ФЭНДОМ

Французская республика
Flag of France Герб-французской-респуб-ики-45683608
Год основания: 1792
Официальный язык: Французский
Форма правления: Консульская республика
Главы государства: См. Список Консулов Французской республики
Столица: Париж
Религия: Светское государство
Площадь: 655 000 км²
Население: 40 млн чел.
Валюта: Франк
ФранцияТМ1812
Французская республика, также Революционная Франция или просто Франция, - государство в Западной Европе, омываемое с севера и запада Атлантическом океаном - Бискайским заливом с запада и заливом Ла-Манш с севера, и Средиземном морем с юга.

Французская республика была создана в 1792 году Законодательным собранием в ходе Великой Французской Революции после казни короля Людовика XVI.

Крупнейшие города - Париж, Лион, Марсель, Барселона, Тулуза, Лилль, Брюссель, Бордо

Государственное устройство

Французская республика считается унитарным государством с республиканской формой правления. На данный момент действует принятая в 1798 году Конституция Моро, или Прериальская Конституция

Главой государства является Консул Французской республики, избираемый на 10 лет. Консул имеет достаточно широкие полномочия, слабо ограниченные Законодательным собранием, из-за чего режим Моро и его преемников часто историками характеризуется как диктаторский. Консул является гарантом Конституции республики, имеет право распустить и собрать Законодательное собрание, является фактическим главой правительства.

Правительство Французской республики, или Исполнительный корпус Французской республики, является высшим исполнительным органом власти. Министры французского правительства на деле отчитываются напрямую лидеру государства - консулу. Существует Председатель Исполнительного совета, являющийся обычно министром внутренних дел. Однако его полномочия сильно ограничены, фактически этот титул носит лишь символический характер.

Высшим законодательным органов Франции является ее Законодательное собрание - двухпалатный парламент. Нижняя его палата - Совет пятисот - разрабатывает резолюции, которые становились после утверждения в Совете старейшин законами. Совет пятисот состоит из 500 депутатов, ежегодно Совет обновляется по третям. Выборы в Совет пятисот происходят по департаментам при условиях тайных выборов. Верхняя палата Законодательного собрания - Совет старейшин. Как понятно из названия, избираются в него депутаты, достигшие возраста в 40 лет (в отличии от 30 лет в нижней палате). Совет старейшин утверждает резолюции из нижней палаты.

Французская республика по административному делению делится на департаменты - главные административные единицы страны. Всего их - 102.

Список консулов Франции

Портрет Имя Правление
ЖанВикторМоро(РФ) Виктор Моро
(1763—1816)
25 мая 1804 3 сентября 1816
Карно Лазар Карно
(1753—1823)
3 сентября 1816 2 августа 1823
Сульт Николя Сульт
(1769—18..)
15 сентября 1823 ... 18..

Первые годы Республики

Канзь Людоука

Казнь короля Франции Людовика XVI

После свержения монархии была принята Конституция Французской республики 1792 года, в страна перешла к форме правления парламентской республики. Власть в государстве получил Национальный конвент - высший законодательный орган Франции. При этом свержение монархии и общая нестабильность в стране привели к восстаниям роялистов в Вандее и Бретани и федералистов на юге страны.

31 мая 1793 года происходит якобинское восстание против власти жирондистов в республике. Монтаньяры приняли государство со множеством проблем, политическая обстановка сильно накалялась, а усугублялось все военными неудачами. Из проблем правительство выходило массовыми репрессиями и казнями. Также на государственной верхушке происходила борьба фракций между дантонистами и радикальными эбертистами. 24 марта и 5 апреля первые и им сочувствующие были казнены на гильотинах. Репрессии в этот промежуток времени были названы "Террором".

Термидорианский переворот

Термидорианский переворот

К тому времени большую власть в стране получил некогда символ революции Робеспьер. Во время политической борьбы в государстве против него и его сторонников объединилась коалиция депутатов Конвента и политиков, находившихся в опасности казни, к ним также примкнула. 27 июля 1795 года (9 Термидора) случается Термидорианский переворот, результатом которого стал разгон правительства, убийство главных его членов, в т. ч. и Робеспьера и Сен-Жюста, а также функционеров Парижской коммуны.

Взяв власть в свои руки, термидорианский Конвент проводил политику, названную позже как "термидорианская (контрреволюционная) реакция", то есть политика после Термидора радикально отличалась от якобинской. К этому времени происходят попытки централизации власти в руках нового правительства. 22 августа была принята новая Конституция, по которой выборы в Законодательный корпус возымели большой ценз, а вся исполнительная власть была передана в руки пяти директоров - Директории. 3-5 октября реакцией на захват власти термидорианцами в Париже происходит Бунт 13 вандемьера.

