех карательных отрядах и во всех уездных городах были созданы военно-полевые суды, которые выносили смертные приговоры. Кроме того, из Ташкента было принудительно выселено практически все коренное население (кроме лояльной части местной элиты).

Последствия

Боязнь подвергнуться репрессиям и мести за участие в восстании стала одной из причин «чон уркун» («большого исхода») — массового бегства казахов и киргизов в Китай. Оно продолжалось приблизительно вплоть до 1912 года и сильно облегчило русификацию наиболее благоприятных для ведения хозяйства частей Средней Азии. По решению консерваторов, было решено закрыть Ташкент для значительной части среднеазиатского населения. После Первой Мировой Войны и победы левых на выборах, этот закон попытался отменить Владимир Ульянов, однако ему это не дала сделать весьма сильная правая оппозиция. Отменен запрет был лишь после победы на выборах Долинина, однако все-равно вернувшиеся город среднеазиаты не стали большинством. Именно это привело к тому, что Семиречье и Ташкент остались в составе России после деколонизации.

Отдельные консервативные круги предлагали пойти дальше и ликвидировать Бухарский Эмират и Хивинское Ханство как "рассадник излишней вольности", так же подмечая, что часть их элиты поддержала восстание Джунаид-хана. Однако, правительство понимало, что это приведет лишь к еще большей эскалации конфликта и при репрессиях против имевших отношение к восстанию не пострадали те представители протекторатов, кто не участвовал в антироссийской деятельности. Кроме того, действие Асфандияр-хана, Сейид-Алим-хана и Мир Хайдара Мирбадалева наоборот были восприняты как знак лояльности части среднеазиатского населения русским властям. Уже после Второй мировой, незадолго до деколонизации, жесткость подавления восстания привела к усилению туркестанских сепаратистов, а после распада уже Туркестана привело к установлению там прогерманских и проамериканских антироссийских правительств. Кстати, очень крупное переселение казахского и киргизского населения на территорию Империи Цин, а именно Синцзяна привело к серьезным последствиям для региона: Синцзян захлестнули толпы людей, не имеющих за собой почти никакой собственности, но имеющих оружие, что привело к сбиванию одних из них в банды, вызвав недовольство местного населения постоянными грабежами (и неспособностью китайского правительства защитить свои земли), а других, особенно религиозных фанатиков и пантюркистов наоборот заставило примкнуть к уйгурскому освободительному движению против "неверных". Оба этих фактора привели к успеху освободительной борьбы Уйгурстана.