Гражданская война в Чечне
Президентский дворец в Грозном.jpg
Время 4 июня 1993 года - 17 февраля 1995 года
Место Чеченская Республика Ичкерия (ЧРИ)
Итоги Присоединение Чеченской Республики Ичкерия к России, введение КТО на Северном Кавказе
Участники
Флаг ЧРИ.png Чеченская Республика Ичкерия

ИГД.png Арабские моджахеды

450px-UNSO-flag.svg.png УНА-УНСО

Серые Волки.png Серые Волки

Флаг чеченской оппозиции.png ВСЧР

Флаг чеченской оппозиции.png КСЧН

При поддержке:

Флаг Российской Республики.png Российская Федерация

Командующие
Флаг Ичкерии .jpg Джохар Дудаев

Флаг Ичкерии .jpg Салман Радуев

Флаг ЧРИ.png Аслан Масхадов

Флаг ЧРИ.png Хамзат Ханкаров

Флаг ЧРИ.png Шамиль Басаев

Флаг ЧРИ.png Руслан Гелаев

Флаг чеченской оппозиции.png Умар Автурханов

Флаг чеченской оппозиции.png Бислан Гантамиров

Флаг чеченской оппозиции.png Руслан Лабазанов

Флаг Российской Республики.png Михаил Колесников

Флаг Российской Республики.png Павел Грачев

Силы сторон
от 15 до 40 тыс. от 20 до 45 тыс.
Потери
от 9 до 19 тысяч от 5 до 9 тыс.

Гражданская война в Чечне (а также Гражданская война в Чечне) — вооружённый конфликт, проходивший на территории Чечни между самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерией и антидудаевской оппозицией в лице Комитета национального спасения (КНС) и Временного совета Чеченской Республики (ВСЧР) со второй половины 1993 года по 17 февраля 1995 года.

В ходе войны, антидудаевскую оппозицию активно поддерживала Российская Федерация. Россия использовала против Дудаева тактику "гибридной войны": не вступая напрямую в войну, РФ активно снабжала повстанцев оружием, а также курировала военные операции ВСЧР против президентских сил, а российские добровольцы напрямую участвовали в столкновениях на территории республики против чеченских боевиков. Формально, российские войска вступили на территорию Чечни лишь после взятия Грозного повстанцами в ноябре 1995 года и проведения в республике референдума о ее вхождении в состав РФ.

Итогом войны стало вхождение Чечни в состав России как равноправного субъекта Федерации. Триумф на кавказском направлении привел к росту престижа российской власти, в частности президента Бориса Ельцина и активизации внешней политики на кавказском направлении. В то же время, увеличение военного контингента России в Чечне, в рамках КТО, привело к росту социальной напряженности на территории республики, что осложняло процесс восстановления Чечни после войны. После начала Чеченской кампании на территории России произошла серия террористических актов, в которых суммарно погибло свыше 100 человек

Предыстория

Провозглашение независимости Чечни

В 1990 году, в ходе распада Советского Союза была провозглашена декларация о государственном суверенитете Чечено-Ингушской АССР, где не было указано: входит ли республика в состав РСФСР и СССР. 8 июня 1991 года была создана Чеченская Республика Нохчи-Чо (Чеченская Республика Ичкерия), провозглашенная Общенациональным конгрессом чеченского народа (ОКЧН), которая ставила своей целью выход Чечни из состава СССР и РСФСР. В результате прошедших 27 октября выборов президента республики, Джохар Дудаев набрал 90,1 % голосов. В первую очередь была официально провозглашена независимость ЧРИ от РСФСР и от СССР, что никем не было признано (кроме правительства Звиада Гамсахурдии и Исламского Эмирата Афганистана). В ноябре была предпринята попытка ликвидировать самопровозглашенную власть в республике, которая провалилась.

