Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История

Черный Полдень

Черный Полдень — альтернативно-исторический мир, который я продумываю на основе лишь одной случайности, которая чуть не изменила всю нашу историю — заговор Кадудаля и покушение на Наполеона на улице Сен-Никез. В нашей истории Бонапарт чудом уцелел лишь из-за пару упущенных заговорщиками секунд и пьяного кучера, что привело к депортации и полному уничтожению якобинцев, в чьём соучастии был уверен триумфатор-корсиканец. Но что, если бы Лимоэлан не замешкался и не потерял несколько драгоценных минут, которые стоили Бонапарту жизни?

Прежде чем начать сказ, хочу лишь пояснить, что, возможно, не всё может показаться достоверным и правдоподобным — поскольку вселенную я создаю, чтобы в будущем, возможно, использовать для художественных произведений, то и здесь я буду в меру использовать художественные допущения и приёмы. Однако, я буду рад критике и предложениям по тому, как сделать историю правдоподобнее и интереснее. Название отсылает к частям дня не просто так: Рассвет (Великая Французская Революция, кровожадная, но наполненная энтузиазмом и надеждой) плавно перетекает в Черный полдень — вечную пасмурную эпоху, где никогда не будет стабильности и уверенности в завтрашнем дне.

Вступление

<...> Вчера Бонапарт был славным сыном Франции и защитником народа. Сегодня — консулом и победителем. Но завтра он бы повелел нам величать себя королём. — Анонимная статья, опубликованная в начале 1801 года к случаю траура и пышных похорон консула Бонапарта.

Похороны консула Бонапарта, 1801 год.

24 декабря 1800 года не стало триумфатора, консула Бонапарта, принёсшего чудесную победу революционной армии в Итальянской и Египетской кампаниях. Сен-Никез была озарена громогласным взрывом, из-за которого сгинули многие невинные парижане и весь консульский эскорт — помимо самого Наполеона в огне адской машины погибли его супруга Жозефина, падчерица Гортензия, его сестра Каролина и приближённые консула, министр Бертье, генерал Ланн и адъютант Наполеона барон де Лористон. О скоропостижной смерти первого консула сообщил консул де Камбасерес, что принял полномочия Бонапарта на время воцарившегося в стране кризиса. Гайдновское "Сотворение мира" прошло в траурной атмосфере: граждане, принявшие грохот взрыва за празднование очередных побед революционной армии, не ожидали, что на самом деле огонь пожрал любимого ими консула и его семейство.

IX год Республики начинался безрадостно: в январе был объявлен месячный траур по консулу Бонапарту. Его едва ли сохранившиеся в огне останки похоронили в Пантеоне 10 января 1801 года. Пышная процессия во главе с пасынком Наполеона, Эженом де Богарне, и консулом де Камбасересом, прошли по улицам города, где был слышен лишь плач парижан, собравшихся для проводов Наполеона в последний путь.

Пока консулы оплакивали Наполеона и готовились к борьбе за власть, Министр полиции Фуше взялся за расследование дела лично и вскоре добился результатов — 18 января 1801 года был казнён без суда и следствия Франсуа-Жозеф Карбон, создатель адской машины, что ранее под пытками выдал имена заговорщиков. Все нити вели к шуанам, роялистам и лично Жоржу Кадудалю, вандейскому мятежнику и противнику вмешательства Республики в дела церковные. Это породило самую настоящую роялистскую паранойю: в Сенате шептались о том, что заговорщики были близки к возвращению монархии и чудовищное убийство Наполеона — лишь первый шаг к дестабилизации девятилетней Республики.

Однако, гибель Бонапарта развязали Фуше руки: авторитет консулов не был соизмерим с авторитетом Наполеона, и он взялся за массивные списки арестантов, в число которых попали помимо роялистов сочувствующие им, в том числе консул Шарль-Франсуа Лебрен, в чьей опасности достижениям Революции и Республики убедил Камбасереса Фуше. Уже 12 февраля 1801 года Лебрен был арестован и заключён в Тампле, где ранее уже содержались последние Бурбоны, а теперь — сочувствующие наследникам Людовика XVI и роялисты, что могли быть опасны для Консульства. На вакантные места сенаторов были назначены республиканцы. Вернулся былой радикализм Фуше в борьбе с изъянами системы, людьми, что мечтают её разрушить. К тому моменту после смерти Бонапарта он был самым влиятельным человеком в государстве, в чьё влияние попал и последний консул.

