Французская Социалистическая Коммунальная Республика
250px-Red_flag.svg.png Coa french union of communes by tiltschmaster-d96kqrg.png
FSKR.png
Год основания: 1916
Официальный язык: французский, в некоторых коммунах также местные языки
Гимн: Интернационал, также Марсельеза
Столица: Париж
Форма правления: Социалистическо-анархическая республика
Глава государства: Президент, Председатель президиума ФСП
Глава правительства: Председатель Центрального Совета Коммун
Правящая партия: Французская секция рабочего интернационала (1912-1915)

Французская Социалистическая партия (с 1915)

Государственная религия: Светское государство, фактически - атеизм
Территория: 534 тыс. км²
Население 36 мил. чел.
Валюта: франки, "синеки"
Наша страна, Франция, много лет известна своей нелюбовью к эксплуататорам. Во время Первой революции французский народ сверг власть короля и сеньоров, но на их место пришла буржуазия, которая опять составляла небольшое меньшинство. Долгим и кровавым был путь к реальной власти пролетариата, и тогда мы наконец пришли к своей цели.

Выступление Мориса Тореза по поводу двадцатилетия государства

Французская Социалистическая Коммунальная Республика (фр. La République Socialiste Française des Communes) – социалистическое (с элементами синдикализма) государство, сменившее Третью французскую республику 13 января 1916 года.

История

Предпосылки образования

На фоне неминуемого поражения в войне во Франции стало усиливаться народное недовольство. В городах начались беспорядки, в обществе появились левые настроения. Популярность приобрела Французская секция рабочего Интернационала. К этому времени во ФСРИ уже несколько лет существовали разногласия между двумя "крыльями" – патриотическим и интернационалистским, вызванные Первой мировой войной. Спустя несколько месяцев, в октябре 1910 года она, несмотря на популярность, уступила на выборах республиканскому альянсу. Новое правительство, однако, вскоре практически полностью потеряло поддержку народа – на конец 1910 и 1911 года пришлись значительные уступки уже и так победившей Германии из-за давления кайзеровской армии, гиперинфляция, беспорядки в Северной Африке и других колониях, которые за несколько месяцев лишь набрали силу. Наконец, последней каплей стало отклонение парламентом в августе и сентябре 1911 года законопроектов о введении прогрессивного подоходного налога и о пособиях по безработице.

Приход к власти

Вскоре в Париже началась массовые выступления. Заводы прекратили работу из-за рабочих забастовок. На сторону повстанцев перешла большАя часть армии и полиции. Над Эйфелевой башней был поднят красный флаг. 14 октября правительство под предводительством Бриана вынуждено было уйти в отставку, на следующий день революционный комитет Парижа учредил Вторую парижскую коммуну.

Новое правительство провело ряд важных социальных реформ: 8-часовой рабочий день и 40-часовая рабочая неделя, право голоса для женщин. Анархистские и синдикалистские деятели приняли решение постепенно реорганизовать Францию в централизованный союз коммун. В метрополии коммунальная власть установилась довольно быстро, в колониях ей пришлось сражаться с местными национальными движениями и нелояльными колониальными войсками, объединёнными Французским национальным фронтом.

Отношения с социалистической Францией у Германской империи поначалу были не лучшие. В Германии опасались, что ее появление поспособствует развитию антиколониальных и левых настроений в Рейхе. Поэтому под давлением Германии, 15 апреля в Париже были заключены соглашения, по которым:

  • Франция обязуется не оказывать военную поддержку организациям коммунистической, социалистической, а также анархической направленности в Германской империи и союзных ей государствах
  • Франция не будет вести антигерманской деятельности любого характера, равно как и деятельности, направленной против союзных ей государств
  • Германская империя признает новое французское правительство как единственно легитимное.

После завершения военных действий в Африке, 13 января 1916 года была принята новая французская конституция, официально провозглашавшая Францию Французской Социалистической Коммунальной республикой.

Франция в межвоенный период

ФСКР по сравнению с Третьей республикой значительно изменилась – у левых политических сил практически установилась монополия на власть в республике, главенствующей партией стала Французская Социалистическая партия. С другой стороны, было расширено избирательно право, женщины смогли голосовать на выборах, а между кандидатами сохранялась конкуренция. Была проведена национализация предприятий. Появилась новая промышленная система – власть на фабриках перешла к рабочему коллективу, производство и потребление регулировалось путём общих договоренностей между объединениями на уровне коммун. Коммуны же сохраняли значительную автономию, но подчинялись центральной власти в лице Совета Коммун.

