ФЭНДОМ

Четвертая Французская Республика
La Quatrième République française
Флаг Французской Империи Arms of France (UN variant).svg
[[Image:{{{Карта}}}|225px|{{{Карта}}}]]
Дата образования 1938
Официальный язык Французский
Столица Париж
Форма правления Президентская республика
Глава государства Президент
Глава правительства Премьер-министр
Правящая партия "Фронт свободы"
Государственная религия Католичество
Территория {{{Территория}}} км²
Население {{{Население}}} чел.
Валюта Франк
Республика будет консервативной, или ее вовсе не будет.
Адольф Тьер

Четвертная Французская Республика (фр. La Quatrième République), так же известная как Католическая Республика - политический режим во Франции существующий с 1938 года, являющийся наследником нестабильной парламентской Третьей Французской республики. Возникла после победы "Фронта свободы" на последних парламентских выборах эпохи Третьей республики и трансформации в сверхпрезидентскую республику во главе с Франсуа де ля Роком в условиях надвигающейся немецкой валькистской угрозы.

Не смотря на ряд чрезвычайных законов против леворадикальных сил и кампанию по "охоте на ведьм", режим де ля Рока сохранял черты демократичности, будучи "последним прибежищем свободы" на фоне последовательного становления авторитарных режимов в России, Германии, Великобритании и Соединенных Штатах.

Государственное устройство

Список президентов Франции

     «Фронт Свободы»

Портрет Имя В должности Партия
1 Fransua-de-La-Rok-1 Франсуа де ля Рок 2 марта 1938 В должности "Фронт Свободы"

Список глав правительства Франции

     «Фронт Свободы»

Портрет Имя В должности Партия
1 Виноградник Пьер Теттенже 2 марта 1938 6 декабря 1938 "Фронт Свободы"
2 Лох Анри де Кериллис 6 декабря 1938 В должности "Фронт Свободы"

История

Становление правой коалиции

Блюм-0

Леон Блюм, председатель совета Третьей Республики в 1936 году.

Весной 1936 года победу на парламентских выборах одержала левоцентристская коалиция Народный фронт, основу которой составили социалистическая, авангардистская и леволиберальная партии. Во главе нового кабинета министров стал лидер радикальных социалистов Леон Блюм. Социал-Авангардистская партия Франции не вошла в состав правительства, но участвовала в парламентском большинстве левых сил.

Конкретные социальные реформы нового правительства (повышение заработной платы, введение оплачиваемых отпусков, ограничение рабочего времени, трудовые инспекции на предприятиях и т. д.) не выходили за пределы активной социальной политики в рамках капиталистической экономики и парламентской системы. Однако сам факт прихода к власти коалиции с участием авангардистов возымел огромный политико-символический и социально-психологический эффект. Он усиливался потоком публичных заявлений и чередой массовых мероприятий под леворадикальными лозунгами. Правоориентированная часть французского общества — от консервативной аристократии и крупного капитала до мелкобуржуазных масс и профашистского люмпенства — была чрезвычайно встревожена. Опыт Народного фронта показал эффективность широких коалиционных объединений. Правые круги предприняли ответные действия по консолидации сил. Первой объединительной акцией стало создание межфракционной группы в обеих палатах парламента. По инициативе консервативной партии "Республиканская федерация" все депутатские группы, не входящие в Народный фронт, договорились о еженедельных совещаниях для выработки совместной позиции. Осенью 1936 крайне правый политик Жан Гой, один из лидеров ветеранского движения, провёл переговоры с руководством учреждённой на основе распущенных Огненных крестов Французской социальной партии во главе с Франсуа де ля Роком. Была достигнута логоворённость о совместной «защите свободы личности, частной собственности, национальной независимости и демократических институтов» от марксистской опасности, олицетворяемой правительством Блюма.

Doriot

Жак Дорио во время переговоров о коалиции.