Бунт 13 вандемьера оказался огромной опасностью для директории, так как примкнули к восставшим не только жаждущие реванша, но не пользовавшиеся народной поддержкой роялисты, но и многие левые и демократические силы. Восставшие охватили почти все секции Парижа, но возглавивший против них гвардию Мюрат ценой огромных потерь сумел отбить основные силы бунта. Весь Париж был облит кровью восставших и солдат, но стычки продолжались еще несколько дней, пока все восставшие не были убиты или пойманы. Бунт был подавлен с огромной жестокостью.

Во время правление Директории продолжается война I коалиции, в которой успехи Франции сменились ужасающими поражениями. Во время Итальянской кампании войска Франции были наголову разбиты, после чего они были вынуждены были отступить частично к Генуэзской ривьере, частично в Альпы. Крах кампании привел к ослаблению боевых действий на всех фронтах и еще большему недовольству Директорией. Война кончилась Миром в Карпо-Формио, по которому Франция лишилась почти всех завоеванных ранее территорий в Италии.

Правление Виктора Моро

Кризис 1798 года

После окончания Война I коалиции внутренний упадок государства не останавливался. Экономический кризис в стране, усиливавшейся из-за огромных масштабов коррупции, в том числе и на высших государственных постах, и разложения бюрократии, эффективность которой была крайне низка. Также в стране наблюдалось общее недовольство, вызванное недавней войной, а точнее крахом французской армии в Италии. Из армии продолжалось дезертирство и в мирное время, а нахождение новых рекрутов оказалось для государства непосильной задачей. Все это, а также и недовольство самим фактом нахождения Директории у власти всех политических сил республики и ее населения, привело к политическому кризису 1798 года.

В этих условиях желающие свержения власти Директории получили большие возможности для реализации своих планов. Противники у Директории нашлись прямо внутри ее самой, так называемые "реформисты" во главе с Сийесом и Дюко вошли в сговор с самым популярным в армии генералом Франции - Жаном Виктором Моро. С его помощью заговорщики планировали совершить государственный переворот с целью свержения власти директории и установки новой власти.

Переворот Пятого Прериаля

18 брюмера

5 Прериаля

25 мая 1798 года переворот, вошедший в историю как Переворот 5 Прериаля был осуществлен. Войсками под командованием Моро были разогнаны Совет пятисот и Совет старейшин, Сийес и Дюко подали в отставку и то же был заставлен сделать и Баррас. После разгона пойманными депутатами были подписаны декреты, давшие триумвирату Моро-Сийес-Дюко титулы консулов, имевших всю полноту власти до начала действия новой конституции.

После осуществления переворота Моро со своим положением "куклы" в руках Дюко и Сийеса мириться не хотел. Имея в своем распоряжении силу армии, Первый консул пошел на получение всей власти в стране, что он сделал, написав новую конституцию и отвергнув проекты Сийеса. В новом Основном законе вся исполнительная власть была сосредоточена в руках Консула Республики, хотя гражданам были возвращены многие демократические свободы, отнятые у них термидорианцами. Новая конституция устроила большинство населения Франции, как и сама личность популярного, молодого и харизматичного генерала, взявшего в руки власть ради наведения в стране порядка и возвратившего "истинные" революционные и демократические ценности.

Морооо

Виктор Моро - консул Французской республики

Серьезной реакции на случившийся переворот почти не произошло, особенно учитывая поддержку нового консула большей частью населения. По выражению Адольфа Тьера, будущего главы Франции, Моро смог стать "повелителем умеренных и смирителем радикалов", что точно отображает первые годы его власти. Сразу за получением титула Первого консула Виктор Моро откатывает непопулярные законы термидорианцев, что дало ему большей поддержки на первых этапах. Так были осуждены и отменены части Конституции III года, посвященные имущественному цензу (хотя демократических выборов консула Моро после получения власти не провел, а выборы в новый Законодательный корпус были сильно контролируемы).

Внешняя политика

К приходу Моро власти кризис в отношениях Франции со всей Европой усиливался. Директория вела по отношению к Австрии и Британии недружественную политику, пытаясь провести авантюрные предприятия на границах первой и объявив торговую блокаду (впрочем не очень эффективную) второй. Попятиться из сложившегося положения назад новый правитель возможности не имел, и единственное, что ему оставалось, было приготовлением к новой, неизбежной войне.