Телейран, вскоре понявший, что Фуше уже не нуждается в союзе с ним и не собирается способствовать реставрации монархии, смог добиться политического убежища в Лондоне. Во Франции не без слова Фуше его объявили врагом Революции и требовали вернуть беженца на родину, дабы провести справедливый суд по законам Республики. Впрочем, пыл Сената утих, поскольку на кону стояло заключение долгожданного мира.

Именно так — под залпы пушек и гром аплодисментов парижан — умирает Республика. — Пьер Дону во время праздненств в честь назначения Фуше первым консулом Республики.

Жозеф Фуше (1759–1819), консул Франции (1802–1819), покровитель немцев и Алеманнского Союза (1811—1819), известный как разрушитель Первой Республики ,"якобинский цезарь" и достойный преемник Бонапарта.

Уже 4 августа 1802 года, когда прошло полтора года временного единоличного консульства Камбасереса и составлялся проект новой Конституции, соответствующий тем же бонапартистским планам, первый консул вынес в Сенат вопрос о назначении Жозефа Фуше и триумфально вернувшегося из Италии генерала Гийома Брюна консулами Французской Республики. Уже на следующий день Сенат скандировали имена трёх консулов, что подписали Конституцию X года — Конституцию, что в большей мере отдаляла Республику от её молодых демократических традиций.

XIX век

00-ые — 10-ые

1801 год — Император Павел I задушил офицерский заговор. Цесаревич Александр Павлович, едва ли услышав от пьяных товарищей о реальных их замыслах, а именно убийство императора, не помедлил и рассказал отцу о заговоре, что позволило арестовать заговорщиков и выпытать имена прочих соучастников прежде, чем трагедия свершится. Далеко идущие планы Бонапарта канули в лету, антимонархические настроения и паранойя захлестнули Париж, да дорвавшийся до властного Олимпа якобинец потребовали обратной переориентации внешней политики на бывших союзников по Антифранцузской Коалиции. Отношения между режимом Фуше и Россией безвозвратно похолодали. После возвращения Мальты Мальтийскому Ордену по Амьенскому миру (1802) Британия и Россия вновь сближаются.

Безмерно благодарный сыну Павел приблизил Александра, пускай продолжавшего винить себя в соучастии, к себе, помиловал и сделал чуть ли не самым близким советником — эта невозможная царская милость позволила цесаревичу доносить до ушей царя либеральные веяния и убедить его в необходимости проведения реформ во имя сохранения монархии пресечения сценария 1793 года. Император позволил Александру сформировать тайную Негласную Думу для формирования проектов отмены крепостного права и ослабления влияния дворянства, которое уже посмело покуситься на священное право монарха править. Однако, несмотря на то, что январский заговор был остановлен, Павел стал чрезмерно параноидален, как отмечал сам же цесаревич:

Отче жутко хворает. Он совсем исхудал, царственное лицо его залилось неестественной бледностью и обросло щетиною. Государь страшно нервозен, часто руки его дрожат, его взгляд — взгляд хищника, холодный, смотрит в саму душу и заставляет дрогнуть, будто бы в тебе ищет он врага. Он часто запирается в своём кабинете или подолгу бесцельно блуждает по набережной иль мостовой, заставляя меня и моих товарищей смиренно ждать его возвращенья. Отче стал очень гневлив: несогласие с ним — страшное святотатство, лишь я и брат мой [Константин] могут совладать с праведным его гневом. — Александр Павлович в дневнике.

