ФЭНДОМ

Эрих Альфред Хартманн
Erich Alfred Hartmann
48WT-yvcjo8

Эрих Хартманн в 1961 году.

Гражданство: Флаг Германского Союза Веймарская республика;
Флаг Третьего Рейха (МРГ) Третий Рейх;
Флаг Германского Союза ФРГ.
Рождение: 19 апреля 1922 Вайсах, Веймарская Республика.
Смерть: 28 октября 1962 вблизи г. Аурих, ФРГ
Похоронен: Неизвестно
 
Военная служба
Годы службы: Флаг Третьего Рейха (МРГ): 1941-1945;
Флаг Германского Союза: 1956-1962
Принадлежность: Флаг Третьего Рейха (МРГ) Третий Рейх
Флаг Германского Союза ФРГ
Род войск: Balkenkreuz.svg Люфтваффе
Звание: 400px-Luftwaffe epaulette Major.svg Майор(Вермахт)

Dienstgrad Bundeswehr Heer 261 Oberstleutnant.svg Подполковник(Бундесвер)

Командовал: JG 71.svg 71-я истребительно-бомбардировочная эскадра «Рихтгофен»/2-й ЦУВО
Сражения: Вторая мировая война
Третья мировая война
 Эрих Альфред Хартманн (нем. Erich Alfred Hartmann; 19 апреля 1922 — 28 октября 1962) — немецкий лётчик-ас, считается наиболее результативным пилотом-истребителем за всю историю авиации. Позывной «Карайа 1». В ходе Второй мировой войны совершил 1404 боевых вылета, одержав 352 воздушные победы (из них 344 над советскими самолётами) в 802 воздушных боях. За небольшой рост и моложавый вид получил прозвище Bubi — малыш. Будучи в довоенное время пилотом планера, Хартманн вступил в ряды люфтваффе в 1940 году, а в 1942 году окончил курсы подготовки пилотов. Вскоре он был направлен в 52-ю истребительную эскадру (нем. Jagdgeschwader 52) на восточный фронт, где попал под опеку опытных пилотов-истребителей люфтваффе. Под их руководством Хартманн развивал свои навыки и тактику, что в конце концов 25 августа 1944 года принесло ему Рыцарский крест Железного креста с Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами, за 300-ю подтверждённую воздушную победу.

Хартманн и оставшиеся военнослужащие из JG 52 сдались американским войскам, но были переданы Красной Армии. Обвинённый в военных преступлениях и приговорённый к 25 годам заключения в лагерях строгого режима, Хартманн провёл в них 10 с половиной лет, до 1955 года. В 1956 году он присоединился к перестроенным люфтваффе Западной Германии, и стал первым и по иронии судьбы последним командиром эскадры JG 71 «Рихтгоффен».

Во время Третьей мировой войны будучи пилотом самолета Lockheed F-104 Starfighter, а именно 27 октября 1962 года, произвел с остатками своей эскадрильи успешный авианалет на расположение 3-й батареи третьего дивизиона 159-й ракетной бригады Советских войск в ГДР у Дамсхагена, где так же принял участие в воздушном бою с МиГ-17 ВВС ГДР сбив один самолет. После чего спешно вышел из воздушного боя, и после произвел посадку на авиабазе Аурих, где застал на следующий день высадку советского десанта. При попытки с остальными эвакуироваться с базы при помощи F-86 "Sabre" погиб будучи сбит бортовым стрелком одного из советских самолетов.

Вторая мировая война

JG52-Emblem

Эмблема 52-й истребительно-бомбардировочной эскадры Люфтваффе.

В октябре 1942 года, окончив своё обучение в запасной истребительной группе «Восток», он получил назначение на Северный Кавказ в 52-ю истребительную эскадру на советско-германском фронте.

Эскадра JG 52 уже заслужила большую славу в Германии, в ней летали многие из лучших асовлюфтваффе, в чём Хартманн смог убедиться сразу после прибытия — Вальтер Крупински с трудом выбрался из горящего приземлившегося истребителя. Вальтер Крупински (197 сбитых самолётов, 16-й в мире) стал его первым командиром и наставником. Среди других был обер-фельдфебель Пауль Россманн, который предпочитал не вступать в «воздушную карусель», а атаковать из засады, тщательно изученная, эта тактика принесёт Эриху Хартманну первое место в неформальном соревновании лучших асов мира и 353 воздушные победы. Когда новым командиром эскадрильи стал Крупински, Эрих стал его ведомым. Так как 20-летнего новобранца, выглядевшего гораздо моложе своих лет, Крупински постоянно называл «Bubi» (мальчик, малыш), это прозвище прочно привязалось к нему.

