Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История
Объединенные королевства Швеция и Норвегия
2000px-Union Jack of Sweden and Norway (1844-1905).svg.png -Швеция-Норвегия.png
Год основания: 1814
Официальный язык: Шведский и норвежский
Форма правления: Конституционная монархия
Главы государства: См. Список королей Швеции и Норвегии
Столица: Стокгольм и Христиания
Религия: Лютеранство
Площадь: 774 184 км²
Население: 7 560 000 чел.
Валюта: Крона
Карта страны

Шведско-норвежская реальная уния или Объединенные королевства Швеция и Норвегия (швед. Förenade Konungarikena Sverige och Norge, норв. De forenede Kongeriger Norge og Sverige) — династический союз между Швецией и Норвегией под властью шведских королей. Располагался на территории Скандинавского полуострова и прилегающих островов; образован по итогам Венского конгресса в результате совместной интервенции в Норвегию шведской и английской армий.

Крупнейшие города — Стокгольм, Христиания, Гётеборг, Мальмё, Берген, Уппсала.

Государственное устройство

Список королей Швеции

Портрет Имя Герб Супруга (и) Правление Родственные связи
Карл13.png Карл XIII
(1748—1818)
-Швеция-Норвегия.png Гедвига Гольштейн-Готторпская
(1774—1818)
5 июня 1809 5 февраля 1818 Сын Адольфа Фредрика
Ай эм чоузен бай хэвэен.png Густав V
(1799—1877)
-Швеция-Норвегия.png Марианна Оранская-Нассау
(1830—1877)
5 февраля 1818 21 марта 1848 Сын Густава IV Адольфа, внучатый племянник Карла XIII
Временное правительство
Карл XIV Эдуард.jpeg Карл XIV Эдуард
(1823—1902)
Швеция (1850).png Луиза Оранская-Нассау
(1850—1871)
7 мая 1850 Троюродный брат Густава V
Первая Шведская республика
Настоящий полковник.png Густав VI Адольф
(1837—1906)
Швеция Густава VI.png
Швеция-Норвегия 1877.png
Луиза Великобританская
(1871—1906)
13 сентября 1906 Сын Густава V
Густав VII.jpeg Густав VII
(1851—1928)
Швеция-Норвегия 1906.png Шарлотта Прусская
(1878—1919)
13 сентября 1906 Племянник Густава VI Адольфа

Список королей Норвегии

Карл13.png Карл II
(1748—1818)
(1774—1818)
4 ноября 1814 5 февраля 1818 Троюродный дядя Фредерика VI
Ай эм чоузен бай хэвэен.png Густав I
(1799—1877)
(1830—1877)
5 февраля 1818 5 августа 1877 Двоюродный племянник Фредерика VI, внучатый племянник Карла II
Настоящий полковник.png Густав II Адольф
(1837—1906)
Швеция-Норвегия 1877.png Луиза Великобританская
(1871—1906)
5 августа 1877 13 сентября 1906 Сын Густава I
Густав VII.jpeg Густав III
(1851—1928)
Швеция-Норвегия 1906.png Шарлотта Прусская
(1878—1919)
13 сентября 1906 Племянник Густава II Адольфа

История

После того, как кронпринц Карл Юхан Бернадот стал новым королем Франции Иоанном III, вопрос о наследовании шведского престола встал с новой остротой перед участниками собравшегося осенью 1814 года в Вене конгресса великих держав. 65-летний король Карл XIII не имел детей и, к тому же, страдал от старческого слабоумия, из-за чего уже в третий раз за пять лет судьба короны решалась путем выборов. В качестве кандидатов на серебряный трон рассматривались следующие фигуры:

  • Густав, принц Ваза — единственный сын свергнутого в 1809 году Густава IV Адольфа, которому на тот момент не исполнилось и 15 лет;
  • Кристиан Август Августенбургский — ровесник предыдущего и внук датского короля. Первоначально трон предлагался его отцу, герцогу Фридриху Кристиану II, однако тот внезапно умер 14 июня 1814 года;
  • Фредерик VI, король Дании;
  • Пётр, принц-регент Ольденбурга и его сын Август;
  • Франсуа-Жозеф Бернадот, герцог Гасконский — сын и наследник Иоанна III.

