Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История
Хорезм
Государство Хорезм
540px-Bandera de Khiva 1917-1920.svg.png Герб Хивы.png
Хива.png
Год основания: 1512
Столица: Хива
Языки  
  Государственный узбекский, туркменский
  Другие русский
Форма правления: конституционная монархия
Глава государства: хорезмшах
Глава правительства: Премьер-министр (вазир)
Государственная религия: ислам
Другие религии: христианство, иудаизм
Территория: 61 734 км²
Население 2 854 685 чел.
Денежная единица: хорезмская таньга=100пул
Интернациональный автомобильный код
ХR IVR oval.png

Государство Хорезм (узб. Xorazmshohlar davlati) — государство в центральной части  Средней Азии, граничит на З, ЮЗ и Ю с Закаспийской обл., на В с Амударьинским отделом Сырдарьинской обл. России, на ЮВ с Бухарским эмиратом, на С омывается Аральским морем; имеет, в общем, вид изогнутого треугольника, основание коего опирается на Аральское море, а вершина обращена по Амударье на ЮВ.

История

Хорезм одно из древнейших государств мира, возникшее еще в античную эпоху. Входил в состав империи Ахеменидов. После завоевания его арабами в VIII в. н.э. принимает ислам. Наибольшего расцвета достиг в XI - XIII вв. под управлением харезмшахов, когда в его состав, кроме прочего, входили территории современного Ирана и Афганистана. Катастрофальные последствия для Хорезма имела завоевание его монголами Чингиз-хана. Государство было разрушено, население частично вырезано, частично продано в рабство. В последствии входил в империю Тимура.

Современное Государство Хорезм берет свое начало в 1512 г. когда Ильбарс-хан из рода Шейбанидов основал в Хореме новую узбекскую династию и встал во главе самостоятельного ханства, названного по его столице Хивинским.

К середине XIX в. резко возросло напряжение между Российской империей и утратившей свое былое могущество Хивой в результате российской экспансии в Средней Азии, их соперничества за влияние в казахских степях и из-за грабежа российских торговых караванов хивинцами. В результате Хивинского поход Русской армии (1873) ханство превратилось в российский протекторат. Хан объявил себя "покорным слугой" российского императора, и все земли ханства по правому берегу Амударьи отошли к России. Потеря независимости почти не отразилась на внутренней жизни ханства, в которую Россия вмешивалась лишь чтобы подавить несколько туркменских мятежей. Эти земли вошли в состав Аму-Дарьинского отдела Туркестанского края. С рабовладельчеством в регионе было покончено.

С 1910 по 1918 гг. ханством правил Асфандияр-хан. Февральский переворот 1917 г. в России оказал значительное влияние на ситуацию в Хиве. 5 апреля младохивинцы предъявили Асфандияр-хану хану требования о проведении реформ. Хан вынужден был обнародовать манифест, в котором обещал создать представительный орган — мажлис, в состав которого входили и младохивинцы. Власть хана ограничивалась. Председателем мажлиса был избран младохивинец Бобоахун Салимов. Но обострившаяся, в связи с началом гражданской войны в России, ситуация привела к свержению  правительства младохивинцев и отмене начавшихся  реформ.

В это время в Хиву вернулся предводитель туркмен-йомудов  Джунаид-хан, который был назначен командующим вооружёнными силами ханства и вскоре сосредоточил всю власть в своих руках. По его приказу осенью 1918 г. Асфандияр-хан был убит и на хивинский престол посажен последний представитель узбекской династии кунгратов Саид Абдулла.

В период 1918-1920 гг Джунаид-хану при помощи русских белых войск удалось достаточно успешно противостоять агресствным попыткам туркестанских большевиков и их союзников из левого крыла младохивинцев установить в Хиве советскую социалистическую республику.

В 1920 г. после "скоропостижной" смерти Саид Абдулла-хана, в обмен на восстановление русского протектората, правительство Верховного правителя России ген.Деникина признало Джунаида новым ханом Хивы. В стране была восстановлена абсолютная монархия и установлен жесткий авторитарный режим, просуществовавший в стране до  1951 г., когда на хивинский престол взошёл правнук Джунаида  Саид Мухаммад II получивший образование в царскосельском Александровском лицее.

В стране были проведены широкомасштабные реформы, принята конституция, ограничен произвол чиновников, реформировано система народного просвещения и судебная система, введено ограниченное местное самоуправление. Название страны было изменено на Государство Хорезм под которым она 1 сентября 1954 г.  стала независимым государством, в связи с чем был заключён новый договор с Россией о дружбе, в котором говорилось о сохранении «традиционных связей» между двумя странами. Хан Саид Мухаммад II принял старинный хорезмский титул хорезмшаха.

В том же году  Хорезм официально признали большинство стран мира и он был принят в ООН.

Международный аэропорт в Хиве

С открытием в Туркестане в конце 50 гг. нефтегазовых месторождений началось развитие хорезмской промышленности. Доходы от продажи природного газа позволили модернизировать инфраструктуру, были вложены в усовершенствование народного образования и медецинского обслуживания.

В 1989 г. в конституцию Хорезма внесены изменения значительно расширявшие права парламента. Образована избираемая населением нижняя палата.

С 1997 г хорезмшахом является Его величество Джунаид II.

Государственное устройство

Хорезм является конституционной наследственной монархией во главе с хорезмшахом, который назначает, ответственный только перед ним совет министров (Идораи машварат), которым руководит через премьер-министра (вазира).

Парламент (Махкамаи адлия) состоящий из 80 членов - двухпалатный. Члены верхней палаты - Государственного консультативного совета, назначается хорезмшахом, нижней - избираются населением на 7 лет. Парламент учавствует в обсуждении государственных законов, инициатива и принятие которых всецело принадлежит хорезмшаху.

Верховной судебной инстанцией является Верховный хорезмшахский суд.

Политические партии запрещены.

Экономика

До начала 60 гг. основой хорезмской экономики было сельское хозяйство. С началом разведки (1963) и разработки Бухаро-хивинской нефтегазоносной области все большее значение начала преобретать добывающая промышленность, к концу XX в. ставшая основным источником поступлений в государственный бюджет. Добычей нефти и газа занимается национальная нефтегазовая корпорация NPCK (National Petroleum Corporation of Khwarezm).

Вооруженные силы

Эмблема Государственной стражи Хорезма

Опознавательный знак на самолеты и вертолеты пренадлежащие Государственной страже

Advertisement