ФЭНДОМ

Шведская Республика
Флаг Швеции Герб Швеции
Год основания: 29 Сентябрь 1812
Официальный язык: Шведский
Форма правления: Президентская Диктатура
Главы государства: Карл Юхан Адлеркрейц (22 сентября 1812 - 7 марта 1813)
Столица: Стокгольм
Религия: Протестантизм
Площадь: 449 964 км² км²
Население: Около 700 тысяч человек. чел.
Валюта: Шведская крона.
Карта Швеции
Шведская Республика (швед. Svenska Republiken) - политический строй провозглашённый Карлом Юханом Адлеркрейцем после поражения Швеции в Финско - Шведская Война (МиОВ), а также не способсности короля улучшить ситуацию в стране. В результате объявления Республики в стране была установлена личная диктатура Адлекрейца, которая продолжалась вплоть до гибели Республики, в результате интервенции в страну Дании. Нужно отметить, что Шведская Республика никогда не контролировала всю заявленную территорию Швеции, так как в стране постоянно проходили конфликты между сторонниками Адлеркрйца, не верными Стокгольму генералами, а затем и вторгнувшимися датскими войсками.

Государственный строй

Политическая система:

За полгода существование Шведская Республика не смогла создать устойчивой государственности в целом, и политической системы в частности. Вся полнота власти принадлежала президенту, который контролировался Рикстагом, но это было лишь в теории. На практике Адлеркрейц сразу же после того, как парламент избрал его президентом, разогнал палату представителей, узурпировав власть. На подконтрольной ему территории установилось всевластие так называемых "Судов Родины", которые имели право без суда и следствия бросать людей в тюрьмы. Популярность президента быстро уменьшалась, но он держался на штыках верного ему 4-го корпуса Шведской армии.

Создание генералом фон Дёбельном "Шведского Протектората" раскололо страну. Началась гражданская война, в суматохе которой обе страны не смогли оправдать себя в глазах шведского народа. Жестокие меры Адлекрейца и политическая близорукость фон Дёбена одинаково отталкивали народ.

Административно - территориальная система:

После успеха переворота 21 сентября, канцлер планировал перестройку страны. Но начавшийся на севере мятеж заставил изменить все планы. И до марта, когда Швеция падет, она будет жить по старому, дореволюционному делению.

Гражданская война в Швеции. 

250px-Georg Carl von Dobeln

Генерал Георг Карл фон Дёбельн

Но уже 30 сентября генерал Георг Карл фон Дёбельн заявил о неподчинении Стокгольму и создании "Шведского Протектората". На его сторону перешла большая часть армии, ему удалось захватить север страны. Осень прошла в боестолкновениях шведских армий, в историю вошел бой 18 ноября, когда Адлеркрейц был ранен в руку, а его войска убежали с поля боя, бросив президента.

Когда 9 декабря израненный тиран вернулся в Стокгольм, все удивились. Члены его правительства готовились переприсягнуть фон Дёбельну, уже был составлен план его коронации. Карл Юхан пошел на крайние меры: все его министры были казнены на главной площади Стокольма, после чего он заявил, что "Не уйдет с поста президента пока с врагами страны и народа не покончено!" Зимой остатки армии Адлеркрейца были пополнены детьми и стариками, которых насильно забирали в армию. Уже 12 января было дано сражение под Стокгольмом, в котором мятежный Дебельн был убит шальной пулей. Казалось, что война закончена. 

Интервенция Дании и конец Республики.

Король Дании Фредерик VI давно лелеял мечту объединения Скандинавии под флагом своей страны. Но сильная Швеция всегда была этому препятствием. Теперь, когда там только закончилась Гражданская война, пришло время вмешательства. Наполеон поддержал вторжение, правда при этом Дания начала массово передавать древесину для нового французского флота. 

Шведский генерал

Карл Юхан Адлеркрейц, президент и диктатор Швеции

К кампании на территории Швеции датчане готовились уже с осени, и к февралю 1813 у них всё было готово. Предпологалось сопротивление шведов оккупации, поэтому Дания планировала закончить войну только к концу 1814 года.

Кампания была открыта 3 февраля 1813. Все прогнозы датского Генерального штаба не оправдались. Режим Адлеркрейца потерпел политический крах; его почти никто не поддерживал. Сопротивление шведской армии было условным, а народ встречал датчан как освободителей от тирании. Фредерик запретил своим генералам проводить аресты и насильственные конфискации продовольствия, опасаясь потерять симпатии шведов.

Карл Юхан Адлеркрейц был вынужден уже 12 февраля бежать из Стокгольма. К конце месяца он с остатками гвардии дошел до Умео, но там его арестовали бывшие мятежники. Перед казнью, они заставили президента был вынужден официально снять с себя президентские полномочия. 7 марта закончилась жизнь неудачливого диктатора, и одновременно с этим Фредерик VI принял корону Швеции. 

Отражение в культуре

Период Шведской Республики считается одним из самых страшных и трагичных периодов в истории Швеции, диктатура, "Суды Родины", а также казнь многочисленных министров 9 декабря в Стокгольме, привела к тому, что сама фамилия Адлеркрейц стала связана с разрушениями и ужасами диктаторства "Безумного Генерала". О событиях того времени написано немало книг и снято множество фильмов.