ФЭНДОМ

237372Над статьёй ведётся работа.
Zavody i dym

Производственно-техническая база Екатеринбург, 2014 год

История новой России прямым образом связано с экономической реформой, которая была провоедена по плану, известному как «Единая экономическая программа по переходу к рынку в условиях кризиса». Эта программа должна была обеспечить Российской Федерации чёткие продуманные шаги по переустройству существовавшей ранее жёстко централизованной плановой экономической системы и обеспечить полноценный переход к социально-ориентированной рыночной экономике в две ступени: 1) построить эффективный рынок к 1996 году; 2) построить самодостаточную и сильную экономику к 2010 году.

С обеими задачами Россия справилась. Уже к 1996 году в стране можно было констатировать победу проекта реформ и переход к смешанной экономике, где одновременно действовали как рыночные механизмы, так и государственное регулирование, причём последнее раз за разом сокращалось, а государство держало курс на постепенно уменьшение своего участия в делах экономики, приватизировало предприятия, формировало смешанные государственно-частные корпорации по образу китайских и южнокорейских, чтобы одновременно иметь определённые рычаги давления на них, а с другой стороны — оставить широкое пространство для манёвра, обеспечить им самостимулирование и самостоятельность.

К 2010 году, хотя темы роста экономики страны хотя и замедлились, но оставались относительно высокими, а народное хозяйство постепенно сумело перейти к самообеспечиваемости. Ресурсы государства работали на улучшение социальной обстановки, выстраивались новые общественные институты, были в полной мере гарантированы выплаты гражданам, ликвидирован дефицит товаров и угроза голода, нависшая в первые несколько лет после распада СССР.

На фоне общего улучшения уровня жизни, руководство России запустило процесс экологической трансформации, вызванный небрежным отношением государства и промышленного лобби к природе и охранению природных ресурсов (воды, воздуха, почвы), что повлекло серьёзные последствия для страны, ставшие явными лишь к середине 2000-ых годов.

Предпосылки проблемы

Россия вступила в 1992 год как государство с достаточно хорошей экологией, доставшейся ей от Советского Союза. Все заводы страны находились в нескольких точках, где была крайне высокая концентрация производств, тогда как остальная территория оставалась свободной от воздействия разрушительных процессов и не испытывала давления со стороны человека. Это признавали и свои, и иностранцы, с удивлением отмечавшие отсутствие серьёзных недостатков в экосистеме России.

Однако это не значит, что проблем не было как таковых. Как выше было сказано, все производства страны концентрировались в разных точках, а именно - Новокузнецк, Норильск, Магнитогорск, Тула и ещё некоторые. Показатели там зачастую были хуже, чем положено для человеческой безопасности, и уровень заболеваемости там, естественно, был выше среднероссийского. До поры до времени этому не уделялось внимания: советская система соцзащиты гарантировала каждому отпуск в экологически чистые и обустроенные районы страны раз в три года, чем граждане активно пользовались.

Но эта система была подорвана после распада СССР. Одним из наиболее спорных решений того времени стало постановление Совмина РСФСР от 28 января 1992 года, которое отменяло ряд социальных гарантий трудящимся, включая оплачиваемые государством поездки "на юга". Премьер Явлинский протолкнул это решение, указывая на необходимость экономить в условиях кризиса, с чем и пришлось выступить Президенту Рыжкову по телевидению. Однако он пообещал восстановить эти соцгарантии, как только ситуация выправится.

Первые годы реформы характеризовались падением уровня и качества отечественного производства, массовой безработицей, задержкой выплат заработной платы и пенсий. Затягивание гаек в этой сфере выражалось в радикальном сокращении госрасходов на переработку мусора, отходов и на поддержание экологического баланса примерно до 15% от уровня 1990 года. Не стали экономить только на питьевой воде и водопроводе. Период с 1992 по 1997 годы называют "грязной пятилеткой" - повсеместное загаживание территории, образование свалок из самого разного мусора было реальностью, убирать мусор было не кому и не на что.

