Французская республика
Флаг Французской Империи.png Герб_Третьей_Республики.png
Год основания: 1870
Официальный язык: Французский
Форма правления: Парламенсткая республика
Главы государства: Президент
Столица: Париж
Религия: Светское государство
Площадь: 547 030 км²
Население: 41 560 000 чел.
Валюта: Франк
[[Image:{{{Карта страны}}}|285px|Карта страны]]

Французская республика (фр. République française) — государство в Западной Европе, также известное как Третья республика (фр. Troisième République). В современном виде было образовано в 1870 году после свержения режима второй империи в ходе франко-прусской войны.

Крупнейшие города - Париж, Марсель, Лион, Тулуза, Ницца.

Государственное устройство

Франция - унитарное государство, формой правления является парламентская республика.

Главой государства является президент Франции, избираемый Национальным Собранием сроком на 7 лет, осуществляет представительские функции и де-факто не имеет широких властных полномочий.

Исполнительную власть осуществляет премьер-министр Франции, который как правило, является представителем крупнейшей политической силы в страны и формирует правительство с опорой на парламентское большинство.

Законодательная власть осуществляется Национальным собранием, состоящее из двух палат - Сената, избираемого департаментальными коллегиями выборщиков, каждая из которых состояит из генеральных и окружных советников и делегатов муниципальных советов, по мажоритарной системе по многомандатным округам единым списком в 2 тура при свободном втором туре, сроком на 9 лет, при ротации трети сенаторов каждые 3 года, и Палата Депутатов, избираемое гражданами-мужчинами старше 21 года по мажоритарной системе по одномандатным округам в два тура при свободном втором туре, сроком на 4 года.

Список президентов Франции

     Радикальная партия      Демократический альянс

Фото Имя Правление Партия
14 Поль Думер.jpg Поль Думер
(1857—1932)
13 июня 1931 7 мая 1932 Радикальная партия
Андре Тардьё.jpg Андре Тардьё
(1876—1945)
7 мая 1932 10 мая 1932 Демократический альянс
15 Альбер Лебрен.jpg Альбер Лебрен
(1871—1950)
10 мая 1932 17 мая 1946 Демократический альянс

Список премьер-министров Франции

     Независимые      Демократический альянс      Радикальная партия      Республиканско-социалистическая партия      СФИО

Фото Имя Правление Партия
93 Pierre Laval.jpg Пьер Лаваль
(1883—1959)
27 января 1931 6 февраля 1932 Независимый
94 Андре Тардьё.jpg Андре Тардьё
(1876—1945)
6 февраля 1932 10 мая 1932 Демократический альянс
95 Эррио.jpg Эдуард Эррио
(1872—1957)
10 мая 1932 18 декабря 1932 Радикальная партия
96 Жозеф Поль-Бонкур.jpg Жозеф Поль-Бонкур
(р. 1873)
18 декабря 1932 28 января 1933 Республиканско-социалистическая партия
97 Daladier 1924.jpg Эдуард Даладье
(р. 1884)
28 января 1933 24 октября 1933 Радикальная партия
98 Альбер Сарро.png Альбер Сарро
(р. 1872)
24 октября 1933 26 ноября 1933 Радикальная партия
99 Шотан2.jpg Камиль Шотан
(р. 1885)
26 ноября 1933 27 января 1934 Радикальная партия
100 Daladier 1924.jpg Эдуард Даладье
(р. 1884)
27 января 1934 7 февраля 1934 Радикальная партия
101 Гастон Думерг.jpg Гастон Думерг
(1863—1937)
7 февраля 1934 23 ноября 1934 Радикальная партия
102 Луи Барту.jpg Луи Барту
(1862—1940)
23 ноября 1934 5 мая 1935 Радикальная партия
102 Пьер Фланден.jpg Пьер Фланден
(1889—1958)
5 мая 1935 24 декабря 1935 Демократический альянс
103 Альбер Сарро.png Альбер Сарро
(р. 1872)
24 декабря 1935 9 мая 1936 Радикальная партия
104 Pierre Laval.jpg Пьер Лаваль
(1883—1959)
9 мая 1936 27 апреля 1937 Независимый
105 Леон Блюм.jpg Леон Блюм
(1872—1950)
27 апреля 1937 16 марта 1938 СФИО
106 Шотан2.jpg Камиль Шотан
(р. 1885)
16 марта 1938 12 января 1939 Радикальная партия
107 Daladier 1924.jpg Эдуард Даладье
(р. 1884)
108 Жорж Бонне.jpg Жорж Бонне
(р. 1889)
14 октября 1940 1 апреля 1941 Радикальная партия
109 Леон Блюм.jpg Леон Блюм
(1872—1950)
1 апреля 1941 8 сентября 1943 СФИО

