ФЭНДОМ

Великий князь Николай Павлович, второй брат императора Александра, в конце лета 1813 года всё-таки сумел сломить сопротивление своей матери, вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, и царственного брата, получив разрешение пребыть в лагерь действующей армии, участвовавшей в войне Шестой коалиции. Покинув столицу 17 августа, великий князь прибыл в расположение сил союзников 1 сентября. Сентябрь 1813 года прошёл без крупных сражений – Наполеон и союзники восстанавливали свои силы после битвы за Дрезден.

В первых числах октября войска коалиции, усиленные подошедшими резервами, перешли в наступление на Наполеона, засевшего на крепкой позиции вокруг Дрездена. 16—19 октября 1813 года произошло одно из крупнейших сражений XIX века, известное как Битва народов или битва под Лейпцигом. Среди почти 23 тысяч русских, лишившихся жизни на том саксонском поле, оказался и 17-летний Николай. Интересовавшийся фортификационной наукой, великий князь оказался на одном из редутов, когда французские полки предприняли попытку контратаковать неприятеля; шальной осколок гранаты попал ему в висок.

Примем, что смерть брата, чувство вины перед свергнутым отцом и прочие причины, в реальной истории изменившие политику Александра I, здесь не отвратили его от либерального настроя довоенного царствования и после утверждения мира в Европе, император возобновил реформаторскую деятельность.

 1810-е

1810-1820 - война за независимость провинций Рио-де-Ла-Платы.

1812 – Русская компания императора Наполеона Бонапарта; Отечественная война, изгнание французской армии из России.

1813 – начало войны Шестой коалиции, заграничные походы русской армии.

лето 1813 – великий князь Николай Павлович добивается у Александра I и своей матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, разрешения отправиться в действующую армию.

16-19 октября 1813 - битва под Лейпцигом; Николай Павлович оказался на одном из редутов, когда французские полки предприняли попытку контратаковать неприятеля; шальной осколок гранаты попал ему в висок.

1814 – первая Реставрация Бурбонов.

1814-1815 – Венский конгресс; создание Священного союза.

1 марта–7 июля 1815 – «Сто дней» Наполеона.

июль 1815 – вторая Реставрация Бурбонов.

1816 – новый виток освободительной войны в испанских колониях в Америке под командованием Симона Боливара и Хосе де Сан-Мартина.

1816-1819 – отмена крепостного права в прибалтийских губерниях.

1819 - решения Тукуманского конгресса об избрании Карла Бурбон-Пармского, герцога Луккского, королём Соединенных Провинций Рио-де-Ла-Платы и принятии федералистской конституции; начало гражданской войны в Ла-Плате.

1820-е

июнь 1820 – возвращение Михаила Сперанского в Санкт-Петербург; работа в Сибирском комитете, реформа сибирского управления; разработка реформаторских проектов Новосильцева-Сперанского.

1821-1823 – «Либеральное двухлетие» в Испании; правление кабинета Рафаэля дель Риего-и-Нуньеса.

1821 – «Большой спор» в Шведско-норвежской унии, вызванный нежеланием короля Карла XIV Юхана утвердить принятый норвежским стортингом закон о ликвидации аристократии. Норвежская операция шведской армии; победа королевского правительства, ограничение автономии Норвегии.

1821 – начало греческого восстания против османского владычества.

24 августа 1821 – признание Испанией независимости Мексики.

Итурбиде-регент

Агустин де Итурбиде, регент Мексиканской империи в 1821-1822 гг., премьер-министр страны в 1822-1824 гг.

22 января 1822 – провозглашение независимости Греческого государства от Османской империи.

30 июля 1822 – избрание инфанта Франсиско де Пауло де Бурбона конституционным императором Мексики.

август 1822 – складывание первых дворянских оппозиционных обществ как консервативного, так и либерального толка.

20 октября-17 декабря 1822 – Веронский конгресс Священного союза.

1822 – избрание наследника португальского престола инфанта Педру императором Бразилии.

1 января 1823 – Александр I подписывает «Манифест об отмене крепостного права» и «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

7 апреля 1823 – начало французской интервенции в Испанию с целью свержения правительства либералов и восстановления абсолютной власти короля Фердинанда VII.