Первой отпала кандидатура Бернадота, поскольку его отец в глазах шведов принес их интересы в жертву собственным амбициям. Кроме того, объединение Франции и Швеции в единую династическую унию не входило в планы держав-победительниц. Претензии короля Дании отклонили по тем же причинам, а дом Ольденбургов не нашел поддержки ввиду тесных связей с Россией — усиление монархии Романовых в Северной Европе противоречило интересам Англии. В конце-концов Александр I сумел убедить остальных участников конгресса поддержать Густава Вазу, который хоть и имел немало противников внутри Швеции, главным образом среди участников переворота, свергшего его отца, но зато полностью удовлетворял принципу легитимизма и был в родстве с правящими семьями России, Великобритании и Пруссии. В декабре конгресс одобрил кандидатуру Густава, а в начале 1815 года он по решению риксдага стал наследником шведского престола. Кроме того, в июле—августе 1814 года англо-шведские войска вторглись в Норвегию, приведя ее к покорности Карлу XIII, который 4 ноября официально был провозглашен норвежским королем и, таким образом, основателем Шведско-норвежской унии.

Густав V и I, король Швеции и Норвегии

Правление Густава V и I

Карл XIII скончался 5 февраля 1818 года — принц Ваза, которому всего три месяца, как исполнилось 18 лет, был тут же объявлен Густавом V и I, королем шведов, норвежцев, готов и вендов. Регентство над новым монархом не устанавливалось. Густав сразу проявил себя самостоятельным и авторитарным правителем, удалив от двора практически всех лиц, замешанных в перевороте десятилетней давности, и приблизив членов партии «густавианцев»: главой кабинета стал граф Эрик Рюют (после его смерти в 1820 году обязанности перешли Якобу Густаву Делагарди), фельдмаршал Ханс Хенрик фон Эссен возглавил военное ведомство, экс-посол в Петербурге Курт фон Стедингк — МИД, что позволяло ему на равных с Рюютом и Делагарди вести заседания правительства, и т. д. Так же в окружение короля вошли поэт Карл Густав аф Леопольд и братья Лёвенгельмы, побочные сыновья Карла XIII.

Отставка большинства сподвижников Карла XIII, некоторые из которых, в частности Ханс Йерта и Матиас Росенблад, активно участвовавшие в свержении Густава IV Адольфа, оказались на скамье подсудимых, как государственные изменники, вызвала ропот шведских либералов. Отношения короля и риксдага с самого начала не заладились: четырехпалатное собрание сословий, в котором никак не были представлены крестьяне-батраки, рабочие, учителя и другие слои населения, к XIX веку стало анахронизмом и нуждалось в реформах, но любые проекты переустройства парламента рассматривались в его комиссиях и комитетах годами, так в них и «умирая». Лидером оппозиции Густаву V стал барон Карл Генрих Анкарсвэрд, обличавший непомерные расходы правительства, политику милитаризации и призывавший учредить в Швеции однопалатный парламент по образцу Норвегии. В 1829 году король отдал Анкарсвэрда под суд, обвинив его в госизмене, но барон сумел выиграть процесс.

В 1830 году, под впечатлением от октябрьских беспорядков в Стокгольме, «отец шведской свободной прессы» Ларс Юхан Йерта учредил газету «Афтонбладет» (швед. Aftonbladet — «Вечерняя газета»), ставшую рупором либеральной общественности. Помимо Анкарсвэрда и Йерты третьим вождем оппозиции был Магнус Якоб Крузенстольпе, асессор Верховного суда, начинавший как вполне провластный политик, но в итоге ставший едва ли не самым большим радикалом в этой тройке. В 1838 году его осудили на три года тюрьмы, мгновенно сделав Крузенстольпе мучеником в глазах стокгольмцев, вышедших на демонстрацию в поддержку оппозиционера — как и восемью годами ранее, разгонять ее поручили армии. Примерно к этому периоду относится и появление первых шведских республиканцев.