В 1992 году вступил в силу проект реформ, подразумевавший полное обновление инфраструктуры страны - дорог, каналов, коммуникаций, рельсов. Важное место уделялось перестройке нефтегазовых производств и внедрение технологий переработки сырья, а также обновлению трубопроводов. В 1992 году после визита Явлинского в ФРГ и переговоров с Гельмутом Колем было принято решение об улучшении снабжения Европы российскими нефтью и газом. В рамках этого были усилены разработки нефтегазовых месторождений, что привело к массовому загрязнению местностей. Тот же план подразумевал открытие в России иностранных производств, первые из которых прибыли из Японии и Южной Кореи. Две новые развитые экономики постепенно израсходовали такой дивиденд как дешёвая рабочая сила, а потому Россия предложила им сразу три удачных фактора: а) рабочие руки (как русские, так и из стран СНГ); б) немедленное пополнение ресурсами; в) пространство для устранения отходов. Столь выгодные условия были положительно приняты японцами и корейцами, с 1993 года началось активное освоение российского Дальнего Востока. Уже в 1993 году в России было открыто производство автомобилей Hyundai (всего через год фирма приняла решение о переносе в Россию серийного производства бытовой техники и электроники). Успех данного мероприятия вскружил голову и остальным игрокам на рынке.

Российское правительство приложило максимум усилий, чтобы привлечь иностранцев на свою территорию, полностью прекратив защиту окружающей среды. В условиях стабильной экосистемы многие даже не задумывались о грядущих проблемах для неё, ставя развитие на первый план.

Период замалчивания (1995-2005)

Время с марта 1992 по январь 1995 года считаются тем временем, когда складывались предпосылки к грядущим проблемам. Именно в это время российское правительство активно привлекало иностранные инвестиции, дав возможность зарубежному бизнесу открыть свои представительства в стране и начать работу в ОЭЗ, извлекая по максимуму прибыль. Данный бизнес оказался выгоден всем сторонам: уже в 1994 году на рынок России стали активно вливаться южнокорейские и японские корпорации, рассчитывавшие существенно увеличить прибыли за счёт более дешёвых производств. Важным элементом "восточной политики" стало содействие Российской Федерации данным корпорациям в их выходе в Европу: начатый в августе 1994 года проект реконструкции Транссибирской магистрали должен был полностью электрифицировать данную дорогу и перестроить инфраструктуру в прилегающих к Транссибу территориях, обеспечить более лёгкий доступ заграничного капитала в Сибирь и расширение сотрудничества в районах Центральной Сибири, Урала и Забайкалья. По обновлённому Транссибу товары южнокорейского и японского производства должны были с большим преимуществом по времени добираться до Европейской части России и до Евросоюза. Выгоды, получаемые с этого проекта, исчислялись миллиардами долларов.

Zavody dym

Обновление Транссиба и поступление налогов с ОЭЗ позволили также начать массовое строительство новых предприятий в Западной Сибири и на Урале, что позволило обеспечить работой большее число людей к концу века, а уже к 2004 году была констатирована нехватка рабочей силы, так что стали активно привлекать мигрантов из СНГ. Территории сибирских регионов, богатые природными ископаемыми, большая часть которых не была разведана, представляли море возможностей для экономического толчка. Уже к 2000 году было запущено свыше 200 предприятий обрабатывающей промышленности со всей таблицей Менделеева, реконструировано и введено в строй свыше 1800 шахт, где были задействованы более 200 тысяч рабочих. Доменные печи и трубы заводов стали видением "Новой индустриализации России" (один из лозунгов ВНП). Экономический рывок Сибири выявил нехватку лиц с управленческим и логистическим образованием: в российском высшей образовании возник тренд на соответствующие направления, которые стали наиболее престижными в конце XX века.

Граждане России, конечно, были рады подъёму, который пришёл после спада первой половины 90-ых. Но каждого в той или иной степени беспокоило начавшееся загрязнение: природоохранные департаменты местных правительств публиковали сводку об экологии и сообщали о постепенном ухудшении экологических условий жизни. Уже к 1998 году в ряде "городов новой индустриальной эпохи" был зарегистрирован уровень загрязнения атмосферы в 85-95 баллов, что явно превышало норму в 35 баллов. Незначительно увеличились показатели заболеваемости онкологии у рядовых жителей промышленных зон. Даже в ту ещё спокойную обстановку граждане начали задумываться о цене развития, что положило начало формировании будущей Зелёной партии. На тот момент это были зелёные кружки в школах и вузах, зелёные объединения на предприятиях и в организациях, пока ещё малочисленные.

20 марта 1998 года Совет Министров РФ издал секретное распоряжение. По нему всем природоохранным органам, от Министерства экологии и до комитетов по защите природы при городских исполкомах, запрещалось публиковать статистику загрязнения окружающей среды. Такое решение было принято председателем Явлинским лично, однако не по своей воле, а лишь после длительных и жарких обсуждений с Г. А. Зюгановым, Л. И. Абалкиным и министром промышленности Юрием Маслюковым, которые ставили развитие выше экологии и призывали не создавать помех на пути реформ. На государственном уровне было решено эту тему умалчивать и скрывать. Такая политика проводилась в течение последующих нескольких лет, за которые многое происходило.