Вторая Революционная война

Французские солдаты-0

Французские солдаты после парада в Париже

Подготовка к новой войне началась сражу же с вступлением Виктора Моро в должность главы государства. Немалую долю в успех предвоенных предприятий в армии внес Лазар Карно, который в начале существования республики фактически воссоздал французскую армию. Лазар Карно считался одним из лучших военных инженеров Европы, на посту военного министра он, в связке с великим полководцем Моро, смог увеличить армию Франции почти в два раза, доведя ее численность до 450 тысяч человек, готовых атаковать противника. Перебои со снабжением прекращались, а казармы стали набиты новыми рекрутами, что давало руководству республики уверенность в действиях против соседей.

Единственным более-менее серьезным союзником Франции стала Испания, но французский флот даже в связке с флотом испанцев не мог ничего серьезного противопоставить англичанам. Дипломатия с остальными государствами Европы оказалась бесполезна. Фактически, единственным кроме Испании союзником Франции оказались далекие Соединенные Штаты Америки. Для получения средств для подготовки к войне 3 сентября 1798 года происходит Луизианская покупка, в результате которой США получили обширные французские колонии в Северной Америке, а французы взамен получали 80 миллионов франков. При этом сама Луизиана была огромными дипломатическими усилиями взята незадолго до этого у испанцев, что последним давало уверенность в безопасности выбранного союза.

Началась Война II коалиции после про-французского переворота в Швейцарии и последующего за ним восстания нескольких кантонов, на что Моро тут же среагировал вводом войск в Швейцарию и подавлением мятежей. Австрия, увидев в этом действии прямую угрозу, также ввела войска в Швейцарию и пропустила через свои территории русские войска. 12 марта 1799 года Французская республика объявила Австрии войну.

Итальянская кампания

Эпизод Итальянской кампании

Благодаря слаженности действии французской армии и военной реформе Лазара Карно и Моро французской армии удалось быстро занять Пьемонт и войти в Ломбардию, на германском фронте также наблюдался успех; север Швейцарии был занят французами, а город Цюрих защищен от австрийских войск генерала Края. Для Франции не стало серьезной проблемой и прибытие русских войск и русского полководца Александра Суворова, которые задержали французскую армию на пути к Милану, но не смогли нанести им серьезных поражений. Виктор Моро смог сдержать вражескую армию и закрепиться в Ломбардии до сентября 1799 года, когда по приказу Павла I, императора России, русская армия вместе с главным полководцем Суворовым отступила из Италии на север - в Альпы, где чуть не был разбит Гельветической армией Массены. После ухода русских из Италии французские войска смогли нанести противнику несколько сокрушительных поражений, одно из которых - Битва при Лоди, обратило австрийцев в отступление, а французам дало возможность завершить окружение Милана и тут же его взять. В следующие месяцы Италийская армия пробиралась через весь итальянский север, вторгшись в итоге в Тироль.

Моро при Гогенлиндене

Виктор Моро при Гогенлиндене

На германском фронте французские войска вновь одержали в начале 1800 года. Германская армия генерала Пишегрю смогла отбросить войска противника дальше на восток, а с прибытием Виктора Моро, который оставил Италийскую армию генералу Макдональду, французы окончательно сокрушили австрийские войска в южной Германии в Битве при Гогенлиндене. 13 февраля 1800 года между Австрией и Францией было заключено перемирие. Следующие месяцы действия, для французов в большинстве своем неудачные, будут происходить в основном против британцев на море, а 18 августа 1800 года между Францией и Австрией будет подписан мир, по которому Французская республика получила в распоряжение Пьемонт и Ломбардию в виде дочерних республик (Пьемонт будет аннексирован Францией через два года). С Великобританией полноценный мир подписан будет только в 1802 году.

Внутренняя политика

Личность нового консула устроила почти все политические группы - от либеральных роялистов до не радикальных якобинцев. Фактически единственной реальной угрозой стали оставшиеся радикальные левые якобинцы, для победы над которыми после покушения на Моро 1800 года прокатилась волна арестов деятелей этого политического направления. Во многом благодаря министру полиции Фуше удалось устранить всю угрозу для власти Моро.

Впрочем, власть нового консула нельзя полностью назвать диктатурой. После принятия Конституции VI года и вхождения Моро в должность консула были проведены выборы в Законодательное собрание, однако, опять же для своей политической безопасности, политические партии в Корпусе были запрещены. В этом Законодательный корпус напоминал свой аналог при Директории. Совет пятисот за некоторыми исключениями сохранил верность консулу до самого конца его правления, так что характер взаимодействия исполнительной и законодательной властей был преимущественно дружественным.