Конституция 1993 года и переворот

19 февраля 1993 года Джохаром Дудаевым была введена конституция, в которой отмечалось, что ЧРИ является президентской республикой. В ответ 15 апреля оппозиция устроила бессрочный митинг около резиденции Дудаева. В тот же день парламент вынес решение о проведении 5 июня референдума о государственном устройстве республики, но 4 июня, сторонники Дудаева расстреляли митинг оппозиции и заняли грозненскую мэрию и здание ГУВД. Фактически, в Чечне произошёл военный переворот, в результате которого была установлена единоличная власть Дудаева в республике

Ответные действия оппозиции, начало гражданской войны

В ответ на действия президента ЧРИ начались вооружённые столкновения, отряды оппозиции оказались вытесненными на север республики. 8 августа на неизвестные люди ворвались в личный кабинет Джохара Дудаева и начали расстреливать находящихся там людей, но Дудаев не был убит. К декабрю 1993 года, Надтеречный район стал регионом централизации альтернативных органов власти в Чечне (Временного Совета Чеченской Республики и Комитета Национального спасения). Главой организации ВСЧР, который позднее стал единолично представлять оппозицию в республике, стал глава Надтеречного района: Умар Автурханов. В течение 16 и 17 декабря, силы КНС вместе с полевыми командирами окружили резиденцию Дудаева и выдвинули ряд политических требований: провести парламентские выборы, разграничить полномочия премьер министра и т.п. Позже, полевые командиры перешли на сторону Дудаева.

Боевые действия до осени 1994 года

Главные вооружённые столкновения гражданской войны в Чечне пришлись на 1994 год. Первой вооруженной акцией в войне за 1994 год являлся рейд отрядов КНС на Грозный, с целью свержения Дудаева, но атака была отбита, а организация потеряла силу в следующем месяце. Главной организацией оппозиции стала ВСЧР, которая начала расширять своё влияние на территории Чечни.

В это время, в мае 1994 года, к оппозиции примкнул бывший командир охраны Джохара Дудаева. В том же месяце он захватил многоэтажный дом в 4-м грозненском микрорайоне и превратил его в свой штаб. 2 июня его группировка совершила налёт на Дом Радио, а с 12 по 13 июня вступила в боевые действия с отрядами дудаевцев в Грозном. Бои начались после митинга оппозиции 12 июня на площади имени Шейха Майсура. В тот же день Джохар Дудаев отдал приказ о атаке на штаб Лабазанова. В результате данных боёв погибло множество мирных жителей и участников столкновений с обеих сторон. Дудаевцами были пленены близкий друг Лабазанова и его двоюродный брат, которые были убиты путём обезглавливания. Лабазанов объявил Дудаеву кровную месть.

В июле-августе формирования Бислана Гантамирова заняли город Урус-Мартан и территорию Урус-Мартановского района, Руслан Лабазанов установил контроль над городом Аргун и над территориями Аргунского, Веденского и Шалинского районами. Силы ВСЧР с 17 по 20 августа безуспешно пытались овладеть Грозным. 24 августа бригада оппозиционеров Бислана Гантамирова на БТР-рах устроила прорыв в Грозный, но она была остановлена в районе Черноречья.

В августе на существование «про-российской оппозиции» обратила своё внимание Российская Федерация, которая начала активные поставки оружия ВСЧР. Чечню начали посещать сотрудники российских спецслужб. Была взята под усиленный контроль граница ЧРИ с Дагестаном, Кабардино-Балкарией и Ингушетией. Основным инициатором российской военной помощи, как считалось, был вице-президент Геннадий Бурбулис. Не желая непосредственно втягивать Россию в войну, Бурбулись поручил министру обороны Грачеву курировать военное руководство ВСЧР в борьбе с "дудаевцами". Бурбулис считал, что победа повстанцев над Дудаевым позволит России избежать необходимости полномасштабного военного вторжения в ЧРИ, для ее возвращения под российский контроль. Поддержка Россией ВСЧР широко освещалась в СМИ страны и не скрывалось российским руководством, так как Дудаевскую Чечню не признала почти ни одна страна мира, и вся Чечня оставалась формально частью РФ, на которой "та действует так, как считает нужной" - сказал Бурбулис в беседе с журналистами. При этом формально в войну Россия не вступала, ограничившись военной помощью и отправкой своих добровольцев, что не помешало развязать в ЧРИ активную антироссийскую пропаганду и организовать ряд террористических актов на всей территории страны.