История

Путч 6 февраля

Виновник правительственного кризиса "Серж" Ставиский.

После прихода к власти в Германии Ольдвига Фидлера в Германии рост правых настроений наметился во всей Европе, исключением не стала и Франция. Недовольство правых сил также вызывала нестабильность французского парламента и частые смены правительства, а также коррупционные скандалы, которые активно использовала правая пресса. В конце 1933 года Францию поразил один из крупнейших коррупционных скандалов XX века: в связях с известных финансовым аферистом Сержем Александром (Александр Стависский) обвинялось значительное число представителей французского политического руководства, среди них был и действующий премьер-министр представитель левого крыла Радикальной партии Камиль Шотан. Кроме Шотана в связях с мошенником оказались замешан также Министр колоний  Альбера Далимье.

Французские газеты требовали правосудия и суда над коррупционерами, эти же требования активно продвигали и правые силы, включая монархистов из "Аксьен Франсэ" и "Огненные кресты" - ветеранская правонационалистическая группировка во главе с полковником французской армии Франсуа де ля Роком. К критике правительства подключились и левые силы в их числе ФКП и СФИО, желая получить дополнительные очки популярности в условиях начавшегося кризиса в рядах радикалов. Кабинет Шотана в этот период именовался в прессе не иначе как "кабинет Шотана-Стависского". Под давлением со стороны радикальных элементов и после переговоров с Президентом страны Шотан 27 января покинул пост премьера, после длительных переговоров его место занял, известный во Франции как "мастер компромисса" Эдуард Даладье, который был никак не затронут коррупционным скандалом, а потому считался вполне приемлимым вариантом для многочисленной и растущей в стране оппозиции.

Однако действия Даладье лишь усилили противостояние в столице, фактически за поддержку своего кабинета со стороны СФИО Даладье добился отставки префекта Парижа Жана Кьяппа, известного своими правыми взглядами. Оппозиционные газеты назвали это действие Даладье: "Маленьким государственным переворотом ради спасения воров", - хотя позднее Даладье объяснял удаление Кьяппа не только политической необходимостью, но и тем, что тот сам оказался замешан в деле Стависского. На этом фоне поводом для действий правых стало решение Национального союза ветеранов, недовольного сокращением пенсий и задержкой выплат, провести массовые демонстрации с требованием выполнения социальных обязательств и лозунгом борьбы с "ворами" в правительстве. В митинге приняли решение принять участие не только правые силы, но и коммунистическая Республиканская ассоциация ветеранов.

5 февраля в Париже, уличные бои.