Открытие Гёта-канала

В то же время новый король пользовался необычайной популярностью в Норвегии — его коронация 7 сентября 1818 года в Тронхейме стала первой коронацией норвежского монарха за 304 года и по пышности и торжественности ничем не уступала стокгольмской. Не смотря на серию крестьянских выступлений, скорее всего никак с политикой Густава V не связанных, норвежцы с восторгом встретили нового короля, а тот, постоянно сталкиваясь с оппозицией в Швеции, питал большую симпатию к более консервативной Норвегии. Даже то, что по конституции 1814 году король не имел права абсолютного вето на решения стортинга, не вызывало особых трений между короной и подданными. По инициативе Густава V была реформирована система начального образования и медицинского обеспечения, активно развивалось рыболовство и судостроение, много внимания уделялось спонсированию норвежской культуры. 17 мая 1829 года монарх принял участие в праздновании Национального дня в Христиании, приуроченного к годовщине принятия конституции, благодаря чему симпатии к Гольштейн-Готторпской династии взлетели до небес.

Внешняя политика Густава V отличалась непоследовательностью: возведенный на престол во многом благодаря стараниям России, он фактически с первых же шагов стал от нее отдаляться — в 1818—1819 годах тянулась тяжба вокруг внешнего долга Норвегии, который Густав хотел переложить на Данию, в защиту интересов которой неожиданно высказался Александр I. В этом споре Швеция получила поддержку англичан, благодаря чему между странами началось постепенное сближение. В 1825 году Густав продал несколько старых судов Колумбии и Мексике, ведущих освободительную войну против Испании, опять вызвав недовольство России. В 1830 году новый император Николай I принял решение об укреплении военной базы на Аландских островах, что не на шутку встревожило Стокгольм, который в ответ инициировал строительство Гёта-канала, рассекающего страну с востока на запад и рассчитанного на оживление торговли с Великобританией. На острове Готланд при участии Лондона создавался свободный порт Слите, который Николай I в ярости окрестил «Балтийским Гибралтаром».

Столкновения на улицах Стокгольма

Славная революция

Известия о революции на Сицилии, свергшей в январе 1848 года власть последнего короля-Бурбона Фердинанда IV, в марте докатились и до Скандинавии. К тому моменту в обществе накопилась усталость от 30-летнего правления Густава V, наложившаяся на неурожаи, разорение большей части крестьянских хозяйств и голод. Утром 18 марта в Стокгольме стали распространять листовки, призывавшие горожан выйти на улицы с требованием реформ и демократизации, а днем толпа, собравшаяся на центральной площади, попыталась взять штурмом отель Де Ла Круа, где в этот момент проходил банкет аристократии. Командующий столичным гарнизоном полковник Спренгтпортен занял двусмысленную позицию, с одной стороны приказав очистить площадь, но в то же время запретив солдатам применять силу. Король Густав V, недовольный действиями Спренгтпортена, своим указом сместил его с должности и велел навести в Стокгольме порядок. Вечером начались вооруженные столкновения, разгоряченные горожане двинулись к Королевскому дворцу. В этот момент карета Густава, демонстративно отправившегося в оперу на представление популярной певицы Енни Линд, оказалась окружена протестующими — у короля случился приступ паники и он отдал приказ страже открыть огонь. Несколько человек погибло, толпа временно отхлынула, дав возможность кортежу вернуться во дворец, но вскоре демонстрация продолжилась. В ночь на 19 марта была захвачена архиепископская резиденция, а к утру правительство контролировало лишь район Старого города.

Вскоре состоялось настоящее сражение на улице Сторкиркобринкен, в ходе которого королевские солдаты стали в массовом порядке переходить на сторону протестующих. Перед толпой выступил Спренгтпортен, который призвал армию встать на сторону народа. Вечером король бежал из столицы в Слите, а затем уехал в Норвегию. 21 марта во всей столице власть взял временный комитет во главе с Анкарсвэрдом, а 26 марта образовалось общешведское Временное правительство, которое 5 апреля указным порядком ввело в стране всеобщее избирательное право, свободу совести, слова, печати, собраний, упразднило смертную казнь за политические преступления и телесные наказания. Помимо Анкарсвэрда, Йерты и Крузенстольпе в него вошли так же видные либералы Андерс Линдеберг и Карл Рейнхольд Терсмеден, а так же писатель Карл Альмквист. Полковник Спренгтпортен за активное участие в революции получил портфель военного министра и генеральское звание.