Боевые действия осенью 1994 года

Руслан Лабазанов в Чечне

1 сентября отряды дудаевцев атаковали окраину Урус-Мартана и развязали боевые действия с отрядами Руслана Лабазанова в Аргуне и его окрестностях. 5 сентября в городе Аргун дудаевцы разбили отряды Руслана Лабазанова. Вырвавшись из окружения, он начал прорываться в Дагестан. В этот-же день Северо-Кавказский военный округ через МВД направил ВСЧР 20 бронетранспортёров и 12 вертолётов. 12 сентября оппозиция в очередной раз произвела рейд в Грозный, были взяты: милицейская школа, военный центр дудаевцев, и окрестности консервного завода, а затем по приказу отступила. За этим рейдом произошла карательная операция в городе, и очередные бои близ Урус-Матрана. 27 сентября была совершена неудачная атака Дудаева на Надтеречный район, а на следующий день дудаевцы отошли от Толстой-Юрта. 13 октября дудаевцы развязали самое кровопролитное столкновение близ Урус-Мартана: были атакованы войска оппозиции близ села Гехи. Потери с обеих сторон достигли 200 человек.

Первое взятие и оставление Грозного

14 октября, отряды Автурханова с севера и отряды Гантамирова с юга начали штурм Грозного. К 15 числу город был взят при минимальных потерях со стороны оппозиции. Фактически, была одержана победа, но вместо проведения процедуры смены руководства, войска 16 октября отступили. Отряд под командованием Руслана Лабазанова попал в окружение, не подозревав об отходе. Существует мнение, что приказ об отходе был отдан из Москвы.

После оставления Грозного, в город вошли воспрянувшие духом дудаевцы. Первоначальный успех войск оппозиции был утрачен, но не надолго.

Взятие Грозного силами Временного совета

Штурм Грозного

Российская Федерация, внимательно следившая за боевыми действиями в Чечне, начала подготовку войск оппозиции к решающему броску на режим Дудаева. 1 ноября войска ВСЧР получили 70 танков, 30 БТР и 15 вертолетов. С 3 по 9 ноября начался отбор российских танкистов и пилотов для участия в штурме Грозного, позже их привезли в Моздок. Кроме того, в Моздок были переброшены российские профессиональные военные, переодетые в чеченскую одежду, которые должны были вести бои совместно с реальными силами ВСЧР на узких улицах города, не пригодных для езды на танках.

26 ноября силы ВСЧР, при поддержке с воздуха и танков РФ, атаковали Грозный. Отряд танков ВСЧР, шедший с севера, дойдя до села Петропавловское, попал в засаду, прорвавшись через неё, он дошел до Театральной площади. В это же время авиция ВСЧР и России уничтожила воздушные силы ЧРИ, а также была начата бомбардировка Президентского Дворца, в ходе которого погиб Дудаев, а над обломками дворца были водружены флаги России и ВСЧР.

Деморализованные гибелью главы Чечни сторонники Дудаева начали отступать из Грозного, уходя на восток страны. Бои на территории города, тем не менее, продолжались еще три дня, после чего Грозный перешел под полный контроль российских войск и вооруженных сил ВСЧР. Кроме того, солдатами ВСЧР были взяты в плен Аслан Масхадов - начальник главного штаба вооруженный сил ВСЧР, а также отец и сын Кадыровы - Ахмат (исполнитель обязанностей муфтии страны, а также инициатор джихада против России) и Рамзан. По итогу штурма 26-29 ноября Грозный был разрушен на 30%.

Дальнейшие события

Умар Автурханов - президент Чечни с 1994 по 2004 год

Декабрьский референдум

После установления контролем над Грозным, в город прибыло все руководство ВСЧР. 30 ноября Умар Автурханов, объявивший себя "единственным легитимным главой Чечни", выступил с часовым обращением к гражданам Чечни. Основными пунктами его обращения, транслируемого в том числе и по российским телеканалам были:

  • Официальное подтверждение смерти Джохара Дудаева и Ареста Аслана Масхадова.
  • Благодарность руководству России за помощь в борьбе и победе над "террористами и радикалами".
  • Заявление о проведении 26 декабря референдума о вхождении ЧРИ в состав Российской Федерации на правах полноправного субъекта.