5 и 6 февраля ветеранские организации устроили крупные митинги, которые охватили весь Париж, ключевой целью митингующей был французский парламент, в столицу начали стягиваться дополнительные полицейские и даже военные силы, правительство Даладье всерьез опасалось попытки "фашистского переворота". К ночи с 6 на 7 февраля члены ветеранских лиг собрали свои силы на Площади Конкорд, напротив Национальной Ассамблеи, но находящуюся по другую сторону Сены. Полицейские и военные силы, включая отряды "мобильной гвардии" вооруженной пулеметами заняли мост через реку, фактически не позволяя митингующим пересечь её. Среди ветеранов было большое количество военных инвалидов, которых товарищи пытались перенести через мост на руках, при этом у ряда демонстрантов имелось и боевое оружие. Неизвестно, кто первый открыл огонь, Министр внутренних дел левый радикал Эжен Фро позднее утверждал, что полиция начала стрелять по митингующим лишь после того как несколько выстрелов донеслось с другой стороны моста. Несмотря на то, что армия так и не приняла участие в подавлении беспорядков, кровь все же пролилась, 16 человек было убито и около двух тысяч получили ранение, значительное их число в результате давки после того как полицейские развернули к демонстрантам несколько пулеметов, продемонстрировав готовность применить их. Беспорядки произошли и в некоторых других частях Парижа. По мнению, ряда историков и очевидцев тех событий, судьбу того дня решил сам де ля Рок, который не решился на штурм парламента, опасаясь слишком большого числа человеческих жертв, за это другие правые соратники, в частности, один из самых известных активистов "Аксьен Франсэ" Морис Пюжо, обвинил де ля Рока в предательстве и тайной работе на правительство.

Несмотря на то, что путч был предотвращен правительство Даладье было обвинено в полицейском насилии и ушло в отставку уже 7 февраля. Группа влиятельных политиков потребовала от президента Альбера Лебрена создать кабинет "национального единства" и уговорить экс-президента Гастона Думерга оставить деревенское уединение, чтобы возглавить его, Думерг согласился и выехал в Париж, где в тот же день сформировал правительство в котором в одинаковой степени оказались представлены как левые элементы внутри радикальной партии, так и правые. Французскому правому же движению был нанесен серьезный урон, оно погрязло во внутренних конфликтах и взаимных обвинениях в работе на правительство, а также попало под негласный полицейский надзор. Фактически оно не смогло восстановить свое влияние вплоть до середины 1940-ых годов и оставалось на задворках французской политической жизни.

Между тем французские историки до сих пор спорят, были ли события 6 февраля попыткой фашистского переворота или лишь митингом недовольных "государственных хаосом" ветеранских организаций и сочувствующих им политических сил, тем не менее, политический кризис во Франции после окончания путча далеко не закончился.

Политический кризис

Гастон Думерг в премьерском кресле.

Правительство Думерга, как уже было сказано выше, должно было стать правительством окончания политического кризиса и создания в стране атмосферы национального единства. Думерг сформировал правительство с оглядкой на все парламентские силы, включив в его состав как правых, так и левых. При этом, он фактически отказался от разбирательства в обстоятельствах событий 6 февраля, в течение весны на свободу были выпущены практически все арестованные участники беспорядков, но никак не были расследованы действия французских полицейских в тот день. Вместо этого Думерг активно обдумывал идею реформирования государственной системы управления, которая, что по его мнению, могло бы привести к выходу страны из "политического тупика".

Фактически пакет реформ, который разрабатывался Думергом на протяжении весны 1934 года, представлял собой попытку усилить исполнительную власть. В частности, Думерг, активно обдумывал инициативу по которой президент Республики мог распустить нижнюю палату французского парламента, через год после выборов, не согласуя это решение с Сенатом. Кроме того, законопроекты Думерга давали Президенту страны право, в случае отсутствия согласия во французском парламенте своим экстренным декретом "принять" бюджет на новый год, если тот так и не был согласован к 1 января нового года. Еще Думерг активно продвигал идею сокращению числа министров, закреплением в Конституции страны 20 членов кабинета, не считая премьера. Даже столь скромные и осторожные шаги со стороны Думерга вызвали недовольства значительной части парламентариев, которые видели в действиях бывшего Президента, наступление на законодательную власть. Радикалы, как правые, так и левые, постепенно отдалялись от него, не мог бывший Президент рассчитывать и на поддержку со стороны других сил СФИО понимая в каком политическом кризисе находится "радикальная Республика", намеренно торпедировала реформаторскую деятельность Думерга, а для значительной доли правых от бывшего главы государства отталкивал его протестантизм и принадлежность к масонским кругам.

Луи Барту, архитектор франко-советского альянса.

