ФЭНДОМ

Осада Киева
Основной конфликт: Вторая Европейская война
Парад победы 0.5
Российские войска на Крещатике, 1942-й.
Дата

1 июля 1941 - 23 февраля 1942

Место

Окрестности Киева, Россия

Итог

Поражение войск реваншистов; начало перелома в войне.

Изменения

Разрушение Киева

Противники
Ирония судьбы 3 Французское Государство

Флаг Польши злой Третья Речь Посполитая

Flag of the Legionary Movement Великая Румыния

Flag of Russia.svg Российская Демократическая Республика

Германская империя "Свободная Германия"

800px-Flag-of-Khalistan.svg Отдельный сикхский корпус

Командующие
Ирония судьбы 3 Оливье Фурнье

Ирония судьбы 3 Шарль де Голль

Ирония судьбы 3 Альфонс Жюэн

Флаг Польши злой Константин Рокоссовский

Флаг Польши злой Юзеф Сореток

Flag of the Legionary Movement Николае Чуперка

Flag of Russia.svg Алексей Воронков

Flag of Russia.svg Александр Егоров

Flag of Russia.svg Василий Чуйков

Flag of Russia.svg Антон Измайловский

Германская империя Эрих Манштейн

Германская империя Эрнст Юнгер

800px-Flag-of-Khalistan.svg Нанд Сингх

Силы сторон
неизвестно неизвестно
Потери
неизвестно неизвестно
Киевское сражение, также Осада Киева, Бойня на Днепре - ключевое сражение первой половины Второй Европейской войны, начавшееся 1 июля 1941 и продлившееся до... 

Французы и союзные им нации добились больших успехов в ходе восточной кампании, но к началу лета были остановлены на речных рубежах. Разбить российские войска в пограничном сражении не удалось; также не удалось парализовать работу промышленности или сорвать эвакуацию мирного населения вглубь государства. В такой обстановке главный удар было решено нанести в районе Киева - захват этого города, во-первых, дал бы удобную переправу через широкий Днепр, а, во-вторых, нанес бы сокрушительный удар по моральному духу врагов. 

Согласно мнению экспертов, Киевское сражение стало самым напряженным, кровопролитным и протяженым городским боем в истории человечества в целом и Второй Европейской - в частности. Также эта битва примечательна тем, что именно здесь силы главные силы реваншистов впервые потерпели чувствительное поражение на суше - поражение на море случилось пораньше

В ходе Киевского сражения 

Предыстория

В январе 1941 с русского наступления в Польше начался новый этап Второй Европейской войны. Одновременно Великая Румыния нанесла удар по Болгарии, а Итальянское государство вошло в пределы Сербии и Греции. Война, заявленная ее организаторами как крестовый поход против коммунизма (на деле, против всего немецкого народа) быстро превратилась в глобальный конфликт, в который оказались ввязаны практически все ключевые страны Европы. 

За начало 1941 успели произойти несколько важных сражений и операций: в большинстве своем успешных для реваншистов, но не всегда. Париж смог занять Испанию и обеспечить преданность Нумидии, однако, у него не получилось привлечь к войне Скандинавию, разгромить "Балканский аккорд" или за пару месяцев сокрушить Россию в боях на границе. Предупредительный удар русской армии оказался достаточно сильным, чтобы перепутать планы вражеского вторжения: весной 1941, когда фронты отходили на восток, они это делали постепенно, не теряя по дорогам вооружение и не оставляя раненных на произвол судьбы. Продвижение реваншистов шло медленнее, чем им хотелось, и сложнее: уже к маю того года цензурные комитеты "Государственной гвардии" доносили наверх о солдатских жалобах на ход кампании. Рядовые 8-й барельной армии генерала Альфонса Жюэна жаловались, что за два дня боев в России устали больше, чем за всю кампанию в Центральной Европе. 

Русские-1

Солдаты Русской армии, летом 1941.

Летом 1941
сражения окончательно перешли на территорию России: началась кровопролитная, ожесточенная и героическая оборона Одессы, французам после долгих боев сдали Ригу, но смогли защитить от них другие ключевые города Прибалтики. Русская армия отчаянно сражалась за каждый город и крупный населенный пункт, в зависимости от обстановки стараясь перейти в контрнаступление и нанести противнику максимальный урон. Война вызвала небывалый взрыв патриотизма, еще больший чем в годину Великой войны: подавляющее большинство россиян осознало, что вопрос стоит о существовании всей страны, а не о принадлежности пары-тройки пограничных провинций. Военно-воздушному флоту реваншистов не удалось сорвать эвакуацию промышленных предприятий к Уралу, Москве, Донбассу  и Волге: но им требовалось время для нормализации производства. Вся российская экономика должна была перестроиться: поэтому верховный главнокомандующий в июне приказал перейти к стратегической обороне: Россия отказалась от попыток немедленно перенести бои на территорию Польши, перейдя к изматыванию врага. 