Erich Hartmann

Эрих Альфред Хартманн 1943 год.

17 августа 1944 года Эрих Хартманн стал первым лётчиком-истребителем в мире по количеству воздушных побед, обойдя своего товарища по JG 52 Герхарда Баркхорна, с его, на тот момент, 274-мя.

Последняя победа Хартманна во Второй мировой войне, была одержана в последний день войны в Европе — 8 мая 1945 года над чешским городом Брно. В тот день рано утром ему было приказано провести разведывательный полёт над позициями советских войск. Взлетев вместе со своим ведомым в 8:30, они заметили первые подразделения уже в сорока километрах от места вылета. Пролетая, Хартманн увидел два истребителя Як-7, выполняющих разные акробатические фигуры на потеху передвигающимся внизу войскам. Полный решимости подпортить праздник, Хартманн нырнул вниз с выгодной ему высоты в 3700 метров и сбил первый истребитель с 200 метров. В момент прицеливания во второго он вдруг заметил мелькание маленьких точек над ним, передвигающихся с запада - это были американские Мустанги. Испугавшись возможности быть зажатым между русскими и американскими самолётами, Хартманн решил спуститься как можно ниже и уйти от погони в плотном чёрном дыму, висевшем над городом. Таким образом, атаковав советские истребители, Хартманн не только нарушил полученный им приказ о проведении разведывательного полёта, но и вступил в боевые действия уже после подписания 8 мая 1945 года в Реймсе акта о капитуляции Германии. После приземления выяснилось, что аэродром находится в зоне обстрела советской артиллерии, поэтому Карайа 1, остальные 24 Bf-109 и множество боеприпасов были уничтожены. Будучи командиром 1 звена JG 52 Эрих Хартманн принял решение сдаться американской 90-й пехотной дивизии. После этого немецкие военнослужащие, сражавшиеся против советских войск, были переданы непосредственно СССР, в соответствии с Ялтинскими соглашениями.

До конца войны Хартманн совершил более 1400 вылетов, в которых провёл 825 воздушных боев, был сбит 14 раз, но благополучно приземлялся на парашюте. Сам Хартманн часто говорил, что для него дороже всех побед тот факт, что за всю войну он не потерял ни одного ведомого.

Межвоенный период

JG 71.svg

Эмблема 71-й истребительно-бомбардировочной эскадры "Рихтгофен" Бундеслюфтваффе ФРГ.

Был военнопленным, сидел в различных лагерях в различных местах СССР. Находился там вплоть до 1955 года.

В 1955 году он был освобождён и возвращён в ФРГ, где воссоединился со своей женой. После возвращения в Германию он стал офицером военно-воздушных сил ФРГ и в 1956 году стал командиром эскадрильи JG 71 Рихтгоффен расквартированного на авиабазе Витмундсхаффен. Канцлер Аденауэр в те годы вел политику привлечения в Бундесвер да и на некоторые государственные должности бывших военных Вермархта, и даже бывших членов НСДАП. Эрих как бывший летчик Люфтваффе, и к тому же самый результативный летчик-ас в мире тем самым не остался в стороне. Кроме того началась холодная война между США и СССР, и Западная Германия оказалась на стороне США. А так как Хартманн был опытным летчиком к тому же имевший дело с Советскими летчиками, он стал командиром эскадрильи.

9-JG52-ins.svg

Личная эмблема Хартманна.

Так как к тому времени уже закончилась Корейская война, где массово применялась реактивная авиация, Хартманн переучивался на летчика реактивного самолета. Первым реактивным самолетом который он оседлал стал американский F-86 "Sabre" хорошо зарекомендовавший себя в Корее. Сумел воспитать целое поколение летчиков Бундеслюфтваффе которые управляли реактивными истребителями. Так же он неоднократно ездил в США где тренировал американских пилотов. Там связался с людьми из корпорации Lockheed, был так же по программе НАТО испытателем новой авиационной техники. Будучи крайне знаменитой личностью и отличным командиром, в 71-й эскадрилье вскоре начало чувствоваться влияние его личности. В частности самолеты 71-й эскадрильи были окрашены боевой раскраской 52-й эскадрильи времен Второй мировой войны "Черный тюльпан", которая стала знаменита во всем мире благодаря Хартманну чей Мессершмидт был окрашен в неё.

Будучи и по совместительству летчиком, и летая на самолете Хартманн перенес на свой реактивный Сэйбр, а позже и на Старфайтер свою личную эмблему "Карайа". Во время вылетов использовал так же свой позывной времен Второй мировой войны "Карайа 1".