1802 год10 февраля — Восстановление Якобинского клуба, известного как «Общество Равных» или «Клуб Антонеля», который возглавили, соответственно, Буонаротти и Антонель. В число участников нового клуба вошли жирондисты и вчерашние термидориане, а также утописты, сторонники идей Бабёфа. Характер нового клуба принял резкий оппозиционный: новые якобинцы были против рождения из веяний бонапартиской диктатуры нового Робеспьера, которого видели в Фуше. Несмотря на официальное закрытие клуба по указанию первого консула уже 17 декабря, якобинцы продолжали собираться втайне.

В Сенате началась новая паранойя. На сей раз — все боялись повторения сценария Термидорианского переворота.

1804 год — Реструктуризация Французской Республики. Принятие Гражданского Кодекса во Франции, также известного как Кодекс Фуше (по эпохе правления) или Кодекс Камбасереса (по составителю). Принята Конституция XIII года, по которой должности двух консулов упраздняются, а вся власть собиралась в руках одного Консула — верховного защитника Революции и Республики. Единоличным консулом стал Жозеф Фуше, бывший до этого первым консулом Республики и уже владевший всеми исключительными полномочиями. Уже по результатам плебисцита 12 термидора XIII года консульство Фуше стало пожизненным, что вызывало резко негативный отклик в проантонельской и левоякобинской прессе. В ответ по указаниям Сената многочисленные оппозиционные издательства были закрыты, а их издатели и журналисты обвинены в предательстве идей Революции и содействии антиреволюционным элементам.

1806 год10 апреля — Павел под влиянием Александра продолжает реформы в пользу крестьянства. Издан указ " О вольных землепашцах", что разрешал крестьянам откупиться вместе с земельным участком, запрещал помещикам ссылать крестьян в Сибирь и торговать ими, подобно вещью. Александр и Сперанский разрабатывают проект отмены крепостного права и реорганизации Русской императорской армии, но Негласная Дума не спешит идти к подобным резким и радикальным действиям, боясь повторения сценария 1801 года.

Фестиваль Разума, организованный в Нотр-Дам де Пари в 1808 году в память о Шометте и Эбере, организаторах Культа.

22 сентября — Впервые с 1794 проведён Фестиваль Разума, приуроченный к пятнадцатилетию Республики. Нотр-Дам де Пари, ещё с 1805 года ставший аскетичным Храмом Истины, стал в центре внимания общественности: именно из врат Собора выходила Богиня Разума с мечом и весами — консул Фуше дополнил образ Богини, сделав её не просто воплощением рационального, но и справедливого, что может быть взято им из произведений классиков классицистической литературы. Фестиваль, сравнимый с языческими празднествами римлян по своему богатству и размаху, сопровождался мистериями на древнеримские сюжеты — вроде убийства Цезаря и кары предателей-популистов, прихода к власти Августа, в чём многие увидели явную аллюзию на недавнее покушение Бонапарта и приход к власти консула Фуше. Ближе к ночи, в честь завершения Фестиваля, у Собора было собрано огромное кострище, куда фанатики и жрецы Разума скидывали и жгли Евангелие и якобинские статьи. Именно с этой даты принято отсчитывать эпоху, ставшую известной как Террор Разума.

Ещё с 1803 года, с укреплением власти Фуше как первого консула, известны чудовищные акты вандализма — фанатики Культа Разума, резко возросшего в своей популярности за счёт антиклерикальных и антимонархических настроений, принуждали священников отречься от сана и креста, поклявшись перед Конституцией в верности Республике и Богине Разума. Несогласие монахов приводило к резне, лишению церквей и реликвий всех украшательств, сожжению икон, текстов и крестов на чудовищных огромных кострищах, а порой и полному сожжению церквей. Несмотря на прощение напуганного народа решить проблему, консул не спешил с этим.