декабрь 1823–30 июля 1824 – восстание республиканцев в Мексике во главе с генералом Антонио Лопесом де Санта-Анной; победа императорского правительства.

3 марта 1824 года - публикация манифеста Александра I об отказе Константина Павловича от наследования престола и объявлении цесаревичем великого князя Михаила Павловича.

16 сентября 1824 – смерть Людовика XVIII, корона переходит его брату, графу д`Артуа, ставшему Карлом Х.

6 июня 1825 – Лондонская декларация Великобритании, России и Франции с требованием прекращения боевых действий.

15 марта 1825 – ультиматум России Турции.

22 апреля 1825 – отказ Стамбула от выполнения русских условий и объявление войны Петербургу.

1825–1826 – русско-турецкая или Греческая война.

март 1826 – династический кризис в Португалии; провозглашение королевой 7-летней дочери бразильского императора Педру I и её обручение с дядей, инфантом Мигелом.

20 сентября 1826 – Адрианопольский мирный договор; признание Османской империей независимости Греции и автономии Сербии и Дунайских княжеств.

19 ноября 1826 – смерть императора Александра I.
Михаил II

Император Михаил II.

3 февраля 1828 – Лондонская конвенция по Греции; первым королём Эллады назначен 13-летний баварский принц Оттон.

13 марта 1828 – дворцовый переворот в Португалии; регент дон Мигел сверг свою племянницу, Марию II, и провозгласил себя королём.

весна 1829 – правительственный кризис в Бразилии, вызванный желанием императора восстановить на престоле свою дочь; из-за нового восстания в Сисплатине Педру был вынужден отказаться от своей идеи.

1830-е

март 1830 – парламентский правительственный кризис во Франции.

2 августа 1830 – отречение Карла Х и его сына, «20-минутного короля» Людовика XIX, от престола.

9 августа 1830 – Национальное Собрание передало французский трон Луи-Филиппу, герцогу Орлеанскому.

25-27 августа 1830 – восстание в Брюсселе, начало Бельгийской национальной революции.

Бельгийская революция-1

Эпизод Бельгийской революции 1830 года.

1830-1831 – Лондонская конференция по определению условий выхода Бельгии из состава Нидерландов.

7 февраля 1831 – принятие Национальным Собранием в Брюсселе конституции Бельгийского королевства.

21 июля 1831 – въезд избранного короля бельгийцев Фердинанда I Саксен-Кобург-Готского в Брюссель.

2-12 августа 1831 –  франко-бельгийско-нидерландская война. 

17 октября 1831 - Лондонский договор по Бельгии; за Брюсселем закреплялся Люксембург, Северный Брабант и устье реки Шельды, однако, Нидерланды сохраняли за собой контроль над Лимбургом, преобразованным в герцогство, главой которого являлся король Нидерландов. Помимо этого, Брюссель обязался выплатить сумму, равную 45% государственного долга Нидерландов в 1831 году в гульденах.

29 сентября 1833 – смерть испанского короля Фердинанда VII; его младший брат дон Карлос, в обход изданной в 1830-м году Прагматической санкции, провозглашает себя королём.

7 января 1835 - в России опубликованы "Манифест об отмене крепостного права" и "Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости".

1833-1837 – гражданская война в Испании между карлистами-консерваторами и изабелиносами-либералами; победа карлистов, коронация Карла V.

1838 – волнения в Стокгольме и других крупных городах Швеции, вызванные реакционной политикой короля Карла Юхана.

1839 – восшествие на датский престол короля Кристиана VIII, введение конституции, первый созыв фолькетинга и сеймов в германских герцогствах датской короны.

1840-е

1841 – принятие первой конституции в Дании.

1843 – начало «данификации» Шлезвига и Гольштейна. 

1846 – избрание Папой Римским Джованни Феретти, принявшего имя Пия IX; начало либерализация общественной и экономической жизни в Папской области,

февраль-апрель 1847 – антиправительственные выступления в Париже, Лионе, Марселе и других крупных городах, послужившие началом череды революций в странах Европы и Америки - т. к. "Весны народов".

13-16 марта 1847 - столкновение армии и революционных масс в Берлине.