Cw1v3qxiZSA

Майор Хартманн с Британским летчиком.

Как офицер Бундеслюфтваффе, и бывший летчик Люфтваффе Третьего рейха, при том лучший летчик-ас мира, он тем самым этим показывал молодому поколению пример. Хартманн как командир эскадрильи вел и патриотическое воспитание молодого поколения летчиков. Он не восхвалял Третий рейх, и критиковал нацистский режим, однако подчеркивал мастерство летчиков Люфтваффе, и их преданность воинскому долгу, и давил на пример "славных предков".

Ближе к концу 50-х стал лоббистом американской корпорации Lockheed, и сумел проллобировать принятие на вооружение в Бундеслюфтваффе самолета производства данной корпорации Lockheed F-104 Starfighter. По имеющимся данным получил от данной корпорации за успешное лоббирование круглую сумму денег. Руководил переучкой пилотов своей 71-й эскадрильи с Сэйбров на Старфайтеры. К 1962 году начал критиковать F-104 Starfighter из-за частых инцидентов с ним. 

По состоянию на 1962 год Хартманн имел налет более 10 000 часов, что делало его лучшим летчиком Бундеслюфтваффе, и всего мира. Дослужился до звания подполковника Бундеслюфтваффе, имел собственное имение, и счет в банке. Кроме того был заметной фигурой Бундесвера.

Третья мировая война

Основная статья: Воздушный бой над Дамсхагеном

1018473-i 077

Lockheed F-104 Starfighter Бундеслюфтваффе ФРГ, аналогичный тому на котором летал Хартманн во время Черной Субботы.

Еще до начала Третьей мировой войны, после того как обострился Карибский кризис, все военные силы НАТО были приведены в полную боеготовность. 71-я эскадрилья не была исключением. В течении двух недель проводились патрульные полеты, и были заготовлены дежурные звенья. Ранее во время Берлинского кризиса Хартманн применял ту же схему.

27 октября в 15:00 Харманн вылетел в патрульный полет вместе с ведомым капитаном Крампе на двух F-104 Starfighter. Так как ничто не предвещало беды, на самолеты не было поставлено ракетное вооружение. Из оружия были лишь шестиствольные крупнокаллиберные пушки М61. На обоих самолетах были подвесные топливные баки.

За командира 71-й эскадрильи в это время остался заместитель Хартманна майор Бундеслюфтваффе Юстин Гюнтер. В 16:05 штабом 71-й эскадрильи было получено сообщение от 2-го Центра Управления Воздушными Операциями(ЦУВО) НАТО о начале Третьей мировой войны. Пользуясь полномочиями майор Гюнтер объявил боевую тревогу, приказал дежурному звену капитана Тилля взлететь в воздух, и сам начал готовиться к полету. Как раз к тому моменту когда первый Штаффель 71-й эскадрильи начал взлетать с авиабазы Витмундсхаффен, во главе с майором Гюнтером в 16:19, по ней был нанесен удар советской ракетой "Скад". Мощность взрыва была равна 240 килотоннам в тротиловом эквиваленте. Майор Гюнтер и весь состав 71-й эскадрильи находившейся в это время на Витмундсхаффене погибли. Кроме того был уничтожен и военный городок вместе с домом Хартманна. Из состава 71-й эскадрильи в живых остались лишь 5 летчиков, дежурное звено майора Тилля из трех Старфайтеров, и собственно капитан Крампе, и сам Хартманн.

Получив известие о начале атомной войны, и сообщение о том что Витмундсхаффен работает только на взлет, Хартманн со своим ведомым решил отправиться к границе ГДР у города Любек, с тем что бы прикрыть границу. Что было опасно учитывая что на самолете из вооружения были лишь пушки М61. Хартманн вероятно рассчитывал дождаться эскадрилью и нанести удар по аэродромам на приморских регионах ГДР. Советские атомные ракеты начали массово падать на немецкие военные базы и города как раз когда Хартманн с ведомым находился в 10 км к Юго-Западу от Любека. Считается что авантюрное решение отправиться к границе ГДР без ракетного вооружения спасло Хартманна и его ведомого от скорой гибели. Ведь они оба пролетели над Гамбургом всего за 2 до того минуты как город был уничтожен атомной бомбой. Дожидаясь дежурное звено Хартманн и Крампе неизбежно попали бы в зону взрыва в Гамбурге, и погибли.