Уже к 20-м числам июня французы, заняв Житомир и Коростень, оказались в опасной близости от Киева. Враг поставил под угрозу одну из пяти столиц России, родину ее нынешнего президента и, главное, подошел к важным переправам через полноводный Днепр. Важность южной столицы понимали обе стороны: 23-го июня Оливье Фурнье приказывает генералу Альфонсу Жюэну к 10-му августа занять Киев. В тот же день Василий Витальевич создал Киевский фронт, в состав которого вошли две армии - 65-я генерала Чуйкова и 19-я генерала Егорова. Командование было поручено Алексею Воронкову: он получил весьма конкретный приказ: не допустить падения Киева. Отсчет самого сражения за крупнейший южный город страны ведется с 1 июля, когда французские барели внезапной атакой прорвали позиции 19-й армии под Макаровым, оказавшись в тридцати километрах от первых зданий Киева. 

Ход событий

Городской ад

  • Французские артиллеристы под Киевом.
  • Попытка русской армии контратаковать.
Александр Ильич Егоров ожидал вражеского наступления: к Макарову начали подтягиваться российские резервы. Но Россия недооценила натиск и численность противника: отчаянные контратаки 2-3 числа только замедлили продвижение врага, причем в неравных боях была полностью уничтожена 145-я дивизия. Фронт неумолимо приближался к Киеву: 4 июля Алексей Воронков приказал начать организованную эвакуацию городского населения, в первую очередь стариков, женщин, детей и специалистов оборонных предприятий. Пока под Колонщиной гибли батальоны, войска ополчения организовали отход населения на левый берег Днепра. С каждым часом становилось все понятнее, что сражения за сам город не избежать.

Купленное смертями солдат Егорова время русские пытались использовать максимально эффективно. Видный общественный деятель, ветеран Великой и Кавказских войн, Антон Константинович Измайловский, поставил на поток вербовку народного ополчения: свыше 70 000 человек присоединилось к регулярным войскам РДР в грядущем сражении. Василий Шульгин одобрил план, подразумевавший передислокацию в район Киева большинства частей "Свободной Германии" под руководством Эриха Манштейна. 65-я армия Василия Чуйкова покинула свои позиции севернее Киева, спокойно и организованно отходя к пригородам - Чуйкову Воронков доверил оборону самого города, пока Егоров должен будет любой ценой удержать его фланги. 

Антуан

Антуан де Сент-Экзюпери, глава Военно-Воздушного флота Государства, член Внутренного круга Гвардии.

Пока шли наземные бои, Антуан де Сент-Экзюпери предложил своему непосредственному начальнику, Оливье Фурнье, превратить Киев в руины тотальными бомбардировками. По мнению маршала авиации, подобная мера помогла бы сокрушить моральный дух защитников города и не позволила бы им возвести надежные укрепления. План был одобрен в середине июня, тогда же начались приготовления к его реализации. Воспользовавшись затишьем на остальных фронтах, французы перебросили на киевское направление рекордное число самолетов - свыше 1600 истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков, причем здесь оказались все асы Франции, вроде Пьера Клостермана и Альбера Марселя. Вылет состоялся 7 июля, поздним вечером: российская разведка доносила о скоплении вражеских самолетов, но никто не мог представить себе подобной массивности. Неудивительно, что городские средства противовоздушной обороны, хоть и получившие подкрепление, никак не могли с ними справиться: поднятые в воздух истребители Чуйкова потерпели поражение в воздушном сражении. Всего за ночь и последующий за ним день 1-й Авиационный флот обрушил на Киев фугасные и зажигательные бомбы, последовательно и целенаправленно уничтожая инфраструктуру и склады: в городе начался ужасающий пожар, по свидетельствам современников, в некоторых районах города буквально горели камни. Жилой фонд был уничтожен наполовину: по подсчетам историков, погибло более 35 тысяч мирных жителей. Все это позволило Эдит Пиаф, "голосу Франции", 9 июля объявить о "гибели русского Киева" и "его скором падении"

Но такие заявления были далеки от истины. Поблизости от Киева не оказалось свободных французских войск, готовых закрепить достигнутый авиафлотом успех: все части были скованы арьергардными боями, которые с ними вели подразделения А. Егорова. Пользуясь форой, ополченцы ускорили эвакуацию мирного населения: свыше 35 000 человек отказалось от ухода на восток, прочие были отправлены в сторону Чернигова и Полтавы. Инженеры армии Чуйкова с 10-го числа принялись восстанавливать разрушенный вражескими бомбами аэропорт имени Владимира Святого. 

Оборона Киева

"Ярослав Мудрый"

Итоги и последствия

В культуре