При этом, несмотря на продолжающийся политический кризис в период министерства Думерга страна постепенно выходила из экономического кризиса, восстанавливая объемы производства, а также выполняя социальные гарантии, которые последние четыре года платились с изрядной долей задержки. Экономический рост, а также авторитет премьера приводил к тому, что парламент не пытался "свергнуть" кабинет Думерга, по сути, ожидая его отставки. Во время работы его кабинета обострился внешнеполитический вопрос, широкая французская правящая коалиция оказалась в значительной степени расколота по вопросу отношения к Германии. Министр иностранных дел Франции Луи Барту, относившийся к левому крылу радикалов, открыто выражал обеспокоенность усилением Германии и рассматривал её в качестве опасного противника и лоббировал идею создания "Восточного пакта", который бы гарантировал неизменность границ Германии в Восточной Европе и укрепления соглашений с бывшими членами Антанты - Великобританией и Италией для противостояния попыткам Берлина пересмотреть условия Версальского договора на Западе. Барту искренне считал, что для того, чтобы недопустить усиления Германии необходимо вести переговоры со всеми государствами вне зависимости от политических режимов. Барту развел активную деятельность и за несколько месяцев провел ряд встреч с главами внешнеполитических ведомств Италии, Великобритании, Польши, Чехословакии и даже Советского Союза. "Группировке" Барту противостояли один из лидеров Демократического альянса Пьер Фланден, выступавший за широкий диалог с режимом Фидлера и даже посетивший Германию летом 1934 года.

В этот период Думерг находился "над схваткой", в целом, поддерживая начинания Барту, однако, подчеркивая, что демократическая Германия по-прежнему должна оставаться важным политическим партнером Франции. Все изменил государственный переворот, который произошел в Германии в конце октября и фактически знаменовал установление в стране диктатуры Ольдвига Фидлера. После переворота Думерг окончательно убедился, что Германия взяла курс на полный пересмотр старой европейской политической системы, переворот стал отчасти шоком для Думерга, который надеялся, что Германия избежит скатывания в авторитаризм и правый радикализм. В этих условиях, 23 ноября Думерг покинул пост главы правительства, поручив его формирование Луи Барту, который получил всю ту же поддержку широкой коалиции сил в парламенте. Барту, которому исполнилось уже 72 года, открыто говорил, что его единственной целью во главе правительстве является создание "системы безопасности", после чего он собирается уйти в отставку. Энергия Барту была полностью направлена во внешнюю политику, а потому от идей реформирования французской политической системы вновь отказались.

Луи Барту как и обещал сосредоточился на внешней политике, отказавшись от идей Думерга по реформе политической системы Франции. Правительство Барту опиралось в парламенте на радикалов и неожиданно представителей СФИО, которые считали важным создание в Европе системы безопасности. Барту форсировал переговоры с Советским Союзом, а также продвигал идею вступления СССР в "Лигу наций". Если по второму пункту Барту столкнулся с сопротивлением Москвы, то переговоры по "Восточному пакту" были куда более успешными. В представлении Барту "Восточный пакт" представлял собой коллективный договор о взаимопомощи между СССР, Чехословакией, Польшей, Финляндией, прибалтийскими государствами и Германией. Несмотря на то, что Барту фактически не скрывал, что ключевой задачей существование договора является сдерживание Германии и недопущения ей пересмотра соглашений в Европе, он понимал, что режим Фидлера не пойдет на это, а потому делал ставку на ось Прага - Варшава - Москва, что делало фактически невозможным любые глубокие изменения к Востоку от германских границ без военных действий.

Однако мнение европейских государств было совсем не единым. Чехословакия сразу заявила о готовности участвовать в соглашении. Умеренное согласие заключению пакта выразили прибалтийские государства, Финляндия уклонилась от ответа, Великобритания согласилась поддержать Восточный пакт только в том случае, если Германия будет включена не только в сам пакт, но и в двусторонний франко-советский договор. А вот Германия и Польша фактически отказались от этой инициативы, более того германский МИД принялся активно лоббировать через дипломатию прибалтийских государств идею того, что Пакт является напрямую невыгодным для них и оставляет их "наедине" с Советским Союзом. В итоге уже осенью Эстония и Латвия в качестве условия присоединения требовали участия в пакте Германии и Польши.