Временное правительство Швеции

Структура правительства ничем не отличалась от той, что существовала при Густаве V. Формально председателя у него не было, однако по традиции заседания вел Крузенстольпе, как министр юстиции. Впрочем, скоро обозначился раскол среди новых руководителей Швеции: радикалы Линдеберг и Йерта выступали за установление республики, в то время как умеренные Спренгтпортен и Терсмеден рассчитывали достигнуть с бежавшим королем компромисса и либо добиться его возвращения, либо передать корону его несовершеннолетнему сыну. Сказывалась так же личная неприязнь Крузенстольпе и Анкарсвэрда, которая тормозила работу над новой конституцией.

Вслед за революцией в Стокгольме (по аналогии с Английской революцией 1688 года ее стали называть «Славной») началось брожение и в остальных частях страны: создавались отряды гражданского ополчения, возникали органы самоуправления, что вызывало тревогу правительства, т. к. далеко не везде население восторженно встречало известия о свержении Густава V. Наибольшее число сторонников у изгнанного монарха было на консервативном юге — в Гёталанде. Город Йёнчёпинг даже попытался выдвинуть лозунг возвращения законной власти, в связи с чем 12 мая туда были посланы армейские части. Спренгтпортен использовал Йёнчепингский инцидент для того, чтобы издать распоряжение о роспуске добровольных вооруженных формирований и передаче всех функций по охране порядка полиции и армии. Кроме того, правительство отсрочило выборы в Учредительное собрание на два месяца, собираясь для начала навести в стране порядок.

Стокгольмский королевский дворец — место заседаний Учредительного собрания

Весной была в целом унифицирована система управления: 5 июня прошли муниципальные выборы, которые показали, что большинство шведов все же оказалось на стороне либералов. 2—3 июля наконец было избрано Учредительное собрание из 388 депутатов, в котором порядка 2/3 мест получила условная (ввиду отсутствия в Швеции политических партий) «коалиция» из умеренных монархистов, либералов и центристов. Консерваторы завоевали около 20 % мандатов, республиканцы — менее 10 %. Поначалу шансы Густава V сохранить власть над Швецией оценивались как достаточно неплохие, поскольку на собрании неоднократно звучали заявления, что в случае согласия короля править в соответствии с новой конституцией, его следует без препятствий пропустить в Стокгольм. Однако Густава подвела поспешность — получив известия о выступлениях в Гёталанде, он уверился в том, что простые шведы (в отличие от «стокгольмских бунтовщиков») на его стороне и немедленно потребовал от норвежского стортинга выделить силы для подавления революции. Норвежцы, которые радушно приняли изгнанного короля, тем не менее наотрез отказались тратить деньги и платить своими жизнями за войну в Швеции, которая к тому же многократно превосходила Норвегию в экономическом, демографическом и военном потенциале. На одного норвежского солдата в случае такой войны приходилось бы два солдата шведских, что сводило шансы на успех к нулю. Тогда Густав решил спровоцировать вооруженное выступление своих сторонников-густавианцев, которое должно было убедить стортинг в успехе возможной насильственной реставрации. Однако эта авантюра, вошедшая в историю как «Гётеборгский заговор», окончилась полным провалом. 25 июля тайная полиция арестовала агентов короля, пытавшихся взбунтовать гарнизон крепости Новый Эльфсборг с целью захватить власть в Гётеборге и двинуться триумфальным маршем на Стокгольм. Левое крыло Учредительного собрания встретило известия о заговоре единодушным возмущением — 3 августа депутаты потребовали лишить Гольштейн-Готторпскую династию прав на престол, что и было после бурных дебатов исполнено четыре недели спустя.

