ФЭНДОМ

Франко—турецкая война
16531
Дата

1 ноября 1812—13 февраля 1813

Место

Северная Африка, Балканский полуостров

Причина

Желание Наполеона создать Ромейскую Империю

Итог

Победа коалиции

Изменения

Османская Империя превращалась в Ромейскую Империю
Франция получала Алжир, Тунис и Ливию
Сербия, Босния и Герцоговина отошли Австрии

Противники
Flag of France.svg Французская Империя
Flag of Russia.svg Российская империя
Австрийская Империя
Рейнский союз
Османская Империя
Командующие
Flag of France.svg Наполеон I
Flag of France.svg Мишель Ней
Франц II
Карл Шварценберг
Flag of Russia.svg Пётр Витгенштейн
Жером Бонапарт
Махмуд II
Силы сторон
до 250.000:
  • 200.000 — Европейский ТВД
  • 50.000 — Африканский ТВД
до 400.000:
  • 300.000 — Европейский ТВД
  • 100.000 — Африканский ТВД
Потери
неизвестно неизвестно

Повод к войне и силы сторон

Франция и союзники

Наполеон давно обдумывал план реставрации Ромейской Империи вместо Турции, которая была слишком большой, и поглощала слишком много ресурсов. Император Франции хотел иметь более надежного союзника на Востоке, чем Россия и Австрия. Поэтому он решил воссоздать Ромею, правителем которой был назначен его брат Жозеф, правитель воюющей Испании. Кроме того, Наполеон хотел отобрать у Турции в пользу Франции Алжир, Тунис и Ливию, как плацдармы в Африку.

После победы над Россией в июне 1812 Франция стала Европейским гегемоном. Уцелевшие ветераны Восточного похода передавали навыки новому поколению, армия Наполеона стала самой сильной в мире. Он мог без проблем собрать элитную стотысячную армию. И солдаты, зная, что их видет непобедимый полководец, были готовы идти за ним куда угодно.

Австрия потеряла весь свой престиж давно, ещё после Ваграма, а поражение от Тормасова только ухудшило ситуацию. Теперь Франц II решил отыграться, заодно присоединив ещё несколько кусочков к "лоскутной" монарзии Габсбургов, а именно - Сербию и Боснию с Герцоговиной. 

Рейнский Союз (а точнее Вестфалия и её король Жозеф) только объявили войну Турции, но на деле не сражались с ней. Ни один вестфалец не погиб в Турции

Россия была вынуждена окупать свое зависимое положение деятельным участием в войне против Османов. Но Сперанский задумал очень дерзкий ход - в результате войны присоединить восточное Средиземноморье и Бессарабию к России. Он понимал, что это очень трудно, но также знал, что сделать это необходимо. Российская армия, несмотря на поражение в июне, осталась уважаемой силой. Из её ветеранов был сформирован семидесяти пяти тысячная армия под руководством Витгенштейна. 

Турция

Турция меньше всего хотела воевать. Реформы султана Махмуда только начали сказываться на жизни страны положительно. Османская Империя только начала преодолевать разрыв между собой и Европой. Но Наполеон не намеревался давать Османам время.

Армия Турции до сих пор состояла из янычар. Хотя Селим успел начать Низам-и-Джедид, что позволило создать более-менее регулярные силы, превосходство Европейской Коалиции было бесспорным, особенно в материально-технической части. 

Все надежды султан возлагал на моральный дух своих солдат. Он начал активно повышать его с помощью полковых имамов, требуя от тех готовить солдат к самопожертвованию во имя Аллаха. 

Планы сторон конфликта

Франции и союзников

План Наполеона был прост. Пока ещё не началась лютая болгарская зима, он хотел выйти в Македонию и Фракию. Одновременно с наступлением в Европе, экспедиция Нея должна была взять под контроль Африканские владения Османской Империи. План Наполеона строился на одном "если" - он был выполним, только если все генералы союзников будут делать то, что император Франции приказывает. 

План Франции 

Наполеон сосредоточил лучших ветеранов в Хорватии, на границе с Турцией. Его план строился на быстроте боев и переходов: всего лишь месяц он отводил себе на выход в Македонию. У его генералов вызывали опасения две вещи: то, что в Сараево стояла большая армия турок и то, что восточный фланг похода будет прикрывать Шварценберг, которого били все. Но сам Наполеон I смотрел на вещи более оптимистично. 

Маршал Ней, командовавший экспедиционным корпусом, должен был захватить все побережье Туниса и Ливии, отрезав Алжир от метрополии. Помочь ему должны были агенты в диванах местных наместников - они сделали все возможное, чтобы разложить и их, и их армии. 

План Австрии

Франц II рассчитывал получить от Наполеона Сербию и Боснию с Герцоговиной. Поэтому император Австрии требовал от Шварценберга максимально быстрых и решительных действий. По общему плану Шварценберг должен был взять Белград, после чего медленно и осторожно двигаться на Ниш. Но в этот план внес свои коррективы Габсбург - он уменьшил время на осаду и поход, требуя от генерала как можно скорее прибыть под Ниш. 

План России

Так как война 1806 - 1812 закончилась для России по сути ничем, Сперанский планировал отыграться в этой кампании. Но для реализации плана Витгенштейну и русской армии требовалось пройти очень большие расстояния и сразиться с половиной всей турецкой армии. Знал ли это канцлер? Разумеется знал. Но другого шанса вернуть русской армии потерянный в июне престиж не было. 

План Турции

Махумд II рассчитывал максимально растянуть войну, он даже допускал возможность пожертвовать армиями на границах, чтобы за зиму успеть подготовить Низам-и-Джидид к бою. Учитывая, что до лютой зимы оставался только месяц, план был очень даже хорош. 

Наступление французов, русских и австрийцев

1 ноября - 14 декабря

1 ноября началась Франко-турецкая война; против Османов вышли Франция, Россия, Рейнский Союз и Австрия.Войска Наполеона перешли границу в Боснии, Шварценберг начал осаду Белграда, а Витгенштейн пересек Днестр. В то же время Ней высадился под Тунисом, развивая наступление внутрь пустыни.

15 ноября Наполеон сходу занимает Сараево, за два часа уничтожив ополчение Боснии. Через одиннадцать дней Шварценберг взял Белград.И, нарушив прямой приказ императора Франции, пошёл на Пирот, вместо Митровицы. 

1 декабря Витгенштейн берет Кишинев, закончив оккупацию Бессарабии. После победы там, русская армия идёт вперед, на Измаил. Угнетаемое турками местное население с радостью помогает русской армии.

Девятого декабря было знаменательным днем. С одной стороны, турецкая армия в Триполитании сдалась на милость Нея после семидневной голодовки. Теперь маршалу были открыты пути в Ливию, а оттуда недалеко и до Египта.

Но за несколько сотен километров от Африки, под Нишем Шварценберг столкнулся с армией султана Махмуда. Решив выслужиться перед императорами, австрийский полководец повел войска в атаку. Битва под Нишем длилась полдня, по итогам которого войска Австрии потерпели сокрушительное поражение. Впереди солдат бежал незадачливый полководец Шварценберг.