Таким образом, Восточный пакт значительно "сжался" в нем оказались представлены исключительно Франция, Чехословакия, СССР и Литва. Сама идея Восточного пакта как системы, которая недопускала бы конфликтов в Восточной Европе теряла смысл, ни одна из держав в альянсе не имела границы с другой. Барту попытался привлечь к участию в Восточном пакте Югославию и Румынию, и в целом, получил поддержку со стороны Бухареста и Белграда, но тут свое мнение высказала Москва, которая имела к этим двум балканским государствам слишком много претензий.

Иосиф Сталин и Пьер Лаваль после подписания соглашения.

Потерпев неудачу в подписании Восточного пакта Барту сосредоточился исключительно на контактах с СССР и здесь ему сопутствовал успех. Барту принял большинство предложений советской стороны, в результате договор был подписан 24 февраля в ходе визита Министра иностранных дел Пьера Лаваля в Москву, в ходе которого Лаваль встретился со Сталиным и Литвиновым, в договоре оговаривалось, что в случае угрозы нападения европейского государства на одну из сторон договора Франция и СССР немедленно начнут консультации, а также обязывала стороны оказать немедленную помощь и поддержку другой стороне, если та станет объектом неспровоцированного нападения третьего «европейского государства», тем самым избегая вовлечения Франции в возможный конфликт СССР и Японии. Кроме того, по предложению Москвы в секретном протоколе к договору было отмечено обязательство Франции оказывать поддержку СССР по вступлению в Лигу Наций, что, при этом, как и понимал Барту было скорее декларативным заявлением Германия и Великобритания выступали против принятия Москвы в организацию.

Еще до того как Восточный пакт был окончательно оформлен, Барту приложил большие усилия для заключения полноценного соглашения с Италией. Тем не менее, Италия требовала в обмен на это признание Францией свободы действий в Восточной Африке, имея в виду, в первую очередь в назревающем конфликте с Эфиопией. Барту долго тянул с подписанием соглашения, понимая, что французская общественность в случае войны между Италией и Эфиопией будет на стороне африканского государства. Кроме того Барту лично негативно относился к установившемуся в Италии фашистскому режиму. Лишь в середине марта, поняв, что обещания поддержки в Африке единственное, что может убедить Муссолини пойти на какие-то договоренности, Барту в ходе визита в Рим 24 марта подписывает с Италией несколько соглашений. Одно из соглашений подразумевало, что в обмен на поддержку позиций Франции в Европе Италия получила несколько островов в Красном море и право на использование французского участка железной дороги Джибути - Аддис-Абеба для снабжения итальянских войск, другое соглашение между Парижем и Римом подразумевало передачу Италии 22 километров береговой линии против Баб-эль-Мандебского пролива. Оба новых итальянских приобретения чуть больше чем через полгода были использованы итальянцами в ходе Второй итало-эфиопской войны.

Пьер Фланден у телефона в кабинете.

После подписания соглашений Барту был уверен, что добился успеха, подписание соглашений наравне с конфликтом между Римом и Берлином по поводу Австрии окончательно сделают Италию союзником Франции в случае вероятного конфликта. Однако Муссолини не спешил давать Франции какие-либо гарантии, неожиданно уже в апреле Рим посетил Ольдвиг Фидлер, для французской дипломатии это стало ударом. Все европейские газеты отмечали высокий уровень отношений между двумя правителями, Франция очевидно была обманута Муссолини. Барту попытался в кратчайшие сроки наладить диалог с Австрией, но в тот момент отношения между официальной Веной и Берлином были достаточно крепкими, Дольфус еще не предполагал о планах Германии на Аншлюс. После этого, стало ясно, что баланс сил в парламенте окончательно качнулся в сторону противников Барту, сторонников заключения альянса с Германией. Правые газеты называли Барту "обманутым глупцом", а парламент не спешил ратифицировать договор с СССР. 5 мая не желая дожидаться пока правые решатся на открытое отстранение правительства, Барту ушел в отставку, а правительство сформировал его ключевой политический противник представитель Демократического альянса - Пьер Фланден, который придерживался идей антикоммунизма и размышлял об альянсе с Германией.