Уже в 1912 году в среде французских социалистов оформился раскол – многие из них не поддержали произошедшую революцию, хотя и вошли в правительство. Очень рано были оттеснены от власти лица, считавшиеся приверженцами старой власти, как например Жюль Гед. В 1910-е и 1920-е годы возникало немало противоречий между марксистами, умеренным и социалистами, синдикалистами и левыми неоякобинцами. Впоследствии следствием политической борьбы в республике стал уход многих видных лиц первых лет, таких как Жан Жорес. Постепенно Социалистическая Идеология во Франции становилась всё более и более радикальной, с 1930-х годов у власти укрепились марксисты.

Внешняя политика

Как уже было сказано выше, вмешательство Германии в политику Франции было пресечено специальным соглашением, хотя ближе к ВЕВ оно стало часто нарушаться. В 1930 году Франция присоединилась к Стокгольмскому пакту.

У Франции было несколько дружественных, по сути марионеточных, государств в Западной Африке. В первые годы после Алжирской войны на них был установлен по сути оккупационный режим.

Великая Европейская война

К началу 1930-х отношений между Германией и Францией вновь стали натянутыми. В 1931 году на французско-германской границе произошёл конфликт, в котором французы увидели попытку вооруженного нападения со стороны Германской империи. Французская революционная армия была реорганизована в конце 20-х годов и повысила свою боеспособность по сравнению с началом XX века. Сражения велись на многих фронтах, ключевыми из них был Итальянский, Бельгийский и Эльзаский.

Послевоенная Франция

Лидеры соцпартии перед народом

После войны Франция получила Эльзас и Лотарингию, Ниццу и Савойю, оккупационные зоны в Валонии и Западной Германии, французские войска находились также в Италии, Хорватии, Палестине и Сирии. На освобождённых германских колониях вскоре при поддержке Франции были провозглашены дружественные ей государства. В разрушенной войной Европе возросла популярность левых.

Государственное устройство

Первая статья конституции ФСКР провозглашает следующее:"Французская Социалистическая Коммунальная республика является социалистическим государством, где власть подчинена трудящимся коммун." Высший государственный орган - Центральный Совет Коммун (Assemblée centrale des communes). Исполнительная власть выражается революционными комиссариатами и обязана исполнять волю Совета Коммун. Коллективным руководителем страны фактически является президиум Социалистической Единой Партии. Также существуют и другие партии, но их влияние ограничено, а правых партий фактически не было. Из левых можно отметить: Народно-демократический союз, Социально-республиканскую партию, Радикальных анархистов и другие. Собственно Социалистическая партия объединила в себе многие другие партии левого толка.

Административное деление

Как понятно из названия республики, основную ее административную единицу составляли коммуны, включающие в себя населенные пункты государства и пользовавшиеся более широкой автономией, чем раньше. Однако если в Третьей республике существовали десятки тысяч коммун, то в ее преемнице их число существенно сократилось. Это связано с укрупнением коммунальных единиц в селах. Полноценными коммунами могли считаться только крупные деревни, тогда как мелкие включались в состав других.

Экономика

ПлакатСОЦ.jpg

Ещё до провозглашения республики французским правительством были проведены экономические реформы, направленные на улучшение положения рабочих и описанные выше. После войны экономика Франции находилась в плачевном состоянии. Монеты не выпускались с 1906 года, а купюры обесценились. С приходом к власти социалистического правительства появились планы по проведению экономической реформы, которая была осуществлена в 1916 году. Вместе с франками также какое-то время ходили экономические знаки - "синеки". Большую часть истории республики частная собственность была крайне немногочисленна, преобладала общественная собственность, что продолжается и сейчас.

Культура

Кинематограф

До войны французский кинематограф был самым развитым в мире. В 1905 году производство фильмов прекратилось. С 1912 года началось производство революционно-пропагандистских фильмов, в 1916 году большинство крупных киностудий было национализировано.

Литература

Армия

Кунерсдорфское завершение
Государства Дучлэнд.png Германская империяФлаг Италии (МРГ).png Королевство ИталияFlag Legion Rakovski.svg Княжество БолгарияРоссийская директория.png Российская империя1200px-Flag of the Habsburg Monarchy.svg.png Австрийская империяФлаг Французской Империи.png Третья республикаФлаг Польши.png Варшавское герцогствоFlag of the Kingdom of Prussia (1803-1892).png ПруссияOsman.png Османская империяFlag of the United Kingdom.png ВеликобританияUnion Jack of Sweden and Norway (1844-1905).png ШвецияФлаг Скандинавии.png Скандинавия-Flag of Norway.svg.png НорвегияDania.png Дания250px-Red flag.svg.png Французская Социалистическая Коммунальная РеспубликаФлаг Украинской империи при Регенстве.jpg Украинская республикаБуры.png ЮАСLalalal.jpg ЛомбардияАлжирфлаг.gif АлжирСоциалистическая Германия
Войны и сражения

Культура "На малоросских полях""Наш Народ"