Карно

Лазар Карно - председатель правительства и военный министр Франции при правлении Моро, второй консул Французской республики.

В 1803 году, после окончания Войны II коалиции, Виктор Моро обновляет правительство, убрав Фуше, ассоциировавшегося с реакцией термидорианцев, а на пост председателя Исполнительного корпуса продвинул военного министра Лазара Карно - талантливого государственного деятеля и ученого. Не смотря на отсутствие серьезных полномочий у председателя правительства во Французской республике того времени, Карно запустил социальные реформы в стране, в первую очередь - расширение образования. Благодаря деятельности его и министра просвещения Мишо удалось повысить уровень грамотности во Франции к 1815 году до 52%. До конца жизни Моро, он и Лазар станут крепкой политической связкой.

5 сентября 1809 года Виктор Моро вновь выигрывает выборы консула после окончания своего десятилетнего срока. Противников у консула на выборах было больше десятка, однако это не помешало ему набрать свыше 90 процентов голосов. Пост председателя правительства вновь получил Карно, на плечи которого легла внутренняя политика, в то время как консул воевал и вел европейскую дипломатию.

К концу правления Моро в массы проходит придуманное для него в народе прозвище - Прародитель или Отец-Прародитель (фр. Grand-parent), также в русский историографии чаще встречается вариант Гран-Парен.

3 сентября 1816 года, после продолжительной болезни консул Французской республики Виктор Моро скончался. Тутул временного консула получил председатель исполнительного совета Лазар Карно, который через 2 месяца одержит победу на выборах консула. Со смертью великого полководца и лидера начинается новая глава в истории Франции.

Экономика Моро

От начала Великой Французской Революции и до самого прихода Моро к власти во Франции шел невиданный экономический кризис. Еще больше усугубляла положение торговая блокады Британии, что сделало невозможным внешнюю торговлю с бывшими партнерами, а сама Франция лишалась большого количества покупаемых ранее извне товаров и ресурсов, что ставило необходимость в разработке добывающих предприятий и промышленности. Процесс этот начался еще при власти якобинцев, однако ни при них, ни при директории успехов экономическая политика не приносила. Моро помогали лишь радикальные реформы экономики.

Годен

Министр финансов в правление Виктора Моро - Мартен Годен

Не смотря на недостаток в стране хлеба, Моро не ввел "максимумы" на его цену вновь, как то было при монтаньярах. Деньги французам приходилось находить извне: дочерние республики, продажа Луизианы. Благодаря продаже французских колоний в Америке французы получили достаточное количество денег для вложений в добывающую и военную промышленность, что конечно сыграло им на пользу. Однако основным фундаментом для дальнейшего экономического успеха Франции стали радикальные реформы в бюрократии и сборе налогов. Система сбора была упрощена и упорядочена, коррупция на местах, так расцветавшая при Директории, начинала сходить на нет. В области расхода средств французская экономика также преуспела: реформированное Министерство финансов во главе с Мартеном Годеном очень тщательно подходило к вопросу о трате средств.

Стабильный рост экономики был обеспечен только уже в XIX веке. В 1800 году был учрежден Банк Франции, вместе с этим прошла финансовая реформа, вводившая вместо бумажных денег, на которых частично лежала вина в инфляции, новые - металлические. Благодаря этому французский франк стал постепенно крепчать. К функциям Банка относились эмиссия денег и хранение золотого запаса страны.

Фабрика во Франции

Фабрика во французской Бельгии

Промышленная революция во Франции так и не достигла масштабов Британии, однако государственный протекционизм, принятый при Моро экономической доктриной, давал зарождавшейся французской промышленности опору. Большинство предприятий Франции оставались однако кустарными, но не смотря на этот факт военную промышленность Моро перевел полностью на мануфактурное и фабричное производство.

Однако подлинное возвышение французскую экономику ждало после Революционных войн. Мартен Годен, ушедший в почетную отставку в 1813 году, после войны с Россией и финансовых проблем, возникших из-за нее, оставил за собой развивающуюся экономику с зарождающейся французской фабричной промышленностью и грамотным перераспределением доходов и расходов, что создало фундамент для работы нового министра финансов - Антуана Руа. Благодаря его экономической политике доходы во французский бюджет уже в 1816 году превысили расходы на 65 миллионов франков, что делало Францию по-настоящему богатейшей державой мира. В "тучных десятых" происходил и медленный, но верный переход от кустарного производства, традиционного для Франции до этого, к индустриализации страны.