Сразу после выступления Автурханова, начались переговоры между Москвой и Грозным по дальнейшим действиям. Была достигнута договоренность о введении на всю подконтрольную ВСЧР территорию дополнительных российских войск, с целью дальнейших совместных действий на востоке страны и борьбе с остатками дудаевцев. Также, российские войска должны будут одновременно вторгнуться на восток Чечни из Ингушетии, дабы избежать попыток боевиков вторгнуться туда первыми, окружив тем самым всю Чечню.

3 декабря 1994 года Россия увеличила воинский контингент в закавказских республиках, непосредственно граничащих с Чечней. Оставшиеся в окружении боевики начали массовый исход на юг: в Южную Осетию и Восточную Грузию, пользуясь нестабильностью в стране на фоне гражданской войны звиадистов и Шеварднадзе. Немногие оставшиеся в стране "дудаевцы" терпели поражение за поражением.

26 декабря 1994 года прошел референдум о "вхождении ЧРИ в состав РФ". По итогу референдума, 92% процента избирателей проголосовали за воссоединение Чечни и России, а уже 31 декабря 1994 года Борис Ельцин подписал указ о признании легитимности референдума и вхождении Чечни в состав РФ. Началась соответствующая работа с нормативно-правовыми актами РФ и ЧРИ, для приведения их в соответствии результатами референдума

Введение режима КТО

Российские войска в Чечне (1995 год)

5 января 1995 года Борис Ельцин издал указ о введении на всей территории Республики Чечня режима контртеррористической операции (КТО), передающего контроль над регионом российским военным. Основными положениями режима были:

  1. Строгий контроль над въездом и выездом из региона: проверка документов, досмотр на въезде и выезде из зоны действия режима.
  2. Усиление охраны общественного порядка, критической инфраструктуры и других важных объектов, остановка опасных производств.
  3. Беспрепятственное проникновение сотрудников КТО в любые помещения
  4. Ограничение продажи оружия, опасных веществ, наркотиков, лекарств и алкоголя, приостановка частной охранной деятельности

Режим КТО просуществовал в Чечне до 28 апреля 1996 года и был отменен уже президентом Немцовым, став одним из первых его указов на посту президента, что впрочем не означало исход из республики российской армии. В рамках режима КТО проходили операции силовых структур по выявлению террористов и боевиков в республике.

Из-за введения КТО удалось окончательно зачистить всю Западную Чечню от антироссийских повстанцев. Российские войска начали активно продвигаться на восток страны, поставив себе цель вернуть всю Чечню под российский контроль уже к концу зимы.

Окончание активных боевых действий

Российский патруль на улицах Грозного

Активные боевые действия в Чечне закончились в феврале 1995 года. Последнее крупное столкновение российских и чеченских вооруженных сил произошло 13 февраля 1995 года у села Энгельт-Юр. Чеченские войска потерпели сокрушительное поражение, большая часть солдат была убита, остальные взяты в плен. После этого сражения, чеченцы перешли к "партизанскому режиму": часто саботировали работу российской техники, устраивали засады на конвои и покушения на пророссийских политиков страны. Например, 31 августа 1995 года было совершено неудачное покушение на Умара Автурханова двумя братьями Тураевыми: Аббасом и Джебраилом. К тому дню, уже вступила в силу новая Конституция Республики Чечня, провозгласившей ее субъектом Российской Федерации.

Тем не менее, террористические акты в Чечне практически сошли на нет к январю 1996 года. Российские военные жестко пресекали любые попытки атак дудаевцев, посредством усиления российского военного контингента и регулярных патрулей на всей территории республики. С целью избежать террористических актов на территории Российской Федерации со стороны чеченских сепаратистов, российское правительство с одобрением Госдумы в апреле 1995 года расширило режим КТО на территории Кабардино-Балкарии, Дагестана, Северной Осетии, который был отменен на месяц раньше аналогичного режима в Чечне.

