Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История

"Чудо испанской короны" - это ААР-описание моей недавней партии в игре Europa Universalis 4, где я начал игру за испанское королевство Арагон. Целей, когда я начинал игру, у меня было несколько - создание Испании в центре с Арагоном, покорение Северной Африки и Египта, успешная колонизация Вест-Индии и богатого Перу, ну и в конце концов - создание Римской Империи, то, что я не успел сделать в моей прошлой партии за Флоренцию.

Приятного прочтения!

ЗЫ в начале статьи будет не слишком много скриншотов и объяснений, так как партия сначала не задумывалась как материал для ААР'а

Обзор страны

Западное Средиземноморье на 1444 год

Арагон - торговое средиземноморское королевство, имеющее большие возможности и амбиции в регионе. Окружено королевство лишь одним существенным противников - соседом Кастилией, на троне которой восседает представитель той же династии Трастамара. Также Арагон граничит с Наваррой - претендентом на вассалитет, Францией, странами Северной Африки и Папской областью через королевство Неаполь, на троне которой восседает король Арагона.

Страна с самого начала имеет крепкую экономику, держащуюся за счет развитых испанских и сицилийских провинций, приносящих большие доходы от налогов и торговли. Армия также достаточно большая - 18 полков из 23 доступных по лимиту. Крепок и арагонский флот - 23 корабля, из которых, правда, 13 - транспортные. В генуэзском торговом узле Арагон контролирует больше четверти торговли и является самым влиятельным государством в этом торговом регионе.

Правление Альфонса V Победителя

К 1444 году королю Альфонсу 48 лет, он - один из самых талантливых правителей Европы и один из самых лучших ее военных стратегов. Однако наследник его трона - Хоан, всего лишь а год младше него. Немногим позже начала игры между Францией и Арагоном заключается династический брак, а еще чуть позже - военный союз. Таким образом Арагон получил сильную опору в лице самого сильного европейского государства. Также заключается союз и династический брак с еще одним испанским королевством - Наваррой. Благодаря улучшению отношений с ним, в скором будущем можно будет сделать с Наварры вассала. Однако Арагон не единственная страна, борющаяся за влияние в этом мелком королевстве. Кастилия также считает Наварру одной из целей в объединении Иберии под своим господством.

Кастильское королевство к западу от Арагона имела единственный союз с Португалией, что уже было немалой силой. Однако вскоре после начала игры Португалия вторгается в Марокко, чтобы расширить свои владения в Северной Африке через провинцию Сеута. Также в войну вмешалось последнее мусульманское государство Иберии - Гранада. Отвлеченность войск Кастилии и Португалии помогли Арагону успешно начать кампанию против западного соседа. Более того, к 1446 году Португалия даже отказалась вступиться за своего главного союзника Кастилию, благодаря чему война велась один на один (Франция, конечно, в войну не вступила, как минимум потому, что она уже воевала против Англии в продолжении столетней войны) против потрепавшейся в войне Кастилии.

Победоносное завоевание кастильской Андалусии

Разгром противника при Jaen

В первые же месяцы войны армия Арагона достигает немалых успехов. Под руководством короля Альфонса арагонская армия в пух и прах разбивает армию противника 15 октября 1446 года в провинции Jaen к северу от Гранады, из гор которой отступала кастильская армия. По плану было уничтожить осаждающего Гранаду противника, воспользовавшись горным ландшафтом и невыгодном положением кастильской армии, однако атака в Jaen дала неожиданные результаты.После этой битвы и отступления противника арагонская армия получила возможность оккупировать кастильскую Андалусию и осадить Толедо.

Последующий год арагонская армия просто оккупировала южные территории противника и осаждала его столицу Толедо (взяв цель войны провинцию Cuenca). Однако летом-осенью 47-го года случается серия побед арагонской армии. В конце июля Альфонс разбивает противника у Севильи, 24 октября арагонская армия снова в пух и прах уничтожает отряд противника в Гранаде, а 15 ноября еще 7 тысяч войск врага были уничтожены у Севильи.

Успехи в андалузской кампании позволили войска Альфонса V продолжить осаду Толедо. Тем временем Кастилия уже имела самую минимальную армию, собранную из наемников. Долги Кастилии доходили до 1000 дукатов, что делало ее неспособной продолжать войну.

Толедо взято.png

Война продолжится до весны 1448 года, когда войска арагонской короны захватят Толедо, а войска неаполитанской - провинцию Кастилия-ла-Вьеха и город Вальядолид. Мирный договор будет подписан после взятия Мадрида.

На мирном договоре Арагон получил всю кастильскую Андалусию и важный торговый город Севилья (при это La Mancha, в которой добывается золото взята не была из-за угрозы сверхрасширения и создания коалиции против государства). Также от кастильской короны были получены 600 дукатов и обязательство выплачивать десятую часть от годового дохода Арагону, чем была полностью загублена и без того многострадальная кастильская экономика. Кстати война против Марокко и Гранады у Кастилии и Португалии не кончилась, пусть и перешла в окончательный и не такой тяжелый этап. Однако право на проход войск через новоприобретенные территории Гранаде и Марокко были даны с большим удовольствием. Война закончилась ничем благодаря стараниям португальской армии, которая смогла сдержать противника в Сеуте.