Правление Карно

Внутренняя политика

Корна

Лазар Карно - второй Консул Французской республики

Заслуга в приходе Лазара Карно к власти лежит на двух вещах: первая - полученные популярность и влияние за время работы в правительстве предшественника, вторая - договор с влиятельными правыми генералами из патриотического "офицерского" движения и их сторонниками. Негласно возглавлял "офицерскую" партию генерал Жан Ланн - достойный и трудолюбивый человек, однако достаточно умеренный в своих взглядах, в отличии от его соратников Сульта, Нея, Массены и прочих. В итоге на выборах 1816 года не было представлено деятелей этого движения, но Ланн получил пост военного министра, однако главой исполнительного совета все же стал "республиканец" (так именовались сторонники Карно) Мартен Годен.

Внешняя политика

Завоевание Египта

Еще в правление Виктора Моро возникла идея о необходимости контроля Франции над Египтом. Египет в то время - стратегическая территория, потенциально дававшая возможность устранить сообщение Британии с Индией. Поскольку Британия к 1812 году была уже повержена, а война с Россией унесла слишком много людей и ресурсов, то идея эта была отложена. В 1815 году, однако, был с Россией был заключен негласный договор, подразумевавший раздел Османской империи. Договор этот возбудил военного министра Ланна к началу подталкивания Франции к интервенции в Египет, что и было исполнено. 3 мая 1817 года Франция объявляет войну Османской империи, 5 апреля тоже сделает и Россия.

Египед

Генерал Сульт в Битве у Пирамид

Основной театр военных действий был как раз в Египте, где вскоре после объявления войны высадилась французская армия под руководством Сульта и Массены. Русские же войска на Балканах и Кавказе воевали достаточно неохотно - еще не была восстановлена Россия после поражения в войне 1812 года. Достаточно быстро элитные французские части, имевшие все преимущества, кроме количественного, занимают весь Египет и Нил вплоть до Луксора. 15 апреля происходит Битва у пирамид, в которой Сульт нейтрализировал все вражеские войска в Египте. Последующие месяцы Массена со своей армией вторгается в Сирию, а в Ливию вторгаются маленькие отряды французских войск.

Нельзя не заметить то, что Карно и Годен не были довольны личностями командующих армией в Египте. Массена и Сульт - видные представители будущих амьенистов, имевших большое политическое влияние, которое с триумфом в Египте только бы возросло. Но помешать их назначению Карно не смог - давление со стороны так или иначе заинтересованного Ланна и общества помешали назначить желаемого Пишегрю.

Итогом кампании в Египте стал полный разгром турецкой армии и последующий захват побережья Леванта вплоть до Бейрута. Особенно известны штурм крепости Акра и битва за Иерусалим, в которых французская армия одержала блестящие победы. Массена и Сульт в глазах не только французов, но и всех европейцев стали героями, освободившими Иерусалим от мусульман, а на родине эти два полководца получили огромнейшую популярность и авторитет.

5 марта 1818 года с Османской империей в городе Никосия на Кипре был подписан мир. На окончание войны Францию подтолкнуло нежелание России продолжать войну на стороне врага, а также потенциальное преимущество турков в затяжной войне в Леванте и Малой Азии. По условиям мирного договора Франция получила весь Египет, а Османская империя по требованию России обязывалась пропустить через проливы ее суда. Для Франции этот пункт договора тоже был крайне выгоден, ведь таким образом французы получали прямое сообщение с русским Черным морем.

Присутствие в Южной Америке

Восстания в испанских колониях в Америке начались еще в 1808 году, когда в испанской метрополии началась война против Франции. Вскоре, из-за быстрого завершения войны и новой возвращения испанского внимания к своим колониям, восстания эти, потенциально имевшие возможность перерасти в колониальные революции, были подавлены. Впрочем, ненадолго.

С новым толчком революции в 1815 году, когда вооруженные противники роялистов получили контроль над центральными городами Америки, симпатии французского общества выстроились всецело на стороне восставших. Для правительства Франции подавление восстаний давало и ослабление соседней Испании и загон ее в окончательно бедственное положение, а также еще одну возможность удушить Великобританию и ее торговые интересы. Этими возможностями еще Моро желал воспользоваться, но существенная поддержка местных революционеров была оказана именно Лазаром Карно - в угоду еще и французскому обществу, видевшему в этом исполнение воли умершего консула.

Испанская интервенция

Отношения с Россией и Британией

Правление Сульта