Последствия

События в России

Визит Бориса Ельцина в Чечню

Успех в Чеченской кампании привел к огромному росту рейтинга президента Бориса Ельцина и правительства РФ. По подсчетам ВЦИОМ, к концу 1995 года рейтинг действующего президента находился на отметке 55%. По мнению современных политологов, интеграция Чечни является одним из главных успехов всего президентства Бориса Ельцина. Заслуги руководства РФ по "усмирению Кавказа" были отмечены даже в оппозиционных президенту СМИ и выступлениях политиков страны. Особенно часто Чеченская компания освещалась в эфирах НТВ и ОРТ. Была даже организована петиция деятелей культуры "В поддержку политики президента Ельцина в Чечне" (главным ее инициатором был Никита Михалков). После окончания активных боевых действий, Чечню стали чаще посещать российские политики и военные.

Победа в Чечне успешно использовалась ДПР (про-ельцинским партийным объединением: Демократической Партией России) в предвыборной агитации 1995 года, что привело к ее победе на выборах и получению партией (289 мест из 450) в Государственной Думе. Наличие у пропрезидентских сил парламентского большинства стабилизировало работу нижней палаты Федерального Собрания и дало толчок к активной реформаторской деятельности, особенно в экономическом плане.

В том же время, война выявила множество изъянов в вооруженных силах страны, которые зачастую сказывались на ведении боевых действий (например колоссальная коррупция, дедовщина и общее устаревание вооружения). Обнаруженные изъяны послужили толчком к началу "военной реформы", объявленной Ельциным в рамках предвыборной кампании 1995 года. Основными целями реформы стали модернизация вооружения армии, дебюрократизация в высшом военном руководстве, переход к полностью контрактной армии в течении 3 лет.

Чеченский терроризм

С вовлечением российских военных в Гражданскую войну в Чечне, Дудаевское правительство заняло ярую антироссийскую позицию. В Чечне была начата аналогичная пропаганда, а высшее руководство страны (в частности, Ахмат Кадыров) призывало к джихаду против России, что послужило отправной точки для последующих террористических актов на территории Федерации.

Основной пик чеченского терроризма пришелся на 1994 год. В этом году состоялось три самых известных и кровопролитных террористических акта со стороны чеченцев.

29 октября 1994 года был подорван пассажирский поезд Краснодар-Москва. В результате несколько пассажирских вагонов сошли с рельсов, пострадало около 93 человек, еще 6 погибли. В ходе расследования, правоохранительным органам удалось выйти на группу из 5 террористов, возглавляемых 24-летним Али Цугиевым. Задержанные заявили, что взрыв поезда был "местью российским оккупантам".

Шамиль Басаев

1 ноября состоялось нападение чеченцев на Дагестан. Возглавляемая Шамилем Басаевым группа из 170 террористов попыталась прорваться в Дагестан через границу и захватить город Ботлих. Террористы планировали взять в заложники жителей города и требовать от России перестать оказывать помощь вооруженным силам ВСЧР. Колонна чеченцев на КАМАЗах и "Жигулях" была расстреляна российскими военными на въезде в город, едва переехав границу. В ходе нападения, было убито 145 чеченцев (включая Басаева), остальные были арестованы, и 47 российских милиционеров и военных. Атака на Ботлих была единственным вооруженным столкновением чеченцев и русских в ходе войны, произошедшим за пределами Чечни. Ноябрьское нападение на Дагестан стало поводом для последующего введения в республике режима КТО.

Взорванный дом на Каширском шоссе

За три дня до штурма Грозного, 23 ноября, произошел взрыв в многоквартирном жилом доме в Москве, на Каширском шоссе. Взрыв произошёл в подвальном помещении 8-этажного кирпичного жилого дома № 8. Поскольку дом был кирпичный, в результате взрыва он был полностью разрушен, а почти все находившиеся в нём 94 жильца — погибли, 11 человек получили ранения различной степени тяжести. Большинство террористов были этническими карачаевцами и арабами. По данным следствия, эта серия терактов была организована и профинансирована руководителями незаконного вооружённого формирования Исламский институт «Кавказ» Эмиром аль-Хаттабом и Абу Умар. Все причастные к взрывам домов были арестованы.