13 марта 1847 - начало революции в Австрийской империи

18 марта 1847 - создание первого венгерского национального правительства под председательством Лайоша Баттяни. Бегство императора Фердинанда из Вены.

22-23 марта 1847 – провозглашение независимости Ломбардии и Венеции от Австрии. Свержение проавстрийских правительств в итальянских государствах (кроме Сардинии-Пьемонта и Папской области), принуждение монархов к проведению реформ.

25 марта 1847 – начало войны союза итальянских государств (т.н. Апеннинская Лига) с Австрийской империей.

1 апреля 1847 - мятеж военных под руководством Павла Пестеля в Санкт-Петербурге
Герцог-регент

Принц-регент Фердинанд-Филипп, герцог Орлеанский.

27 апреля 1847 – установление во Франции коллективного регентства над перенесшим удар Луи-Филиппом в составе принца Фердинанда-Филиппа, герцога Орлеанского, премьер-министра Одилона Барро и министра внутренних дел Адольфа Тьера. 

4 мая 1847 - подписание Федеральной конституции Италии; формирование Итальянской Федерации

4 мая - 20 августа 1847 - Датско-прусская или Шлезвигская война. 

7-8 мая 1847 - "Переворот королевы Софии" в Греции, отречение от престола короля Оттона в пользу сына Павла, герцога Спартанского, установление регентского совета с королевой Софией во главе. 

15 мая -1 августа 1847 - война за независимость Норвегии; поражение шведского правительства, избрание на норвежский престол принца Кристиана Глюксбургского. 

18 мая 1847 - открытие Франкфуртского национального собрания. 

20 мая 1847 - 19 августа 1848 - Польское восстание; подавлено правительственными войсками. 

25 мая - 26 июля 1847 - "Два месяца Финляндии". 

июнь 1847 - городские восстания в Швеции. 

1-7 июня 1847 - парламенты Валахии и Молдавии одобрили объединение княжеств. 

1 сентября 1847 - венгерское Национальное собрание детронизирует короля Фердинанда V Габсбурга, начало войны за независимость Венгрии. Ликвидация феодальных повинностей в Австрийской империи. 

3 сентября 1847 - фельдмаршал Иосиф Радецкий получает практически диктаторские полномочия для подавления революции в Австрии. 

19 сентября 1847 - гибель Радецкого от рук студента-террориста. 

2 октября 1847 - отречение австрийского императора Фердинанда I от престола в пользу племянника Франца Иосифа. 

2 декабря 1847 - подписание "Пражского компромисса", создание Соединённого королевства Богемии и Моравии на правах широкой автономии в составе Австрии. Возникновение Австро-Богемской империи. 

12 января 1848 - Зальцбургский договор. Австрия признала независимость Венгрии на условии отказа последней от Хорватии. 

17 января 1848 - переворот либерально настроенных офицеров в Бразильской империи, поддержанный Педру II.  

17 февраля 1848 - издание конституции Австро-Богемии

2 марта 1848 - провозглашение Венгрии республикой. 

3 марта 1848 - подавление последних очагов революции в Вене. 

май 1848 - разгон Франкфуртского собрания. 

15 июня 1848 - победа бывшего палатина Венгерского Иштвана Ференца Габсбурга на президентских выборах. 

14 октября 1848 - признание османским правительством достижений революции в Дунайских княжествах, формирование зависимого княжества Румыния. 

сентябрь 1848 - ноябрь 1849 - республиканское восстание в Бразилии; подавлено правительственными войсками. 

апрель 1849 - государственный переворот в Венгрии, реставрация монархии; президент Габсбург провозглашён Апостольским королём Венгрии Иштваном VI. 

9 сентября 1849 - смерть императора Михаила II, престол перешёл к его дочери Екатерине III

1850-е

1850 - начало либерализации режима в России.

3-5 апреля 1850 - гарибальдийский мятеж в Риме.

2 апреля 1854 - принятие Екатериной III т. н. "конституции Сперанского-Назимова".

1860-е

9 сентября 1860 - заключение Секешфехерварского договора между Венгрией и Италией, направленного против Австро-Богемии.

14 июня 1866 - начало Войны ирреденты.