Фланден сформировал правительство с опорой на Радикалов и правые силы в парламенте, несмотря на то, что часть политиков из кабинета Барту сохранили свои должности (как, например, Пьер Лаваль) в значительной степени его состав изменился. Фланден добился от парламента отказа в ратификации франко-советского соглашения, тем самым почти год работы Барту в качестве министра иностранных дел и премьера ушел впустую. Фланден отказался от активной внешней политики в отношении Берлина, несмотря на обещания чуть ли не заключить союз с Германией. Вместо этого он обратил внимание на экономику, которая после нескольких лет восстановления в период управления государством кабинета Барту прекратила свое восстановление. На приход к власти правого Фландена крайне позитивно отреагировала парижская биржа, на протяжении всех следующих месяцев фиксировался значительный экономический рост, особенно после того как стало ясно, что Фланден никогда не пойдет на социальные реформы к которым склонялся Барту для удержания поддержки со стороны СФИО. Это позволило Фландену отказаться от планов по девальвации франка, который активно обсуждался в правительственных кругах. Фланден, который имел неплохие связи с правящими кругами Германии и Италии полагал, что в условиях внешнеполитического спокойствия и активного экономического роста французы поддержат правые силы на парламентских выборах, что позволит Фландену сформировать теперь уже устойчивое правительство, в рамках которого возможно будет пойти и на непопулярные среди населения экономические меры.

В сентябре 1935 года Фланден посетил Берлин, где встретился с Ольдвигом Фидлером, на переговорах фактически речь шла о решении вопроса вокруг Рейнской демилитаризованной зоны. Историки склонны считать, что глава французского правительства фактически поддержал идею ввода германских войск на Рейн, но также попросил, чтобы Германия пошла на этот шаг не раньше проведения во Франции парламентских выборах. Фидлер принял предложение Фландена и приказал отказаться от немедленного ввода войск в демилитаризованную зону, хотя приказ об этом был фактически был готов и должен был состоять уже в декабре 1935 года. Фланден также надеялся, что на его уговоры согласится и Муссолини, который активно готовился к началу войны с Эфиопией. Правительство Фландена приняло значительное участие в дипломатическом разрешении инцидента на итало-эфиопской границе, который состоялся в августе 1935 года, однако Муссолини больше не желал ждать. Фланден еще летом отказался от планов продажи оружия Эфиопии, считая, что африканское государство обречено.

Эфиопское виденье войны с итальянцами.

В октябре 1935 года Италия начала военные действия против Эфиопии, Франция снова фактически заняла сторону Италии, так после прямого разрешения Фландена французские колониальные власти в Джибути отказались перевезти к границе с Эфиопией, а затем задержали груз оружия, заказанный правительством Эфиопии. Однако несмотря на свою низкую эффективность "Лига наций" все же не могла проигнорировать столь неприкрытые агрессивные действия фашистской Италии. 7 октября 1935 "Лига наций" признала Италию агрессором, а уже 11 ноября Совет "Лиги наций" принял решение ввести экономические санкции против Италии - запретить поставки оружия и отдельных видов стратегического сырья, а также призвал страны-участники "Лиги наций" ограничить импорт итальянских товаров и воздержаться от предоставления Италии кредитов и займов. При этом несколько государств, включая Германию и Соединенные Штаты отказались от введения экономических санкций и по сути продолжили активную торговлю с Италией.