После всех террористических актов был объявлен траур, на месте их совершения были установлены мемориалы по погибшим. Произошедшие нападения чеченцев вызвали бурную полемику в российском обществе. Произошел резкий рост ксенофобии, во многих городах страны (особенно в Москве и Краснодаре) проходили стихийные митинги с антикавказской риторикой, нередко сопровождаемые погромами. Чтобы сгладить общественное негодование, российское руководство пошло на ужесточение уголовного законодательства по отношению к террористам. В частности, в 1995 году, российский суд приговорил Аслана Масхадова и Ахмата Кадырова к смертной казни через расстрел. Изначально считавшаяся "временной мерой", смертная казнь с того момента все активнее использовалась по отношению к преступникам. По подсчетам экспертов, в период с 1995 по 1999 год, в России было казнено 137 человек, по большей части, бывших боевиков-дудаевцев.

"Чеченская реконструкция"

Интервью Умара Автурханова ОРТ

"Чеченской реконструкцией" принято называть процесс восстановления Республики Чечня после окончания военных действий процесс ее интеграции в состав Российской Федерации. Термин впервые прозвучал в интервью Умара Автурханова российскому телеканалу ОРТ в 1997 году. Принято считать, что процесс начался в 1995 году и продлился до 2003 года.

Первым делом были приняты новые нормативно-правовые акты Чечни, согласно которым, республика стала полноценным субъектом Российской Федерации. Русский язык был провозглашен вторым официальным языком республики (вместе с чеченским), объявлена светскость и демократизация Чечни. В ноябре 1996 года состоялись первые выборы в законодательное собрание Республики Чечня - нового однопалатного парламента республики, большинство мест в котором отошло ДПР.

Грозный - Сити (2015 год)

В ноябре 1995 году началась активная фаза "реконструкции Чечни". Как раз в это время начался процесс восстановления российской экономики от реформ первой половины десятилетия (в частности, начался рост ВВП, составивший в 1996 году 1,6%), но тем не менее, страна не могла позволить многомиллиардные дотации в регион. Для этих целей был взят кредит от МВФ в размере 1 миллиард долларов. Впоследствии, по мере роста и укрепления экономики, Россия начнет самостоятельно оплачивать восстановление Чечни из своего бюджета, выделяя для этого по 1,5-2 миллиарда долларов в год в период "Реконструкции". Дотации шли на восстановление разрушенных зданий (и постройку новых), строительство дорог, содержание российских вооруженных сил в регионе.

Кроме того, был начат ряд государственных программ, которые привлекали россиян, нуждающихся в работе, в строительных мероприятиях на территории Чечни. Эти программы привели к демографическим изменениям в регионе: в Чечне появилась большая российская диаспора, иммигрировавших, в основном, из центральных районов страны. На 2021 год, русские составляют 20% от населения Чечни.

Итогом реконструкции стало полное восстановление Чечни и построение в ней благоприятных жизненных условий и инфраструктуры, соответствующих российским и европейским стандартам. Регион получил огромный стимул к развитию и хороший инвестиционный климат. В Чечне появилось большое число иностранных компаний (особенно азербайджанских, грузинских и турецких), а также был основан современный деловой центр: Грозный - Сити, построенный в 2014 при поддержке азербайджанских инвесторов.

Оценки

Гражданская война в Чечне и вступление России в нее воспринимается по разному. В середине 1990-ых, преобладали в основном положительные оценки как со стороны обычных жителей России, так и со стороны политиков страны. В общественном сознании, чеченские события воспринимались как поддержка Россией законного чеченского правительства в борьбе террористами и убийцами. Последующий референдум в республике, интегрировавший Чечню в Российскую Федерацию, ввод российских войск и введение КТО привели к росту престижа Бориса Ельцина и про-президентских сил, обеспечивших России "маленькую победоносную войну".