Наиболее масштабный план блока, противостоящего Народному фронту, разработал лидер праворадикальной Французской народной партии Жак Дорио (бывший видный авангардист, до 1934 — один из руководителей Французской Социал-Авангардистской Партии). Проект был оглашён 20 апреля 1937 года. Целью объединения объявлялась «защита свободы слова, мысли, печати, труда и торговли» от «Интернационала и его агентуры». На съезде PPF 7 мая 1937 Дорио призвал «все национальные партии» немедленно выступить на «защиту конституционных свобод республики». Такие лозунги PPF сами по себе производили сильное впечатление: с момента своего образования в июне 1936 партия Дорио занимала не только антикоммунистические, но и антикапиталистические, антипарламентские позиции. Название для будущей коалиции — Front de la liberté (Фронт свободы) — также предложил Дорио. Инициатива Дорио была встречена с энтузиазмом.

Кризис правительства Блюма

В августе 1937 года на фоне многочисленных внутренних конфликтов, и раскола в Интернационале между сторонниками и противниками лидера Красной России Михаила Фрунзе начавшего в "стране рабочих и крестьян" политику Большого Террора, обрушившуюся в том числе и на российских радикальных и либерататных социалистов. Раскол между Французской Социал-Авангардистской Партией и Социалистическим Движением Леона Блюма привел к падению правительства Блюма. Не смотря на это, на фоне нарастающих правых настроений, Народный фронт все ещё сохранял большинство в парламенте, и вскоре во главе Франции стало правительство радикала Камиля Шотана, представленное преимущественно представителями Радикальной Партии, однако теперь в коалицию вошли и министры от социал-авангардистов, что лишь усилило антисоциалистические настроения во Франции.

Шотан2

Камиль Шотан, последний глава Третьей Республики.

Под влиянием начавшегося усиления валькистской Германии, усилились центростремительные силы справа. Уже в декабре 1937 года представителями Республиканской федерации (Луи Марэн), Французской социальной партией (Франсуа де ля Рок), роялистской лиги Аксьон франсез (Шарль Моррас), ультраправой группировки «Друзья франсизма» (Марсель Бюкар), Национального центра республиканской пропаганды (Анри де Кериллис), Аграрной партию французского крестьянства (Пьер Мате) и Национально-республиканской партии Франции (Пьер Теттенже) была подписан договор о создание коалиции "Фронта Свободы", к которому однако не присоединился Дорио с своей партией, рассчитывавший возглавить коалицию с одной стороны, и пользовавшегося недоверием со стороны большинства остальных сил с другой. В январе 1938 года после выхода социал-авангардистов из Народного Фронта попало правительство Камиля Шотана, что привело к новым досрочным выборам, на фоне нарастающей популярности правых во французском обществе, вызванных ростом антигерманских, антисоциалистических и антибританских настроений.

Выборы 1938 года

Предвыборная кампания перед новыми выборами была максимальна коротка, но тем не менее обернулась уличными столкновениями между боевиками "Фронта Свободы" и ФНП с одной стороны, и "рабочими отрядами" социалистов и авангардистов, приведших к многочисленным жертвам и материальному урону на сотни тысяч франков. Важнейшим фактором стала карта германской и британской угрозы разыгранная правыми, помимо традиционной темы "красного заговора". Таким образом, в качестве лозунга у правых возникла идея Франции как осажденной крепости.

Выборы в парламент Французской республики 1938 года.
Партия Лидер "Коалиция" Места
"Фронт Свободы" Франсуа де ля Рок Национальная 295/612
Социалистическое движение Леон Блюм Народный Фронт 100/612
Радикальная партия Камиль Шотан Народный Фронт 93/612
Социал-Авангардистская партия Франции Морис Терез Народный Фронт 62/612
Французская Народная партия Жак Дорио Национальная 34/612
Прочие левые Отсутствует Отсутствует 28/612

Внеочередные парламентские выборы 1938 года во Франции прошли 16 и 23 января. На этих выборах одержала победу коалиция "Фронта Свободы" Франсуа де ля Рока и примкнувшей к нему Французской Народной партии Жака Дорио. Бывшие члены правящей коалиции "Народный Фронт" оказались в оппозиции к новому парламентскому большинству. Сформированное правое правительство во главе с Пьером Теттенже, которое тут же начало подготовку к конституционной реформе и переходу Франции от парламентской к президентской республике с резким расширением прав президента.