В поисках короля

31 августа, на основании того факта, что якобы Густав IV Адольф был рожден королевой Софией Магдаленой Датской не от Густава III, а от любовника Адольфа Фредрика Мунка, собрание объявило всех ее потомков незаконными и вычеркнуло их из линии престолонаследия. Таким образом, Шведско-норвежская уния формально была расторгнута, хотя Густав V из Христиании продолжал именовать себя королем шведов, норвежцев, готов и вендов. К тому времени события вокруг серебряного трона стали объектом пристального внимания со стороны иностранных держав: Россия, Пруссия, Франция и Англия имели свои интересы в Швеции и от того, кто в итоге станет хозяином Стокгольма, зависело равновесие сил в Северной Европе. Детронизация Гольштейн-Готторпов могла бы сыграть на руку Петербургу, поскольку ближайшей родней Густава V, имевшей отныне право претендовать на шведскую корону, был Ольденбургский дом — великий герцог Август I происходил от младшего брата короля Адольфа Фредрика и был известен своими про-русскими симпатиями. С определенной точки зрения и император Николай I имел права на Швецию, т. к. являлся прямым потомком Карла XI, однако главный консерватор Европы с самого начала занял резко отрицательную позицию к Шведской революции, отказавшись признать отстранение от власти Густава V. Позиция эта не являлась беспочвенной, т. к. в шведском обществе были распространены шовинистические взгляды и призывы к возвращению Финляндии на Учредительном собрании звучали чуть ли не каждый день. Впрочем, часть депутатов пыталась вести с Николаем переговоры, предлагая корону одному из его младших сыновей в обмен на признание новой конституции и мирную передачу Финляндии — разумеется, из этих планов ничего не вышло и от кандидатуры Ольденбургского принца, как и от кандидатуры русского великого князя отказались практически сразу.

Избрание принца Эдуарда Саксен-Веймар-Эйзенахского королем Швеции

Следующим получил отказ прусский кандидат. 24 марта началась датско-прусская война из-за Шлезвиг-Гольштейна — симпатии шведов ввиду распространения идей панскандинавизма были на стороне датчан, тем более что король Фредерик VII 5 июня даровал стране конституцию, в одночасье став кумиром всех скандинавских либералов. Поэтому вслед за отстранением от наследования Ольденбургского дома то же решение было принято в отношении Гогенцоллернов, к которым позже добавились правящие династии Ганновера и Мекленбург-Шверина, принявшие участие в боевых действиях против Дании. Франция пыталась добиться избрания одного из сыновей короля Франциска III, но этому помешало их католическое вероисповедания. Наконец в результате всех политических перипетий ближайшей родней Гольштейн-Готторпов, по каким-либо причинам не исключенным из престолонаследия, оказались Веттины, а именно герцог Карл Фридрих Саксен-Веймар-Эйзенахский и его родня. Сам герцог, правда, был уже стар, к тому же приходился зятем Николаю I, а потому отказался от выдвижения в короли, однако в этот момент в спор за шведское наследство вмешался Лондон. Премьер-министр Соединенного Королевства Джон Рассел предложил в качестве претендента племянника Карла Фридриха — 25-летнего принца Вильгельма Августа Эдуарда, всю жизнь проведшего в Англии и находящегося на английской военной службе. Принц Эдуард имел репутацию либерала, приходился прямым потомком Карлу IX и троюродным братом Густаву V (пусть и по линии матери последнего), а так же, что для многих депутатов было особенно важно, отличался твердыми анти-российскими взглядами. Франция и Пруссия никак не могли оказать Швеции помощь в деле возвращения Финляндии, т. к. находились в дружественных отношениях с Петербургом, в то время как Англия на тот момент являлась его наиболее последовательным противником. Это предопределило исход битвы за серебряный трон.

19 сентября король Дании известил депутатов, что не будет претендовать на власть в Швеции, к лету 1849 года отсеились так же герцоги Ольденбургский и Мекленбург-Шверинский, 1 августа собрание рассмотрело кандидатуру принца Фридриха Вильгельма Гессен-Кассельского, который на тот момент считался наиболее вероятным наследником датского трона и, в перспективе, мог объединить две державы, но 5 декабря под нажимом России и Пруссии отказался от короны, и в итоге Эдуард Саксен-Веймар-Эйзенахский оказался, фактически, единственным претендентом на престол. Итог решающего тура голосования в Учредительном собрании 30 апреля 1850 года, таким образом, был известен заранее — ради соблюдения приличий, в число кандидатов включили так же Альберта Саксен-Кобург-Готского (двоюродного брата королевы Виктории) и Эрнста Саксен-Альтенбургского, но всерьез их шансы не рассматривали. В конце концов Эдуард набрал почти 60 % голосов, еще чуть менее 20 % депутатов проголосовали за установление республики.