Антивоенный протест в Петербурге в 1994 году

Тем не менее, имеют место и негативные оценки действиям властей в период войны в Чечне. Партия "Родина" (преемник Блока "Народовластие") хоть и приветствовала присоединение Чечни к России, осуждала миллиардные дотации в регион (особенно в период дефолта) и настаивала на полной демилитаризации республики после отмены КТО (что не достигнуто и по сей день). Прогрессивная Партия России (пришедшая на смену ЯБЛоку) изначально не приветствовал начало гибридной войны в Чечне, депутаты блока с трибун Госдумы выступали с резкой критикой Ельцина и Грачева, требуя немедленно прекратить любую помощь ВСЧР. Однако, после того, как стало ясно, что пророссийские силы побеждают в войне, антимилитаристская риторика ППР перестала пользоваться спросом у населения и привела к ухудшению результатов блока на выборах 1995 года, по сравнению с 1993 годом.

Помимо парламентской оппозиции, против политики российских властей выступали и гражданские активисты из числа деятелей культуры и искусства, часть которых даже подписала петицию "О немедленном прекращении поддержки любых военных действий в Чечне" (среди подписавших были Олег Басилашвили, Сергей Юрский, Лия Ахеджакова и другие). По всей стране проходили аналогичные митинги и демонстрации с антивоенными лозунгами.

Помимо чеченских террористических актов, большую огласку получали преступления со стороны российских солдат по отношению к чеченскому населению в годы КТО. Российское военное командование строго препятствовало любым подобным инцидентам, понимая, как они могут дестабилизировать ситуацию в итак неспокойном регионе. Тем не менее, такие преступления все же случались. Самым известным было "дело полковника Градова", над российским командиром одного из гвардейских пехотных полков, арестованного вместе с четырьмя своими сослуживцами 11 января 1996 года по обвинению в похищении, убийстве и изнасиловании двух чеченских девушек 14 и 17 лет. Судебный процесс длился с перерывами 1 год и 3 месяца, при этом он освещался СМИ и сопровождался комментариями со стороны различных общественных сил. В Чечне появилась угроза антироссийских протестов, у здания суда постоянно собирались митингующие, с требованием наказать убийц. Как итог, после экспертизы, доказавшей вину Градова, он был приговорен к смертной казни через расстрел, а три его сообщника - к тюремным срокам (двое к 15 годам, а третий - к 10).

Отражения в культуре

  • Война в Чечне упоминается в примерно 120 российских и иностранных книгах.
  • Чеченский конфликт фигурирует в рассказах и мемуарах Юрия Шевчука, российского музыканта и основателя ДДТ, посетившего Чечню в 1995 году, вскоре после введения там режима КТО.
  • В некоторых произведениях Виктора Пелевина (в частности, в "Generation П") чеченские события и их ветераны часто упоминаются персонажами книг.
  • Фильм Алексея Балабанова "Война" рассказывает о российском и английском добровольцах, побывавших в чеченском плену. В фильме "Брат" того же Балабанова упоминалось, что Данила Багров - ветеран Чеченской гражданской войны, куда пошел добровольцем.
  • В 2014 году, по мотивам "дела Градова", российским режиссером Юрием Быковым был снят российский художественный фильм "Чеченский процесс" (в главной роли Градова - Денис Шведов), номинированный на "Золотой Глобус".
  • В 2016 году, по мотивам очерков британского журналиста Энтони Ллойда, известный американский режиссер Майкл Бэй снял фильм "13 часов: нападение на Ботлих", об атаке чеченцев на Дагестан. Главную роль российского военного Сергея Орлова (вымышленный персонаж) исполнил Марк Уолберг, роль Шамиля Басаева сыграл британский актер пакистанского происхождения Риз Ахмед.
  • Чеченская война фигурирует в 60 российских и иностранных фильмах (как документальных, так и игровых).
  • В Чечне происходят события дополнений к играм Call of Duty 4: Modern Warfare и Battlefield 4.