Фланден надеялся прекратить войну "малой кровью" и при этом сохранить хорошие отношения с Римом. Видя, что война проходит для Италии не слишком удачно Фланден при активной поддержке Министра иностранных дел Сэмюэля Хор предложили Италии и Эфиопии план Хора-Фландена, согласно которому Эфиопия должна была уступить Италии провинции Огаден и Тигре и область Данакиль, принять на службу итальянских советников и предоставить Италии исключительные экономические льготы; в обмен на это Италия должна была уступить Эфиопии выход к морю в районе города Асэб. Фактически, речь шла о зависимости Эфиопии от Рима. Текст договора был одобрен правительствами Франции и Великобритании и передан в "Лигу наций", где вызвал яростное недовольство эфиопской стороны. 16 декабря представитель императора Эфиопии Хайле Селасие I в "Лиге наций" зявил протест в связи с тем, что предложенный план полностью разработан без участия Эфиопии и не учитывает интересы Эфиопии как независимого государства. Этот план стоил постов и Фландену и Хору, общественность Франции и Великобритании заявили о том, что фактически Лондон и Париж оказал поддержку стране агрессору, предав принципы на которых строились международные отношения, начиная с 1918 года. Данный вопрос в парламенте активно подняли коммунисты и социалисты, недовольство высказала также значительная часть Радикалов. Уже 18 декабря пост министра иностранных дел оставил Сэмюэль Хор, а 24 декабря в отставку отправилось правительство Фландена. Новое правительство сформировал Радикал-центрист Альберт Сарро, однако его правительство практически все называли "техническим" и призванным провести весной 1936 новые парламентские выборы, а затем уйти в отставку.

Митинг французских коммунистов в Париже.

Кабинет Сарро действительно был "техническим" его ключевой задачей было подготовки страны к выборам. Однако именно Сарро предстояло осуществить одну из самых непопулярных реформ тех лет. После падения правительства Фландена экономический рост последних лет начал сходить на нет, экономику вновь начало лихорадить, а постепенное сближение Германии и Италии приводило к тому, что Париж терял своего важного экономического партнера. 14 марта правительство Сарро, опасаясь нового обвала экономики было вынуждено пойти на деноминацию франка, что вызвало крайнее возмущение французов по всей стране. На протяжении марта-апреля страну сотрясали митинги против реформы Сарро, организованные отдельно сторонниками СФИО и Коммунистической партии, в короткий срок популярность левых сил в стране значительно выросла, что перед выборами казалось правым фатальным. Часть левых радикалов во главе с Камилем Шотаном, надеясь хоть как-то сохранить популярность раскритиковали действия правительства Сарро, однако этого было недостаточно, чтобы защититься от растущей волны народного недовольства.

Менее чем через полтора месяца после проведенной непопулярной экономической реформы состоялись парламентские выборы. Они закончились тяжелейшим поражением для французского политического эстеблишмента. Радикальная партия получила по результатам второго тура голосования всего 99 мест, за правыми силами суммарно оказалось суммарно 182 места. А вот для левых эти выборы стали временем подлинного триумфа - СФИО получило 183 места во французском парламенте, а Коммунистическая партия 87. Подобный результат Коммунистов уничтожил надежды Шотана и левых радикалов создать широкую коалицию со СФИО, Фланден, который несмотря на слабый результат Демократического альянса по-прежнему оставался одним из лидеров правых во французском парламенте заявил, что правые недопустят формирования подобного правительства, об этом же заявил и бессменный лидер ФКП Морис Торез. Эдуард Даладье попытался предложить СФИО и правым силам сформировать широкое коалиционное правительство, базой для которого должна была стать неприятие коммунистов, но также встретил неприятие как со стороны СФИО, так и со стороны правых.

Неожиданно ситуацию спас вернувшийся из поездки в Англию Пьер Лаваль. Лаваль был беспартийный и пользовался уважением и популярностью практически среди всех политических сил в стране был известен на международной арене, правых привлекал его нынешний образ буржуазного и умеренного политика, а также широкие контакты в католическом мире, левым же импонировало прошлое Лаваля как пацифиста и его активные действия в разработке франко-советского договора. Лаваль предложил сформировать беспартийное правительство во главе с ним, которое "недопустит раскачивания лодки" и будет работать вплоть до разработки "национального межпартийного компромисса". 9 мая 1936 года формирование правительства Лаваля в котором оказались представлены как левые, так и правые политики поддержали все политические силы во французском парламенте за исключением ФКП, при том, что 4 депутата коммуниста вопреки прямым указанием Тореза также проголосовали за создание правительства во главе с Лавалем.