1808 год17 января — На многочисленные угрозы и ультиматумы английского парламента с требованием вывести войска из Голландии и Германии был получен резкий отказ Парижа, что привело к скорой эскалации войны. Фуше, не желая мешкать и ждать британские флаги у берегов Нормандии, решительно ударил первым, дав старт новой военной кампании революционных сил в Германии. Маршал Брюн, назначенный главнокомандующим французскими силами на германском фронте, при поддержке герцогов Вюртемберга и Баварии, без объявления войны Кайзеру и его вассалам, выступил со шестидесятитысячным корпусом к формально нейтральному по Базельскому миру Северу Германии, намереваясь занять Ганновер и ликвидировать любое влияние англичан в континентальной Европе. Это привело к спешному вступлению в войну Пруссии, имевшей свои планы на Север, и Кайзера Священной Римской Империи Франца II, желавшего защитить своих подданных от "революционной заразы". Опыт предыдущих поражений сказывался — австрийские командующие подходили к войне многим осторожнее, чем ранее, поэтому не спешили противодействовать армиям французов, что, впрочем, вызвало полный диссонанс среди Великобританского Королевского Семейства — параноидальный и безумный король Георг III боялся, что кайзер тайно содействует Фуше и желает с помощью Франции лишить его Ганновера и титула курфюрста.

3 апреля — В Вене, на конгрессе европейских держав, была сформирована Третья Антифранцузская Коалиция в составе Англии, Австрии, Пруссии и Неаполя. Основной целью Коалиции вновь стало возвращение Бурбонов на престол и окончательное уничтожение вновь разжигающихся огней революции. По инициативе Телейрана и графа д'Артуа Шарля-Филиппа было заранее сформировано Легитимистское правительство из числа эмигрировавших роялистов, чьим первым министром при короле Людовике XVII и стал его брат и наследник.

21 июня — Корпус Брюна занял Ганновер и Люнебург, быстро задушив сопротивление местных англо-немецких сил. Курфюршесво Брауншвейг-Люнебург было распущено, на его замену пришла подчинённая Франции Республика Вестфалия, быстро обросшая за счёт аннексированных нижнесаксонских еписковств и княжеств, что соответствовало плану консула Фуше, ставшего известным как процесс Реорганизации Германии — политики секуляризации, уничтожения многочисленных мелких княжеств вместе с децентрализованной Священной Римской империей и создании на её месте четырёх крупных марионеточных республик, как уже ранее был сделано с Италией: Республика Вестфалия, что заняла север Германии, Республика Франкония, что должна занять центральные регионы страны, южнее из разросшихся Баварии и Вюртемберга планировалось создать Гельветскую республику, на месте центральной Австрии — Каринтия. Раздел Габсбургской короны планировался по национальному признаку с последующим возрождением чешской, венгерской и хорвато-иллирийской государственности.

В Ганновере было сформировано правительство Вестфальской Республики, чьим первым канцлером по указанию Фуше был назначен Брюн — временно администрация оккупированных немецких земель в подавляющем большинстве состояла из французов и немецких бюргеров, сочувствующих Революции. Брюн первыми же указами объявил в стране Республикарский календарь, отменил церковную десятину и распорядился изъять имущество Церкви, а после — даровал Вестфалии Конституцию, схожую во многом с французской.

Маршал Гийом Мари-Анн Брюн (1763—1834), третий консул Франции (1802—1804), канцлер Вестфальской республики (1808—1812), консул Французской республики в 1819—1834 годах, что способствовал оттепели режима Фуше и возрождению Республики.

Корпус маршала Брюна набрал подкрепления из числа немецких добровольцев, ставших известных как Германский Легион, и устремился дальше, к границам Пруссии, намереваясь покончить с берлинской угрозой. Цель, поставленная Фуше, была проста: уничтожить прусскую монархию и поставить её "спартанцев" на службу Франции, уничтожив на политической карте крупного игрока, который может мешаться планам Революционной армии.

5 июлябитва при Зальцгиттере. Столкновение корпусов Брюна и фон Блюхера — первое крупное сражение Третьей Коалиционной Войны, закончившаяся поражением пруссаков и продолжения марша Революционной армии на Берлин. В бою проявил себя второй лейтенант Ангальтского гусарского полка Фердинанд фон Шилль, что, несмотря на тяжёлые раны, смог вдохновить полк на самоубийственную атаку на батареи врага, чем вызвал суматоху в рядах немецких союзников Брюна. Шилль и его тринадцать товарищей чудом пережили кровавое побоище и смогли бежать с поля брани, когда стало понятно, что фон Блюхер не смог добиться поставленных перед ним целей — Фридрих Вильгельм III настаивал на разгроме французской группировки и оккупации Вестфалии. Впрочем, Блюхер мог добиться другого — пруссаки задержали продвижение Брюна на несколько сезонов, связав его боями в Саксонии и Гольштейне, что позволило королю провести новый спешный рекрутский набор и укрепить оборону Берлина.