Принятие новой Конституции

Луи Марен

Луи Марен, лидер "умеренных" правоцентристов.

Разработка проекта новой Конституции была начата Французской социальной партией ещё осенью 1937 года, и на протяжение первых двух зимних месяцев шло активное обсуждение проекта внутри "Фронта Свободы", при участие Французской Народной партии. Учитывая неоднородность правой коалиции, в чьи ряды вошёл широкий спектр сил от умеренных правоцентристов до монархистов и фашистов, споры по форме новой Конституции стали первым серьезным противоречием внутри "Фронта Свободы", однако в конечном итоге благодаря усилиям де ля Рока, Анри де Кериллиса и Пьера Теттенже удалось избежать раскола и вскоре был составлен окончательный проект Конституции Четвертой республики, являвшийся компромиссом между правоцентристами и радикалами. По новой конституции президент обладал полномочиями распускать парламент и блокировать с помощью вето любые его решения, а так же формировал и представлял парламенту на одобрение правительство, в случае если парламент трижды отклонял его, должны были быть назначены новые парламентские выборы. Католичество закреплялось в качестве государственной и традиционной религии французской нации, но не провозглашалось обязательной верой для каждого француза. Франция провозглашалась Католической Республикой. Римско-католической Церкви однако не была возвращена большая часть её исторических привилегий. Одновременно с Конституцией, было принято новое избирательное законодательство, позволившее "Фронту Свободы" законодательно закрепить свою фракционность, при этом сохраняя преимущества единого списка над своими конкурентами. Фактически, новая Конституция запрещала валькистские и коммунистические организации на территории Франции, как противоречащие духу и воле христианской французской нации.

Военная реформа

Не смотря на то что консервативно ориентированное военное командование с одобрением восприняло победу правых сил, между президентом де ля Роком и маршалом Петеном имелось предостаточно разногласий. Анри Петен, как и большая часть военного командования французских вооруженных сил, поддерживал снижения военного бюджета более чем на двадцать процентов, проводимое предшественниками Блюма, и заморозку финансирования строительства "линии Мажино", а так же сопротивлялся попыткам реформ в армии. Так например, у Франции к 1936 практически не было танков и орудий противовоздушной обороны, а авиация была крайне устаревшей. Особенно плачевно ситуация выглядела на фоне наращивающей военный бюджет Германии, фактически отказавшейся выполнять какие-либо международные обязательства. Конфликт между Президентом и маршалом начался после Доклада Даладье-де Голля, представленном Франсуа де ля Року бывшим министром обороны Франции Эдуаром Даладье и полковником Шарлем де Голлем, получившим эту возможность благодаря протекции оказанной министром иностранных дел Анри де Кериллисом, озабоченным потенциальной беспомощностью Франции на международной арене. Итогом расследования последовавшего за докладом стало увольнение на пенсию маршала Анри Филиппа Петена, и большей части его единомышленников, и резкое увеличение военного бюджета. Генеральный Штаб возглавил вернувшийся с пенсии 71-летний генерал Максим Вейган, однако фактически руководство реформой оказалось в руках Шарль де Голля, самого молодого генерала в истории Франции, поднявшегося во время Рифской войны. Экстренные меры были призваны возродить ещё не восстановившуюся после "реформ" Петена французскую армию перед нарастающей валькистской угрозой. Щедрое финансирование получил проект экстренного продления "линии Мажино" до Ла-Манша, продолжились программы Блюма-Даладье по перевооружению сухопутной армии. Фактически с нуля создавалась французская авиация, пребывавшая в крайне плачевном состояния, под руководством Жоржа Тьерри д’Аржанльё, ранее приора парижского диоцеза Ордена босых кармелитов, ветерана Первой Мировой войны, выдвинутого по протекции Шарля Морраса и Пьера Теттенже.