Показатели роста ВВП РФ били рекорды: к 2000 году ВВП страны достигал $730 млрд., к 2005 - $1370 млрд., то есть в 1,87 раз больше; рост промышленности в это время показывал в среднем 13,5% ежегодно, вымахав в 3,47 раз. Стремительное укрепление экономического потенциала укрепляло доверие зарубежного бизнеса, и с 2000 года американские и европейские корпорации стали более активно участвовать в экономике России, перейдя от "системы заказов" к "системе производства", то есть стали открывать свои филиалы и заводы. Демократическое устройство российской государственности, свободный рынок и социальная стабильность создавали хороший имидж новой России, вести дела с которой становилось выгодным вложением. За период с 1998 по 2005 годы в стране было начато 142 крупных и 920 средних промышленных, производственных и строительных проектов, каждый из которых получал господдержку. Открывались новые заводы, реконструировались старые, шахты получали новую жизнь, активно шла эксплуатация ресурсов России. Появление в России самых современных технологий добычи из ФРГ и Франции только привели к расширению объёмов добычи.

Neft-i-gaz

В 2001 году РФ и Германия договорились о начале строительства линии труб, по которым в Евросоюз будут поставляться российские нефть и газ. В самой Европе с этим уже давно был напряг: запасы в Северном море истощались, и жить им оставалось не больше 10-15 лет. Россия была готова продавать нефть и газ на постоянной основе, а деньги у европейцев были. Вместе с сокращением поставок нефти из Ирака и Ирана (как результат оккупации первого в ходе военной операции на территории первого и совместного давления Запада на второго), единственным поставщиком нефти и газа в Европе осталась только Россия. Это дало начало нефтяному буму 2003 года, когда цены на нефть возросли до рекордных $38 и продолжили расти. Развивающийся нефтяной сектор подхватил эту линию, начав активную добычу как на имеющихся скважинах, так и начав разработки в Арктике; проект "NorthOil", к которому были подключены Германия и США, был начат в январе 2004 года. Совет Министров постановил ежемесячно увеличивать нефтедобычу на 1,5% из опасений обвала цен при избыточном насыщении рынка. Заявления экологов и зелёных о возможных угрозах чистым морям Северного Ледовитого океана были проигнорированы.

К концу второго президентского срока Зюганова Российская Федерация подходила стремительными темпами роста экономики и всё ухудшающейся экологической обстановкой. Загрязнение атмосферы в зонах "новой индустриализации" стало достигать 120-170 баллов, немало воздействию отходов производства стали подвергаться водные ресурсы страны: так, одна из крупнейших рек страны Енисей оказалась загрязнена не меньше чем на треть, в меньшей, но всё таки в опасной для жизни граждан степени отравлению подвергались и другие реки страны. Активно забиралась вода на нужды промышленности, что ухудшило и без того напряжённое водопроводное снабжение уральских городов. Невозможность утилизировать мусор своевременно привёл к формированию громадных свалок для дальнейшей переработки, но все эти планы вторичного использования только начали продумываться в новом тысячелетии, но не исполнялись: не было технологий, не было свободных рук. Мусор и отходы накапливались, и избавляться от них стали традиционным способом - сжигать. А это лишь было дополнительным источником для выброса грязи в воздух. Чистое небо России медленно, но верно начинало напоминать последствия ужасающих пожарищ.

В 2004 году в Ленинградском Государственном Университете собралась группа студентов и преподавателей вуза с целью обсудить проблемы экономики и экологии в стране. Организованная ими конференция собрала несколько сотен человек со всей страны, включая и членов правящей ВНП и местных чиновников из Сибири. Собрание пришло к выводу, что развитие страны не должно идти в ущерб безопасности жизням простых граждан, однако попытка вынести дискуссию за пределы аудитории ЛГУ успехом не увенчалась. Совет Министров запретил государственным СМИ освещать это событие, а из частных новость подхватили лишь две газеты не самые популярные. Диалог с властью начать также не удалось. Но первый звоночек раздался: граждане уже задумались о проблеме.

Первая общественная дискуссия (2006-2008)

(будет написано позже)

Попытки решения (2009-2010)

(будет написано позже)

"Новая экологическая политика" (с 2011)

(будет написано позже)