Фердинанд фон Шилль за проявленный героизм получил звание майора и был назначен в сформированный Королевский гусарский полк.

1809 год — Старт Австрийской кампании. Пока генерал Массена готовился к походу на Рим и Неаполь, генерал Вандам, ранее служивший под крылом Брюна, устремился к границам Австрии, намереваясь ударить по Вене с севера совместно с баварскими войсками.

17 апреля — Смерть Людовика XVIII после продолжительной болезни, как бы за его жизнь ни боролись лучшие лондонские врачи. Новым вождём легитимистов стал граф д'Артуа как король в изгнании Карл X, его наследниками стали бездетные герцоги Людовик Ангулемский и Шарль-Фердинанд Беррийский — будущие короли-изгнанники Франции Людовик XIX и Карл XI. Лондон, Вена и Петербург признали нового короля-изгнанника законным правителем Франции.

5 июля — Массена вошёл в Рим и объявил о реставрации Римской Республики 1798—1799 годов, закрепив окончательную и безговорочную вражду между режимом Фуше и Папским Престолом. Конкордат, заключенный в 1801 году между Наполеоном и Пием VII, был окончательно разорван и более ни одна из статей договора не рассматривалась — консул Фуше перешёл к решительным мерам в дехристианизации Франции и Европы, в ответ на своё отлучение от церкви Пием подписав "Манифест о Разуме", закреплявший Культ Разума в качестве государственной веры на территории Франции и её сателлитов, следом же были внесены правки в Конституцию XIII года.

Массена в честь первой победы над закостенелым католицизмом устроил масштабный Триумф по древнеримским обычаям и Фестиваль Разума, призывая жечь иконы и священные писания.

Ужасная картина открылась перед моим взором: на каждой улице пылали кострища, куда римские безбожники и отступники бросали иконы, срывая с них золотые оклады, рвутся Евангелие и кидаются в адский пламень. К небу поднялся столь чёрный столб дыма, что он, казалось, закрыл собой светоч... Под всеобщий рёв бесовской толпы в Град Петра въехал Массена, увенчанный лавровым венком — реставрируя вновь старый Рим, он наивно считал себя достойным этой похвалы, но нет в этом ничего святого и благого... — Алессандро Мандзони (1785—1873), офицер Французской Революционной Армии, позднее — итальянский поэт-романтик и талантливый прозаик, открывший для итальянской литературы реализм.

Папа Пий VII был вывезен в Париж для казни, приговор Фуше был вынесен уже 7 сентября. Казнь папы римского у стен Собора Парижской Богоматери стало ужасающим феноменом для всех европейских держав: французы покусились на дарованную богом монаршью власть, а теперь — на самого Бога и его вестника. Фуше был объявлен самим Антихристом, что с помощью Революции желал принести дьявольские силы в жизнь людей.

В Бретани вновь назрел роялистский мятеж, однако, поддержанный британскими силами — малочисленным добровольческим силам Веллингтона и Карла X удалось пробиться к берегу и высадить малочисленный десант, вскоре они скрылись в лесах. Кадудаль присягнул на верность королю-изгнаннику и объявил:

Да узрит и услышит это Господь Бог: покуда я дышу, стою хоть одной ноге и имею хоть руку одну, чтобы держать саблю, я буду биться за право моего короля и наследников его на престол, пока не падёт последний бес парижского антихриста!