Карта мирного договора

После этой войны Арагон стал одной из Великих Держав и самой богатой страной в Европе. За свое прославленное правление король Альфонс V был прозван Победителем.

Правление Хуана II и Аделаиды Французской

15 января 1449 король король Альфонс V неожиданно скончался. Трон находящегося на пике своей славы и могущества короля был передан его наследнику, 52-летнему Хуану. Из-за смерти короля и долгого процесса национализации завоеванных в войне с Испанией земель, а также из-за событие "Комета", стабильность в государстве упала до -2, а восстания казались неизбежными. Однако, благодаря деятельности богослова Игнасия Дальмау, ставшего административным советником короля, беспорядки удалось отдалить. Из-за очень малого количества административной силы, пришлось требовать поддержки у сословия духовенства, что, впрочем, не дало достаточного количества административной силы.

Подавление восстания в Севильи

Впрочем, деятельность Игнасия Дальмау лишь отдалила восстание в Андалусии. Осенью 1451 года в Севильи произошло восстание, которое силами арагонских войск короля Хуана было отражено. Сразу после восстания в Севилья была отдана сословию горожан и начата стройка рынка, что существенно повысило торговое влияние Арагона в севильском торговом регионе, из которого влияние перенаправлялось в Геную. Помимо Севильи рынки были построены в Барселоне, Валенсии и Палермо, а доходы от торговли стали превышать доходы от налогов в полтора раза.

Правление короля Хуана II не будет долгим: король умрет 28 декабря 1452 года, оставив недавно рожденного сына. Власть в стране получила его жена, королева-регент Аделаида де Валуа, которой предстояло следующие 15 лет управлять страной.

Единая Испания

Иберийская свабдя.png

Уже в первый год правления, 22 июля 1453, новой королевы происходит великое событие в истории Испании - "Иберийская свадьба". Кастильская и арагонская ветви дома Трастамара слились в один дом, а венценосный младенец Ферран стал номинальным королем всей Испании. Регентше предстояло стабилизировать отношения кастильской и арагонской знати, что, впрочем, не удалось. Сразу после великого события случается барселонское дворянское восстание. В сентябре удалось его подавить королевскими войсками, однако потери были велики и с той и с другой стороны.

Андалузская война

Португалия явно не обрадовалась нарастающему влиянию и могуществу соседа. У Арагона и Аделаиды было два пути расширения: Гранада, последнее мусульманское государство Иберии, и Португалия, еще одно христианское королевство, лежащее на пути объединения полного Испании. Аделаида была религиозным фанатиком, не терпевшим присутствия мусульман по соседству со своей страной, о чем знала Португалия. По сей причине последняя дает гарантию независимости безбожному соседу. Еще одним союзником Гранады был еще один враг Арагона - Султанат Тунис, самое могущественное государство Северной Африки после Мамлюкского Египта. Тунис тоже успел стать презираемым государством не только в Арагоне, но и во всей Средиземноморской Европе, как главный рассадник пиратства и набегов на побережье. По этим причинам, из ненависти к "безбожному соседу", "королю-антихристу" (португальскому королю, помогавшему Гранаде) и "стране разбойников" Аделаида 30 мая 1454 года объявляет войну.

После взятия Гранады

В первые месяцы войны королевская армия разбивает мусульманские полки на вражеской территории, осаждает вместе с кастильцами португальские провинции Evora и столицу Лиссабон. На море командующий флотом Виламари одерживает абсолютные победы против не успевших организоваться португальцев и мусульман. Дальше предстояли 2 года неактивных боевых действий, три основные армии Арагона и униатов находились на осадах Гранады, Еворы и Лиссабона. Лишь к декабрю 1456 года были взяты эти три крепости, Португалия полностью оккупирована, а армия противников в Иберии полностью побеждена, испанские войска переходят Гибралтар и вторгаются в единственную оставшуюся провинцию Португалии - Сеуту.

После андалузской войны

Но и в Северной Африке война затянется еще на два года из-за тунисских атак и оставшегося немалым португальского флота, не дававшего перейти Гибралтар всей армии. Лишь в начале 1459 года, после славной победы при Сеуте и захвата крепости, был подписан мир с противниками (сначала с Тунисом - белый мир). По мирному договору эмират Гранада полностью упразднялся и присоединялся к арагонской короне. Португалия отдает только провинцию Альгавре, репарации и единоразовую выплату, разрывает союзы с некоторыми государствами и официально заканчивает вражду с Арагоном (больше провинций взять не удалось из-за агрессивного расширения и сверхрасширения).

"Золотое правление Аделаиды"

Никто не смеет посягаться на власть законного короля!

За несколько месяцев до окончания андалузской войны в Толедо восстали войска претендента на кастильский престол, желавшего силой захватить его из рук легитимного короля Феррана и его матери Аделаиды. Восстание сразу было подавлено войсками объединенного испанского государства, "претендент" был убит во время бегства.

Благодаря разумному правлению Аделаиды и административного советника Игнасия Дальмау в Арагоне начинается эпоха процветания и достатка. Не смотря на отсутствие достаточного количества рекрутов Арагон процветает в культурном и экономическом плане. По всей стране строятся храмы, казармы, ранки и прочие здания, благодаря чему экономика страны еще более укреплялась.

Advertisement