Хартманн и его ведомый были счастливчиками, так как они были на участке интенсивной атомной бомбардировки, и не попали в опасные зоны от взрывов. Любек был уничтожен ударом тактических ракет под 10-15 килотонн. Оба были достаточно далеко что бы выжить при таком ударе. По сути они оба, и тройка майора Фрица Тилля оказались единственными уцелевшими и способными вести бой самолетами не то что Бундеслюфтваффе но и всего блока НАТО на севере Западной Германии.

Заметив дымовые шлейфы от ракет у Дамсхагена, Хартманн принял решение пересечь границу ГДР и нанести советским ракетчикам удар. Перед этим он транслировал это сообщение по всем частотам, и его услышало звено Тилля, которое поспешило на форсаже на помощь своему командиру.

Mig17f-5

МиГ-17 ВВС ГДР, аналогичный тем что атаковали Хартманна над Дамсхагеном.

В 16:28 по местному времени Хартманн и его ведомый пересекли границу ГДР, и по длинным шлейфам в воздухе у Дамсхагена обнаружили позицию 3-й батареи третьего дивизиона 159-й ракетной бригады Советских войск. Связавшись с капитаном Тиллем он дал им ориентир на хозяйственные корпуса где он с ведомым рядом с ними заметил следы от гусениц, предполагая что в них находятся боксы для советских транспортеров ракет, он приказал Тиллю чье звено было вооружено авиационными бомбами разбомбить корпуса. Сам же Хартманн и его ведомый Крампе начали расстреливать из пулеметов М61 3-ю батарею третьего дивизиона. Идя на второй заход на 3-ю батарею, Хартманн и его ведомый не заметили четверку МиГ-17 ВВС Фольксхарме ГДР под командованием опытного летчика капитана Фольграббе. Успешно зайдя в хвост F-104-м с низу в момент когда для захода на наземную цель Хартманн и его ведомый сбросили скорость, Фольграббе разделил четверку на двойки, послав в атаку на Хартманна двойку лейтенанта Лемке, а сам принявшись за ведомого Хартманна Крампе.

B926c2a4cf6c

Гауптман Гюнтер Фольграббе. Будущий лучший летчик-ас Фольксхарме ГДР.

Хартманну в который раз за жизнь повезло, лейтенант Лемке увидев тевтонский крест на фюзеляже самолета Хартманна замешкался, и не выстрелил. Ведомому Хартманна повезло меньше, оказавшись под огнем МиГов Крампе запаниковал и попал под огонь Фольграббе, в результате руль высоты заклинил, и самолет свалился в штопор, Крампе погиб.

В этот момент Тилль и его тройка разбомбили корпуса на земле, но заметив МиГи Фольграббе и Рауха по приказу Хартманна спешно вышли из боя, в результате фронтальной атаки МиГов Фольграббе на тройку Тилля один самолет из его звена был поврежден. Обе четверки МиГов Фольграббе и Рауха начали перегруппировываться, тем самым Хартманн улучил момент для атаки. Ворвавшись в строй МиГов он сел на хвост МиГ-17 лейтенанта Лемке, который ранее со своим ведомым не сбил Хартманна. Лемке был сбит, и погиб. После этого Хартманн спешно вышел из боя включив форсаж.
1018473-i 081

Кадры с боя над Дамсхагеном(Найдены после того как Старфайтер Хартманна попал в руки советских войск) МиГ-17 лейтенанта ВВС Фольксхарме ГДР Карла Лемке подбит Хартманном.

Хартманн направился в сторону ФРГ, однако все попытки связаться со звеном Тилля и с ним самим закончились безуспешно, они пропали без вести и спустя три дня были признаны погибшими. В течении 10 минут Хартманн летал над территорией ФРГ, его топливо кончалось. Наземные войска в это время через помехи вызванные взрывами слышали его позывной Карайа-1. В конце концов его сигнал сумели уловить на авиабазе Аурих. Что было во время учитывая что топливо у него кончалось.

В 16:44 Хартманн сумел связаться с авиабазой Аурих, откуда получил разрешение приземлиться на запасной площадке развертывания на автобане А-31 возле Грасхаус. Через минут 20 он приземлился там. Найдя нового своего техника он распорядился подготовить его Старфайтер к бою и вооружить его до зубов, а так же нарисовать еще один крестик на фюзеляже, его очередную воздушную победу. После чего подполковника Хартманна проводили к мобильному командному пункту. Получив сводки новостей, и связавшись с третьей авиадивизией Хартманн, пошел во временное расположение персонала для отдыха. Где проспал до пол девятого 27 октября. За время пока он спал, война продолжала идти, активность войны и гибель командного состава с назначением новых командующих прошла крайне быстро. Новым командующим воздушными силами НАТО с легкой руки канцлера ФРГ Конрада Аденауэра стал Йозеф Каммхубер, ветеран Первой и Второй мировой войны, создатель знаменитой "Линии Каммхубера". Который вникнув в ситуацию и не найдя достаточно квалифицированного офицера, назначил Хартманна командующим командованием воздушной обороны ФРГ "Север" и 2-м ЦУВО НАТО.