Либеральная конституция

Юхан Габриель Рикерт в образе Святого Георгия побеждает четырехпалатный риксдаг

12 сентября 1848 года комиссия под руководством Юхана Габриеля Рикерта представила проект конституции, после чего началось его обсуждение в собрании. 2 ноября депутаты подавляющим большинством голосов высказались за конституционно-монархическую форму правления, как и предлагалось Рикертом, а 1 декабря по предложению Анкарсвэрда, который уже тяготился необходимостью делить власть с Крузенстольпе, назначили генерала Спренгтпортена регентом Швеции на период до избрания нового короля. Тот отблагодарил главу МИДа, предложив впервые в шведской истории ввести должность председателя правительства или, дословно, «государственного министра» (швед. Sveriges statsminister) которую на следующий день получил Анкарсвэрд, одновременно добившийся смещения Крузенстольпе с поста министра юстиции. Дуумвират Спренгтпортена и Анкарсвэрда в целом без значительных происшествий управлял страной вплоть до прибытия Эдуарда Саксен-Веймар-Эйзенахского.

Острый кризис разразился в результате дебатов по религиозному вопросу: Рикерт, пользовавшийся полным доверием со стороны регентского правительства, настаивал на введении свободы вероисповедания и отмене т. н. «конвектильплаката» (швед. Konventikelplakatet), запрещавшего молитвенные собрания вне Церкви Швеции, что вызвало недовольство консерваторов. При этом Рикерт вовсе не предлагал сделать Швецию светским государством, как этого хотели некоторые республиканцы, но даже, казалось бы, весьма умеренные требования вызвали гневную отповедь духовенства — архиепископ Уппсальский Карл Фредрик аф Вингорд, в отсутствие Густава V фактически возглавивший консервативную партию, с церковной кафедры призвал лютеран бороться с инициативой Рикерта. Тем не менее, 23 ноября новая конституция была принята 308 голосами против 70 и 28 ноября обнародована во всех газетах.

Четырехпалатный риксдаг заменялся однопалатным и бессословным — вся страна делилась на 190 округов с примерно равной численностью избирателей в них (из-за неравномерной плотности населения, Стокгольм посылал в парламент сразу 17 депутатов, в то время как огромный Лаппланд, по площади превосходящий Португалию, — только двух), в выборах принимало участие все мужское население старше 21 года, для избрания достаточно было относительного большинства. Вводилось жесткое разделение трех ветвей власти: ни один новый закон не мог быть принят без согласия риксдага, он же вотировал налоги и годовой бюджет, министры отчитывались как перед королем, так и перед депутатами. Последнее было особенно существенно, т. к. не смотря на то, что формально правительство назначалось единолично монархом, на деле он должен был учитывать и мнение парламента. Кроме того, для утверждения судей так же требовалось его согласие, что фактически сводило королевские полномочия к руководству внешней политикой и командованию армией во время войны. Рикерт после принятия конституции гордо заявил, что отныне Швеция является самым свободным государством Европы.

Заседание Учредительного собрания

На этом однако процесс либерализации не закончился — в последующие полтора года правительство Спренгтпортена и Анкарсвэрда добилось принятия закона о гражданском браке, реорганизации муниципалитетов, либерализации торговли и отмене большинства пошлин и сборов и т. д. Консервативный лагерь был в ярости и не замедлил ответить 12 марта 1849 года призывом от имени архиепископа Уппсальского к восстанию в поддержку законного короля, которое в итоге свелось к серии крестьянских выступлений в Бохуслене и Сконе. Единственным серьезным последствием мартовского призыва стала «осада Энчёпинга», городской совет которого принял решение не признавать новую конституцию. Находящийся в 40 милях от столицы город был окружен армейскими кордонами, не пропускавшими в него продовольствие пока «мятежники» не капитулировали. К маю на всей территории Швеции воцарился мир — единственным последствием выступления консерваторов стала возросшая дипломатическая активность Густава V, теперь уже пытавшегося сколотить международную коалицию для возвращения короны, и отказ сразу нескольких иностранных принцев выставлять свою кандидатуру на вакантный престол страны, которая, по всей видимости, не особенно горела желанием их принять.

Правление Карла XIV Эдуарда

Первая Шведская республика

Правление Густава VI и II Адольфа

Продолжение следует...

Advertisement