12 октября — после подавления очагов сопротивления новой власти в бывшем Папском государстве корпус Массены устремился к Неаполю и взял его в осаду, вскоре вынудив Фердинанда IV пойти на переговоры. Неаполитанское королевство вышло из войны лишь на условиях ограничении власти короля в пользу созданного парламента и принятии конституции, а также разрыва всех договорённостей с Великобританией — консул Фуше был уверен, что после установления в Неаполе крепкого парламента и отсечения ниток короля деспотичный Фердинанд будет более сговорчив и менее решителен в своих резких действиях. Сформированный Неаполитанский Сенат заполонили вчерашние профранцузские революционеры, мечтавшие о реставрации недолговечной республики и казни короля. Массена устремился на север в помощь Вандаму.

10-ые — 20-ые

1810 год — 27 февраля — Отмена крепостного права в России. То, о чём мечтал Александр, свершилось: крестьяне получили вольность и землю, пускай и формально теперь были временно зависимы от государства. Согласно положениям Манифеста о вольности, крестьяне получали полную гражданскую правоспособность, сохранялось их личное имущество и устанавливался конкретный размер надела. Однако, от имени Павла I, Александр гарантировал помещикам выплаты за утерянные вотчины и души — часть выплат государство брало на себя, часть собиралось сельской общиной на общий откуп.

Несмотря на успех реформы, в стране назрела мощная дворянская оппозиция царю. В 1810—1811 годах было сформировано Общество Русских рыцарей, взращённых на идеях Фуше и якобинцев на дворянской почве. В числе высшего руководства этого аристократического кружка были граф Михаил Фёдорович Орлов и Николай Николаевич Муравьёв. Они смотрели на опыт относительно недавнего прошлого: Кондиции, навязанные и разорванные Анной Иоанновной, как они считали, был первым провальным опытом в уничтожении русского самодержавия. Орлов заявлял о радикальном уничтожении самодержавия и создании "пятидесятилетней аристократической республики" — как он думал, пятидесяти лет будет достаточно, чтобы воспитать состоятельных и патриотичных граждан, дабы завершить переход от аристократической власти к всенародной. Муравьёвская концепция разительно отличалась от орловской: Муравьёв, рассматривая опыт Земского Собора и избрания на царство боярских царей, а также опыт шляхетской демократии в недавно разгромленной Речи Посполитой, настаивал на организации так называемой "боярской демократии" — передачи фактической власти возрождённому Земскому Собору, где заседали бы представители старой родовой аристократии, и превращении царя в выборную церемониальную фигуру, не имеющей никакой власти над происходящим в стране.

3 мая — корпус Брюна пересёк Эльбу и взял в осаду Макдебург, намереваясь продолжить бросок к Берлину. Прусская королевская семья и правительство в спешке эвакуируется из Берлина в укреплённый Кёнигсберг. Король Фридрих Вильгельм III, несмотря на попытки уговорить его покинуть столицу, отказался и взял руководство обороной города на себя.

Кем я буду, если покину Берлин в столь нелёгкий час?

Фердинанд фон Шилль ослушался приказа короля оставаться в городе и ожидать указаний. Будучи популярным в армейской среде молодым офицером и бойцом, доказавшим свою верность общему делу, он смог собрать чуть больше тысячи добровольцев из числа состава различных полков и тайно покинуть Берлин ночью между 12 и 13 мая. Уже к 17 мая он был у Макдебурга и долгое время обсуждал с товарищами план действий. Ночью Тысяча Шилля устроила нападение на северную группировку Брюна, вызвав переполох в французском лагере. Впрочем, несмотря на успешное использование ситуации, Шилль понёс большие потери и был вынужден отступить к городу и укрыться в нём. Несмотря на то, что Шилль планировал снять осаду с города, он смог выполнить другую задачу — задержать французов, подарив Берлину драгоценное время на укрепление. Тысяча Шилля быстро редела вместе с остатками гарнизона города, уже к 21 июню город обороняло чуть больше сотни человек, но Шилль каждую ночь устраивал спешные вылазки и пользовался хаосом в стане врага. Лишь 3 июля войска французов решились на посредний приступ и перебили последних защитников — Шилль, впрочем, был взят в плен, будучи тяжело ранен. Брюн намеревался расстрелять его уже в Берлине в назидание мятежным пруссакам.