Не смотря на то что за ним как за новым командующим прислали вертолет, и его форму подполковника, он лишь приказал погрузить в него своего нового техника, и его подчиненных которые занимались его самолетом, а сам сел вновь на Старфайтер и вылетел на авиабазу Аурих в 20:43.

Прибыв на базу в 21:13, Хартманн связался с Каммхубером, и принял обязанности командира 2-го ЦУВО. Он нового командующего штабом 2-го ЦУВО майор Ганс Кайзенгер он получил более полную сводку новостей, и по воспоминаниям последнего был крайне подавлен еще до того как услышал новости.

На авиабазе было всего 6 летчиков переучивавшихся с Сэйбров на Старфайтеры, с учетом самого Хартманна, его начальника штаба, и начальника разведки 9. Было 36 самолетов Сэйбр, и 8 Старфайтеров.

За все короткое время пока Хартманн командовал 2-м ЦУВО имея в своем распоряжении такие мизерные силы, и всего один аэродром с еще тремя запасными, он не смог ничего сделать для того что бы как-то изменить ситуацию, плюс как вспоминали очевидцы он был серьезно подавлен случившимися событиями. Получив сообщение от ВВС США с запросом подтвердить готовность принять перебрасываемые через Атлантику эскадрильи ВВС США численностью до 500 машин на аэродромы 2-го ЦУВО которые были уничтожены уже атомным ударом Советских войск Хартманн вышел из себя матерившийся как на немецком, так и на русском языке который он выучил в лагере. Однако взяв себя в руки сумел передать в командование НАТО что он не сможет этого сделать, и что 2-й ЦУВО не имеет таких ресурсов.

В это самое время в 01:03 Советские войска используя тактические ракеты "Марс" уничтожили эскадрильи ЗРК "Найк-Геркулес" четвертой авиадивизии Бундеслюфтваффе, которые прикрывали Аурих от налетов Советской авиации. Удар по данному зенитному подразделению наносила та самая 159-я ракетная бригада чью 3-ю батарею Хартманн атаковал вечером прошлого дня под Дамсхагеном. Данный удар был частью операции задуманной командующим Приморским фронтом Юрием Бордзиловским, и должен был обеспечить десантирование части 7-й гвардейской и 106-й воздушно-десантной дивизии на Аурих с целью его скорейшего захвата, и создание плацдарма.

Гибель

Canadair Sabre

Трофейный F-86 "Sabre" принадлежащий 71-й эскадре "Рихтгофен" с раскраской Хартманна "Черный тюльпан". Аналогичный тому на котором был Хартманн когда он погиб.

В 03:18 28 октября советские вооруженные силы начали высадку десанта на авиабазу Аурих. Увидев десантные самолеты и тучу советских десантников, Хартманн отдал приказ о эвакуации. 

Наземные подразделения начали сражаться с уже высадившимися десантниками. Хартманн и остальные летчики приняли решение эвакуироваться на Сэйбрах так как они были легче и быстрее Старфайтеров. 

Хартманн и Кайзенгер сумели взлететь через 20 минут после начала десанта на уже практически захваченной десантниками взлетной полосе. Так как на их Сэйбрах не было вооружения, Хартманн и Кайзенгер не предпринимали попыток атаковать десантные самолеты. 

Так как была глубокая ночь, видимость была нулевая. Потому Хартманн не сразу увидел что перед ним десантный самолет Ту-4Д(Советский вариант В-29, десантная модификация). Увидев его он резко свернул, пролетев прямо под опущенной аппарелью из которой выпрыгивали десантники. Выброс пламени из сопла его Сейбра демаскировал его. Бортовой стрелок того самого десантного самолета заметил его и дал по нему длинную очередь, она и стала фатальной. Самолет Хартманна загорелся и врезался в землю, сам Хартманн погиб. Так закончилась жизнь лучшего летчика-аса мира, сбившего за свою карьеру 353 самолета.

Кайзенгер так же заметив десантный самолет так же нырнул вниз и столкнулся и советским парашютистом, из-за чего турбина пришла в негодность, и самолет потерял управление. Сам Кайзенгер успел катапультироваться и спастись, и в ноябре попал в Советский плен. Остальные 7 летчиков не сумели взлететь с авиабазы, а сама авиабаза к утру была полностью захвачена.