30 августаБитва за Берлин. Переломный момент Войны Второй Коалиции, ставший последним вздохом Прусского королевства. Корпус Брюна напоролся на хорошо организованную оборону города, но легко сломил боевой дух осаждённых пруссаков, стоило взять в плен короля, что не стал отсиживаться в штабе. В честь громогласной победы Революционной Армии был дан масштабный парад французской армии по улицам Берлина, принималась присяга прусских полков, отличавшихся республиканскими воззрениями. Фактически, с пленением короля, Прусское государство было уничтожено — Королевская семья, боясь угрозы со стороны юнкеров, принявших новый режим, вскоре отплыла в Петербург.

Пруссия оказалась раздроблена многим сильнее, чем предполагалось Фуше изначально: польские земли были освобождены под властью дочерней Вендской Республики, немецкие же владения Гогенцоллернов были поделены между Остфальской Республикой, известной как Вербинский режим, и Прусской Республикой со столицей в Кёнигсберге. Фактическую власть в сформированных республиках получила вчерашняя прусская военная элита, что не желала возвращения гогенцоллернской абсолютной монархии.

Однако, несмотря на стремление Фуше казнить короля и Шилля, нашлись недовольные. 17 сентября компания заговорщиков во главе с капитаном Вильгельмом Иоганном фон Мюльке смогли освободить Шилля, но не короля, охранявшегося многим строже полками Республиканской гвардии. Заговорщики сложили за это голову: они провели Шилля по тайным средневековым катакомбам и попытались устроить мятеж, чтобы в суматохе дать свободу и королю Фридриху Вильгельму, но все двадцать один смельчак оказались перебиты. Фердинанд фон Шилль поклялся, что не успокоится, покуда не освободит Германию от гнёта режима Фуше.

5 октября — казнь короля Фридриха Вильгельма III. Пятнадцатилетний кронпринц Фридрих Вильгельм Прусский был объявлен в Петербурге новым законным королём прусским. Шилль собрал свою новую Шайку, в числе которых оказались многочисленные разбойники, дезертиры, поднявшие мятеж прусские полки и мятежные крестьяне; несмотря на отсутствие конкретных и чётко сформулированных целей мятежа, сам Шилль желал воздвигнуть молодого принца на его законный престол.

1811 год21 мартаТирольская и Иллирийская кампании Вандама и Массены привели к коллапсу австрийского фронта и окончательному разгрому сил Священной Римской империи. У Добруджи Массена от имени Фуше заключил союз с недавно воцарившимся в Османской империи Махмудом II; В Константинополь в качестве главы посольства и военного атташе был послан бригадный генерал Орас Себастьяни де ла Порта, ранее попавший в немилость великого французского консула.

11 июня — Император Франц I, опасаясь вступления в войну турков, спешно пошёл на мировую, в результате которого последовал Задарский мир, по которому от владений Габсбургов отторгались недавние польские приобретения в пользу Вендской республики, делился Тироль между Итальянской республикой и Баварией, и, наконец, окончательно завершалась долгая история Священной Римской Империи германской нации — под давлением союзных Фуше курфюрстов император отрёкся от престола и объявил о роспуске древней империи, признавая главенство французского консула над Германией в виде созданного Алеманнского Союза и отказываясь от любых претензий на германские земли.

Британия осталась одна. Вся Европа оказалась у колен революционного цезаря, что стремился разнести девиз "Liberté, Égalité, Fraternité" до дальних краев цивилизованного мира. Полным ходом идёт дехристианизация: жгут храмы, иконы, священные писания, проводятся массивные и пышные фестивали Разума, навеянные языческими обрядами, расцветает как никогда атеизм и пантеистические взгляды, о которых рассказывают Гёте и Шиллер. Французы формируют Великое Братство народов — великую армию, собранную со всех концов Европы, лишь для покорения опасного для французской гегемонии русского колосса. Фуше искренне боялся России, оттого желал сгубить её многим больше, чем загнанную в угол Британию.

20-ые — 30-ые

В РАЗРАБОТКЕ.

Advertisement